Адаптированные рабочие программы по музыке для 5 Л класса
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281
129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7
Тел./факс: +7(495) 471-28-55
sch-281@yandex.ruОКПО 301770061,
ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ, ПЕНИЮ
ДЛЯ 5-Л КЛАССА
НА 2014 – 2015 УЧ.Г.
Автор-составитель программы –
учитель пения
Никитанова А.В.
Москва
2014
МУЗЫКА, ПЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью.
В основу адаптации положены рекомендации, данные в “Программах специальных (коррекционных) образовательных программ для школ VIII вида” под редакцией И.М.Бгажноковой, 2007г.
Программа по музыке для учащихся 5—6 классов является следующей ступенью в работе с детьми с нарушенными интеллектуальными способностями. Она представляет собой дальнейшую разработку основных принципов Д. Б. Кабалевского, которые помогают понять, что музыка не простое развлечение, а важная часть жизни. В программе придается большое значение изучению таких музыкальных форм, как песня, танец и марш. Программа ориентирует педагога на развитие детской творческой активности. На каждом уроке рекомендуется уделять большое внимание игре на простых ударных инструментах. Это может быть и повторение ритмического рисунка песни, ритмический аккомпанемент к прослушанной пьесе, определение сильной доли в марше, польке и вальсе. Игра на музыкальных инструментах помогает развитию музыкальной памяти, ритма, а также вырабатывает исполнительские навыки, прививает любовь к коллективному музицированию, пробуждает и стимулирует компенсаторные возможности у детей с умственной отсталостью. Программа по пению и музыке для 5—6 классов состоит из следующих разделов: пение; слушание музыки; элементы музыкальной грамоты.
ПЕНИЕ
Хоровое пение в средних классах должно занимать особое место, так как этот вид музыкальной деятельности развивает музыкальные способности учащихся. В коллективных занятиях проявляется взаимопомощь и концентрация совместных усилий в преодолении трудностей. Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память и развивает творческие способности детей. При исполнении песен всем классом и индивидуально необходимо уделять большое внимание певческой установке, дыханию и звукообразованию. Необходимо напоминать детям, чтобы при пении они держались свободно, ненапряженно. Дыхание в пении имеет большое значение, так как является источником энергии для возникновения звука. Важно помнить об организации вдоха и выдоха при пении. Вдох должен быть активным, но без шума. Вдыхать следует через нос и на мгновение задержать дыхание, так как в этот момент происходит смыкание голосовых связок. Мгновенная задержка способствует плавному выдоху. В пении важную роль играет артикуляция и дикция. И здесь неоценимую помощь оказывают вокальные упражнения, связанные с правильным формированием гласных. Гласные способствуют самому процессу пения. Разборчивость же слов зависит от четкости и интенсивности согласных, которые в пении должны произноситься предельно кратко, энергично и четко. У многих детей артикуляционный аппарат крайне зажат: малоподвижная челюсть, язык и губы пассивные, лицевые мускулы напряжены, отчего лицо выглядит скованным и невыразительным. Только постоянная работа над правильным и естественным формированием гласных и согласных поможет освободить артикуляционный аппарат от напряжения и всесторонне развить его. В 5—6 классах (11—14 лет) уже начинают проявляться возрастные особенности при пении. У мальчиков появляется настоящее грудное звучание, в то время как у девочек от природы формируется смешанный тип звукообразования. При пении и у мальчиков, и у девочек вибрирует вся масса связок. Голосовая мышца полностью оформляется и оказывает значительное влияние на силу и диапазон голоса. У девочек диапазон голоса обычно от «соль—ля» малой октавы до «до—ре» второй октавы. У мальчиков диапазон голоса понижается на октаву и больше. Динамическая шкала в этот период должна находиться в пределах Р (пиано) и ограниченного F (форте). У подростков во время мутации голоса появляется сипота, нередко они начинают петь фальшиво, быстро устают. В репертуаре хора должна быть представлена музыка классическая и современная, старинная и народная. Репертуар должен отражать все многообразие жизни человека.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Песня, танец и марш остаются, как и в младших классах, основными жанрами при подборе музыкального материала по слушанию. Для детей, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида, восприятие музыки является ведущим видом деятельности на уроках пения, так как базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Все сведения о музыке даются детям с использованием ее звучания. Существует много методов и приемов, которыми располагает педагог для того, чтобы воплотить в жизнь такую важную задачу, как слушание музыки. Наиболее распространенные из них: наглядный; словесный; практический. 1. Наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий). 