Для вас родители! Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.
Сорока-белобока Кашку варила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала.
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. Другой вариант этой потешки:
Этому не дала: Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил- Тебе ничего нет!
При этом большой палец не загибается. Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки. Можно использовать следующие стишки:
Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папочка, Этот пальчик мамочка, Этот пальчик я.
"БЕЛОЧКА”(по мотивам народной песенки) Сидит белка на тележке, Продаёт свои орешки; Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому. (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) "ДЕТКИ” Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать - Крепкие, дружные, Все такие нужные. (поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) Тише, тише, тише, Не шумите! Наших деток не будите! Птички станут щебетать, Будут пальчики вставать. (раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове "вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы) "ОЧКИ”(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам) Бабушка очки надела И внучонка разглядела. "БАБОЧКА"(народная потешка) Бабочка-коробочка, Улетай под облачко. Там твои детки На берёзовой ветке. (скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые - "бабочка" сидит; ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким движением рук в запястьях имитировать полёт бабочки) "ПТИЧКИ" Птички прилетали, Крыльями махали. Сели. Посидели. И дальше полетели. (пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз) Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики. Чтобы получить наибольший эффект во время занятий сочетать пальчиковую гимнастику со следующими видами деятельности: – застёгивание и расстёгивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине); – всевозможные шнуровки; – нанизывание колец на тесьму; – игры с мозаикой; – сортировка мозаики по ячейкам; – игры с конструктором; – перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх).
Мы морковку трем, трем (пальцы рук сжаты в кулаки, кулаки к себе, от себя).
Мы капусту солим, солим (движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки).
Мы капусту жмем, жмем (интенсивное сжимание пальцев в кулаки).
«Замок»
На двери висит замок (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок»).
Кто открыть его бы смог? (Повторение движений.)
Потянули (пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть сначала в одну, потом в другую сторону),
Покрутили (движения кистями рук со сцепленными пальцами к себе, от себя),
Постучали (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга)
И открыли (пальцы расцепить, ладони в стороны).
«Лошадки»
По дорожке ровной, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Цок, цок, цок, цок,
Мчится резвый табунок (указательные и средние пальцы идут по поверхности стола).
«Бурёнушка»
Дай молочка, Бурёнушка, (Дети показывают, как доят корову)
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки, (Делают «мордочки» из пальчиков)
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем дает здоровье (Снова «доят»)
Молоко коровье.
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
Продаёт она орешки.
Лисичке-сестричке, (Загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, (Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
«Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне (пальцы рук собраны вместе – «бутон»),
Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питание (ритмичные движения пальцами вместе и врозь)
Дружно дают под землей корешки (пальчики смотрят вниз – «корни»).
«В домике»
Стол стоит на толстой ножке (одна рука сжата в кулак – «ножка», на кулаке раскрытая ладонь другой руки – «крышка стола»),
Рядом стульчик у окошка (к ладони одной руки приставлен кулачок).
Два бочонка под столом (обе ладони сжаты в кулак).
Вот какой я видел дом! (ладонями обеих рук показать крышу дома.)
«Домик»
Раз, два, три, четыре, пять (разжимают по одному сжатые в кулак пальцы, начиная с большого),
Вышли пальчики гулять (ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).
Раз, два, три, четыре, пять (сжимание поочередно, начиная с мизинца, широко расставленных пальцев в кулак).
В домик спрятались опять (ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).
«Снежок»
Раз, два, три, четыре (загибают пальцы, начиная с большого),
Мы с тобой снежок лепили (лепят, меняя положение ладоней).
Раз – подбросим (подбрасывают),
Два – поймаем (пр
·иседают, ловят),
Три – уроним (роняют)
И сломаем (топают).
«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках (ритмично сжимают и разжимают кулаки).
Всем хватило зернышек! (Опять сжимают и разжимают кулаки.)
«Уточка»
Шла уточка бережочком, («Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь)
Шла серая по крутому.
Вела детей за собою,
И малого, и большого, (Загибают безымянный палец; большой палец)
И среднего и меньшого, (Загибают средний палец; мизинец)
И самого любимого. ( Загибают указательный палец)
«Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья! (Поочередно разгибают пальцы, начиная с большого.)
«Ласточка»
- Ласточка, ласточка,
- Милая ласточка,
Ты где была?
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну-красу! (На каждую строчку большой палец дважды «здоровается» с одним пальцем, начиная с указательного сначала правой руки, потом левой.)
«Елочка»
Перед нами елочка (пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «елочки»),
Шишки, иголочки (пальцы сжаты в кулаки, указательные выставлены),
Шарики, фонарики («шарики» из пальцев вверх, вниз),
Зайчики и свечки («ушки» из указательного и среднего пальцев, обе ладони сложены, пальцы сжаты),
Звезды, человечки (ладони сложены, пальцы расправлены, средний и указательный пальцы стоят на столе).
Игра "Два козленка"
(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).Как-то раз к кому-то в гостиШёл козлёнок через мостик,(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).А навстречу шёл другой, Возвращался он домой.(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).Два рогатых глупых братца Стали на мосту бодаться,Не желая уступитьИ другого пропустить.Долго козлики сражались,Разбегались и толкались.Вот с разбега лбами - бух! (На слово "бух" - хлопаем в ладоши).И с моста в водичку - плюх! (Роняем руки на колени).
Игра "Паучок"
Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки.(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)Паучков на землю смыл.(Хлопок ладонями по столу/коленям.)Солнце стало пригревать,(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)Паучок ползёт опять,А за ним ползут все детки,Чтобы погулять на ветке.(Действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове.)
Игра "Котята"
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их).Сейчас все котята по парам стоят:Два толстых, два ловких,Два длинных, два хитрых, Два маленьких самыхИ самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
Игра "Улитка"
Улитка в домике она сидит, рожки высунув, молчит.(Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).Вот улиточка ползёт ("Улитка" раскачивается из стороны в сторону).Потихонечку вперёд.(Ползёт вперёд по столу).На цветочек заползёт,("Улитка" заползает на "цветочек").Лепесточки погрызёт.("Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").Рожки в голову втянула,(Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").В домик спряталась, заснула.(Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутоне").Игра "Поросята"
(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков). Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,(Мизинцы).Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.(Безымянные).Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю ("Фонарики").Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю(Сжимаем и разжимаем кулачки).Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,(Средние).Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.(Указательные).Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю(Сжимаем и разжимаем кулачки).Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, (Большие).Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).
Игра "Разминка"
(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).Головами покиваем,Носиками помотаем,А зубами постучимИ немножко помолчим. (Прижимаем указательные пальцы к губам).Плечиками мы покрутимИ про ручки не забудем.Пальчиками потрясёмИ немножко отдохнём. (Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).Мы ногами поболтаемИ чуть-чуть поприседаем,Ножку ножкой подобьёмИ сначала всё начнём. (Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)
«перчатка» Весёлая мышкаПерчатку нашла,(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх). Гнездо в ней устроив,(Складываем ладоши "ковшом").Мышат позвала. (Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест).Им корочку хлебаДала покусать, (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков). Погладила (отшлёпала) всех (Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).и отправила спать. (Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).чиками мы покрутим,...
Заголовок 115