Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса Планета знаний
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса№ Дата по плану Дата по факту Тема урока Планируемые результаты
п/п Предметные Личностные МетапредметныеЯзык и речь (20 часов)
1 Речь устная и письменная. Повторение орфограмм Выделять отличительные признаки устной и письменной речи Осознавать русский язык как явление культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества Находить общую информацию в текстах разных упражнений. Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного
2 Речь устная и письменная Проводить звуко-буквенный анализ слов, определять части речи по вопросу и смыслу, определять однокоренные слова, различать прямой и переносный смысл слов Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка своего народа Использовать словари для поиска и уточнения информации, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения
3 Речевые действия (особенности устной и письменной речи) Систематизировать сведения о языке и речи, объяснять понятие «речевые действия», выделять речевые действия в списке глаголов, орфоэпически грамотно читать слова Стремиться к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников Ориентироваться в таблицах и схемах, анализировать и классифицировать языковой материал, осуществлять взаимоконтроль
4 Речевые действия. Речь и культура Использовать правила письменной речи при выполнении учебных задач, различать особенности устной и письменной речи Осознавать речевую культуру как часть общей культуры личности Анализировать языковой материал, выделять существенное, использовать языковой и речевой опыт при выполнении учебных задач и создании высказываний
5 Общее повторение правил записи слов Классифицировать орфограммы по существенным признакам, определять тему текста, правильно переносить слова при записи, знать и использовать в речи понятие «орфограмма» Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка своего народа Анализировать и классифицировать языковой материал, удерживать цель и задачи учебной деятельности, осуществлять само- и взаимоконтроль
6 Правила записи слов .Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы, проверять орфограммы с помощью проверочных слов, использовать альтернативные способы проверки (мнемонические приемы, историческое происхождение, словарь) Стремиться к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников Анализировать и классифицировать языковой материал, ориентироваться в словарях и справочниках, осуществлять взаимопомощь, само- и взаимоконтроль, строить высказывания на заданную тему
7 Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне) Обозначать мягкость согласных на письме, объяснять использование мягкого знака в словах Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать языковой материал, делать вывод, высказывать свое мнение на заданную тему
8 Большая буква
в именах собственных Грамотно записывать имена собственные, различать омофоничные слова по смыслу (Роза- роза), корректно использовать кавычки и правильно записывать инициалы, правильно подписывать тетрадь с учетом половой принадлежности носителя фамилии
Осознавать русский язык как явление культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества Отбирать материал в соответствии с учебной задачей, объяснять позицию автора, аргументировать свое мнение
9 Слово : его значение, значимые части. Обращать внимание наособенности
словообразования,
интересоваться
историческим
происхождением слов и
их значений Осознавать практическую значимость изучения русского языка Прогнозировать значение слов по звуковой форме, получать информацию из разных источников, корректно строить высказывание
10 Значимые части слов Рассказывать о составе слова и его значимых частях, подбирать слова под схемы, использовать памятку для выполнения учебной задачи Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему Ориентироваться в схемах, анализировать, сравнивать и классифицировать и моделировать языковой материал, следовать плану учебной деятельности, проводить аналогии
11 Лексическое и общее значения слов Ориентироваться в лексических значениях слов, подбирать однокоренные слова, систематизировать части речи по смысловой нагрузке Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему Читать таблицу: осознавать содержание граф, устанавливать общее и различие, трансформировать информацию граф в словесный текст (по строкам, по всей таблице). Наводить справки в толковых словарях и справочниках
12 Слово в предложении Устанавливать аналогии между словом и предложением, строить ответ через противопоставление признаков, анализировать строение предложений и составлять предложения и тексты, главные члены предложения Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему Корректно строить высказывание, аргументировать свою позицию, обобщать и делать выводы
13 Слово в предложении и тексте Устанавливать связь членов предложения, определять границы предложения Применять правила делового сотрудничества Читать текст с пониманием отношения автора к описываемому, анализировать и синтезировать языковой и речевой материал, устранять помехи в понимании текста, корректно строить высказывания
14 Урок-тренинг.
