МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ
УДК 37.022
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ
Е.А. Гринёва, Л.Х. Давлетшина
(г. Ульяновск, Российская Федерация)
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект «На пути к новой России: духовно-нравственный потенциал социально-экологического образования молодёжи» (№ 14-16-73006а).
В данной статье исследуется проблема формирования экологической культуры младших школьников с учётом духовно-нравственного аспекта. Разработанная структурно-содержательная модель включает целевой, аксиологический, концептуально-методологический, содержательный, методико-технологический, критериально-диагностический и результативный компоненты. Модель построена на основе системного, средового, культурологического и аксиологического подходов, учета специфики процесса обучения младших школьников в среднем общеобразовательном учреждении.
Kлючевые слова: экологическая культура, духовность, нравственность, духовно-нравственный аспект, моделирование
MODEL OF PROCESS OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS:
SPIRITUAL AND MORAL ASPECT
E.A. Grineva, L.H. Davletshina
(Ulyanovsk, Russian Federation)
Abstract. In this article the problem of formation of ecological culture of younger school students taking into account spiritual and moral aspect is investigated. The developed structural and substantial model includes target, axiological, conceptual and methodological, substantial, metodiko-technological, criteria and diagnostic and productive components. The model is constructed on the basis of system, environmental, culturological and axiological approaches, the accounting of specifics of process of training of younger school students on average educational institution.
Key words: ecological culture, spirituality, moral, spiritual and moral aspect, modeling.
Любое изучение педагогических закономерностей есть моделирование педагогических процессов, явлений или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Определение понятия «модель» обнаруживает множество характеристик. Термин «модель» в словаре русских синонимов – образец, пример, форма, шаблон, трафарет, имитация, моделирующее устройство, схема, макет и т.д. [1, с. 249]. В.А Штофф в своих работах пояснял, что под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте [8, с.19].
Модель в педагогике – созданная или выбранная исследователем система, воспроизводящая для цели познания характеристики изучаемого объекта и вследствие этого находящаяся с ним в таком отношении замещения и сходства, что ее исследование служит опосредованным способом получения знания об этом объекте и дает информацию, однозначно преобразуемую в информацию о познаваемом объекте и допускающую экспериментальную проверку. Авторами за основу было взято определение, предложенное В.М. Полонским: «Модель – система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы – организма. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекая от несущественного» [5, с. 104].
Использование моделирования позволило выявить и исследовать закономерные связи, отражающие педагогические реалии, определить предмет и средства достижения цели в идеализированном объекте, обосновать и представить экспериментальную работу.
Модель процесса формирования экологической культуры младших школьников с учётом духовно-нравственного аспекта включает целевой, аксиологический, концептуально-методологический, содержательный, методико-технологический, критериально-диагностический и результативный компоненты. Охарактеризуем подробнее каждый из этих компонентов.
При разработке целевого компонента изучались подходы к пониманию цели как идеального, сознательно планируемого результата учебно-воспитательного процесса в отношении к порождающим его действиям и условиям. В связи с этим в качестве цели определено формирование экологической культуры младших школьников, основанной на духовно-нравственных ценностях и смыслах.
Аксиологический компонент модели ориентирован на систему ценностей, выражающих устремленность современного общества к устойчивому развитию и характеризующихся духовно-нравственным отношением к окружающему природному и социальному миру, чувством личной заинтересованности в гармоничном развитии общества, природы и ответственности за состояние окружающей среды, особым видением мира как объекта постоянной заботы, способностью к ограничению своих потребностей в соответствии с возможностями природы и общества.Концептуально-методологический компонент модели включает подходы и принципы.
В качестве научных подходов, являющихся основой методологической и мировоззренческой направленности процесса формирования экологической культуры нами выделены: личностно-ориентированный, системный, средовый, культурологический, аксиологический.
