ПРОГРАММА ДО. ВЗЯЛСЯ-ХОДИ. 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОПОКРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»МОРДОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Новопокровская СОШ»:
___________ /Н.И. Климачева/
Приказ № 69/1
от «25» мая 2015 г.
«Рассмотрено»
на заседании Педагогического совета
Протокол № 6от «23» мая 2015 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Общеинтеллектуального направления
« Взялся-ходи»
возраст детей: 12-15 лет
срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Кочетков Анатолий Викторович, учитель ОБЖ и физической культуры Шульгинского филиала МБОУ «Новопокровская СОШ», 1 категория
р.п. Новопокровка
2015 год
Информационная карта
Наименование программы
« Взялся-ходи»
Сведения об авторе программы
ФИО педагога: Кочетков Анатолий Викторович
Место работы: Шульгинский филиал МБОУ «Новопокровская СОШ»
Должность (категория): учитель ОБЖ и ФК
Аннотация программы
Направление
Общеинтеллектуальное направление
Возраст обучающихся
12-15 лет
Срок реализации
1 год
Год разработки
2015
Нормативная база
1.Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации",
2.Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 № 373,
3.Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования" от 17.12.2010 N 1897,
4.Типовым положением об общеобразовательном учреждении,
5.Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей,
6.санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиНами 2.4.4.2821-10», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189,
7.Письмом Минобрнауки РФ от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»,
8.Письмом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. № 03-2960 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,
9.Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями на 18 мая 2015 года);
10.Уставом школы,
11.Положением о внеурочной деятельности.
Вид/тип
Модифицированный
Цель программы
Целью программы является: - использование шахмат как эффективное средство воспитания и интеллектуального развития детей; - развитие логического мышления, концентрация внимания, памяти, эмоциональной и волевой выдержки; - воспитание личности, ответственность за свои поступки; - повышение спортивного мастерства; - определение своей будущей сферы деятельности (профессии).
Задачи программы
Обучающие: Овладеть основными принципами разыгрывания дебютов, решать задачи в 2-4 хода. Владеть основами пешечного эндшпиля. Нападение развязыванием. Уметь составлять план и давать оценку позиции. Владеть окончаниями «лёгкой фигуры против пешек». Уметь ставить мат слоном и конём, двумя слонами. Ориентирование на плоскости
Развивающие: Овладеть стратегическими идеями гамбита Эванса, венской партии, королевского гамбита. Достигать цели игры в процессе шахматной партии. Начальный выбор профессии. Овладеть идеями защиты двух коней, дебюта 4-х коней. Освоить навыки планирования партии. Определить личные качества к выбранной профессии.
Воспитательные: Знать задачи физического воспитания в стране. Уметь поддерживать своё здоровье в норме. Учиться творческому подходу в шахматах. Улучшить оценки по предметам. Знать основные положения гигиены шахматистов. Понимать цели и смысл шахмат в жизни людей. Развивать спокойствие и уверенность в своих силах. Стремиться к лидерству.
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что она направлена не только на развитие интеллектуального уровня и качеств личности ребёнка. А, ставая его средствами шахмат, в том или иное положение, она помогает ему заранее определиться в той или иной будущей сфере деятельности, профессии и помогает сделать для себя (и родителей) соответствующие выводы, чтобы потом иметь несколько лет целенаправленной подготовки.
Формы занятий
(указать кол-во детей в группах)
Групповые. 15 человек.
Режим занятий
1 раз в неделю по 2 часа (всего 2 часа в неделю)
Ожидаемые результаты
Знать: - системы соревнований по шахматам; - знать разновидности контроля времени на обдумывание ходов; - иметь понятие о тренировке шахматиста. Уметь: -пользоваться таблицей очерёдности игры, определять цвет фигур; - владеть понятием «инициатива в дебюте»: показать знания стратегических идей Филидора, шотландской партии и шотландского гамбита, сицилианской защиты, - владеть понятием «атака шахматной партии», знать основные проблемы и виды центра в шахматной партии; - понимать необходимость изучения шахматной литературы доля совершенствования знаний. Применять: -в практической игре.
Формы подведения итогов реализации программы
Результативность усвоения программы отслеживается в три этапа:
- входной контроль – сентябрь;
- промежуточный контроль – январь, февраль;
- итоговый контроль – май.
