Конспект урока по географии 8 класс по теме Природные комплексы Восточно-Европейской равнины


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Красная Зорька»
муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
УТВЕРЖДЕНА
Директор
МОУ ООШ с. Красная Зорька
МО «Барышский район»
_______________________
Е.В.БелоноговаПриказ № ___ от ___________
Конспект урока по географии
для учащихся 8 класса
Раздел II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИТема 2. КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ
по теме «Природные комплексы Восточно-Европейской равнины»
Составитель: Волкова Антонина Александровна
учитель первой квалификационной категории
Тема урока 4.2. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины
Задачи: углубить знания о взаимосвязях компонентов в природных зонах, закрепить знание закона широтной зональности; сформировать знания о природных комплексах Восточно- Европейской равнины на основе ранее изученных природных компонентов и природных зон; охарактеризовать природу Русской равнины, различных ландшафтов; развивать умение характеризовать природные комплексы.
Ход урока
Проверка знаний и умений по теме «Географическое положение. Особенности природы Русской равнины».
Проверку уровня усвоения знаний и умений целесообразно провести в уплотненной форме. В игры выявляют знания о причинах существования природных районов, об особенностях географического положения и его влиянии на природу Русской равнины.
 Игра составлена по подобию телевизионной игры «Своя игра»
Для наглядности лучше записывать баллы на доске.
Правила игры:
Играют все учащиеся класса.
Вопросы даются по темам, каждый вопрос оценивается от 10 до 50 баллов.
Время на обдумывание вопроса 15-20 секунд.
Отвечающий дает ответ, если он верный, то данное количество баллов записывается на его счет. Если ответ неверный, то баллы вычитаются. Другому ученик имеет возможность ответить, если был дан неверный ответ.
Следующий вопрос определяет игрок, давший правильный ответ.
Выигрывает ученик , набравший наибольшее количество баллов.
Ход игры.
1. Географическое положение 10 20 30 40 50
2. Рельеф 10 20 30 40 50
3. Внутренние воды 10 20 30 40 50
4. Растительный и животный мир 10 20 30 40 50
5. Природные зоны 10 20 30 40 50
6. История Восточно – Европейской равнине 10 20 30 40 50
1. Географическое положение:
10 - Какое место в мире занимает Восточно – Европейская равнина в мире? (второе, после Амазонской низменности)
20 – Водами каких морей омывается Восточно – Европейская равнина? (Белое, Баренцево, Балтийское, Чёрное, Каспийское, Азовское)
30 – На каком расстоянии простирается Восточно – Европейская равнина с севера на юг и с запада на восток? (2500, 1000)
40 – Назовите природные зоны Восточно – Европейская равнина? (тундра, тайга, лесостепь, степь)
50 – Какой рельеф преобладает в центральной части Восточно – Европейской равнины (Эрозийный)
2. Рельеф
10 – Какой рельеф преобладает на Восточно – Европейской равнине? (равнинный, лишь в Карелии и на Кольском полуострове складчатое строение)
20 – Из каких пород состоит «покрывало» на фундаментной плите и почему? (из осадочных)
30 – Назовите возвышенности и низменности на Восточно – Европейской равнине (Среднерусская, Приволжская возвышенность, Тиманский кряж, Прикаспийская и Печорская низменность)
40 – Вопрос нужно отдать сопернику Какое второе название имеет на Восточно – Европейская равнина и почему? (Русская)
50 – Назовите самую большую высоту Восточно – Европейской равнины? (Валдайская возвышенность 340 метров над уровнем моря)
3. Внутренние воды
10 – Самые крупные озёра на Восточно – Европейской равнине? (Ильмень, Чудское, Псковское, Ладожское)
20 – Реки Восточно – Европейской равнине ( Волга, Днепр, Дон, северная Двина, Печора, Кама, Москва, Нева )
30 – Это озеро - самый крупный водоем в Европе. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна Нева. (озеро Ладожское)
40 – Какое море-озеро находится на Восточно – Европейской равнине? (Каспийское)
50 – Назовите 3 основные причины возникновения болот (переувлажнение грунта при большом количестве осадков, малое испарение, замедленный сток)
4. Растительный и животный мир
10 – Фотовопрос. Назовите растение. В какой природной зоне оно встречается? (морошка, встречается в тундре)
