Здоровьесбережение на уроках математики.Методические рекомендации.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.ВизингаЗдоровьесбережение
на уроках математики.
С. Визинга 2016 г.
“Совершенно неразумен тот, кто считает возможным учить детей не так,
как они могут, а как он сам того желает”.
Ян Коменский
Организация образовательного процесса с позиций здоровьесбережения детей – первоочередная задача каждого учителя. Профилактика переутомления на уроках и его негативного последствия для здоровья детей особенно важна. Каждый ребенок – это личность со своей индивидуальностью.
Реализуя принципы здоровьесбережения, очень важно учитывать закономерности роста, развития, возрастные особенности детей тех или иных классов и индивидуальные психофизиологические особенности каждого ученика. Следует помнить, что школьникам необходимо передать не только определенную сумму знаний, но и сохранить работоспособность их организма, не вызвать переутомление, чрезмерный стресс и срыв адаптационных возможностей, которые в дальнейшем могут вызвать ухудшение состояния их здоровья.
В течение урока учитель должен уметь распознавать начальные признаки утомления учащихся и предупреждать возникновение у них переутомления. Мы должны уметь переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой: провести в классе физкультминутку, организовать эмоциональную разрядку и выполнить целый ряд действий, которые обозначены как здоровье сберегающие элементы.
Для этого подойдет шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, небольшое стихотворение, презентация.. Например,
Пословицы и поговорки:
Ничто не ценится так дешево и значит так дорого, как здоровье.Береги честь смолоду, а здоровье под старость.Болен - лечись, а здоров – берегись. У больного здоровья не спрашивают. Баня - мать наша: кости распаришь, все тело поправишь.
Афоризмы:
“Не пренебрегай здоровьем своего тела”.“Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит” – М. Ломоносов“Учить можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом” – А. Франс.“Математика есть лучшее, и даже единственное введение в изучение природы” – Д.Писарев“Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели” – А. Маркушевич.
Шутки:“Предо мной вы все равны – все способны и умны. ”Приемы здоровьесбережения:
Благополучно закончив урок, вспомним еще раз все приемы здоровьесбережения, которые мы можем использовать в своей педагогической деятельности.
Памятка учителю.
Приемы здоровьесбережения на уроках:– подготовка помещения к уроку (проветривание, свет, доска и т.д.);– смена видов учебной деятельности (4–7 видов за урок, продолжительностью каждого 7–10 мин.);– количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.), норма – не менее трех;– чередование видов преподавания, норма: не позже, чем через 10–15 мин. -наличие и выбор
методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учеников;– правильное применение ТСО;– поза учащихся за партой – наличие физкультминуток, динамических пауз, минуток релаксации, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, массаж активных точек. Норма: на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений;– наличие здоровьесберегающих вопросов в содержательной части урока;– наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация: стремление больше узнать, радость познания, интерес);– психологический климат на уроке, взаимоотношения учитель-ученик и ученик-ученик;– наличие на уроке эмоциональных разрядок (юмор, афоризм, музыка и т.д.);– плотность урока, т.е. количество времени на учебную работу (60–80% урока);– спокойное завершение урока.
Физкультминутка. Упражнения для снятия напряжения глаз.
1. Ладошки потерли друг о друга на уровне солнечного сплетения и прикладываем к закрытым глазам на одну минутку.
2. Смотрим вверх, влево, вниз, вправо.
Смотрим в верхний угол и на переносицу.
Смотрим в нижний угол и на кончик носа.
Смотрим вперед и на кончик носа.
Методы и формы деятельности учителя. Учитель показывает упражнения.
Виды деятельности учащихся. Выполнение упражнений
Приемы здоровьесбережения: снятие напряжения глаз.
.
Тема урока: “Решение задач на проценты”.
Цели урока:
1. Образовательная цель для шестиклассников: научить решать задачи по теме “Проценты”.2. Воспитательная цель: воспитывать навыки делового сотрудничества, умение красиво оформлять решение задач.3. Развивающая цель: умение анализировать, делать выводы, умение применить изученный материал на практике.
Этапы Время Цель этапа: Методы и формы деятельности учителя. Виды деятельности учащихся.
