Комплексное развивающее занятие для старшего дошкольного возраста на тему Состав числа. Решение задач на сложение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей Дом детского творчества «Искорка» ДЦ «Теремок»






Комплексное развивающее занятие для старшего дошкольного возраста
Тема: «Состав числа. Решение задач на сложение»








Автор:
Семёнова Людмила Степановна,
педагог дополнительного образования











г. Томск
Тема урока (занятия): «Состав числа. Решение задач на сложение» (Незнайка в гостях у дошколят)
Цель: Повышать математические знания дошкольников; расширять их кругозор
Задачи:
Закрепить первоначальные знания и представления о составе числа
Учить составлять задачи на сложение
Формировать познавательный интерес к математическим знаниям
Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление
Воспитывать бережное отношение к обитателям природы
Задачи приоритетных образовательных областей:
«Познание»: развитие и формирование математических представлений; развитие познавательной деятельности через зрительное, тактильное, слуховое восприятие окружающего мира.
«Художественное творчество»: развитие у детей умение конструировать, используя геометрические фигуры, резинки - паутинки.
«Художественное чтение»: развитие навыков выразительного чтения (интонация, сила голоса).
Межпредметные связи: Литература, музыка, рисование, физкультура.
Метапредметные связи (образовательные задачи в интеграции образовательных областей):
«Социализация»: приобщение к общепринятым нормам и правилам, развитие игровой деятельности.
«Коммуникация»: формирование навыков свободного общения, речедвигательных функций;
«Музыка»: развитие музыкально-художественной деятельности (слушание).
«Здоровье»: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Планируемые результаты:
Интегративные качества: эмоционально отзывчивый; соблюдающий элементарные общепринятые правила; любознательный, активный; имеющий первичные представления об окружающем мире.
Предпосылки УУД: коммуникативные - умение слушать, регулятивные - выполнять действия по заданному образцу и правилу.
Материально-техническое обеспечение на уроке:
Оборудование для педагога: слайды (планеты), аудиозапись («голоса птиц»), картина «птицы», картинки с изображением животных, «экран системного мышления», пиктограммы, глобус
Оборудование для детей: числовые карточки, «математический набор»; игры: «цветные палочки Кюизенера», «математический планшет», «логические блоки Дьенеша»; раздаточный счётный материал
Особенности содержания урока состоят в том, что урок построен на принципе личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, учитываются при этом относительные показатели детской успешности;
Предусматривается оптимальная нагрузка на ребенка в условиях игровой деятельности.