Письмо попамяти. Словарный
диктант Решать орфографические задачи, использовать алгоритм подготовки к письму по памяти, определять тип орфограммы по существенным признакам Осознавать трудность предлагаемого задания Контролировать грамотность записей как в процессе письма, так и после его завершения. Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника
15 Урок-тренинг. Письмо под диктовку с комментированием Осложненное списывание. Решать орфографические задачи в ходе записи по слуху Осознавать практическую значимость изучения русского языка Осуществлять промежуточный и итоговый самоконтроль, оценивать результаты
16 Стартовая диагностическая работа Вводный диктант Применять изученные правила и алгоритмы действий в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль Осознавать практическую значимость изучения русского языка Использовать изученные правила, способы действий при выполнении учебных заданий, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки
17 Анализ и коррекция ошибок Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения, осуществлять коррекцию ошибок по алгоритму, выполнять задания по аналогии Ориентироваться на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную коррекционную деятельность и действия, необходимые для решения орфографической задачи
18 Изложение «Свет осени» Прогнозировать содержание по имени автора, названию, плану, выбирать в тексте ключевые слова, слова с орфограммами Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать языковой материал, планировать деятельность, пользоваться памяткой, действовать по алгоритму, осуществлять промежуточный и итоговый самоконтроль
19 Анализ
изложений Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения Ориентироваться на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную коррекционную деятельность и действия, необходимые для решения орфографической задачи
20 Творческая работа: зарисовка уголка родной природы* Анализировать готовый речевой материал - авторский текст, обсуждать личное впечатление, составлять собственный текст по аналогии Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему Анализировать, выделять существенные признаки, учитывать ориентиры при создании авторского продукта, осуществлять самоконтроль и самопроверку
Проводники наших мыслей и чувств. (25 часов)
21 Слово. Предложение. Текст Различать основные
структурные единицы языка, иметь представление о многозначных словах Осознавать практическую значимость изучения русского языка Использовать знаково-символьное моделирование, отбирать речевой материал в соответствии с речевой задачей, строить письменное высказывание с соблюдением норм
22 Слово и его роль в речи Рассказывать о роли слов в речи, подбирать слова, объединенные общей темой, угадывать слово по толкованию или описанию предмета Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему Анализировать речевой и языковой материал, отбирать материал в соответствии с задачей, организовывать коммуникацию в паре
23 Слово и словосочетание Рассказывать о строении словосочетания, различать слова и словосочетания, подбирать словосочетание под схему, строить предложения из двух словосочетаний Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка своего народа Анализировать языковой материал, использовать знаковосимволическое моделирование, аргументировать свою позицию
24 Части речи Узнавать часть речи по существенным признакам, описывать части речи по плану, подбирать словосочетания по схеме, образовывать формы множественного числа разных частей речи
Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка своего народа Анализировать языковой материал, систематизировать и обобщать информацию, распределять обязанности в паре, организовывать взаимодействие
25 Род имен существительных Рассказывать о признаках и различиях формы рода имен существительных, различать родовые формы имен существительных Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать, систематизировать и классифицировать языковой материал, осознавать границы незнания, объяснять причины затруднений
26 Род имен существительных Определять род одушевленных и неодушевленных имен существительных по принадлежности к полу или по окончанию в начальной форме, различать формы рода имен существительных Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка своего народа Анализировать и систематизировать языковой материал,
наблюдать и делать выводы
27 Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже) Записывать имена существительные женского и мужского рода с шипящими на конце, объяснять свои действия Применять правила делового сотрудничества Анализировать, сравнивать, делать выводы, обозначать границы незнания, искать способы решения проблемы, организовывать продуктивное взаимодействие в паре
28 Упражнения в записи имен существительных женского рода с мягким знаком на конце Записывать имена существительные женского и мужского рода с шипящими на конце, объяснять свои действия Осознавать практическую значимость изучения русского языка Применять изученные способы действий в самостоятельной работе, планировать учебную деятельность, контролировать качество выполнения задания, оценивать свою деятельность
29 Изменение имен прилагательных по родам Объяснять взаимосвязь имен существительных и прилагательных, определять род имен прилагательных по роду имен существительных Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка своего народа Использовать алгоритм для решения учебной задачи, ориентироваться в таблице, обосновывать выбор способа действия
30 Связь частей речи в словосочетаниях Объяснять взаимосвязь частей речи в словосочетании, согласовывать формы имен существительных и прилагательных, иметь представление о синонимичности некоторых словосочетаний Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка своего народа Анализировать, выявлять закономерность, действовать по аналогии
31 Связь частей речи в словосочетаниях. Тренинг Применять изученные правила в самостоятельной работе Осознавать трудность предлагаемого задания Анализировать, систематизировать, применять изученные алгоритмы действий
32 Устойчивые
сочетания
слов Иметь представления об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах), корректно применять фразеологизмы в речи, объяснять значение наиболее употребляемых сочетаний Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему Использовать знаково-символическое моделирование, прогнозировать значение, устанавливать смысловые аналогии
33 Предложение (вводный урок) Квалифицировать предложение и текст по совокупности признаков. Объяснять функции единиц речи: у слова и словосочетания - назывные функции, у предложения - коммуникативные. Выявлять смысловые части текста Осознавать практическую значимость изучения русского языка Устанавливать аналогии, извлекать из научного текста новую информацию, связно излагать информацию
34 Вопросительные и повествовательные предложения Различать предложения по цели высказывания. Иметь представление о вопросительных словах в предложении. Объяснять знаки препинания в предложениях разных типов Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать речевой материал, наблюдать и делать выводы, получать информацию из текста, связно объяснять свои действия
35 Употребление отрицательной частицы НЕ Корректно пользоваться в речи отрицательными словами, частицами.