Входной контроль – собеседование с воспитанником с целью определения уровня общеобразовательных знаний. Способ – диагностическая карта или тестирование.
Формы промежуточного контроля – зачёт, защита творческих работ, интеллектуальная игра.
Итоговый контроль имеет формы, направленные на обобщение программного материала по всему тематическому спектру за текущий учебный год.
Страниц текста
21 страница
Приложение
методические разработки
Рецензенты
Ф. И. О. Кретинина Е.А. Заведующая Шульгинским филиалом МБОУ «Новопокровская СОШ»
Жариков А.А. Директор МБУ ДО ДЮСШ
Шабанов В.Н. Зам. директора ДЮСШ по УВР.
М.П. _______________ / Климачёва Н.И./
«31» августа 2015 года
Структура рабочей программы:
- пояснительная записка; - тематическое планирование (содержание учебного предмета, курса); - учебно-методическое обеспечение (перечень используемой литературы для учителя и обучающихся, мультимедийное сопровождение курса, интернет- ресурсы); -календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе).
Пояснительная записка
Шахматы- это явление мировой культуры - специфический вид человеческой деятельности, сочетающий в себе элементы науки, искусства и спорта. Они вышли за рамки спортивного единоборства, заслужили официальное признание, как мощное средство воспитания и развития человека, как неотъемлемая часть культурной и научной жизни современного человеческого общества. Они доступны людям разного возраста и не зависят от национальности, вероисповедания, материального положения, политических взглядов и т.п., способствуют сотрудничеству в раздираемом противоречиями мире. «Мы все-одна семья»-лозунг ФИДЕ. Будучи моделью военного противоборства шахматы объективно «работают» на мир, объединение людей, несут критерий истины и справедливости. Перед пытливым умом переизбытка мудрости и красоты не бывает, поэтому, изучая игру, обучаемый, наряду с повышением уровня шахматного мастерства, значительно расширяет своё представление о шахматах, повышает уровень шахматной культуры. Повсеместное внедрение компьютерной техники и сетевых технологий оказывают существенное влияние на мир шахмат, предоставляя невиданные возможности общения в игре и роста мастерства как для профессиональных игроков, так и для миллионов любителей шахмат, особенно для тех, кто живёт в населённых пунктах, отдалённых от центров шахматной жизни. Шахматы, как искусство, как зрелище пробуждают в человеке целую палитру качеств и эмоций, способствующих духовному обогащению личности, её всестороннему и гармоничному развитию.
Направленность программы.
Общеинтеллектуальное направление.
Новизна, актуальность.
Новизна программы заключается в том, что она направлена не только на развитие интеллектуального уровня и качеств личности ребёнка. А, ставая его средствами шахмат, в том или иное положение, она помогает ему заранее определиться в той или иной будущей сфере деятельности, профессии и помогает сделать для себя (и родителей) соответствующие выводы, чтобы потом иметь несколько лет целенаправленной подготовки. Актуальность курса. Выдающиеся политические деятели, военачальники и полководцы, писатели, музыканты, учёные видели и видят в шахматах не просто отдых и развлечение, но и своеобразную гимнастику ума, эффективное средство воспитания и развития человека. К числу наиболее в активных социальных функций шахмат относится функция педагогическая, ориентированная на формирование творческих качеств личности, развития познавательной активности обучающихся, их самостоятельности в принятии оптимальных решений в самых различных ситуациях, требующих повышенного внимания, ответственности, высокой культуры и дисциплины мыслительной деятельности. Отличаясь доступностью, простотой и привлекательностью, шахматы вносят вклад во всестороннее гармоничное развитие человека, независимо от возраста, профессии, спортивной шахматной квалификации. Во всём мире растёт понимание того, что школа не может обеспечить знаниями своих воспитанников на все случаи жизни. Поэтому центральное место в системе дополнительного образования занимает развитие обучающихся, формированию у них таких качеств творческой личности, которые помогли бы им активно участвовать в последующей учебной и трудовой деятельности. Теоретически и практически обоснована не только целесообразность, но и сама возможность использования шахмат в формировании элементов научного стиля мышления творческий способностей, эстетических взглядов, повышение успеваемости детей по всем предметам. Шахматы-школа творчества детей. Это уникальный инструмент развития творческого мышления. «Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее»-К. Илюмжинов. Именно здесь готовится его самая умная часть, будущая элита общества. Занятия шахматами не должны мешать профессиональному становлению личности в любой сфере деятельности, напротив, должны помогать в этом. Обычно вопросы шахматной педагогики рассматриваются односторонне-как набор методических правил и принципов, которыми должен руководствоваться тренер, решающий лишь одну задачу: как можно быстрее добиться от своих воспитанников, высоких спортивных результатов. Но цели и задачи шахматной педагогики сложнее. Это специфическая отрасль педагогических знаний, которая отражает идеи и рекомендации науки к компонентам педагогической деятельности-целям, содержанию, методам, средствам и организационным формам воспитания, обучения и развития с учётом индивидуальных познавательных возможностей. Подход к шахматам в школах связан с тем, что игра в шахматы рассматривается как самостоятельный вид деятельности, вид спорта, в котором необходимо совершенствоваться, и на это направлены имеющиеся программы обучения шахматами. Особенности данной программы в том, что шахматы выступают как средство интеллектуального развития, эффект от которого связан с переносом тех или иных творческих качеств личности, на различные виды интеллектуальной деятельности. А это приводит к изменениям акцентов - переориентирования в процессе обучения шахматам на процесс развития с помощью шахмат.
