Формирование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в воспитательной работе посредством интерактивных игр, направленных на формирование и сбережение здоровья
Формирование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в воспитательной работе посредством интерактивных игр, направленных на формирование и сбережение здоровья
Мартынов А.С.
Город Ульяновск, МБОУ «Гимназия №24»
Автор статьи знакомит с инновационной формой организации профилактических мероприятий, отраженных в разделе программы воспитательного пространства гимназии «Здоровый образ жизни», целью которой стало создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья. Главный акцент сделан на технологии организации и проведении интерактивных игр, которые являются приоритетным направлением воспитательной работы гимназии, поскольку они носят ярко выраженный деятельностный характер; данные игры позволяют формировать навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста.
Здоровье – самая большая для человека ценность. Чтобы вырастить жизнелюбивого и здорового человека, необходим особый образ жизни – здоровый.
При воспитании ценностного отношения к здоровью и формировании здорового образа жизни учащихся педагогический коллектив нашей гимназии работает по многим направлениям: с учащимися регулярно проводятся беседы по технике безопасности в различных ситуациях, тренинги, интерактивные игры по формированию здорового образа жизни и отказу от вредных привычек, учащиеся вовлекаются в спортивные кружки, секции, актив гимназии входит в число волонтеров. В рамках месячников и акций «Здоровый образ жизни» проводятся конкурсы рисунков «За здоровый образ жизни!», учащиеся соревнуются в написании гимнов здоровью, ежемесячно на классных часах звучит тема всеобуча «Здоровый образ жизни», в учебном заведении организуются смотры-конкурсы агитбригад, плакатов.
Критическое ухудшение здоровья детей и подростков, всего населения – одна из основных проблем современной системы образования. Сложившаяся ситуация является следствием влияния многих неблагоприятных социально-экономических факторов, итогом нерешенных педагогических проблем в области сохранения и укрепления здоровья школьников, педагогов, родителей.
Одной из причин такой ситуации является то, что в последние годы с экранов телевидения демонстрируется пьянство, насилие, разврат, «герои» фильмов употребляют наркотики. В последние десятилетия для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических средств и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу населению, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Как всякая глобальная проблема она не может не стать содержанием современных образовательных программ. Даже самая дружная и благоприятная школьная семья не может существовать в отрыве от социальной действительности, для которой распространение вредных привычек в среде молодежи и подростков все более и более становится нормой. Детей нельзя оградить от пагубных пристрастий, но научить их сознательно отказываться от них можно и нужно. Поэтому в рамках воспитательной системы школы обязательно предусмотрены интерактивные игры по формированию здорового образа жизни, которые проводят дети для детей. Воспитание у ребенка готовности избежать приобщения к одурманиванию невозможно без осознания им личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма, формирования устойчиво негативного личностного отношения к табаку, алкоголю, наркотическим веществам.
Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам российского ученого И.И. Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.
Интерактивная игра – социально-психологическая игра, это всегда «здесь и сейчас» проживаемая жизнь. Сегодня практически не вызывает сомнений значимость активных методов воспитания. Недаром шотландская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я пойму, вовлеки меня – и я усвою на всю жизнь». Проводимые в нашей гимназии игры - игры ролевого ситуационного воспроизведения жизненных явлений с проблемным содержанием духовно-социального плана. Что такое интерактивная игра?
игра – ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;
игра – мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;
игра – деликатное диагностирование социального развития ребенка; одна из форм социально-психологического тренинга;
игра – способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;
игра – один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты.
В практику воспитательной работы вошли три социальные проекта: «Скажи жизни – ДА!» (проблема профилактики СПИДа/ВИЧ в молодежной среде), для учащихся начальных классов «Я выбираю Здоровый Образ Жизни!», для учащихся среднего звена – проект интерактивной игры «Человек без вредных привычек – человек будущего». Все три проекта вовлекли свыше 400 участников, организаторами стали активисты школьного самоуправления «ПоЛаР» (Позитивные Опытные Лидеры Активной Работы).
Все проекты состояли из трех этапов: 1) анкетирование, 2) разработка проекта на основе полученных ответов, целеполагание; 3) проведение интерактивной игры; рефлексия, круглый стол, планы на будущее.