Грамотно записывать глаголы с отрицательной частицей НЕ, иметь представление об употреблении частицы НЕ с разными частями речи Осознавать речевую культуру как часть общей культуры личности Отбирать материал в соответствии с учебной задачей, аргументировано высказывать свое мнение
36 Побудительные предложения Отличать побудительные по цели высказывания предложения, определять тип предложения по цели высказывания Осознавать практическую значимость изучения русского языка Наблюдать, анализировать и делать выводы, отбирать материал в соответствии с учебной задачей, аргументировано высказывать мнение
37 Восклицательные предложения Иметь представление об интонации предложений, отличать восклицательные предложения, читать предложения и тексты с соблюдением интонации, оформлять восклицательные предложения на письме Осознавать речевую культуру как часть общей культуры личности Выдвигать предположения, проверять свое мнение, получать информацию из текста, классифицировать материал по разным основаниям
38 Знаки препинания в конце предложений (обобщение) Грамотно оформлять предложения на письме в зависимости от цели высказывания и интонации произношения, классифицировать предложения по разным основаниям Осознавать практическую значимость изучения русского языка Ориентироваться в
таблице, систематизировать и классифицировать, объяснять способ действия
39 Урок тренинг . Пробный диктант Иметь представление об изменении значения слова в зависимости от интонации, произносить фразы с разными интонациями в зависимости от речевой задачи, рассказывать о предложении как структурной единице языка Проявлять внимание и интерес к звуковому строю русского языка Получать информацию из рисунка, текста, удерживать ориентир учебной деятельности, строить речевую деятельность по плану, осуществлять взаимоконтроль
40 Контрольный диктант за первую четверть Применять изученные правила и алгоритмы действий в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль, сравнивать с эталоном, вносить коррективы Осознавать практическую значимость изучения русского языка Использовать изученные правила, способы действий при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки
41 Обобщение знаний о предложении. Интонация предложений Анализ и коррекция ошибок Применять изученные правила и алгоритмы действий в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль Осознавать практическую значимость изучения русского языка Использовать изученные правила, способы действий при выполнении учебных заданий, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки
42 Знаки препинания в конце предложений (обобщение) Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения, осуществлять коррекцию ошибок по алгоритму, выполнять задания по аналогии Ориентироваться на понимание причин личной успешности/ неус- пешности в освоении материала Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную коррекционную деятельность и действия, необходимые для решения орфографической задачи
43 2 четверть
Урок-тренинг. Обобщение и заерепление по теме «Знаки препинания в конце предложения» Использовать изученные алгоритмы действий в самостоятельной работе Оценивать трудность предлагаемого задания Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы
44 Инструктаж по проектным работам Применять изученные правила и алгоритмы действий в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль Оценивать трудность предлагаемого задания, адекватно оценивать свои возможности Осуществлять осознанный выбор задания, применять изученные способы действий, планировать свою учебную деятельность, осуществлять самоконтроль, оценивать результаты своей деятельности
45 Презентация проектной деятельности Проводник наших мыслей и чувств ( продолжение ) (7 часов)
(7 часов)
46 Текст Называть особенности текста, озаглавливать текст, определять тему и основную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять план текста, корректировать имеющийся.
Осознавать практическую значимость изучения русского языка Моделировать воображаемую ситуацию, подбирать заголовок на основе анализа выразительных средств текста, обсуждать, приходить к единому мнению, принимать позицию собеседника, осуществлять взаимопроверку
47 Списывание текста с речевой задачей
. Различать тип текста по существенным признакам, называть отличительные признаки текста- повествования Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему Анализировать, классифицировать, выделять существенные признаки, обсуждать, учитывать позицию собеседника, приходить к общему выводу
48 Повество-
вание, Различать тип текста по существенным признакам, называть отличительные признаки текста- рассуждения, использовать полученные знания при анализе текста Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему Анализировать, обобщать, делать выводы, аргументировано объяснять свою позицию
49 описание ,. Определять границы предложения, списывать с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, выделять орфограммы
Адекватно оценивать свои возможности, соотносить их со сложностью задания Понимать цель и задачи учебной деятельности, осуществлять промежуточный и итоговый самоконтроль
50 Рассуждение Выделять опорные слова, устно и письменно излагать текст с опорой на план Осознавать практическую значимость изучения русского языка Следовать плану в речевой деятельности, осуществлять текущий и итоговый самоконтроль
51 Изложение с условным названием «Долгожданная зима»Редактирование изложения Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения Ориентироваться на понимание причин личной успешности/ неус- пешности в освоении материала Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную коррекционную деятельность и действия, необходимые для решения орфографической задачи
52 Творческая работа: составление текста (загадки или другого жанра) о зиме Отличать загадку от других текстов, составлять загадку по аналогии, высказывать в письменной форме личные впечатления, воображаемые образы Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему Анализировать, выделять существенные признаки, учитывать ориентиры при создании авторского продукта, осуществлять самоконтроль и самопроверку
О главном (26 часов)
53 Главные части в средствах языка Различать главные части в слове, предложении, тексте Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему Анализировать материал таблицы, осознавать границы незнания, делать выводы, обобщать, организовывать работу в паре, осуществлять взаимоконтроль и взаимо- оценку
54 Корень - главная значимая часть слова Определять значимые части слова, выделять корень, различать форму слова и однокоренные слова, объяснять словообразование форм и однокоренных слов, отличать сложные слова, соотносить слово и схему Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению русского языка Наблюдать, анализировать, использовать знаково-символическое моделирование, выделять существенную информацию, объяснять свою позицию
55 Правописание
корня.