20 – Фотовопрос Назовите представителей животного мира тайги – символа России? (бурый медведь)
30 – УДАЧА. Ваш выигрыш увеличивается на 30 баллов
40 – Какая птица является символом Москвы?(Сокол)
50 – Основной целью создания таких заповедников является сохранение для нынешних и будущих поколений наиболее типичных примеров природных экосистем и сообществ, а также генофонда растений и животных. Что это за природные участки? ( биосферный заповедник)
5. Природные зоны
10 – Какой природной зоне характерны эти животные (фото рыси, куницы, бурундука) (тайга)
20 – Какой природной зоне характерны эти растения (фото брусники, карликовой березы, ягеля) (тундра)
30 –С чем связано избыточное увлажнение тундры (с низкой испаряемостью)
40 – УДАЧА. Ваш выигрыш увеличивается на 40 баллов
50 –Какие деревья изображены на картине Шишкина «корабельная роща»? ( Сосны)
6. История Восточно – Европейской равнине
10 – Что дало начало названию Восточно – Европейской (Русской) равнине? (приток реки Днепр - Рось)
20 – Назовите древние города на Восточно – Европейской (русской) равнине ? (Псков, Великий Новгород, Москва, Владимир, Ярославль, Рязань, Архангельск, Казань)
30 – Назовите места русской боевой славы на Восточно – Европейской равнине (Чудское озеро, Куликово, Бородинское, Прохоровское поля)
40 – В каком веке произошло объединение племён русь и других славянских племён? (в 5-6 веках)
50 – Русский учёный, поэт, родившийся в древнем городе Архангельск, именем которого назван университет в Москве? ( М.Ломоносов)
Подведение итогов 
Награждение победителей и отличившихся участников
Получение новых знаний.1.   Изучение нового материала осуществляется в виде практической работы учащихся по заданиям в рабочей тетради на печатной основе (с. 18-21). Эта работа позволяет изучить природные условия природных зон Русской равнины и развивает умение на конкретных примерах показывать взаимосвязи между компонентами в природной зоне. В классе учащиеся выполняют задания 1 и 3, а задания 2 и 4 остаются в качестве домашнего задания. На выполнение работы отводится 15 минут. При необходимости учитель помогает ученикам или организует консультирование, привлекая сильных школьников.
2.  На следующем этапе работы нужно показать своеобразие ландшафтов Восточно-Европейской равнины, их индивидуальные черты. Для этого можно организовать просмотр видеофрагментов, картин природы, фотографий; заранее подготовленные выступления учащихся с рассказами о различных ландшафтах и памятниках природы; рассказ учителя. Главное - важно стремиться к созданию яркого, конкретного, незабываемого образа территории. Мы предлагаем материал, которым учитель воспользуется в соответствии со своими предпочтениями.
Учитель. Территория Восточно-Европейской равнины - сердце России, давно заселенный и освоенный район. Природа Русской равнины чарует своей красотой. Ещё в XIII веке древнерусский поэт писал: «О светло светлая и украсно украшенная земля Русская и многими красотами удивлена еси». Спустя столетия ещё один русский поэт М. Лермонтов написал такие проникновенные строки:
Но я люблю - за что, не знаю сам - Её степей холодное молчанье;
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям...
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез.
left000Неповторимое очарование русской природы запечатлено в живописи Поленова, Левитана, Шишкин и других художников. Красота родной природы отражена в народном декоративном и прикладном искусстве. (Показ репродукций картин.) Так её изображали художники, а такая она реальная (показ слайдов или фотографий природы Русской равнины).
9 География России, 8 кл.
Неповторима природа Кольского полуострова и Карелии. Древние кристаллические породы и деятельность ледника придали ландшафтам своеобразие и уникальную красоту. Кольский полуостров — это плато, обработанное ледником. Горные массивы расчленены сетью ущелий и долин. Массивы разделяются озерами и болотами. По трещинам и разломам, по ступенчатым руслам стекают короткие, порожистые реки. Бурные участки рек чередуются с тихими и спокойными. К Баренцеву морю выходят фиорды - узкие заливы со скалистыми берегами. Ландшафты полуострова - это тундра и северная тайга. Участки каменистых и скалистых кустарниковых тундр чередуются с болотами. Много ягод, лишайников. Еловые леса полуострова низкорослые и разреженные. На южных склонах растет сосна.