Проект интерактивной игры «Скажи жизни - «ДА!» (для учащихся 9-11 классов)
Цель – формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни
Задачи: 1. На основе результатов анкетирования наметить конкретные и активные формы работы с подростками гимназии по проблеме СПИДа/ВИЧ;
2. Добиться положительного результата решения проблемы путем системного характера над актуальной проблемой 21 века;
3. Сделать подростков активными участниками в решении поставленных цели и задач;
4. Осуществить взаимодействие с иными структурными подразделениями, готовыми дать подробную информацию, видеоматериалы, помочь в организации тренингов и других активных форм взаимодействия (СПИД-центр, «Красный крест», «Ассоциация учащейся молодежи», «Равный равному»).
В настоящее время проблема СПИДа/ВИЧ не перестала быть актуальной. «Клиентами» данной проблемы становятся, к сожалению, все чаще подростки, психологически слабые, или же наоборот, слишком активные, пытающиеся проверить себя на прочность. Основная причина – отсутствие у молодежи необходимых знаний по вопросам сохранения и укрепления здоровья, полной и качественной информации о том, что такое планирование семьи, болезни, передаваемые половым путем, ВИЧ-инфицированные люди.
Проанализировав 100 ответов на вопросы анкеты, волонтеры получили полную картину: подростки гимназии не обладают полной информацией, ряд высказываний носит неверный характер, многие испытывают затруднения при решении данной проблемы, большой процент учащихся показал равнодушие к данной проблеме и отрешенность. Многие ребята нуждались в консультативной помощи специалистов.
Интерактивная игра содержала несколько этапов и строилась по принципу марафона станциям. Смысл заключался в том, что проходя информационные палатки, подростки пополняли свой багаж знаний, ставя себя каждый раз в проблемную ситуацию, а не механически проглатывая свежую информацию. В игре использовались тренинги, которым обучились волонтеры гимназии на занятиях в «Красном кресте», сотрудничая с организацией «Равный равному».
1 этап «Оставайтесь людьми». Просмотр и обсуждение фильма о проблеме СПИДа/ВИЧ в молодежной среде.
2 станция – игра «Вечеринка». На этапе волонтеры в игровой форме показали скорость распространения ВИЧ-инфекции, глобальность эпидемии. Ведущий объясняет правила: «Все мы приглашены на вечеринку, здесь присутствует ВИЧ-инфицированные люди. Во время вечеринки с вами будут здороваться люди. Если при пожатии руки вы почувствовали надавливание на ладонь – это сигнал. Подобный условный знак будет означать, что вы приняли правила вечеринки и использовали нестерильный шприц при введении наркотика. Звучит музыка, волонтеры начинают движение по комнате, происходят рукопожатия. Музыка обрывается, волонтеры промят сесть на стулья тех, кто не почувствовал нажатия на ладонь. Оставшиеся подростки стоят. Ведущий констатирует факт: за одну вечеринку в среде наркоманов происходит стремительное распространение эпидемии. После обсуждения волонтеры делают акцент на том, что это была лишь модель, и через рукопожатие ВИЧ-инфекция не передается.
3 станция. Для проведения мероприятия понадобится шприц, вода обычная и вода зеленая. Разъясняем детям, что вода зеленого цвета – наркотик. Набираем в шприц воду зеленого цвета. Выливаем содержимое в тарелку. Берем в шприц воду прозрачную, выливаем в другую тарелку. Данные действия показывают, что другой человек – наркоман – пользуясь нестерильным шприцем, вводит себе в вену остатки наркотика с кровью предыдущего наркомана. Проговариваем информацию о том, как за одну вечеринку с использованием одного шприца незараженные люди стали ВИЧ-инфицированными.
4 станция «4 угла». В разных углах размещены надписи «Согласен», «Не согласен», «Не уверен», «Не знаю, но хотел бы узнать». Волонтерами приводятся примеры – высказывания подростков на тему СПИДа/ВИЧ. Ребята, прослушав высказывание, должны занять место в комнате, которое содержит верный для них ответ.
Виктория, 15 лет: «Я люблю ходить в бассейн, но меня преследует мысль о том, что в бассейне могут находиться люди ВИЧ-инфицированные. Я могу от них заразиться». После озвучивания проблемы и выбора подростками верного ответа следует комментарий волонтеров о том, что обычная обработка – хлорирование воды в бассейне – убивает ВИЧ. Но даже если бы вирус не был обезврежен, вода уменьшает его концентрацию до степени, исключающей вероятность заражения.
Проблема СПИДа/ВИЧ может коснуться любого человека. Надо быть к этому готовым, не допускать случайных связей, следить стерильностью медицинских инструментов, следить за чистотой кожи и слизистых оболочек, помнить об опасности наркомании, татуировок, пирсинга.
