Формирование и развитие информационной культуры в образовательном учреждении


ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (Проект)
Содержание проекта
Идея проекта, гипотеза, цели, задачи
Идея: изменение культуры взаимодействия, организации образовательного процесса, в целом педагогического труда, в условиях единой информационной среды в школе. ИКТ мобилизуют творчество и открывают возможности для педагогических инноваций. Для этого требуется развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса, необходимо специальное организованное, целенаправленное обучение на всем протяжении школьного образования в соответствии с современными потребностями личности.
Информационная культура – это часть общей культуры личности. С помощью информационной культуры развивается компетенции общего характера.
Все имеющиеся ресурсы единой информационно-образовательной среды должны быть направлены на формирование и развитие информационной культуры личности.
Гипотеза:
Единая для всей школы система формирования и развития информационной культуры (ИК) всех участников образовательного процесса является необходимым условием для формирования ИК на уровне, отвечающем требованиям успешной деятельности в современном обществе.
Такие программы существуют, но поскольку не в каждой школе есть условия для включения данной программы в учебный план (отсутствуют подготовленные кадры, учебно-методические комплексы, перегруженность учебных планов), предлагается целенаправленное формирование и развитие ИК имеющимися средствами и ресурсами, например:
Реализуемый проект информатизации образования по созданию и развитию единой информационно-образовательной среды школы.
Библиотека, являющаяся информационным центром ОУ.
Концепции и рабочие программы учебных предметов.
Дополнительное образование школьников через спецкурсы и платные образовательные услуги.
Внеклассная организация деятельности учащихся.
Сложившиеся традиции школы, ориентированные на высокое качество образования.
Цель проекта:
Создание в школе системы для формирования и развития информационной культуры личности.
Управленческие задачи:
Обеспечить функционирование и дальнейшее развитие единого информационно-образовательного пространства. Сформировать учебный план школы с 1 по 11 класс с учетом включения модуля по информационной культуре.
Создать систему внеклассной деятельности по формированию информационной культуры.
Организовать и провести мониторинг эффективности ИКТ в образовательном процессе, анализ грамотного использования ИК-технологий на уроках, воздействие их на здоровье учащихся и процесс.
Разработать проектный план развития материально-технического оснащения образовательного процесса.
Пересмотреть критерий оценки образовательной деятельности педкадров (ИКТ-компетентность и использование ИКТ в образований, качество работы).
Разработать механизм мониторинга реализаций программы.
Обеспечить оперативный доступ к новейшей информаций
Методические задачи:
Освоение практико-ориентированных технологий по освоению способов деятельности.
Формирование и развитие информационной культуры учащихся и учителей на основе ИКТ.
Разработать программу библиотечных уроков с 1 по 7 класс «Технология работы с библиотечными и сетевыми русурсами».
Обновить концепции и рабочие программы преподавания предметов и спецкурсов.
Повысить квалификацию учителей, способных эффективно формировать информационную культуру учащихся.
Направления деятельности по реализации проекта:
Информационное и научно-методическое обеспечение учебно-воспитального процесса.
Интеграция ИКТ в образовательный процесс.
Развитие информационной культуры учителей и учащихся на основе ИКТ.
Оперативный доступ к новейшей информации.
Этапы реализации
Организационный .Провести диагностику уровня ИК учащихся.
Организовать диагностику ИК учителей и сформировать список их информационных потребностей.
Разработать систему мер для мотивации и стимулирования преподавателей к самообразованию (изменение требовании к квалификации учителя школы, критерии оценки деятельности учителя, должностные обязанности и др.).
Сформировать учебный план ОУ с 1 по 11 класс, систему дополнительного образования, где должно прослеживаться формирование информационной культуры.
Определить место библиотеки школы в системе по формированию ИК в соответствии с современными требованиями к работе школьных библиотек. Разработать курсы по параллелям.
Изменить ставку методиста по инновациям в ставку методиста по информационной культуре (или вменение в функциональные обязанности методиста по инновациям осуществление работы по реализации программы «Основы информационной культуры»).
Сформировать комплекс учебно-методических средств:
-распределить их по ступеням обучения
-разработать дидактически материал, обеспечивающий достижение образовательных результатов;
-разработать диагностический инструментарий для определения уровня достижения образовательных результатов.
Пересмотреть договор между ОУ и родителями по предоставлению образовательных услуг, включить возможность (или Необходимость) платных образовательных услуг по формированию информационной культуры, по обязанности родителей обеспечивать участие детей в классных поездках.2. Внедрический.
Учебная деятельность:
Включение в рабочие программы по технологии 5-11 классов обязательного модуля «Информационно-коммуникационные технологии».
Проведение тестирования по материалам PISA в 4, 9, 11 .
Включение в материалы конкурсных испытаний в 5 классах предмета по чтению и начальному литературному образованию ( техника чтения собеседование на понимание прочитанного, тестирование по начальным навыкам анализа или другим речемыслительным процессам) и 10 классах- тестов по чтению PISA.
Проведение одного из переводных экзаменов в 7-10 классах в форме представления учебного проекта или учебного исследования по выбранным предметам.
Включение в план внутришкольного контроля уровня обученности учащихся раздела <<Уровень информационной грамотности>>.
Психологические тесты по определению уровня интеллектуального развития во время классного-обобщающих контролей.
Дополнительное образование:
Спецкурсы:
Ранняя научно-исследовательская деятельность.
Азы информатики.
Электронная переписка на иностранном языке.
Основы социального проектирования.
Интранет (внутришкольная сеть) в школе.
Библиотечные уроки.
Интернет-клуб.