Повторение Применять правила проверки орфограмм в корне слова, иметь представление об историческом чередовании в корнях Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать языковой материал, высказывать и аргументировать свое мнение
56 Правописание
корня. (повторение). Правописание корня с чередованием согласных
Классифицировать орфограммы корня, подбирать способ проверки в зависимости от орфограммы, писать под диктовку текст с орфограммами Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению русского языка Анализировать, синтезировать языковой материал, высказывать и аргументировать свое мнение
57 Способы проверки безударных гласных в корне словаВыделять орфограммы в слове, подбирать проверочные слова под каждую орфограмму, грамотно записывать слова с двумя безударными гласными Применять правила делового сотрудничества Анализировать языковой материал, пользоваться словарями и справочниками, организовывать работу в паре, осуществлять само- и взаимоконтроль
58 Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере//ре Грамотно записывать слова с неполногласными сочетаниями, использовать слова с неполногласными сочетаниями (историческими чередованиями) для проверки безударных гласных Осознавать русский язык как явление культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества Анализировать языковой материал, сравнивать, делать выводы, использовать правила и алгоритмы в новых условиях, корректно строить речевое высказывание
59 Способы проверки двух (одной) безударных гласных в словах Использовать правила проверки безударных гласных при записи слов и предложений, письменно пересказывать текст с предварительной подготовкой Осознавать практическую значимость изучения русского языка Действовать по алгоритму, отбирать способ проверки в зависимости от особенностей материала, осуществлять контроль учебной деятельности
60 Изложение
текста
«Ухоронки» Прогнозировать содержание по названию, части плана, проверять свои предположения по тексту, письменно излагать текст по дополненному плану Осознавать практическую значимость изучения русского языка Следовать плану в речевой деятельности, осуществлять текущий и итоговый самоконтроль
61 Редактирование изложения. Тренинг . Правописание слов с безударными гласными в корне . Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения Ориентироваться на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную коррекционную деятельность и действия, необходимые для решения орфографической задачи
62 Главное слово в словосочетании Определять части речи в словосочетаниях, классифицировать словосочетания по заданным основаниям, анализировать предложения, составлять словосочетания из набора слов, составлять синонимичные словосочетания Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению русского языка Анализировать, классифицировать, синтезировать на основе анализа, строить речевое высказывание
63 Главные члены предложения как грамматическая основа предложения Определять грамматическую основу предложения, устанавливать связи слов в предложении, определять второстепенные члены Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать, использовать знаковосимволическое моделирование, устанавливать взаимосвязи
64 Подлежащее и грамматические средства его выражения Определять подлежащее в предложении, устанавливать связи слов, составлять текст из набора предложений
Применять правила делового сотрудничества Наблюдать, анализировать, обобщать, организовывать сотрудничество в паре
65 Сказуемое и грамматические средства его выражения Определять сказуемое в предложении, устанавливать связи слов Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать, получать информацию из текста, выделять существенную информацию, строить речевое высказывание
66 Подлежащее и сказуемое - смысловое и структурное ядро предложения Определять грамматическую основу предложения, иметь представление о грамматической основе сложного предложения Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению русского языка Анализировать, структурировать материал, строить речевое высказывание
67 Главная (основная) мысль текста Различать и определять тему и основную мысль текста, списывать текст орфографически правильно
Осознавать практическую значимость изучения русского языка Получать информацию из текста, выделять существенное
68 Способы выражения основной мысли в художественных произведениях разных жанров
Иметь представление о морали, изречении как выражении основной мысли в басне Осознавать язык как явление культуры народа, связь развития языка с развитием культуры и общества Получать информацию из текста, выделять существенное
69 Способы выражения основной мысли в текстах Понимать способы выражения основной мысли в текстах на одну тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, проверять предположения по тексту Осознавать практическую значимость изучения русского языка Рассуждать, строить высказывание, аргументировать свое мнение, выбирать существенную информацию в тексте
70 Создание текста .Озаглавливать текст, составлять план изложения, сравнивать тексты на одну тему, но с разной основной мыслью, создавать тексты по аналогии Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать, сравнивать, делать выводы, составлять высказывания на заданную тему, осуществлять самоконтроль, оценивать работу свою и одноклассников
71 Контрольное списывание текста «Русь» Списывать с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, выделять орфограммы Адекватно оценивать свои возможности, соотносить их со сложностью задания Понимать цель и задачи учебной деятельности, осуществлять промежуточный и итоговый самоконтроль