2. Значение словесного метода также очень велико. Речь идет не о пересказе музыки, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми. Перед исполнением пьесы необходимо сообщить детям ее название. Беседа об исполняемом произведении должна обязательно включать в себя следующие компоненты: сведения о музыке как о виде искусства, краткий рассказ о композиторе и о жанровой принадлежности исполняемого произведения. Слушание музыки следует проводить, опираясь на три связанные между собой темы: «Какие чувства передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?» и «Как рассказывает музыка?». Эта последовательность может быть использована как схема беседы о музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий. При первом прослушивании пьесы учащимся предлагается различить настроение, выраженное в музыке. На втором уроке учитель может исполнить фрагмент пьесы. Дети должны вспомнить название пьесы и ее автора. Педагог уточняет и дополняет ответы детей. На третьем уроке учащимся предлагается различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения и определить их роль в создании музыкального образа. Для развития восприятия используются такие приемы, как прослушивание грамзаписи, чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, передача характера музыки в движении. Музыкальное произведение, сыгранное грамотно, ярко, вызывает у детей сильный эмоциональный отклик, побуждает к высказываниям.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
На уроках музыки основными задачами являются: воспитание восприятия характера музыки; развитие музыкально-выразительных представлений; развитие чувства ритма; развитие музыкальной памяти; сознательное освоение детьми метроритмической структуры музыки; понятие записи нот в объеме октавы. Работа над решением этих задач охватывает все формы занятий с детьми. На первом этапе дети интуитивно воспринимают и передают характер, темп, динамику, метроритм и другие особенности песни или пьесы. Так, например, ощущая сильную долю, дети отмечают ее хлопками, что в дальнейшем помогает им в определении размерности музыкальных произведений: марш — 4/4, полька — 2/4, вальс — 3/4. Ритм является одним из важнейших выразительных средств музыки, поэтому при выполнении любых музыкально-ритмических заданий следует учить детей выполнять их в характере музыки. В процессе занятий дети отражают метрические доли хлопками или шагами. Хорошо помогает в работе над ритмом общение с музыкальными инструментами. Игра учащихся на детских ударных музыкальных инструментах вызывает огромный интерес и вносит разнообразие в ход занятий.
5 КЛАСС
Пение
Петь в диапазоне си малой октавы — ре 2. Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста. Пользоваться мягкой атакой как основным способом звукообразования, а значительно реже и как изобразительным приемом — твердой атакой. Совершенствовать навыки певческого дыхания на более сложном песенном материале. Продолжить работу над чистотой интонирования в песнях и вокальных упражнениях. Развивать навык пения песни с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания песни. Уметь петь на одном дыхании продолжительные фразы без всякого напряжения, равномерно распределяя дыхание. Уметь разбить мелодию на музыкальные фразы. Уметь одному выразительно, осмысленно петь простые песни разного характера. Пение звукоряда до мажор.
Слушание музыки
Песни о Родине. Песни об армии. Песни о мире и труде. Народные песни в творчестве композиторов. Характерные особенности музыкального языка народной песни, ее художественное содержание.
Музыкальная грамота
Закрепление знаний, полученных в 3—4 классах. Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, скрипичный ключ, счет линеек, добавочные линейки, запись нот на линейках и между ними. Графическое изображение нот на нотном стане в диапазоне до 1 — соль 1. Ознакомление с условной записью длительностей: долгий звук — целая нота, половинный звук — половина, короткий звук — четверть.
Музыкальный материал для пения
1-я четверть
«Со вьюном я хожу» — р.н.п. «В темном лесе» — р.н.п. «Из чего же, из чего же» — муз. Ю. Чичкова, сл. А. Халецкого. «Пусть будет радость в каждом доме» — муз. С. Баневича. «Дважды два — четыре» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. «Вечерняя песня» — муз. А. Тома, сл. К. Ушинского.
2-я четверть
«Здравствуй, гостья зима» — р.н.п. «Наш край» — муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца. «Песня о пограничнике» — муз. С. Богуславского, сл. О. Высотской. «Звуки музыки» — муз. Р. Роджерса, русский текст М. Цейтлиной. «Снежный вечер» — муз. М. Красева, сл. О. Высотской. «Образцовый мальчик» — муз. С. Волкова, сл. С. Богомазова.
3-я четверть
«Волшебник-недоучка» — муз. А. Зацепина, сл. А. Дербенева. «Как лечили бегемота» — муз. Н. Матвеева, сл. Е. Руженцева. «Песня о веселом барабанщике» — муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы. «Вейся, вейся, капустка» — р.н.п. «Ах вы, сени, мои сени» — р.н.п. «Красивая мама» — муз. Э. Колмановского, сл. С. Богомазова.