Цель программы.
Целью программы является: - использование шахмат как эффективное средство воспитания и интеллектуального развития детей; - развитие логического мышления, концентрация внимания, памяти, эмоциональной и волевой выдержки; - воспитание личности, ответственность за свои поступки; - повышение спортивного мастерства; - определение своей будущей сферы деятельности (профессии).
Задачи курса «ВЗЯЛСЯ-ХОДИ»
Обучающие
Овладеть основными принципами разыгрывания дебютов, решать задачи в 2-4 хода. Владеть основами пешечного эндшпиля. Нападение развязыванием. Уметь составлять план и давать оценку позиции. Владеть окончаниями «лёгкой фигуры против пешек». Уметь ставить мат слоном и конём, двумя слонами. Ориентирование на плоскости.
Развивающие
Овладеть стратегическими идеями гамбита Эванса, венской партии, королевского гамбита. Достигать цели игры в процессе шахматной партии. Начальный выбор профессии. Овладеть идеями защиты двух коней, дебюта 4-х коней. Освоить навыки планирования партии. Определить личные качества к выбранной профессии.
Воспитательные
Знать задачи физического воспитания в стране. Уметь поддерживать своё здоровье в норме. Учиться творческому подходу в шахматах. Улучшить оценки по предметам. Знать основные положения гигиены шахматистов. Понимать цели и смысл шахмат в жизни людей. Развивать спокойствие и уверенность в своих силах. Стремиться к лидерству.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ.
Отличительной особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, количество учащихся в группе.
12-15 лет. 15 человек.
Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, включая каникулярное время, этапы)
год
Формы, режим и продолжительность занятий.
Формы и методы занятий. Применение специальных методов помогает непосредственно решать эту задачу. Для их реализации используются упражнения избирательного характера. Особенностью этих упражнений является то, что они обладают способностью избирательного воздействия на определённые функции обучаемых, чтобы данная функция попадала под максимальную «нагрузку» в зависимости от подготовки обучаемых. Этим они отличаются от упражнений, которые используются в тренировочном процессе, где успешность решения различных шахматных задач, этюдов, комбинаций определяются не только уровнем интеллектуальных способностей, но и объёмом имеющихся у него знаний. Особенно полезны они для детей с задержками и отклонениями в умственном развитии, помогают им лучше усваивать школьные дисциплины. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. «Она входит в жизнь как элемент умственной культуры»-писал В. Сухомлинский. Именно с игры начинается путь в шахматный мир. Данная программа ориентирована на детей среднего школьного возраста (от 12 до 15 лет) и рассчитана на один год обучения. На теоретические и практические занятия на учебный год отводится 70 часов. Занятие длится 45 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
При характеристике ожидаемых результатов нужно знать, как переходят шахматные функции на другие сферы деятельности. В пылу борьбы, так и вне арены шахматных сражений погружённые в волшебный мир шахмат игроки, особенно дети, порой как бы «оживляют» фигуры, и наделяют их способностями людей. Шахматисты часто говорят, что фигуры «чувствуют», «ходят», борются» и т.д. Второй чемпион мира М. Ласкер так писал об эмоциях фигур: «Чувства шахматной фигуры не бедны, как об этом думают: честолюбие-при выполнении работы, ярость-если этому мешают, отчаяние-из-за незаслуженно горькой участи, ликование-по поводу счастливого случая, насмешка над противником, которому фигура загородила путь, ненависть-ко всякому, кто угрожает королю, смех-когда удаётся избежать ловушки.». Шахматисты, подчиняясь магии шахматных фигур, только как бы «оживляют» их, но даже наделяют их теми или иными правами игрока, теми или иными способностями. Фигурам трудно сражаться по одиночке, как в большинстве жизненных ситуаций, к успеху ведут коллективные