Личностно-ориентированный подход направлен на личностное развитие как процесс и результат освоения социально значимой деятельности по отношению к природной среде, выработка собственной мировоззренческой концепции, построение индивидуальной траектории взаимодействия с окружающей социоприродной средой. При таком подходе внимание педагога концентрируется на целостной личности ребёнка, заботится о развитии его интеллекта, гражданского чувства ответственности и духовной личности с эмоциональными, эстетическими задатками и возможностями развития.
К числу важнейших задач системного подхода относятся: 1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем; 2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств систем; 3) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок [5, с. 429].
Средовый подход направлен на формирование эмоционально-ценностной среды. Мы определяем эмоционально-ценностную среду как систему внешних и внутренних воспитательных воздействий на личность, с целью формирования экологической культуры, через актуализацию внутреннего мира каждого во взаимодействии его с природной средой; формирование активной экологической жизненной позиции, принятие ценностей природы, общества и человека, как основополагающих. Педагогически целесообразные изменения личности могут быть получены, если воспитательные возможности интегрированы в окружающей его экологической среде.
Культурологический подход. В качестве основы современного гуманистического личностно-ориентированного воспитания выступает культура во всем своем многообразии. Цель такого воспитания связывается с воспитанием человека культуры и нравственности, центрированного на национальные ценности. При этом отмечается, что источником, который «питает» процесс формирования такой личности является культура, как движущая сила эволюционного развития; как хранительница всех нравственных богатств, накопленных человечеством за период своего развития. Культурологический подход подтверждает необходимость формирования экологической культуры личности на основе культуры взаимодействия с природой средой различных этносов, наций и национальностей, живущих на территории Ульяновской области.
Аксиологический подход заключается в утверждении человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, как субъекта, способного к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм. Аксиологический подход позволяет выстроить на прочных морально-нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды. Он также позволяет выбирать содержание образования с точки зрения заложенных в нем возможностей содействовать развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников.
Итак, для достижения успеха процесс формирования экологической культуры младших школьников с учётом духовно-нравственного аспекта должен основываться на образовательных подходах, наилучшим образом соответствующих целям и ценностям экологического образования.
Процесс формирования экологической культуры младших школьников с учётом духовно-нравственного аспекта опирается на определенные принципы. Анализ научной литературы (В. А. Сластенин, Е. Н. Щуркова, Д. С. Ермаков, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина и другие) позволил нам определит следующие принципы: гуманизации, природосообразности, культуросообразности, краеведческий, междисциплинарности, интеграции процесса образования с наукой (инновационными технологиями экологического образования) и производством (новые федеральные стандарты образования, требования к выпускникам).
Содержательный компонент является важнейшим в данной модели и описывает пути обогащения духовно-нравственным содержанием образовательных программ по экологическому образованию, а также механизм реализации программы междисциплинарного характера, направленной на формирование экологической культуры в начальной школе (духовно-нравственный аспект).
Особое место в достижении поставленных целей занимает разработанная автором рабочая программа междисциплинарного характера, направленная на формирование экологической культуры в начальной школе (духовно-нравственный аспект) «Жизнь вокруг нас». Перспективной целью данной программы как части экологического образования является содействие воспитанию экологической культуры младших школьников.
В методико-технологическом компоненте представлены методы, формы, а также комплекс педагогических условий, способствующие эффективной реализации процесса формирования экологической культуры младших школьников с учётом духовно-нравственного аспекта.
В процессе формирования экологической культуры младших школьников необходимо отдавать предпочтение таким методам, формам и методическим приемам обучения, которые будут стимулировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природной среде.
Один из основополагающих методов обучения – наблюдение - приобрел новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. В процессе экологического образования у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными.
Своеобразной школой духовно-нравственного воспитания и экологического образования являются экскурсии в природу. Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. «Учите детей понимать значение каждой мысли, каждого поступка, каждого проявления Природы», - писала Е.И. Рерих [4, с. 103]. Поэтому как живая, непосредственная форма общения экскурсия в природу развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика.
Среди методов экологического образования В.А.Ясвин выделяет следующие методы: экологической идентификации, экологической эмпатии, экологической рефлексии. Метод экологической идентификации предполагает педагогическую актуализацию постановки человеком себя на место того или иного природного объекта, погружения себя в пространство, ситуацию, обстоятельства, в которых он находится.