Внеклассная деятельность:
Проведение компьютерных конкурсов и состязании, школьных олимпиад.
Включение в учебные программы классных поездок с обязательным представления творческих отчетов.
Работа с учителями:
Выделение по всем дисциплинам модуля по формированию информационной культуры в разделах постановки задач, диагностики и планируемых результатов образования
Разработка концепции преподования информатики в школе.
Проведение практикумов с учителями первой ступени по анализу литературного текста (возможно предметное преподавание литературы в 3-4 классах).
Курсы по повышению компьютерной грамотности и интеграции ИКТ в образовательный процессе.Разработка методических рекомендаций по использованию Интернета в образовательном процессе.
Изучение возможности использования дистанционного обучения.
3.Аналитический.
Диагностика
Обобщение опыта
Распространение опыта
Публикации
Оформление результатов

Прогнозируемые результаты
Управление деятельность:
Разработана система мер для мотивации и стимулирования учителей к самообразования.
Измены критерии оценки деятельности учителя школы, должностные обязанности
В учебном плане ОУ часы школьного компонента отведены на формирование информационной культуры.
Введен обязательный модуль «Информационно-коммуникационные технологии» в области «Технология».
Изменены подходы к исследовательской деятельности как одному из основных способов самоопределения учащихся.
Организован Интернет-клуб.
Выделен по всем дисциплинам модуль по формированию информационной культуры в разделах постановки задач, диагностики и планируемых результатов образования.
Сформирована информационная база данных по работникам, учащимся, фонду библиотеки и медиатеки, методической и социально-психологической работе.
Приобретено необходимое оборудование и программное обеспечение в кабинетах истории, биологии, физики, химии, географии, иностранных языков, в методическом кабинете установлены дополнительно 2 рабочих места.
Число компьютерных рабочих мест для учащихся доведено до соотношения: один компьютер на 16 человек.
Во всех кабинетах могут проводиться мультимедийные уроки, уроки с применением Интернет-технологий.
Организована система Интранет.
Созданы условия языковой лаборатории для обучения иностранным языкам.
Функционирует кабинет тестирования и самостоятельной работы с 16 рабочими местами.
Реализован проект по созданию телестудии школы.
Учащимся приобретён опыт создания и презентации учебного проекта или учебного исследования (в рамках переводного экзамена в 7-10 классах по выбранным предметам).
Банк электронной образовательной информации содержит не менее 500 электронных учебных пособий по всем предметам базисного учебного плана, вариативного компонента и обновляется ежегодно на 20%.
Разработка, обоснование и тиражирование в другие образовательные учреждения системы мер, обеспечивающих повышение качества и эффективности внутришкольного управления на основе новых информационных технологий (разработка проекта, распространение опыта работы).
Методическая деятельность:
1. Для формирования информационной культуры разработаны тематические курсы по параллелям.
2. Сформирован комплекс учебно-методических средств:
- распределение их по ступеням обучения;
- разработка дидактического материала, обеспечивающего достижение образовательных результатов;
- разработка диагностического инструментария для определения уровня достижения образовательных результатов.
3. Разработан психологический диагностический инструментарий для определения уровня информационной грамотности учащихся.
4. Изучены возможности использования дистанционного обучения и разработаны методические рекомендации по использованию Интернета в образовательном процессе.
5. Обучены на курсах по повышению компьютерной грамотности и интеграции ИКТ в образовательный процесс 80% учителей.
6. Разработаны методические рекомендации по внедрению информационных технологий в образовательный процесс.
7. Обучено 70% учителей и учащихся навыкам работы в сетевых средах.
8. Обновлено содержание преподавания информатики и технологии.
9.Апробирован новый спецкурс «Основы информационной культуры личности» Н.И.Гендиной.
10.Учащиеся владеют основами поиска и нахождения информации с помощью каталогов и карточек, электронных каталогов ,CD-ROM-дисков ,Интернет.
11.Сформированы навыки владения ИК во внеурочной деятельности.
12.Выход на исследование в вопросе об эффективности использования ИКТ в образовании.
13 Освоение информационной культуры личности как совокупности знаний, навыков, умении, информационного мировозрения и информационного поведения, необходимых для самообразования и для осуществления в дальнейшей профессиональной деятельности.
14.Способность участников образовательного процесса умело использовать информацию в своей познавательной (учебной) или профессиональной деятельности.
15.Умение соотносить свою деятельность, уровень информационной культуры с социальным и профессиональным опытом.
16 Сформированность индивидуального способа работы с информацией.
17.Развитие общих навыков использования информационных технологий для повышения эффективности деятельности.
18 Интегрированность и фундаментальность в содержании и подходах к организации образования.
ПАРАМЕТРЫ КАЧЕСТВА И КРИТЕРИИ ИЗМЕНЕНИЙ ПРОИЗОШЕДШИХ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1.Доступность и вариативность образования (для 100% учащихся и учителей доступ к информации)
2.Сохранность здоровья (стабильность физического и психологического здоровья по программе «Здоровье»)
3.Системность (обеспечение взаимодействие всех структурных элементов) образовательного пространства.
4.Включенность в социум (на основе сформированных ценностей учащиеся и учителя делают осознанный выбор и успешны в работе)
5.Наличие собственной школьной информационной культуры и соответствующей среды.
6.Индивидуализация образования (индивидуальная образовательная программа учащихся 9-11 классов)
7.Интеграция (программы, УМК, анализ уроков, диагностика уровня ИКТ.)
8.Создание и развитие собственных педагогических технологии на основе ИКТ.
9.Создание собственных УМК и ЦОР.