действия, взаимная выручка и поддержка фигур. При этом каждая фигура действует по своему и вносит вклад в общее дело. Шахматы-это идеальная модель жизни. В отличие от жизни здесь нет места предательству. Просто проигравший не смог использовать силу и возможности своих фигур, а противник, используя их недостатки, превратил их в «плохие» фигуры, где они могут даже мешать своему королю, как, например, положение «спёртого мата», « эполетного мата» и др. В шахматах нельзя «свалить» собственные ошибки на кого-то другого, как это часто бывает в жизненных ситуациях. Шахматы, как игра-противоборство, в принципе ничем не отличается от игры в шашки, в футбол, в баскетбол-похожие стратегические идеи, тактические действия и даже приёмы. Игрок выступает как тренер, который руководит своими фигурами, как, например, футболистами. Также переносятся функции шахмат на другие виды деятельности в зависимости от того, какую специальность хочет выбрать обучающийся. Он должен знать специфику будущей работы, какие требования предъявляет эта профессия к человеку, какие качества он должен будет в себе развивать, какие недостатки и слабости он имеет и знать, какими специальными упражнениями их устранять с помощью педагога. На каждого обучаемого заводится анкета, где характеризуется его положительные и отрицательные качества, недостатки, слабости и намечаются пути их устранения путём подбора специальных упражнений избирательного характера, не допуская компенсации одних функций другими. Для закрепления пройденного учебного материала организуются тематические сеансы одновременной игры, разыгрывания типовых, эндшпильных и миттельшпиль-ных позиций, конкурсы решения комбинаций. Участие в различных соревнованиях показывают уровень подготовки шахматиста, его функциональный уровень. В целях проверки результатов освоения программы применяется контроль и самоконтроль в форме индивидуального опроса, фронтального опроса, устных и письменных зачётов, устных экзаменов, собеседование по элементам и тактическим приёмам, устного самоконтроля, диагностики. Введение тестов изменяет отношение детей ко всем упражнениям, которые помогут им сдать эти тесты. Появляется интерес к решению и сильнее закрепляется навык. В конце учебного года проводится конечная диагностика, подведение итогов года, награждение грамотами. В конце учебного курса проводится первенство школы по шахматам.
·
Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся.
В процессе обучения важную роль играет выбор организационных форм проведения занятий. Применяются индивидуальные, групповые и коллективные формы организации учебной деятельности. Форма обучения зависит от контингента обучаемых, условий их обучения. Чем выше шахматная квалификация, тем большее значение приобретают индивидуальные формы работы. При подготовке к соревнованиям, разнообразным праздникам возрастает роль коллективных форм. Именно в коллективе воспитываются личностные качества человека такие, как честность, ответственность, дисциплинированность, товарищеская взаимопомощь, скромность, отзывчивость и многие другие. Процесс обучения превращается в увлекательную игру. Шахматы на начальном этапе становятся продолжением детских игр и забав. По мере накопления ЗУН происходит качественная перемена, обычный скачок в повышении шахматного мастерства. При групповых занятиях применяются следующие приёмы: рассказ, беседа, лекция, объяснение, учебная дискуссия, конкурс, сеанс одновременной игры, самостоятельная работа, упражнения, решение задач и этюдов, познавательные игры, соревнования.
Учебно-тематический план программы
Содержание программы.
Тема 1. Введение в образовательную программу(2 часа).
Теория. Направление работы на учебный год. Роль достижения «беззевкового барьера». Продолжительность занятий 2 часа с постепенным увеличением интенсивности нагрузки. Практика. Практическая игра.
Тема 2. История шахмат(2 часа).
Теория. Чемпионы мира. Их вклад в развитие шахмат. В. Крамник, А. Карпов, В. Ананд.