72 Систематизация материала. Использовать изученные алгоритмы действий в самостоятельной работе
Оценивать трудность предлагаемого задания Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы
73 Контрольный диктант за вторую четверть Применять изученные правила и алгоритмы действий в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль Осознавать практическую значимость изучения русского языка Использовать изученные правила, способы действий при выполнении учебных заданий, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки
74 Анализ и коррекция ошибок. Закрепление по теме главные члены предложения Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения, осуществлять коррекцию ошибок по алгоритму, выполнять задания по аналогии Ориентироваться на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную коррекционную деятельность и действия, необходимые для решения орфографической задачи
75 Проверочная работа комплексного характера( текст из учебника) Применять универсальные учебные действия при решении учебных задач Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать, вычленять главное в тексте, планировать свою деятельность, делать выводы, обобщать, оценивать качество работы
76 Творческие работы детей по теме «Новогодняя елка» Анализировать тексты на одну тему, определять основную мысль, выделять ориентиры, строить свое высказывание на заданную тему, используя план, опорные слова Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать, сравнивать, делать выводы, составлять высказывания на заданную тему, осуществлять самоконтроль, оценивать работу свою и одноклассников
77 Презентация и анализ творческих работ. Инструктаж по проектной деятельности Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения Ориентироваться на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную коррекционную деятельность и действия, необходимые для решения орфографической задачи
78 3 четверть
Обобщение по теме «Текст» О главном (обобщаем, изучаем) 20 часов
79 Главные части слова и словосочетания Показывать звуковое и буквенное строение слов Оценивать собственную учебную деятельность Анализировать, классифицировать и синтезировать речевой материал, строить логическое высказывание, строить схемы
80 Части речи в роли главных членов предложения. Словарный диктант Знать признаки предложения и текста. Отличать текст от группы предложений. Определять сказуемое не только по внешним признакам, но и по смыслу Применять правила делового сотрудничества Сравнивать, анализировать и обобщать речевой материал, делать выводы, использовать словари для уточнения значения и правописания слов, осуществлять работу в паре, учитывать точку зрения партнера, договариваться
81 Употребление личных местоимений в роли подлежащего Рассказывать о местоимении, его роли в речи, лице местоимений, смысловом значении, корректно употреблять личные местоимения в речи Оценивать собственную учебную деятельность Сравнивать речевой материал, делать выводы, получать информацию из различных источников, осуществлять взаимодействие при работе в парах, договариваться, распределять обязанности
82 Значение лица и числа личных местоимений Объяснять, почему местоимения называются личными, различать местоимения по лицам и числам Применять правила делового сотрудничества Классифицировать речевой материал по выделенным признакам, осуществлять взаимодействие в парах
83 Употребление личных местоимений .Подлежащее. Различать местоимения по родам, выделять части текста по заданным признакам, подбирать местоимения по смыслу текста Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать и классифицировать речевой материал, синтезировать на основе анализа
84 Сказуемое. Употребление форм глагола Знать отличительные признаки и роль сказуемого, подбирать более точное по смыслу сказуемое, различать предложения по цели высказывания, определять слова- обращения, вводные слова как части предложения, не вступающие в синтаксическую связь с другими членами предложения
Осознавать практическую значимость изучения русского языка Проводить наблюдения за речевым материалом, анализировать, классифицировать речевые единицы, выделять существенные признаки
85 Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени Различать смысловые оттенки глаголов в разных временных формах, определять время глаголов, корректно задавать вопросы к глаголам в предложениях.
Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка Получать информацию из текста, таблицы, анализировать, делать выводы
86 Изменение глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени. Формы числа Объяснять взаимосвязь рода, лица, числа и времени глаголов, изменять глаголы по временам и числам Применять правила делового сотрудничества Получать информацию из таблицы, обобщать, делать выводы, формулировать правило, организовывать продуктивную работу в паре
87 Формы рода
глаголов прошедшего времени. Родовые окончания глаголов Корректно использовать
временные и родовые формы глаголов в речи, объяснять взаимосвязь формы глагола с существительным (местоимением), списывать текст, используя нужную форму глагола
Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать речевой материал, делать выводы, осуществлять синтез на основе анализа информации
88 Формы лица и числа глаголов настоящего и будущего времени Иметь понятие о спряжении глаголов, уметь спрягать глаголы, отвечать на вопросы о свойствах глагола и сказуемого, определять форму глагола в предложении, составлять словосочетания и предложения с глаголами
Применять правила делового сотрудничества Получать информацию из таблицы, систематизировать знания, организовывать продуктивную работу в паре
