НОД по ФЭМП Число 6 и цифра 6 для старшей группы.
0Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание»
Тема: Число 6 и цифра 6.
Цель занятия: Закрепить порядковый и количественный счёт в пределах шести, знание цифр в пределах шести.
Задачи:
Закреплять умение считать до 6, различать запись числа 6 и соотносить ее с шестью предметами;
Закреплять опыт преодоления затруднения, опыт самоконтроля;
Тренировать умение сравнивать количество путем пересчета, соотносить цифры 1-6 с количеством
Сформировать умение подбирать предметы в соответствии с заданной меркой;
Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук.Материалы и оборудование:
Конверт с письмом от Матроскина и Шарика;
Демонстрационный материал: геометрические фигуры: 6 кругов («ватрушки»), 6 овалов («пирожки»), цифра 6, образец, демонстрирующий образование числа 6 (5+1);
Раздаточный материал: «условные мерки» — полоски картона длиной 3 см, набор цифр от 1 до 6;
Шнурки для выкладывания цифр;
Онлайн игра «Посчитайка»;
Ход НОД:
1. Введение в ситуацию:
Воспитатель: Ребята, я очень рада всех вас видеть. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг,
Я — твой друг и ты — мой друг!
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь!
Воспитатель:
Кто-то бросил к нам в оконце письмецо,
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, это кот, как мышку,
На оконце заманил?
На письме написано: «Детям старшей группы «Радуга» от друзей Матроскина и Шарика». Хотите узнать, что написано в письме?
«Добрый день, наши друзья! Мы живем в деревне Простоквашино. Забор в загоне у коровы Мурки сломался. Вот мы и хотели его починить. Только не знаем, сколько досок нужно и какой длинны доски для этого выбрать. Помогите мне, пожалуйста, починить забор у нашей коровы.».Воспитатель: Ребята, поможем Матроскину и Шарику? Вы сможете это сделать?
Дети: Да!
2. Актуализация знаний:
Закрепление образа числа 6 и цифры 6.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, Шарик, как радушный хозяин приглашает нас за стол и хочет нас угостить. Посмотрите, сколько пирожков и ватрушек нам напек Шарик! Давайте их посчитаем. Сколько пирожков? (5). Сколько ватрушек? (тоже 5). Как сказать одним словом, сколько пирожков и ватрушек (одинаково или поровну).
У Шарика осталось немного теста, и он решил еще испечь пирожок. Чего стало больше? Чего стало меньше? На сколько больше? На сколько меньше? Как же так получилось, что пирожков стало больше на один?
Дети: Мы к 5 пирожкам прибавили еще 1, получилось 6.
Воспитатель: Ребята, а какой знак покажет Шарику, что пирожков больше? Что можно сказать о количестве пирожков и ватрушек.
Дети: Их поровну.
Выкладывают знаки «больше» и «меньше», «равно».
3. Затруднение в игровой ситуации:
Воспитатель: Как же Шарику не забыть, сколько стало пирожков, а сколько осталось ватрушек? Что нам поможет?
Дети: Нам помогут цифры!
Воспитатель: Вы знаете, на что похожа цифра 6?
Дети делают предположения.
Воспитатель:
Цифра 6 – дверной замочек,
сверху – крюк, внизу – крючочек.
Дети тренируются в воздухе писать цифру 6, повторяя стихотворение за воспитателем.
Воспитатель: Ребята, как написать Шарику сколько стало ватрушек?
Дети: Нужно записать количество с помощью цифр.
Воспитатель: Покажите Шарику, как можно выложить цифру 6 шнурком.
Дети выкладывают цифру 6 шнурком.
4. Включение знания в систему знаний:
Воспитатель: Вы славно потрудились, пора и отдохнуть. Матроскин предлагают вам немного поиграть.
Дети выходят в круг.
Игра с мячом «Назови последующие число». Я бросаю вам мяч и называю какое-нибудь число. Вы должны поймать мяч и бросить мне его назад, сказав число следующие за названным. Будьте внимательны.
4-5; 6-7; 3-4; 7-8; 2-3, 5-6.
5. Затруднение в игровой ситуации:
Воспитатель: Нам надо помочь Матроскину и Шарику. Они хотят построить новый забор для загона. Как мы можем помочь? Что для этого нужно?
Дети: Да. Нужны доски.
Воспитатель: Правильно, надо выбрать новые доски для забора. Посмотрите, сколько их. (Шесть). Чтобы наш забор был ровный и красивый, нам нужно выбрать только такие доски, которые одинаковы по высоте. Как можно узнать, какие доски подойдут к забору?
Предложения детей.
Воспитатель: Правильно, нам поможет мерка. Давайте проверим высоту мерки и забора. Она одинаковая?
Дети проверяют и приходят к выводу, что высота мерки и забора одинаковая.
Воспитатель: Теперь давайте найдем с помощью мерки нужные нам доски. Сколько вы нашли таких досок? А остальные доски?
(Дети отвечают, что они выше или ниже нашего забора и не подходят).
Воспитатель: Молодцы! Что мы сравнивали с помощью нашей мерки?
Дети: Высоту досок.
Воспитатель: Молоды. А теперь постройте забор для загона.
А теперь посмотрите на экран. Дядя Федор хочет с вами поиграть игру «Посчитайку». Он хочет узнать, как вы умеете считать и все знаете цифры.
Онлайн игра «Посчитайка!»
Воспитатель: Молодцы!
6. Подведение итогов. Осмысление.
Воспитатель: Вы смогли помочь Матроскину и Шарику? Как вы думаете ребята, вы справились с заданиями Матроскина и Шарика? (Ответы детей) Давайте вспомним, что помогло Шарику определить количество ватрушек и пирожков? (Научились пользоваться меркой, считать до 6, познакомились с цифрой 6. Какое показалось трудным? Какими вы были? (Дружными, умными, помогали друг другу и т.д.)
Матроскин и Шарик прислал вам звездочки разного цвета. Если вы считаете, что у вас все получилось, выберите желтую звездочку. Если у вас еще не все получается, то звездочку фиолетовую цвета.
Анализ занятия:
В части «Введение в ситуацию» использовался прием беседа с опорой на личный опыт детей (мини беседа о героях мультфильмов; сюрпризный момент – письмо из Простоквашино. Приемы соответствовали возрастным особенностям детей. Были созданы условия для принятия детьми детской цели с помощью вопросов: «Хотите, сможете?». «Детская» цель соответствовала особенностям и специфичности мотивов и эмоциональной сферы.
В части «Актуализация знаний»