СПИД/ВИЧ передается при пожатии руки или объятиях, через пот и слезы, при кашле, чихании, при использовании общего постельного белья, в транспорте, при использовании общей посуды, при поцелуе (нет).
Всегда ВИЧ-инфицированная мать родит ВИЧ-инфицированного ребенка. (Нет. По данным ВОЗ, риск передачи ВИЧ от матери к ребенку составляет 20-45%, в то время, как при профилактических мероприятиях риск можно снизить до 2%).
Наталья, 17 лет: «Окружающие, ВИЧ-инфицированные люди могут подложить зараженную иголку в общественном месте. Большая вероятность наколоться. Так можно заразиться ВИЧ (при случайных уколах инфицированной иглой риск заражения составляет 0,3-0,4%. При высыхании крови и спермы, а также грудного молока риск передачи ВИЧ-инфекции снижается практически до нуля).
Светлана, 13 лет: «Есть насекомые, которые кусают один раз в своей жизни. Таким образом, риск заразиться от комара равен нулю. Но есть насекомые, способные кусать человека не один раз. Значит, риск заразиться от такого насекомого все-таки существует? (Нет, ВИЧ не способен размножаться в организме комара или любого другого кровососущего насекомого).
Илья, 17 лет: «Половой контакт, если он защищен, не способен вызвать заражение. Но ведь невозможно при этом обойтись без поцелуя. А спрашивать: «Не болеешь ли ты СПИДом?» стыдно. Значит, поцелуй способен заразить человека? (Если нет внутренних повреждений во рту, риск сведен до нуля. Но следует помнить об опасности половых отношений с большим количеством партнеров).5 станция «Агитбригада «Мы за здоровый образ жизни». Демонстрируются слайды, которые раскрывают деятельность гимназии по сохранению и укреплению здоровья, дети – волонтеры комментируют их. Возможен вариант агитбригады, раскрывающей проблему СПИДа/ВИЧ.
6 станция «Поэтическая». Подросткам предлагается принять участие в поэтическом соревновании на тему здоровья и здорового образа жизни. Ребята создают слоганы или стихотворения на тему игры.
7 станция. Участники собираются в актовом зале, с ними волонтеры разучивают гимн здоровья. Подводятся итоги, заполняются стикеры, их крепят на дерево желаний. Подростки отвечают на следующие вопросы «Что нового узнали сегодня?», «Понравилась ли новая форма проведения мероприятия – интерактивная игра?»
Игра – особый вид деятельности, в ней заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, здоровьесберегающей деятельности. Для психологического здоровья детей и подростков игра весьма полезна: ребенок оказывается в демократическом окружении (никто не помнит о его учебных неудачах, плохом поведении на перемене, в игре не будет явно заметно отсутствие тех или иных знаний).
Опыт проведения массовых оздоровительных мероприятий был обобщен на городских семинарах для заместителей директоров по темам «Профилактика СПИДа/ВИЧ в общеобразовательном учреждении», «Пропаганда здорового образа жизни в общеобразовательном учреждении». Опыт организации и проведении интерактивных игр позволил учащимся выступить с данными проектами за стенами школы и получить высокие результаты:
Участие в программе «Организация информационных компаний по ВИЧ/СПИДу» в рамках Проекта по пропаганде ЗОЖ «Будь здоров!» (сертификаты, дающие право на проведение подобных тренингов); 2. I место в городском конкурсе социальных проектов «Reактив»; 3. Благодарность за активную позицию, вклад в проведение Всероссийской добровольческой акции «Весенняя неделя добра» и развитие добровольческих инициатив в г.Ульяновске; 4. Сертификаты от «Красного Креста» на право проведения тренингов по проблеме ВИЧ-инфекции; 5. Участие проекта в областном форуме при Губернаторе – Председателе Правительства Ульяновской области С.И.Морозове «Жить и работать в России» (получены дипломы, дающие право участвовать во втором туре); 6. Сертификат за участие во Всероссийском тренинговом фестивале-олимпиаде «Карьера в России» по программе «Управление проектированием и внедрение деловых проектов» (102 балла из 102 возможных). Проект интерактивной игры отмечен как один из лучших; (получены сертификаты, подтверждающие обучение и стажировку по программе «Управление проектированием и внедрением деловых проектов»); Подводя итог выше сказанному, хотелось бы отметить, что воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, формируя ценностное отношение к физическому, социальному и нравственному здоровью самого ребенка.