Метод экологической эмпатии заключается в педагогической актуализации сопереживания человеком состояния природного объекта, а также сочувствия ему. Данный метод стимулирует проекцию, т. е. перенос школьниками собственных состояний на природные объекты; переживание тех же состояний, которые испытывает растение или животное, через отождествление с ним (сопереживание), а также переживание собственных эмоций и чувств по поводу состояния природных объектов (сочувствие).
Метод экологической рефлексии заключается в педагогической актуализации самоанализа человеком своих действий и поступков, направленных на мир природы, с точки зрения их экологической целесообразности. Данный метод стимулирует осознание школьниками того, как их поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, «интересы» которых оно затрагивает [5].
Комплексной формой экологического образования является эколого-психологический тренинг, основанный на общей методологии социально-психологических тренингов и направленный на коррекцию и развитие отношений школьника к себе (в первую очередь, к своему духовному и физическому здоровью) и к окружающей социоприродной среде. Эколого-психологический тренинг является необходимой формой в процессе формирования экологической культуры в начальной школе с учётом духовно-нравственного аспекта, так как именно упражнения тренинга позволяют вспомнить, обсудить с другими, снова пережить и прочувствовать те новые знания, которые были получены в ходе других экологических мероприятий. Именно чувственная переработка полученной ранее информации позволяет сформировать новые экологические установки личности [7, с. 162].
Критериально-диагностический компонент модели содержит критерии, показатели и уровни сформированности экологической культуры младших школьников:
Когнитивный критерий. Показатель - наличие экологических представлений и понятий.
Эмоционально-ценностный критерий. Показатели - понимание многосторонней ценности природы, проявление эмоционально-ценностного отношения к природе.
Деятельностный критерий. Показатели - сформированность и разнообразие экологических умений и навыков, инициатива и активность в природоохранительной деятельности.
Выделенные критерии и показатели, безусловно, нельзя считать исчерпывающими, однако, их обобщенный характер достаточен для выявления уровней сформированности экологической культуры. Качественную характеристику уровней сформированности экологической культуры младших школьников мы представили следующим образом:
Прагматико-потребительский уровень отличается тем, что экологические представления и понятия сформированы фрагментарно или отсутствуют. Учащиеся проявляют потребительское отношение к природе, не активны в природоохранительной деятельности. Отсутствие эмоционально-ценностного отношения к природе, прагматическая установка личности по отношению к окружающему миру.
Знаниево-ориентированный уровень определяется наличием у учащихся недостаточно сформированых, систематизированых и глубоких экологических представлений и понятий, некоторого арсенала природоохранительных умений. Учащиеся понимают ценность природы, но интерес ситуативный; участвуют в природоохранительной деятельности, но недостаточно осознают её значимость. Доминирует когнитивная установка личности по отношению к окружающему миру.
Инициативо-творческий уровень сформированности экологической культуры предполагает, что экологические представления и понятия учащихся сформированы достаточно широко, они разносторонни и систематизированы. Широкий круг природоохранительных умений, учащиеся понимают многообразную ценность природы, проявляют устойчивый интерес, инициативу и творчество в природоохранительной деятельности. Доминирует эстетическая или этическая установка личности по отношению к окружающему миру. Яркое проявление эмпатии.
Результативный компонент позволяет констатировать результат – сформированность экологической культуры личности младшего школьника, основанной на духовно-нравственных ценностях и смыслах.
Таким образом, каждый компонент модели решает свою задачу в процессе формирования экологической культуры младших школьников с учётом духовно-нравственного аспекта. При этом только в тесной взаимосвязи всех компонентов результат будет значимым и эффективным.
Литература
Абрамов, Н. М. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. 7-е изд., стереотип. [Текст] /Н.М. Абрамов. — М.: Русские словари, 1999. – 431 с.