89 Глаголы неопределёнрой формы. Находить ошибки в употреблении форм глаголов в речи, использовать графические обозначения для демонстрации взаимосвязи частей речи в предложении, рассказывать об особенностях форм глаголов будущего времени
Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать и корректировать речевой материал, сравнивать и проводить аналогии, опираться на таблицу при решении речевых задач
90 Употребление временных глаголов в роли сказуемого Корректно использовать в речи формы глаголов, изменять форму глаголов в зависимости от речевой цели, определять форму глагола, характеризовать глагол по существенным признакам Применять правила делового сотрудничества Анализировать речевой материал, осуществлять синтез на основе анализа, организовывать продуктивную работу в парах, осуществлять самоконтроль
91 Взаимосвязь подлежащего и сказуемого Характеризовать главные члены предложения, определять главные члены в предложении, корректно задавать вопросы к час-
Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка
Обобщать сведения о речевом материале, осуществлять наблюдения и делать выводы, полу-
тям речи, иметь первичное представление об однородных членах предложения чать информацию из текста, таблицы
92 Главная (основная) мысль текста (обобщение) Применять полученные знания в самостоятельной работе, объяснять последовательность своих действий, определять тип, тему и основную мысль текста, рассказывать о средствах выражения основной мысли, использовать приемы для запоминания и письменного пересказа текста
Осознавать практическую значимость изучения русского языка Систематизировать сведения о языке, анализировать и классифицировать языковой материал, осуществлять самостоятельную работу по инструкции
93 Тренинг. Подготовка к диктанту Применять приобретенные умения в самостоятельной и парной работе, писать под диктовку тексты с предварительной подготовкой Оценивать трудность предлагаемого задания Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы
94 Проверочный
диктант Применять изученные правила и алгоритмы действий в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль Осознавать практическую значимость изучения русского языка Использовать изученные правила, способы действий при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать действия, необходимые для решения задачи, вно-
37
сить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки
95 Анализ и коррекция ошибок.Упражнения в определении типа и темы текста. Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения, осуществлять коррекцию ошибок по алгоритму, выполнять задания по аналогии Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную коррекционную деятельность и действия, необходимые для решения орфографической задачи
96 Творческая работа. Инструкция по изготовлению кормушки Знать особенности построения текста-инструк- ции, создавать собственную инструкцию на основе предложенного образца, грамотно строить высказывания Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать, выделять существенные признаки, учитывать ориентиры при создании авторского продукта, осуществлять самоконтроль и самопроверку
97 Презентация и анализ творческих работ Выявлять речевые ошибки, уметь корректировать их, корректно и грамотно строить высказывания Ориентироваться на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала Анализировать, осуществлять само- и взаи- мооценку в соответствии с критериями, вносить коррективы, адекватно воспринимать критику, корректно строить оценочное высказывание
98 Упражнения в определении грамматических признаков частей речи Выявлять речевые ошибки, уметь корректировать их, корректно и грамотно строить высказывания Ориентироваться на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала Анализировать, осуществлять само- и взаи- мооценку в соответствии с критериями, вносить коррективы, адекватно воспринимать критику, корректно строить оценочное высказывание
Конкретизируем значение, распространяем мысль …(32 часа)
99 Структурные части средств языка..Различать структурные единицы слова, словосочетания, предложения, текста Осознавать русский язык как явление культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества Анализировать и структурировать речевой материал, отбирать материал в соответствии с целью речевой деятельности, осуществлять поиск инфор-
100 Роль приставок и суффиксов в словах. Редактирование высказываний Различать форму слова и однокоренные слова, объяснять оттенки смысловых значений, связанные с суффиксами и приставками, правильно употреблять в речи формы слов во множественном числе (сторожа, столяры), выделять суффиксы и приставки в словах
Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему Осуществлять поиск и отбор информации, ориентироваться в схеме, таблице, соблюдать правила коммуникации
101 Роль приставок и суффиксов в словах. Наблюдение над оттенками их значений Различать суффиксы по смысловым оттенкам, определять структуру слова, списывать текст орфографически грамотно Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему Анализировать речевой материал, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи, составлять устное логическое высказывание
102 Правописание приставок и предлогов Давать определение суффиксу и приставке, узнавать приставки вне слова, знать правила употребления приставок с частями речи, отличать приставки и предлоги Применять правила делового сотрудничества Анализировать и классифицировать речевой материал, делать вывод по результатам анализа, делать выбор и объяснять его, выявлять причинно- следственные связи, строить логическое высказывание, осуществлять деловое сотрудничество с соблюдением правил коммуникации
103 Приставки.