4-я четверть
«У меня ль во садочке» — р.н.п. «Спи, моя милая» — слов. н.п. «Пусть всегда будет солнце» — муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина. «В землянке» — муз. К. Листова, сл. А. Суркова. «Майская песня» — муз. В. Ренёва, сл. А. Пришельца. «У дороги чибис» — муз. М. Иорданского, сл. А. Пришельца.
Дополнительный материал для пения
«Пойду ль я, выйду ль я» — р.н.п. «Вдоль да по речке» — р.н.п. «Пастушка» — фр.н.п., обр. Ж. Векерлена, русский текст Т. Сикорской. «Маленький Джо» — америк. н.п., обр. и русский текст B. Локтева. «Волшебный смычок» — норв. н.п. «Песня о маленьком трубаче» — муз. С. Никитина, сл. C. Крылова, обр. Д. Кабалевского. «Школьный корабль» — муз. Г. Струве, сл. К. Ибряева. «До, ре, ми, фа, соль» — муз. А. Островского, сл. З. Петровой. «Не дразните собак» — муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.
Музыкальные произведения для слушания
«Песня о Родине» — муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача. «Родина слышит» — муз. Д. Шостаковича. «С чего начинается Родина» — муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского. «Восемь русских народных песен для симф. ор-ра» — муз. А. Лядова. «Во поле береза стояла» — р.н.п. (финал 4-й симф. П. Чайковского). «Ай во поле липенька» — хороводная р.н.п. «Дубинушка» — трудовая р.н.п. «Татарский полон» — историческая р.н.п. «Ой, да ты, калинушка» — рекрутская р.н.п.
Песни о Великой Отечественной войне и песни о мире
«Дороги» — муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина. «Священная война» — муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача. «Нам нужна одна победа» — сл. и муз. Б. Окуджавы. «День Победы» — муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова. «Улица Мира» — муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова. «Бухенвальдский набат» — муз. В. Мурадели, сл. А. Соболева. «Вальс дружбы» — муз. А. Хачатуряна, сл. Г. Рублева. «Дарите радость людям» — муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова. «Песня о Москве» — муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского и С. Аграняна.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать: • элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек, добавочные линейки — ноты, расположенные на линейках и между ними; • длительности нот: целая, половина и четверть; • содержание народных песен, песен о Родине, о мире и труде. Учащиеся должны уметь: • спеть одну из выученных народных песен; • петь в ансамбле с классом, слушая одноклассников; • ясно и четко произносить слова в песнях; • пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах.
Календарно-тематическое планирование 5 Л класс
I четверть
№п/п Тема Дата
1 "Наша школьная страна". Разучивание "Чему учат в школе". Повторение "Песня болгарских школьников". 03.09.2014
2 Пение "Чему учат в школе". Показ и разучивание "Дважды два - четыре". Слушание "Наша школьная страна". 10.09.2014
3 Работа над песнями "Дважды два - четыре", "Чему учат в школе". Слушание "Грустная и весёлая мелодия" (сравнение). 17.09.2014
4 "Мы поём о Родине". Разучивание песни "Наш край". Слушание: "Моя Россия". 24.09.2014
5 Работа над песней "Наш край". Пение песни "Здравствуй, Родина моя". СЛУШАНИЕ ПЕСНИ "Родина". Различие мелодии и аккомпанемента в песне. 01.10.2014
6 Работа над песнями: "Здравствуй, Родина моя" и "Наш край". Слушание: "Песня о Родине". 08.10.2014
7 "Русская песня всегда нам дорога". Разучивание песни "Ах вы ,сени мои ". Слушание:" Пойду ль я , выйду ль я". 15.10.2014
8 Работа над песней "Ах вы ,сени мои." Пение песни "Во поле берёза стояла". Слушание: Фантазия на тему р.н.п. "Вдоль да по речке". 22.10.2014
9 Работа над песнями "Во поле берёза стояла" и "Ах вы, сени мои". Слушание: "Вдоль да по речке". 29.10.2014
II четверть
№п/п Тема Дата
1 "Идёт весёлая зима. Пение песни "До чего же хорошо зимою" Слушание: Различие мелодии и аккомпанимента в песне. "Новогодняя полька". 12.11.2014