Ландшафты Карелии также сформировались на древних кристаллических породах, по которым прошел ледник. Он оставил шрамы, курчавые скалы, бараньи лбы, валуны, а талые воды отложили в низинах глины и пески. Южная часть Карелии неоднократно заливалась морем. Здесь много крупных озер. Они занимают 1/10 часть её территории. В лесах господствуют ель, сосна, береза. Особо ценные леса растут в южной части. Коренные народы Кольского полуострова и Карелии - саами (лопари), карелы, вепсы занимались оленеводством, рыбной ловлей, охотой. Ведение хозяйства основывалось на бережном отношении к природным ресурсам. Но эпоха индустриализации резко изменила облик территории и жизнь людей. Открытие и разработка месторождений полезных ископаемых превратили ландшафт в индустриальный: карьеры, выработки, горнодобывающие предприятия, комбинаты обогащения руд, выплавки металлов и т. д. Все это производство дает огромное количество вредных выбросов и сточных вод, что приводит к разрушению хрупкой северной природы.От Кольского полуострова на восток, вдоль побережья Северного Ледовитого океана, протянулись низменные равнины тундры. Они заболочены, покрыты большим количеством озер. Холод, многолетняя мерзлота затрудняют все природные процессы и жизнь человека в этих условиях. Постепенно пятнистая арктическая тундра с продвижением к югу сменяется кустарниковой, моховой и лишайниковой тундрой. Это наиболее ценные угодья — пастбища для оленей. Тундра сменяется редколесьем, низкорослыми и разреженными участками корявой березы и ели. Коренные народы - ненцы, саами. Их традиционное хозяйство - оленеводство, рыболовство,
охотничий промысел. Кочевка - веками сложившаяся система наиболее рационального ведения хозяйства в тундре и лесотундре. Пастбища чередуют, чтобы сохранить их от перевыпаса, выбивания лишайников и мхов. Циклы кочевки рассчитаны, места пастбищ определены. Строго разграничивались пастбища и охотничьи угодья. Охранялись рыбные нерестилища. Традиционное хозяйство северных народов экологично, т. к. сохраняет условия их выживания. В трудных условиях у северян сложились обычаи родового ведения хозяйства, взаимопомощи, гостеприимства.
Самая обширная зона на Русской равнине - лесная. Северные таежные ландшафты сменяются ландшафтами смешанных и лиственных лесов. Территория тайги подвержена частым сменам циклонов и антициклонов, временами - вторжениям арктического воздуха в господствующие здесь массы умеренного воздуха, трансформации воздушных масс. Погода неустойчива, осенью и весной усиливаются ветры.
Лесная зона издавна осваивалась человеком. Лес укрывал, давал убежище от врагов. Из смолистой древесины строили избы с крутыми скатами и окнами на юг и на запад (почему?). Из дерева изготовляли средства транспорта (телеги, сани, лодки, лыжи), домашнюю утварь. Деревянные изделия везли на ярмарки.
В таежной зоне развивалось и северное земледелие, требовавшее большого труда, знаний и учета особенностей каждого поля, природных условий и выращиваемой культуры.
Реки лесной зоны полноводны, с обширными поймами. А это заливные луга - сенокосные угодья. Сенокосы и пастбища позволяли держать достаточное количество скота. Производили отличные сорта масла и сыров (известные до сих пор). Кроме продуктов питания, скот давал навоз - ценнейшее органическое удобрение. Землю унавоживали ежегодно под определенные культуры, тем самым сохраняли её плодородие.
На болотах, на лугах, вдоль рек собирали ягоду: смородину, морошку, клюкву, бруснику; на лесных вырубках - малину, землянику, черемуху. Люди давно оценили целебные свойства ягод. Их сушили, парили в русских печах. Заготавливали грибы.
В лесах добывали пушных зверей.