Их значение, правописание Делать выводы об оттенках смысла глагола, связанных с приставками, подбирать синонимы к глаголам, применять алгоритм выделения приставки в слове Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему Анализировать речевой материал, выделять существенную информацию, действовать по алгоритму
104 Употребление слов с приставками в составе текстов Различать приставки и схожие слоги-части корня, различать смысловые особенности слов с приставкой со- Быть внимательным к звуковому и слоговому строю русского языка Отбирать речевой материал в соответствии с определенной целью, классифицировать языковые единицы по заданным признакам, осуществлять самоконтроль
105 Правописание гласных в приставках Применять алгоритм проверки безударной гласной в приставке (неизменяемое написание или словом с такой же приставкой с ударной гласной), образовывать глаголы с приставками от одного корня Быть внимательным к звуковому и слоговому строю русского языка, проявлять интерес к словотворчеству Анализировать, обсуждать и делать выводы, действовать по алгоритму, применять навыки делового сотрудничества и коммуникации
106 Упражнения в правописание гласных в приставках. Выбирать правильное написание приставки в зависимости от смысла слова в контексте, различать оттенки смысла приставки Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему Анализировать речевой материал, делать выводы, отбирать речевой материал в соответствии с целью задания, объяснять свой выбор
107 Правописание согласных в приставках. Иметь представление о правописании согласных в приставках как орфограмме, объяснять происхождение полнозвучных приставок (под-подо, об- обо и т. п.), применять нестандартные приемы проверки согласных в приставках, записывать грамотно словосочетания, различая схожие приставки и предлоги Быть внимательным к звуковому и слоговому строю русского языка Получать информацию из текста, дополнять текст своими выводами, действовать по алгоритму
108 Упражнения в правописании гласных в приставках. Образовывать слова с приставками и правильно их записывать, объяснять правописание НЕ с глаголами, составлять текст с пословицами Осознавать русский язык как явление культуры русского народа Синтезировать речевой материал, получать информацию из текста, составлять логическое высказывание
109 Разделительный твердый знак после приставок .Различать разделительные твердый и мягкий знаки, рассказывать об истории твердого знака в языке, объяснять условия правописания твердого разделительного знака Осознавать русский язык как явление культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества Наблюдать, анализировать и сравнивать речевой материал, делать вывод
110 Употребление разделительного твердого знака после приставок. Составлять слова с приставками, используя твердый разделительный знак, переносить слова с твердым знаком, записывать слова, различая правописание твердого и мягкого знаков Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка Получать информацию из таблицы, текста, планировать решение орфографической задачи, обосновывать свой выбор
111 Употребление разделительных твёрдого и мягкого знаков.е. Отличать разделительные знаки по существенным признакам, характеризовать роль приставок в словах, узнавать орфограммы в словах, выбирать алгоритм действий в зависимости от орфограммы
Быть внимательным к звуковому и слоговому строю русского языка Выбирать орфографическое действие в зависимости от речевой задачи, анализировать и систематизировать языковой материал, планировать решение орфографической задачи
112 Правописание слов с приставками. Применять изученные правила и алгоритмы действий при решении орфографических задач, писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительной подготовкой Оценивать сложность предлагаемого задания Планировать решение орфографических задач, осуществлять самоконтроль
113 Обучение
написанию
текста
объявления Иметь представление о структуре текста объявления, создавать собственные тексты объявлений по образцу на самостоятельно выбранную тему Осознавать практическую значимость изучения русского языка Отбирать необходимую информацию в соответствии с целью и задачами высказывания, планировать речевую деятельность, действовать, опираясь на образец, осуществлять само- и взаимоконтроль, формулировать критерии оценки, оценивать, корректно строить оценочное высказывание
114 Употребление слов с умень- шительно-лас- кательными суффиксами
Рассказывать о суффиксах как словообразующей части слова, объяснять смысловое значение некоторых суффиксов, отли-
Быть внимательным к звуковому и слоговому строю русского языка, смысловым нюансам
Наблюдать, анализировать, делать выводы, объяснять выбор действий, личную позицию
чать уменьшительно-ласкательные суффиксы, правильно записывать суффиксы -оньк-, -еньк- в словах в слабой позиции
115 Употребление слов с суффиксами, указывающими на лицо и род занятий Отличать суффиксы, указывающие на род занятий, использовать изученные правила и алгоритмы действий при решении орфографических задач
Оценивать сложность предлагаемого задания Наблюдать, анализировать, классифицировать языковой материал, осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку116 Употребление слов с суффиксами .Закрепить навык правописания слов с приставками и суффиксами, применять изученные алгоритмы при решении орфографических задач Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка Анализировать и делать выводы, проверять по эталону, действовать по алгоритму, контролировать и оценивать свою деятельность
117 Творческое списывание. Упр. 93 стр 75 Изменять слова, используя суффиксы, списывать текст, внося изменения в соответствии с заданием Оценивать сложность предлагаемого задания Осуществлять самоконтроль, оценивать свою деятельность
118 Назначение зависимого слова в словосочетании Определять словосочетание по существенным признакам, объяснять строение словосочетания, классифицировать словосочетания по особенностям строения, устанавливать связь слов в предложении Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка Анализировать и классифицировать языковой материал, осуществлять контроль деятельности, удерживать цель учебной деятельности
119 Употребление падежных
форм имен существительных, имён прилагательных. Иметь представление о подчинительной связи в словосочетаниях, падеже, падежных формах, склонении, изменять существительные по падежам, определять падеж по вопросу Применять правила делового сотрудничества Получать информацию из текста, таблицы, классифицировать языковой материал
120 Употребление в словосочетаниях падежных