Тема 3. Активность в шахматы (2 часа)
Теория. Выгоды активной игры. Активный ход-это любой ход, улучшающий положение хотя бы одной собственной фигуры. Видеть при каждом ходе два-три активных хода-кандидата.
Тема 4. Основные принципы разыгрывания дебютов(3 часа)
Теория. Развитие - целенаправленное улучшение своих фигур и пешек. Мобилизация фигур, ходы центральными пешками, чтобы создать простор для своих фигур. После развития фигур - рокировка и постановка ладей на открытой линии. Избегание ходов пешками, не способствующих развитию фигур. Практика. Практическая игра.
Тема 5. Тактические слабости.(2 часа)
Теория. Комбинационное решение всегда опирается на наличие в позиции тактических слабостей. Этот термин впервые ввёл Макс Эйве. Под тактическими слабостями понимаются фигуры и пешки противника, которые защищены и атакованы одинаковое количество раз, а также поля, с которых королю может быть объявлен шах. 60-70% комбинаций наносится именно по ним. Выведение навыка на уровень привычки является важным фактором совершенствования шахматиста. Практика. Практическая игра.
Тема 6. Эндшпиль.(4 часа)
Теория. Мат слоном и конём. Мат двумя слонами. Простейшие окончания: ладья против коня, ладья против слона ( ничейные и выигрышные позиции). Элементарные слоновые и коневые окончания. Практика. Практическая игра. Тестирование. Решение заданий.
Тема 7. Решение позиций на мат в 3-5 ходов.(4 часа)
Теория. Позиции постепенно усложняются, часто решение достаточно неожиданное. Большое количество решений с длинными перемещениями фигур. Тренировка навыка нахождения тактических слабостей. Практика. Решение композиций на мат в 3-5 ходов.
Тема 8. Решение позиций по принципу тактических слабостей.(3 часа)
Практика. Тренировка решений позиций с использованием тактических слабостей.
Тема 9. Решение простейших тактических позиций.( 2 часа).
Практика. Тренировка решений простейших тактических позиций.
Тема 10. Технико-тактическая подготовка. (42 часа).
Практика. Практическая игра в шахматы.
Тема 11. Итоговое занятие ( 4 часа).
Теория. Конечная диагностика, подведение итогов. Практика. Первенство школы по шахматам.
Учебно-тематическое планирование.
№
Название темы
Количество часов
Всего
Теоретические часы
Практические часы
1
Введение в образовательную программу. Начальная диагностика.
2
1
1
2
История шахмат
2
2
-
3
Активность в шахматах.
2
2
-
4
Основные принципы разыгрывания дебюта.
3
2
1
5
Тактические слабости
2
1
1
6
Эндшпиль
4
2
2
7
Решение позиций на мат в 3-5 ходов.
4
1
3
8
Решение позиций по принципу тактических слабостей.
3
-
3
9
Решение простейших тактических позиций
2
-
2
10
Тактико-техническая подготовка
44
-
44
11
Итоговое занятие
4
2
2
Итого:
72
13
59
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия включают организационную теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры. Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся объединения в соревнованиях различного ранга. Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает. Методический анализ: самостоятельное комментирование или с тренером - основной путь совершенствования. Учить на практических партиях воспитанника - это значит решать его реальные проблемные ситуации. На уровне аналитической работы происходит: процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам от ученика; понимание того, что нужно сейчас ученику (конкретно) в плане продвижения вперед. При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же. Но по-разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры. Методика обучения (формы, приёмы) - постоянно разнообразные. Метод упражнения. Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания тематических позиций, которые могут быть как: точные - теоретические; типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам; фрагменты из партий - различное игровое содержание; этюды - аналитические, художественные. Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие: оперативной памяти; оперативного мышления; функции внимания; восприятия; оценочной функции. Формы и методы реализации программы: -уроки; -групповые занятия; - индивидуальные занятия; - игровая деятельность; -конкурсы решения; - турнирная практика; - разбор партий; -работа с компьютером. Средства реализации программы: · учебно-тематические планы; · методические указания и методическое обеспечение программы; · сборники задач; · шахматная литература.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Карточки «Шахматные фигуры». 2. Книги по шахматам. 3. Раздаточные материалы для тренинга. 4. Вопросники к контрольным занятиям и викторинам. 5 словарь шахматных терминов 6. Компьютер 7. Ноутбук 8. Презентации. 9. Шахматная доска-8 штук.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА:
Для педагога:
1.Авербах Ю. Слон против коня. Ладья против лёгкой фигуры. М, Ф и С. 2010 г. 2.Авербах Ю. Ладейные окончания М. Ф и С. 2010 г. 3.Авербах Ю. Пешечные окончания. М. Ф и С 2010г. 4.Авербах Ю. Ферзевые окончания М., Ф и С 2010г. 5.Авербах Ю. Л., А.А. Котов, М.М. Юдович.- Ростов н/Д: Феникс, 2011 г. 6.Александрович Г. С. Многоликая Каисса., М. Ф и С. 2012г. 7.Алёхин А.А. Международные шахматные турниры в Нью-Йорке (1924-1927 г. г.) - М. Ф и С, 2010 г. 8.Баранов Б.Ф. Штурм королевской крепости., М., Ф и С. 2011 г. 9.Верховский Л. Цугцванг. М., Ф и С. 2013 г. 10. Волчков А.С. Стратегия атаки на короля. Киев, « Светуч». 2014 г. 11. Вольф П. Шахматы. Шаг за шагом. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель» 2011 г. 12. Гершунский Б.С. Шахматы школе, Киев, «Светуч» 2013 г. 13.Грива Н.В. 5 фигур. Днепропетровск. 2015 г. 14.Карпов А.Е. Шахматные сюжеты. М. «Знание». 2013 г. 15. Шахматный словарь, М. Ф и С 2010 г.
Для учащихся:
1. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное издание. 2010. 2. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 2011. 3. Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 2012. 4. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 2014. 5. Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии. Комбинации. - Минск: Полымя, 2012 . 6. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 2013 7. Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель, 2010. 8. Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.: РиПДЛ-Классик, 2010. 9. Шишигин. Шахматный Горизонт. Кызыл – 2011г
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ)
№
Дата
Кол-во часов
Тема занятий
План
Факт.
1
07.09
1
Введение в образовательную программу. Начальная диагностика.
2
07.09
1
Решение шахматных позиций.
3
14.09
1
В. Крамник
4
14.09
1
В. Ананд
5
21.09
1
Миттельшпиль.
6
21.09
1
Решение шахматных позиций.
7
28.09
1
Дебют. Преждевременный ход ферзём.
8
28.09
1
Защита Каро-Канн.
9
05.10
1
Испанская партия.
10
05.10
1
Решение позиций по принципу тактических слабостей.
11
12.10
1
Атака на короля.
12
12.10
1
Два слона против коня
13
19.10
1
Ладья против коня
14
19.10
1
Ладья против слона
15
02.11
1
Слон против коня.
16
02.11
1
Решение позиций на мат в 3 хода
17
09.11
1
Решение позиций на мат в 4 хода
18
09.11
1
Решение позиций на мат в 5 ходов
19
16.11
1
Решение позиций на мат в 3-5 ходов
20
16.11
1
Решение шахматных задач. Мат в 2 хода.
21
23.11
1
Тактические ошибки в шахматной партии
22
23.11
1
Решение простейших шахматных позиций
23
30.11
1
Решение шахматных позиций
24
30.11
1
Решение шахматных позиций
25
07.12
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
26
07.12
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
27
14.12
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
28
14.12
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
29
21.12
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
30
21.12
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
31
28.12
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
32
28.12
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
33
11.01
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
34
11.01
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
35
18.01
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
36
18.01
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
37
25 01
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
38
25 01
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
39
01.02
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
40
01.02
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
41
08.02
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
42
08.02
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
43
15.02
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
44
15.02
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
45
22.02
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
46
22.02
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
47
29.02
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
48
29.02
11
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
49
07.03
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
50
07.03
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
51
14.03
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
52
14.03
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
53
21.03
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
54
21.03
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
55
04.04
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
56
04.04
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
57
11.04
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
58
11.04
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
59
18.04
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
60
18.04
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
61
25.04
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
62
25.04
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
63
02.05
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
64
02.05
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
65
10.05
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
66
10.05
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
67
16.05
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
68
16.05
1
Анализ партий мастеров. Анализ своих сыгранных партий. Тактико-техническая подготовка. Участие в школьных и районных соревнованиях.
69
23.05
1
Контрольная диагностика
70
23.05
1
Контрольная диагностика
71-72
30.05
2
Контрольная диагностика
15