Нежаркое лето, преимущественно облачные дни и рассеянная радиация способствовали росту длинноволокнистого льна. Русские льняные изделия славились во всем мире. Вывозили в Европу овес для лошадей.
Индустриальная эпоха резко изменила условия жизни. Обширные лесозаготовки, вырубка лесов, строительство ЦБК привели к истощению лесов, их оскудению, загрязнению рек и озер. Различные преобразования в сельском хозяйстве разрушили веками сложившийся уклад крестьянской жизни.
В современных условиях сформировалось новое географическое пространство, сочетающее природные особенности северной территории, сохранение основ материальной и духовной культуры и новые условия промышленного развития, при использовании местных ресурсов. Все особенности территории составляют понятие «Русский Север».
От Русского Севера значительно отличается северная полоса России - территория смешанных лесов и лесостепи с наиболее комфортными природными условиями, наиболее плотно заселенная.
Особенно красивы ландшафты смешанных лесов, где растут дуб и ель, березы, осины, ясень, клен и др.
Территория смешанных лесов находится в центре Русской равнины. Здесь увлажнение изменяется с северо-запада на юго-восток (почему?), ярко выражены времена года. Красота природы отражена в декоративном искусстве, изделиях народных промыслов.
Неповторимо очарование природных ландшафтов Валдая. Валдайская возвышенность образовалась на выходах коренных известняковых пород. Это была краевая зона ледника, который отложил много обломочного материала, покрыл чехлом коренные породы. Ледник создал холмисто-грядовый рельеф, а ложбины, котловины залил озерами самых разных очертаний. Всего на Валдае более 600 озер, из них 20 крупных. Реки - это короткие протоки между озерами. Реки ещё молоды и не выработали своего русла и долины. Реки текут по ложбинам стока ледниковых вод. В низинах образовались болота. Они занимают 15 % территории.
Смешанные леса на склонах, равнинных местах очень разнообразны и красивы. Животный мир, ранее богатый, теперь обеднен промыслом. Ценные сенокосные угодья расположены в поймах рек и на водоразделах.
На всей Русской равнине сенокос в деревнях всегда был не только трудом, но и праздником. Крестьяне одевались в праздничные одежды, косить начинали рано «по росе». Скошенную траву переворачивали для просушки, сгребали в гряды, копнили, потом метали стога. Много труда, сноровки, терпения требует заготовка сена. Но труд для себя был радостью и сопровождался песнями, весельем молодежи. Кроме работы сельскохозяйственной, жители осваивали ремесла. В эпоху индустриализации здесь были построены промышленные предприятия. Особо территория Валдая ценна для туризма и отдыха.
В центральной части равнины расположена уникальная Мещера - однообразная, болотистая местность, ограниченная с юга Окой. Низина образовалась на прогибе фундамента, а ледниковые воды отложили пески и глины. Почвы рыхлые и малоплодородные. Преобладают леса и болота. Здесь много торфа. Богат животный мир лесов. Более 200 видов птиц. Реки богаты рыбой. Территория Мещеры - особый природный мир. Она состоит из уникальных ландшафтов - лесных, болотных, луговых. Ценятся угодья - охотничьи, ягодные, грибные.
Средняя полоса России обладает неповторимой красотой чередующихся ландшафтов лесов, перелесков, полей, поражает разноцветьем трав, красотою рек, ручьев. Это наиболее плотно заселенная часть Русской равнины. Отсюда расширялось освоение земель и географическое познание страны. Издавна крестьяне совершали длительные поездки с хлебом на ярмарки, ходили на богомолья; на подводах и по рекам перевозили товары. Нанимались для речного промысла, возили лён даже в Петербург. Зимой занимались промыслами (каждый мужик знал плотницкое или столярное дело). Зимы способствовали развитию ремёсел: ткачества, вышивки, вязания, изготовления домашней утвари. Некоторые из них переросли в искусство и сохранились до наших дней (Гжель, Торжок и др.).Лесостепь Русской равнины - переходная область между лесами на севере и степью на юге. В прошлом здесь чередовались дубравы и злаково-разнотравные степи. Сейчас до 80 % лесостепи распахано. Природа лесостепи своеобразна и живописна: низменные участки, возвышенности, ручьи и малые реки. Во время бурного весеннего половодья проходит основная масса воды. Летом влаги не хватает. Лишь островками сохранились леса из дуба, клена, ясеня. Мало осталось сосновых боров. Луга занимают поймы рек, склоны балок. Очень красивы леса Жигулей на Волге.