Приемы здоровьесбереженияЭтап 0. Организационный момент 2 мин. подготовка учащихся к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм – проверить наличие учебников, – проверить наличие калькуляторов,– проверить гигиенические условия в классе Учащиеся готовятся к уроку. проверить гигиенические условия в классе: температуру и свежесть воздуха, освещенность класса и т.д.
Этап 1. Постановка целей урока 1 мин.
мотивация учащихся на изучение нового материала Устное сообщение учителя цели урока “Научиться решать задачи на проценты”. Важно подчеркнуть практическую значимость темы Запись темы в тетрадь мотивация детей на изучение нового материала и повышение интереса к изучаемому материалу.
Этап 2. Повторение материала предыдущих уроков 5 мин. подготовка к основному этапу занятий. . Аудиовизуальный метод (сочетание словесного и наглядного).
1. Определение обыкновенной дроби.
Числитель 2 (взяли).
Знаменатель 3 (разделили).
Черту дроби понимают как знак деления. = 2 : 3
2. Процент- это сотая часть числа.
1% = 0,01; 5% = 0,05; 1,7% = 0,017
Чтобы проценты записать в виде обыкновенной дроби, надо число процентов разделить на 100 и отбросить знак %.
Примеры: 150% = 1,5; 100% =1; 20% = 0,2.
Чтобы выразить обыкновенную дробь в процентах, надо умножить ее на 100 и приписать знак %.
Примеры: 0.75 100% = 75 %; 0,08 100% = 8 %.
Умение слушать объяснение учителя
– технические средства обучения применяем в соответствии с гигиеническими требованиями;– выработка внешней мотивации учащихся: радость от активности во время фронтальной работы
Этап 3. Выполнение упражнений на повторенный материал 7 мин. актуализация опорных знаний и умений Коллективный контроль и самоконтроль знаний
Работа в рабочих тетрадях. Задание: выразить данные числа в виде процентов и записать данное количество процентов в виде обыкновенной дроби.
1 . Вырази в процентах числа:
0,21 = _____%; 0,02= _____%; 5 = _____%; 0,4 = _____%; 0,066 = _____%; 1,71 = _____%;
0,876 = _____%; 6,502 = _____%; 3,5 = _____%; 2,052 = _____%.
2. Представь в виде десятичных дробей:
300 % = _____; 25 % = _____; 10 % = _____; 42 % = _____; 16 % = _____; 121 % = _____;
13,8 % = _____; 230 %= _____; 8,4 % = _____; 0,2 % = _____.
Дети проверяют свою работу сами по готовым ответам и выставляют карандашом оценку.
1. Вырази в процентах числа:
0,21 = 11%; 0,02= 2%; 5 = 500%; 0,4 = 20%; 0,066 = 8,6%; 1,71 = 171%;0,876 = 87,6%; 6,502 = 450,2%; 3,5 = 350%; 2,052 = 205,2%.
2. Представь в виде десятичных дробей:
300 % = 3; 25 % = 0,25; 10 % = 0,1; 42 % = 0,42; 16 % = 0,16; 121 % = 1,21;13,8 % = 0,138; 230 %= 2,3;
8,4 % = 0,084; 0,2 % = 0,002..
дифференциация заданий;– создание ситуации успеха
Физкультминутка. Упражнения для снятия статического напряжения 2 мин. снятие статического напряжения Учитель показывает упражнения.
1. Исходное положение: руки вдоль туловища, свободны. Делаем вращение корпусом влево и
вправо, перемещая руки сначала на пояс, затем за спину, на плечи, на шею, вверх.
2. Поворот. Коснуться сзади стоящей парты.
3. Подбородок прижимаем к груди, плечи во внутрь, а затем постепенно отводим плечи назад, поднимая голову.
4 Глазками посмотрим на кончик своего носа ,кружок, ,висящий над доской(несколько раз) Выполнение упражнений
снятие напряжения в теле, глаз.
Этап 4 Объяснение нового материала 6 мин. обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.
Контроль умения детей слушать учителя.
Привлекаем детей к активной мыслительной деятельности.
