Конспект урока по технологии тема урока: «Вязание на спицах. Материалы и инструменты для вязания»
Конспект урока проведенного в 8 “Г” классе Никулиной Антониной Михайловной
Тема урока:
«Вязание на спицах. Материалы и инструменты для вязания»
Цели урока:
Обучающие: ознакомить учащихся с различными материалами и инструментами при вязании на спицах, расширить кругозор, повысить интерес к рукоделию;
Развивающие: научить учащихся подбирать спицы и пряжу для вязания, первоначальным приемам вязания, развивать сенсорные и моторные навыки;
Воспитательные: воспитывать у учащихся самостоятельность и аккуратное отношение к работе, внимательность, прививать интерес к культуре и искусству.
Тип урока: комбинированный.
Форма организации познавательной деятельности на уроке:
Фронтальная;
Индивидуальная.
Методы обучения:
1) словесный: беседа, объяснение;
2) наглядные: демонстрация приемов работы
3) практический: упражнение.
Наглядные пособия: журналы по вязанию, спицы, пряжа.
Оборудование: в качестве иллюстратора АВМ, столы ученические, ножницы, спицы, пряжа, схемы вязаных образцов.
Этапы урока:
Время:
I Организационный момент
II Подготовка учащихся к сознательному изучению новой темы
III Организация изучения новой темы
IV Практическая работа учащихся
V Закрепление ЗУН
VI Окончание урока
Ход урока:
I Организационный момент:
Здравствуйте, девочки! Меня зовут Антонина Михайловна, сегодня урок у вас буду вести я. Теперь давайте познакомимся с вами и заодно я отмечу отсутствующих.
II Подготовка учащихся к сознательному освоению новой темы:
Тема нашего урока: “ Вязание на спицах. Материалы и инструменты для вязания ”.
Цель нашего урока: ознакомиться с различными материалами и инструментами при вязании на спицах.
В настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий.
III Изучение нового материала:
Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет.
Очень сложно точно установить историю вязания, так как нити и трикотаж сохранить тяжело. Но все-таки некоторые свидетельства этого искусства дошли до нас в виде изображений.
В одной из египетских гробниц (1900 год до н.э.) сохранилось изображение женщины, надевающей носки.
Отпечаток чулка обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н.э.
Детские чулки III-IVв. н.э. найдены в Египте. Эти чулки уже учитывали форму обуви, сандалий с ремешком после большого пальца. У древних египтян при изготовлении носка большой палец вязался отдельно, как на варежках.
В IX-XI веках искусные вязальщицы стали наносить тексты на носки.
В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и превращается в домашнюю работу и в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты шляпки. Тогда же появился и стал традиционным для шотландцев головной убор - вязаный берет. Появились целые вязальные цеха.
В 1589 году помощник приходского священника Вильям Ли изобрел вязальный станок. Но чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились изделия, изготовленные вручную.
В России с давних времен крестьянки вязали чулки, носки, и варежки из овечьей шерсти. Обычно они были одноцветными. В некоторых северных губерниях, а также в Рязанской, Пензенской, Тульской праздничные вязаные изделия украшались орнаментами. В городе Арзамасе Нижегородской губернии с конца XIX до начала XX в. было распространено вязание сапожек, украшенных цветочными мотивами. В сочетании оригинальных узоров и цветовых комбинаций, применяемых в вязаных изделиях, проявлялась богатая творческая фантазия русского народа.
Совершенно уникальным является ручное узорчатое вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков, возникшем в XVIII в. Здесь изготавливают платки двух видов: плотные, пушистые из серого пуха и тонкие, ажурные - из белого. Последние неизменно вызывают восхищение красотой узоров, легкостью и высочайшим мастерством исполнения. Такой платок размером 2 х 2 м весит всего 70 г. Искусство вязания оренбургских пуховых платков передается из поколения в поколение.
При сегодняшней моде на ручной трикотаж и огромном разнообразии пряжи, оригинальной как по фактуре, так и по цветам, ручное вязание находит все больше поклонников и становится одним из самых популярных хобби в мире, вдобавок, вязание – отличный отдых за работой.
Спицы – это основной инструмент вязальщицы. Можно сказать, это продолжение ее рук. За несколько веков спицы не претерпели больших изменений во внешнем виде, но материалы для их изготовления стали намного разнообразнее.