Гринёва, Е.А. Духовно-нравственные основы экологического образования младших школьников: учебно-методическое пособие [Текст]/ Е.А. Гринёва, Л.Х. Давлетшина, О.А. Зотова. – М.: Прометей, 2013. – 77 с.
Гринёва, Е.А. Ситуационные задания и приёмы реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования младших школьников: учебно-методическое пособие [Текст]/ Е.А. Гринёва, Г.М.Денисова, Л.Х. Якупова. – Ульяновск: УлГПУ, 2011. – 119 с.
Гринёва, Е.А. Формирование экологической культуры младших школьников: учебно-методическое пособие [Текст]/ Е.А. Гринёва, Л.Х. Давлетшина. – М.: МПГУ, 2012. – 110 с.
Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.
Рерих, Е.И. Три ключа [Текст] / Е.И. Рерих. – М.: Эксмо, 2009. – 496 с. – (Золотой фонд эзотерики)
Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1 [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
Штофф, В.А. Моделирование и философия [Текст] / В.А. Штофф. – М.: Издательство «Наука», 1966. – 301 с.
Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст]/ В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
References:
1.Abramov, N. M. Slovar' russkih sinonimov i shodnyh po smyslu vyrazhenij. 7-e izd., stereotip. [Tekst] /N.M. Abramov. — M.: Russkie slovari, 1999. – 431 s.
2.Grineva, E.A. Duhovno-nravstvennye osnovy jekologicheskogo obrazovanija mladshih shkol'nikov: uchebno-metodicheskoe posobie [Tekst]/ E.A. Grineva, L.H. Davletshina, O.A. Zotova. – M.: Prometej, 2013. – 77 s.
3.Grineva, E.A. Situacionnye zadanija i prijomy realizacii duhovno-nravstvennogo potenciala jekologicheskogo obrazovanija mladshih shkol'nikov: uchebno-metodicheskoe posobie [Tekst]/ E.A. Grineva, G.M.Denisova, L.H. Jakupova. – Ul'janovsk: UlGPU, 2011. – 119 s.
4.Grineva, E.A. Formirovanie jekologicheskoj kul'tury mladshih shkol'nikov: uchebno-metodicheskoe posobie [Tekst]/ E.A. Grineva, L.H. Davletshina. – M.: MPGU, 2012. – 110 s.
5.Polonskij, V.M. Slovar' po obrazovaniju i pedagogike [Tekst] / V.M. Polonskij. – M.: Vysshaja shkola, 2004. – 512 s.
6.Rerih, E.I. Tri kljucha [Tekst] / E.I. Rerih. – M.: Jeksmo, 2009. – 496 s. – (Zolotoj fond jezoteriki)
7.Selevko, G.K. Jenciklopedija obrazovatel'nyh tehnologij: V 2 t. T. 1 [Tekst] / G.K. Selevko. - M.: NII shkol'nyh tehnologij, 2006. - 816 s. (Serija «Jenciklopedija obrazovatel'nyh tehnologij»).
8.Shtoff, V.A. Modelirovanie i filosofija [Tekst] / V.A. Shtoff. – M.: Izdatel'stvo «Nauka», 1966. – 301 s.
9.Jasvin, V.A. Obrazovatel'naja sreda: ot modelirovanija k proektirovaniju [Tekst]/ V.A. Jasvin. – M.: Smysl, 2001. – 365 s.
Обзор
В данной статье исследуется проблема формирования экологической культуры младших школьников с учётом духовно-нравственного аспекта. Использование моделирования позволило авторам выявить и исследовать закономерные связи, отражающие педагогические реалии, определить предмет и средства достижения цели в идеализированном объекте, обосновать и представить экспериментальную работу.
Разработанная структурно-содержательная модель включает целевой, аксиологический, концептуально-методологический, содержательный, методико-технологический, критериально-диагностический и результативный компоненты.
В статье доказывается, что каждый компонент модели решает свою задачу в процессе формирования экологической культуры в начальной школе с учётом духовно-нравственного аспекта, но только в тесной взаимосвязи всех компонентов результат будет значимым и эффективным.