План хода урока
1.Организационный психологический настрой детей
-Педагог: Подарим друг другу улыбку и поздороваемся «Ловкие плечики» (коснуться плечиков, посмотреть друг на друга и улыбнуться). А вот и Незнайка, давайте научим и его так здороваться. (Незнайка удивляется, дети объясняют ему, что можно здороваться по-разному, чтобы было хорошее настроение на весь день)
-Дети приглашают Незнайку остаться до конца урока.
2. Игровое упражнение «А что дальше?» Название метода: «Мозговой штурм»
-Показ цифры 7. Что у меня в руках? (цифра 7), а я где нахожусь? (на полу),
где находится пол? (в кабинете), а кабинет? (в «Теремке»), на какой улице «Теремок»?
(ул. Мира); а улица Мира? (в Томске); в какой стране находится Томск? (в России); Где расположена Россия? (на земном шаре); Земной шар? (в космосе)
-Вопрос от Незнайки: Вот говорят «земной шар», а что это такое? (ответы детей)
Показ глобуса – дети объясняют, что это макет Земли.
-Педагог: Кроме планеты Земля, есть ещё много планет. Дети знают считалку, в которой перечисляются названия всех планет: «На луне жил звездочёт, он планетам вёл подсчёт. Меркурий - раз, Венера - 2, три - Земля, 4-ый - Марс, 5 – Юпитер, 6 – Сатурн, 7 – Уран, 8-ой Нептун, дальше всех – Плутон»
-Просмотр слайдов («Планеты»). Спросим у Незнайки, сколько он насчитал планет?
3.Игра «Зоопарк». Название метода: «Детки в клетке»
-Педагог: Мы умеем считать не только планеты, но и можем поставить номера клеток для животных. А ты, Незнайка, знаешь цифры? (Незнайка путается в их названии)
Заранее подобранные картинки с изображением животных, которые могут жить в зоопарке, выставлены на доске. Надо поставить номер клетки для всех животных.
Вопросы к детям:
-Сколько клеток понадобилось для животных зоопарка?
-Сколько животных поместилось в этих клетках?
-Под каким номером находится слон (тигр и др.)? Которыё по счёту?
-На котором месте клетка белого медведя (кенгуру, обезьяны и др.)?
4.Игра «Экран системного мышления». Название метода: «Заполни белые квадраты»
(большой экран, разделённый на несколько маленьких; цифра 7 находится в центре)
-Вопросы к детям (педагог обращается к Незнайке, что если у него появятся вопросы, он может их задать и дети постараются ответить):
-Давайте расскажем, что мы знаем про цифру 7? Что бывает всегда только по 7? Ответы детей: 7 дней недели,7 цветов радуги, 7 нот в музыкальной грамоте и т.д. (Используются пиктограммы, например: неделя в виде разноцветного круга)
-Какая цифра стоит перед цифрой 7? Перед 6? Перед 5? (Заполняются экраны слева)
Обратный счёт
Состав числа
Использовать картинки


Цифра 6
6 + 1; 5 + 2;

Номера на транспорте


Цифра 5
Цифра 7
На страницах книг
На циферблате часов


Цифра 4
Что бывает всегда по 7?
(пиктограммы)

Номера домов, квартир


-Где можно встретить цифры 7? Ответы детей (выставляются заранее подобранные картинки на 3 правых экранов: виды транспорта, книги, газеты, часы, здания и т.д.)
-Из каких чисел можно составить число 7? Ответы детей: 6 и ещё одна морковка; 5 мячей и ещё 2 мяча? И др. (из раздаточного материала каждый ребёнок выбирает нужное количество предметов: морковки, мячики, огурчики, зайки, куклы; и обосновывает свой выбор)
-Педагог: Замените число, выбранных вами предметов, на цифры и составьте запись
(дети составляют: 6+1, 5+ 2 и т.д.)
-Как можно составить число 7 из двух меньших чисел?
Вопрос от Незнайки: А мне понравились все цветные палочки. Можно ли с ними поиграть?
- Ответы детей: из палочек можно построить лесенку, колодец, аиста, машину
- Покажем Незнайке, что мы умеем делать из цветных палочек.
5.Игра: «Весенняя пирушка» (речевая логическая задача) Аудиозапись (голоса птиц)
-В птичью кормушку положили ягоды рябины. Серенькие маленькие птички (их много в городе зимой) хлеб склевали, а рябину не трогают. Сели на кормушку другие птички. Грудка красная, голова тёмно – синяя, на крыльях белые полоски. Ягод не осталось ни одной. Что это были за птицы? (ответы детей)
-Какие птицы сидят на ветке? Кто знает, почему у снегирей грудка красная? (ответы детей: красная, чтобы было красиво; покрасила себе грудку; любит красные ягоды; часто стесняется и краснеет, ей стыдно за что-то; может быть кого – то обидела; ей мама сшила красную кофточку; у каждой птицы свой наряд)
-Педагог: Ответы ваши интересные. Снегири заботливые птицы, кормят детёнышей семенами и насекомыми. Спешат на помощь, если из стаи кто – то попался в ловушку.
6.Игра: «Поможем Незнайке составить задачу про снегирей»
-Педагог предлагает посмотреть на рисунок. Посчитайте, сколько снегирей на ветке?
-На веке сидело 6 снегирей. К ним прилетел ещё один снегирь.
Я составила маленький рассказ про снегирей. Но это ещё не задача. В задаче должен быть вопрос, который начинается со слова «сколько». Сколько снегирей стало на ветке?
-Педагог предлагает найти числовую карточку с кружочками (6) – это столько было снегирей, сколько прилетело (1), А сколько стало?
-Практическая работа (с помощью «математического набора» выкладываем нужные цифры и знаки +, =)
-Как записать решение: сначала было 6, берём цифру 6. Сколько прилетело птиц? Стало больше или меньше? Какой ставим знак, если стало больше? (знак +) Прочитайте запись: 6+1, дальше знак равно и 7 – это решение и ответ. Я задала вопрос, а вы решили задачу.
7.Игра: «Цветные палочки Кюизенера»
(белая палочка обозначает число – 1, розовая – 2, голубая – 3, красная – 4, жёлтая – 5, синяя - 6)
-Педагог: С помощью цветных волшебных палочек составим число, которое показывает, сколько стало снегирей на ветке (дети рассуждают, подбирают соответствующего цвета палочки). Варианты: жёлтая и розовая, голубая и красная, белая и синяя и т. д.)
8.Динамическая минутка «Весёлые упражнения» (под музыку)
-Педагог: У Незнайки есть секретная шкатулка, в ней лежат карточки – схемы, где показываются разные упражнения, которые он пока не умеет делать. Давайте вместе поучимся красиво их выполнять.