Зима в лесостепи умеренно холодная с метелями, лето жаркое, бывают суховеи. Осень теплая и продолжительная. Хорошо вызревает урожай, и его успевают собрать до наступления холодов.
Характерные ландшафты лесостепи выражены на Среднерусской возвышенности.
Эта возвышенность - водораздел между Каспийским, Черным и Азовским морями. Здесь берут начало реки, в них впадающие (какие?). Среднерусская возвышенность расположена на поднятии фундамента платформы.
Здесь залегают кварциты и богатые железные руды, содержащие до 66 % металла.
Возвышенность глубоко расчленена оврагами, балками, доли- нами рек. Это самая овражистая местность России: на 1 м площади приходится 1-2 км оврагов. Живописны меловые обрывы, скалы, здесь сохранились меловые боры. Реликтовые растения сохранились на Галичьей горе у г. Липецка. Сохранились участки целинной степи, например, Стрелецкая степь под Курском.
Территория лесостепи благоприятна для всестороннего освоения. Но чрезмерная плотность населения, концентрация предприятий приводит к обострению экологических проблем: к дефициту чистой воды, загрязнению воздуха, отсутствию свободных от застройки территорий и др.
Лесостепь - переходная зона не только от леса к степи, но и от средней полосы России к южной России.
Юг России - это степи, полупустыни и пустыни. Для степного ландшафта характерен равнинный, долинно-балочный, овражный рельеф. Его развитию способствует бурное таяние снегов, ливни, рыхлость грунта. Здесь теплый, сухой климат, травянистая растительность и самые плодородные чернозёмные почвы. Естественной растительности (разнотравье, типчак, ковыль) сохранилось крайне мало, т. к. территория степи распахана. Природные богатства стремится освоить и промышленность. Добыча угля и руды приводит к разрушению и загрязнению ландшафтов. Вступают в противоречие развитие горнодобывающей промышленности и задача сохранения природной среды, качественных условий жизни для человека.
Природные степи с продвижением на юг постепенно сменяются полупустынями. Характерные полупустынные ландшафты расположены на Прикаспийской низменности. Это огромная плоская равнина, полого наклонённая к морю, с высотой от 100 м выше уровня океана до - 28 м ниже его уровня, это уровень Каспия. Она
лежит в тектонической впадине, на фундаменте, на котором отложилась толща морских и континентальных пород мощностью до 6- 10 км. Здесь открыто крупнейшее Астраханское газоконденсатное месторождение.
Для Прикаспийской низменности характерны соляные купола, структуры, образующие возвышенности с выходами солей. Здесь же есть не закрепленные растительностью пески и песчаные барханы высотой 5 - 6 м.
Климат жаркий летом и холодный зимой. Часты резкие ветры. Постоянных рек нет, мелкие летом пересыхают, распадаются на отдельные котловины со стоячей водой. Даже крупные реки не всегда доходят до Каспия. Много соленых озер. Крупнейшие - Эльтон и Баскунчак. Они питаются солевыми растворами, поступающими из соляных куполов.
Вдоль Каспия простираются солончаки, пески. Севернее пробиваются растения, устойчивые к жаре и засухе. Эти места используются как зимние пастбища для скота.
Пустынные участки расположены на крайнем юго-востоке Русской равнины и прилегают к Каспийскому морю. Здесь выделяются Черные земли - между дельтой Волги и нижним течением Кумы.
Сделаем общий вывод: территория Русской равнины разнообразна. Её ландшафты уникальны и неповторимы. Каждый ландшафт осваивается человеком в соответствии с его природными особенностями. Характерное отличительное качество Русской равнины состоит в том, что равнинный рельеф на большой площади вместе с расположением этой физико-географической страны в умеренном поясе создали нигде более не встречающуюся полноту спектра природных зон от арктической тундры до полупустынь и даже пустынь.
III.              Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 29, закончить практическую работу