Формирование ценностных ориентаций обучающихся во внеурочное время.
Формирование ценностных ориентаций обучающихся во внеурочное время.Подготовила: педагог-психолог Нежевенко К.В.
Ценности - это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности, они культурны по своей природе. Ценности являются целью и основой воспитания в любом обществе. Ценности образуют систему ценностных ориентаций индивида, выступающую важнейшим фактором социализации.
В современном мире существуют проблемы, влияющие на «усвоение» ценностей:«массовая культура», противоречивость духовных ценностных норм, индивидуализм, национализм, культ насилия, молодёжные субкультуры, алкоголь, наркотики и др.
Задачами в деятельности педагогов и психологов по формированию ценностей являются:Изучение личности учащихся, их склонностей, интересов с целью оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии и самоопределении; Создание гуманистической атмосферы в классе как условия воспитания ценностей учащихся.
условия успешного становления ценностных ориентаций во внеурочной воспитательной работе:ориентация воспитательной работы на развитие субъектности школьников;соответствие терминальных и инструментальных ценностей;создание системы тематических классных часов, мероприятий, кружковая работа и т.д.
В феврале среди учащихся 7-11 классов было проведено анкетирование: «В каком порядке для вас важны следующие ценности?»
«В каком порядке для вас важны следующие ценности?»
В период с сентября по март с целью формирования ценностных ориентаций у учащихся педагогами-психологами были проведены следующие мероприятия:Тренинг межличностного общения «Настоящий друг» Цель занятия: помочь учащимся осознать ценность дружбы, какие качества важны в дружбе, обсуждение вопросов, связанных с настоящей и мнимой дружбой.
В течении декабря среди учащихся 4-6 классов была проведена серия «Уроков доброты» в рамках которых школьники узнали о слепоглухоте, о проблемах, с которыми сталкиваются люди с одновременным нарушением слуха и зрения, и о способах общения с ними. Детям были показаны примеры чуткого, милосердного, толерантного отношения к людям.
Занятие с элементами тренинга среди старшеклассников «Всё в жизни можно исправить, пока ты жив» направленное на осознание одной из самой важной ценности для человека – его собственной жизни. Целями занятия было формирование стойких позитивных интересов; организация условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения; расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения учащихся в сложных жизненных ситуациях.
Целью дискуссии «Семья ‒ главная ценность в моей жизни» было воспитание необходимости уважительного и почтительного отношения к старшим. Предоставлена возможность учащимся задуматься о семейных ценностях, настоящих и мнимых, а также высказать своё мнение по этому вопросу.
Также, среди учащихся старших классов был проведён профориентационный тренинг «Как стать успешным?!» главной целью которого было сформировать у школьников осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
Таким образом, незнание себя (необъективная оценка своих возможностей, неумение соотнести свои способности с требованиями) ведут к негативным последствиям. Поэтому формирование ценностных ориентаций, избирательного отношения человека к материальным и духовным ценностям, система его убеждений, установок и предпочтений положительно отразится на развитии личности в целом, самосознании и самоопределении учащихся.
Спасибо за внимание!