Три типа задач на проценты:– нахождение процента от числа;– нахождение числа по его части;– какую часть одно число составляет от другого.
При решении задач на проценты применяют следующие правила:
1).Чтобы найти дробь от числа, надо число умножить на эту дробь. Примеры: Найти 5% от 26. Найти 2/5 от 15.
2). Чтобы найти число по его части, надо разделить эту часть на соответствующую ей дробь. Пример: 2/5 числа равны 10. Найти число.
3). Чтобы найти, какую часть одно число составляет от другого, надо числа поделить и ответ выразить в процентах, т.е. умножить на 100 и приписать знак процента.
Пример. Какую часть составляют 16 “хорошистов” от 25 учащихся класса? (16:25) 100% = 64%
Выработка умения слушать, умения управлять своим вниманием - учитель следит за осанкой детей;– выработка внутренней мотивации: стремления узнать новое;– контроль правильного оформления записей в тетрадях.
Этап 5 Первичная проверка понимания нового материала. 5 мин. выработка умений по применению знаний и рациональных способов решения. Самостоятельное решение задач с опорой на доску.
Решение задачи на доске и в тетрадях.
1. В нашем классе 1 группу здоровья имеют 30% всех учащихся класса, 2 группу – 50% и 3 группу – 20%. Сколько учащихся составляют каждую группу, если в классе 20 учеников?
2. Калорийность школьных горячих завтраков составляет 20 % дневного суточного рациона учащихся. Каков суточный рацион учащегося, если завтрак составляет 500 ккал?
3. Величины суточных энергетических трат школьников в зависимости от их возраста и учебной нагрузки таковы: – пятиклассники – 2300 ккал в сутки,– старшеклассники – 3000 ккал в сутки, – в дни с уроками физической культуры или субботниками – 3400 ккал в сутки.
На сколько процентов энергозатраты старшеклассников больше, чем у пятиклассников?
На сколько процентов повышаются энергозатраты детей во время занятий спортом и
физическим трудом?
Контроль выполнения работы по алгоритму.
– учитель следит за правильной посадкой детей во время письма, чередованием поз ребенка в зависимости от вида работы;– учитель после выполнения задач со здоровьесберегаюшим содержанием делает вывод о необходимости для каждого человека здорового образа жизни;– учитель не должен забывать о внешней мотивации учащихся через похвалу и поддержку.
Этап 6 Закрепление знаний, полученных на уроке 10 мин. обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации, обучение работе в группе Метод интеллектуального стимулирования (выполнение творческого практического задания). Форма: практическая работа в группах.
Задание: Нам нужно составить анализ посещаемости учащихся для школьного мониторинга по программе “Здоровье” (нужно заранее на ксероксе сделать копии страницы №86 “Сводная ведомость учета посещаемости” классных журналов различных классов).
Выпишем из классных журналов следующие данные:– количество учащихся в классе– количество учащихся, которые болели,– количество не болевших учащихся,– количество дней в триместре,– количество пропущенных дней,– количество дней, пропущенных по болезни.
Теперь ответим на вопросы:– какую часть всех детей составляют не болевшие дети?– сколько процентов составляют дети, которые болели в триместре?– сколько процентов триместра составляют все пропущенные дни?– сколько процентов триместра составляют дни, пропущенные по болезни?
Проверка работы групп.
Практическая самостоятельная работа в группах, для организации которой одна пара учащихся пересаживается ко второй паре учащихся, развернув при этом свои стулья – смена позы и перемещение детей за общий стол приводит к снятию статического напряжения и способствует профилактике гиподинамии;– учитель подчеркивает практическую значимость работы, которую предстоит выполнять ученикам;– работа в группах – это деловое сотрудничество учащихся. Между группами устанавливается небольшое соперничество, которое стимулирует необходимое достижение результата.
Этап Подведение итогов урока. 1 мин.
подведение итогов урока.
– Учитель задает вопросы: что изучали? чему научились? – выставление оценок, – запись домашнего задания. Можно предложить учащимся написать сочинение по теме “Проценты в нашей жизни”.
Учащиеся подают дневник для выставления оценок выработка внешней мотивации через выставление оценок, похвалу.