Прямые спицы подходят для вязания деталей прямыми и обратными рядами. Благодаря тому, что спицы от конца сужаются, петли лежат на них свободно и легко провязываются. Ограничители препятствуют соскальзыванию петель, на них указана толщина спиц.
Набор из пяти спиц (чулочные) всегда состоит из 5 относительно коротких спиц (15 или 20 см), заостренных с обеих сторон. Они предназначены, например, для вязания чулок или варежек по кругу. Особенно хороши для этого спицы из бамбука. Они очень легкие и поэтому не выскальзывают из петель.
Круговые спицы - это две прочные спицы, соединенные гибкой леской различной длины. Короткими круговыми спицами вяжут, например, бейки горловины или воротники - гольф. Длинными спицами можно вязать по кругу целые модели.
Вспомогательные спицы или спицы для вязания "кос" используют для перекрещивания петель. Спицы для вязания "кос" имеют посередине небольшой изгиб, чтобы перекрещиваемые петли впереди или соответственно сзади полотна не соскальзывали.
Пряжа. Качество вязаного изделия зависит от правильно подобранной пряжи. Пряжа должна соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т.д. Сегодня в мире вязаной моды существует огромное количество разнообразной пряжи. Для вязания на спицах используют шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные, синтетические и другие нити.
Мериносовая шерсть. Мериносовая пряжа производится из шерсти мериноса – особой породы овец. Шерсть очень мягкая. Мериносовая шерсть дороже, чем обыкновенная шерсть.
Ангорская шерсть - получают от кроликов ангорской породы. В чистом виде эта шерсть практически не используется. Шерсть ангорского кролика очень пушистая, мягкая и теплая.
Мохер – вид пряжи, который производят из шерсти ангорских коз. В России для производства мохера используется шерсть оренбургских коз.
Вискозное (искусственное)волокно - производится из целлюлозы, отличается мягкостью, шелковистостью, очень похожа на хлопок.
Акрил (синтетическое волокно) по своим свойствам очень напоминает натуральные шерстяные нитки.
Меланжевые - соединение нескольких различных по цвету нитей.
Для успешного вязания предлагаются еще и необходимые аксессуары.
Вязальная булавка похожа на большую английскую булавку. Ее используют для того, чтобы временно оставить петли, петли переносят на булавку и застегивают ее.
Цветные наконечники можно надеть на концы спиц, если приходится прервать работу или нужно временно оставить часть петель. Они препятствуют соскальзыванию петель.
Маркировочные кольца служат для того, чтобы пометить начало кругового ряда или определенные места в узоре.
Счетчик рядов можно надеть на спицы. У него есть маленький счетный механизм, который переводят вручную после каждого провязанного ряда. Таким образом, в любое время можно увидеть, какой ряд узора находится в работе.
Острые ножницы с заостренными концами необходимы для вязания так же, как и для любого другого вида рукоделия.
Непременным условием красивой вязки является правильный подбор спиц и нити.
Толщина спицы должна быть в два раза больше толщины нити (запись в тетрадь).
Организация рабочего места. Правила безопасной работы при вязании на спицах.
Рабочее место должно быть хорошо освещено
Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула
Концы спиц должны быть безопасными, иметь ограничения
Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.
По окончании работы все инструменты убирать в рабочую коробку
Спицы переносить в защитном футляре
Основные правила вязания (запись в тетрадь)
Первая петля ряда всегда снимается на правую спицу не провязанной.
ЛИЦЕВАЯ петля провязывается за переднюю или заднюю стенку;
ИЗНАНОЧНАЯ петля провязывается за переднюю стенку.
Последняя петля ряда провязывается изнаночной.
IV Практическая работа учащихся:
Демонстрация приемов вязания основных петель – лицевой и изнаночной.
Задание - Выполнение учащимися образца вязания платочной вязи лицевыми петлями, используя инструкционную карту.
Задание - Выполнение учащимися образца вязания чулочной вязи, используя инструкционную карту.
В ходе практической работы Я оказывает индивидуальную помощь.
V Закрепление ЗУН:
Вопросы для повторения:
- Какие материалы и инструменты необходимы для ручного вязания?
- Назовите основное правило подбора спиц.
- Расскажите о правилах безопасной работы при вязании.
VI Окончание урока:
Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание: продолжить вязание образца платочной и чулочной вязи.
Уборка рабочего места