2 Работа над песней "До чего же хорошо зимою". Слушание: Темп музыки /на примерах муз. произведений. Начало разучивания: "Снежная песенка". Слушание: "Кабы не было зимы". 19.11.2014
3 Работа над чистотой интонирования в песнях и вокальных упражнениях. Пение песен: "Снежная песенка" и "Кабы не было зимы". Слушание: Характер музыки, 26.11.2014
4 "Скоро, скоро Новый год!" Пение песенки "Ёлочка, ёлка. Слушание: Различие запева и припева в песнях. 03.12.2014
5 Работа над артикуляцией, дикцией и интонацией в песне "Ёлочка, ёлка". Пение песни "Новогодняя". Слушание: Различие марша, польки и танца. 10.12.2014
6 Пение песен "Ёлочка, ёлка" и "Новогодняя" Слушание: Характер музыки (сравнении) "Кабы не было зимы" и "Ёлочка, ёлка". 17.12.2014
7 Повторение песен прошлого урока. Муз. викторина: Угадай песню. 24.12.2014
III четверть
№п/п Тема Дата
1 "Пришла весёлая зима". Работа над мягким , ровным звуком с ясным произношением текста. Пение песни "Здравствуй, гостья зима". Слушание: "Кабы не было зимы". 14.01.2015
2 Работа над звуком и текстом в песне "Здравствуй, гостья зима". Пение песни "Голубые санки". Слушание: Характер музыки (на примерах) 21.01.2015
3 Работа над чистотой интонирования и дыханием в песнях "Здравствуй, гостья - зима" и "Голубые санки". Слушание: "Кабы не было зимы". 28.01.2015
4 .Тема: "Защитникам Отечества посвящается". Пение: "Песня о пограничнике" муз. Б. Богославского. Повторение песни "Стой, кто идёт?" Слушание: "Отважная песня" муз. З. Компанейца. 04.02.2015
5 Тема: "Защитникам Отечества посвящается". Пение песни " Песня о пограничнике" муз. Б. Богославского. Слушание: Марши в исполнении духового оркестра. 11.02.2015
6 Работа над "Песней о пограничнике". Повторение песни "Стой, кто идёт?" Слушание песни "Матросская баллада" 18.02.2015
7 Тема: "Первый весенний праздник". Пение песни "Красивая мама" муз. Э. Колмановского Повторение песен: "Мы запели песенку". и "Сегодня мамин праздник" муз. А. Филиппенко. Слушание: "Наша мама" муз. Ю. Слонова. 25.02.2015
8 Повторение песен "Красивая мама". и "Песня о бабушке".муз. Э. Колмановского. Слушание: "Пусть всегда будет солнце" муз. Островского. 04.03.2015
9 Тема: "Идёт весёлая весна" Пение песни "Идёт весна". Повторение песни "Весенняя песенка" муз. А. Филиппенко. Слушание: "Здравствуй, Родина моя!" 11.03.2015
10 Повторение прошлого урока. Музыкальная игра "Угадайка". 18.03.2015
IV четверть
№п/п Тема Дата
1 Тема: "Идёт весна". Разучивание песни "Здравствуй, весна". Муз. А. Островского. Повторение песни "Весенняя песенка". Муз. С. Полонского. Слушание: "Здравствуй, весна!" Муз. Ан. Александрова. 01.04.2015
2 Работа над песней "Здравствуй, весна" Пение песни "Пусть всегда будет солнце". Муз. А. Островского. Слушание: "Белые кораблики". Муз. В. Шаинского. 08.04.2015
3 Пение песни "Пусть всегда будет солнце". Повторение: "Здравствуй, весна". Слушание: "С чего начинается Родина". Муз. В. Баснера. 15.04.2015
4 "Тема: "Песни Великой Отечественной". Пение песен "В землянке". Муз. К. Листова и "Священная война" муз. А. Александрова. Слушание: "Бухенвальдский наббат" муз. В. Мурадели. 22.04.2015
5 Пение песен " В землянке" и "Священная война" - работа над интонацией, словами и дикцией. Слушание: "Нам нужна одна победа" муз. Б. Окуджавы. 29.04.2015
6 Работа над песнями "В землянке" и "Священная война". Повторение песни "Пусть всегда будет солнце". Слушание: "День Победы" муз. Д. Тухманова. 06.05.2015
7 Тема: "Наши любимые песенки". Повторение песни "Это май" муз. Е. Тиличеевой. Разучивание песни "Не дразните собак" муз. В. Шаинского. Слушание: "Ты, соловушка, умолкни" муз. М. Глинки. 13.05.2015
8 Работа над песней "Не дразните собак". Знакомство с песней "У дороги чибис" муз. М. Иорданского. Слушание: "Дарите радость людям" муз. А. Пахмутовой. 20.05.2015
9 Пение песен "У дороги чибис" и "Не дразните собак". Отработка слов, дикции и интонации. Слушание: "Вальс дружбы" муз. А. Хачатуряна. Подведение итогов года. 27.05.2015