Игра: «Цветные палочки Кюизенера»
«Экран системного мышления», «Математический планшет»

9.Игра: «Блиц – опрос» (задаю вопросы и передаю «часы - талисман» первому ребёнку, во время второго вопроса 1-ый ребёнок передаёт второму и т.д.)
-Кто получит «часы – талисман» отвечает на вопрос и нужно передать своему соседу.
Вопросы детям:
-Сколько дней в неделе? Кто знает песенку «Недельки»?
-Какая стрелка на часах крутится быстро? Какая медленно?
-Какая цветная палочка обозначает число 7? Число 5? Число 2?
-Что бывает всегда только по 2? Пара - это сколько?
-Назовите времена года? Сколько месяцев в каждом времени года?
-На берёзе росло 5 яблок, одно яблоко упало. Сколько яблок осталось?
-За забором видны 8 заячьих ушек. Сколько зайцев за забором?
-Сколько клеток было в нашем зоопарке?
10.Игра «Математический планшет» Звучит тихая музыка (предлагаю построить из «резинок – паутинок» клетку для животного, кормушку для птиц и третье - по желанию)
-Постройте «клетку» для зоопарка, где будет жить животное, чтобы ему понравилось, было уютно и тепло, а также кормушку для птиц и третье задание – по выбору (дети делятся своими впечатлениями, для кого они хотят построить и почему)
11.Игра «Логические блоки Дьенеша» (разноцветные геометрические фигуры разного размера, разной толщины)
-Для посетителей зоопарка надо выложить дорожки из геометрических фигур так, чтобы были использованы три цвета толстых фигур, но рядом не должно быть два одинаковых цвета.
Логические блоки Дьенеша


12.Итог урока. Рефлексия.
- Педагог: Незнайке понравились ваши постройки, кормушки, дорожки. Он загадает загадку, кто угадает, тот имеет право загадать свою загадку или рассказать стихотворение о птицах или животных.
Загадки: Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный,
Лепит домик под окном из травы и глины (ласточка)
Птичка – невеличка ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок – получается прыжок (воробей)
Стихи детей: (автор В. Сибирцев)
1.На снегу сидит большая красногрудых птичек стая.
Полюбуйся поскорей на красивых снегирей.
Эта птица с силой воли, в день раз сто бывает в поле.
Птичке некогда ленится, носит корм птенцам синица.
Всё не можем насладиться мы полётом этой птицы.
Моря синего хозяйка над волною реет чайка.








13PAGE 15


13PAGE 14115