Формирование у школьников начальных классов правил дорожной грамотности на уроках окружающего мира курса А.Плешакова


На дорогах республики и города Абакана в частности, с каждым годом возрастает интенсивность движения транспорта. К сожалению, этот процесс сопровождается увеличением дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети.
Анализируя состояние детского дорожно-транспортного травматизма, мы пришли к выводу, что дети чаще всего становятся участниками ДТП из-за беспечности, незнания элементарных правил дорожного движения. Поэтому важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детским образовательным учреждениям.
Формирование у школьников начальных классов правил дорожной грамотности рассматривается как составная часть воспитания общей культуры ребёнка, как систематическая, целенаправленная деятельность.
В процессе знакомства детей с правилами дорожного движения мы, педагоги, используем разнообразные наглядно-практические формы обучения:
игровые уроки;
тематические занятия по ПДД;
конкурсы;
викторины;
факультативные занятия;
экскурсии;
встречи с сотрудниками ГИБДД.
В процессе обучения правилам дорожного движения не обойтись и без творчества. Но одной внеурочной деятельности, классных часов и бесед не достаточно. Важно, практически на каждом уроке затрагивать тему ПДД. Большие возможности для этого дают такие предметы как Технология, литературное чтение, ИЗО, окружающий мир.
Так, например, курс «Окружающего мира» Плешакова А.А и Новицкой М.Ю. разработан на четыре года обучения в начальной школе. Мы проанализировали данный курс и пришли к выводу, что каждый год обучения имеет разную степень возможности включения информации по правилам дорожного движения.
Так в первом классе авторами курса уже заложено знакомство с правилами дорожного движения в таких разделах, как «Введение», которое включает в себя такие темы как: Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
В данном разделе предполагается проведение экскурсий: «Знакомство со школой.» «Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути». В теме «Что и кто?» на ровне с информацией об окружаем детей мире (звездах, растениях, животных и т.п.) учащимся предлагается информация о безопасном обращении с вещами, компьютером, домашними животными, а так же о важнейшие дорожных знаках, сигналах светофора, правилах перехода улиц
В разделе «Где и когда?» авторы курса предполагают познакомить детей с велосипедом, его устройством. Правилами безопасного обращения с ним.
Раздел «Почему и зачем?» содержит информацию об автомобиле его устройстве, а так же других видах транспорта (железнодорожном и воздушном) и как следствие дает возможность более подробно и полно познакомить детей с правилами дорожного движения.
Как мы видим, в первом классе авторами курса уделено достаточно много внимания формированию дорожной культуры младших школьников. Практически каждый раздел содержит в себе данный потенциал.
Во втором классе тема ПДД затронута в разделе «Жизнь города и села» в таких темах как: Какой бывает транспорт, Профессии.
В блоке «Здоровье и безопасность» содержатся правила безопасного поведения на улицах и дорогах, правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств), правила безопасного поведения на воде. Практическая работа - Отработка правил перехода улицы.
К сожалению, в 3 классе авторами уделяется гораздо меньше внимания темам безопасности на дорогах. Но, все таки эти темы заложены в программу и нашли свое отражение в разделе «Наша безопасность» предполагающий проведение экскурсии «Дорожные знаки в окрестностях школы», а вот в 4 классе вообще нет тем, посвященных правилам дорожного движения. Однако это не значит, что учитель не имеет возможности на уроках «Окружающего мира» Плешакова А.А. знакомить детей с правилами дорожного движения. Такие разделы, как «Родной край – часть большой страны», «Современная Россия», «Земля и человечество» имеют большой потенциал для этого. При изучении этих разделов ребятам могут быть предложены такие задания как: составить кроссворды, сочинить стишки и загадки, сказки о правилах дорожного движения, составить ребусы, создать макеты улиц, маршрутов от дома до школы и т.п. и, конечно, отразить свои знания по ПДД в рисунках. Все это позволило создать нам небольшое пособие, сборник по ПДД, состоящий исключительно из работ учащихся начальной школы. Это позволило разнообразить уроки окружающего мира, сделать информацию о правилах дорожного движения доступной, интересной и творческой., на данных уроках ученики узнают, как вести себя на улице и в общественном транспорте. Простая и доступная форма изложения материала вызывает у ребят интерес к теме, расширяет кругозор, обогащает словарный запас.
Надеемся, что эта работа принесёт пользу Вам в повышении качества по подготовке юного пешехода.