форм имен существительных, имён прилагательных . Изменять имя существительное по падежам, корректно использовать предлоги с падежными формами имен существительных, подбирать словосочетания под заданную схему и падежную форму Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка Удерживать цель учебной деятельности, анализировать и синтезировать языковой материал
121 Употребление падежных
форм имён прилагательных .Объяснять особенности сочетаний имен прилагательных с именами существительными, корректно использовать падежные формы имен прилагательных в речи Оценивать сложность предлагаемого задания Анализировать языковой материал, вносить коррективы
122 Подготовка кконтрольному
диктанту Проверочная работа за 3 четверть. Применять новые знания и умения в самостоятельной работе Адекватно оценивать свои возможности Осуществлять самоконтроль, проверять по эталону, вносить коррективы, оценивать результат своей деятельности
4
123 Подготовка кконтрольному
диктанту Предупредительный диктант с комментированием Применять изученные правила и алгоритмы действий в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль, сравнивать с эталоном, вносить коррективы Осознавать практическую значимость изучения русского языка Использовать изученные правила, способы действий при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки
124 Контрольный диктант за третью четверть Применять изученные правила и алгоритмы действий в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль Осознавать практическую значимость изучения русского языка Использовать изученные правила, способы действий при выполнении учебных заданий, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки
125 Анализ ошибок и коррекция. Упражнения в применении изученных орфограмм. Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения, осуществлять коррекцию ошибок по алгоритму, выполнять задания по аналогии Ориентироваться на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную коррекционную деятельность и действия, необходимые для решения орфографической задачи
126 Обучающее изложение «Март в лесу» Иметь понятие о сложном плане, составлять сложный план текста для письменного пересказа, выбирать в тексте ключевые слова, слова с орфограммами Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать языковой материал, планировать деятельность, пользоваться памяткой, действовать по алгоритму, осуществлять промежуточный и итоговый самоконтроль
127 Анализ
изложений. Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения Ориентироваться на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную коррекционную деятельность и действия, необходимые для решения орфографической задачи
128 Обучающее сочинение анализ. 129 4четверть Инструктаж по проектным работам .130 Презентация проектных работ. Осознавать личный интерес в области изучения русского языка, отбирать языковой материал в соответствии с выбранной темой, выдвигать предложения, подбирать критерии оценки результата для ориентира Осознавать практическую значимость изучения русского языка, проявлять познавательный интерес и инициативу Планировать свою деятельность, прогнозировать результат деятельности, удерживать цель и ориентиры учебной деятельности, осуществлять самоконтроль
Конкретизируем значение, распространяем мысль…( продолжение) (18 часов)
131 Падежные формы имен
существительных, имен прилагательных.
Рассказывать об особенностях склонения имен существительных, имен прилагательных, применять правило при решении орфографических и речевых задач Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка Обобщать, классифицировать языковой материал, осуществлять самоконтроль
132 Употребление падежных форм имен существительных, имен прилагательных, местоимен. Использовать изученные алгоритмы действий в самостоятельной работе Адекватно оценивать свои возможности и трудность предлагаемого задания Осуществлять выбор задания в соответствии с критериями, контролировать свои действия, осуществлять взаимопомощь
133 Упражнения в употреблении
падежных
форм местоимений.
. Склонять местоимения, определять падежную форму местоимений в тексте Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка Анализировать языковой материал, получать информацию из таблицы, сравнивать и делать выводы
134 Правописание местоимений с предлогами Корректно использовать в речи падежные формы местоимений с предлогами, следить за культурой речи Осознавать важность соблюдения культуры речи при общении Корректно строить речевые высказывания, удерживать ориентиры учебной деятельности
135 Тренинг. Обобщение о словосочетании Использовать изученные алгоритмы действий в самостоятельной работе Адекватно оценивать свои возможности и трудность предлагаемого задания Осуществлять выбор задания в соответствии с критериями, контролировать свои действия, осуществлять взаимопомощь
136 Проверочная работа по теме
«Словосоче-
тание» Отвечать на вопросы по пройденному материалу в тестовой форме, осуществлять выбор правильного ответа с опорой на изученные правила и алгоритмы действий
Адекватно оценивать свои возможности и трудность предлагаемого задания Осуществлять выбор задания в соответствии с критериями, контролировать свои действия, осуществлять взаимопомощь
137 Второстепенные члены предложения Иметь понятие о второстепенных членах предложения как словах, способствующих расширению информации о главных членах, пояснять, какие признаки характеризуют второстепенные члены предложений Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка Синтезировать языковой материал на основе предварительного анализа информации, получать информацию из таблицы, классифицировать
138 Анализ (разбор) простого предложения Осуществлять анализ простого предложения с опорой на изученные признаки предложения Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему Анализировать, классифицировать языковой материал, действовать по алгоритму, обобщать и применять умения в новой ситуации
139 Связь второстепенных членов с главными членами предложений Анализировать предложения с точки зрения взаимосвязи членов предложения Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка Анализировать, устанавливать взаимосвязи, осуществлять само- и взаимоконтроль
140 Общее представление о сложных предложениях. Иметь понятие о синтаксисе как разделе грамматики, изучающем предложения и словосочетания, различать простые и сложные предложения Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка Анализировать, сравнивать и классифицировать языковой материал, отбирать материал в соответствии с заданием
141 Текст повествование. Отличать текст-повество- вание по существенным признакам, делить текст на смысловые части, составлять план текста Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать речевой материал, структурировать его, планировать личную речевую деятельность, отбирать материал в соответствии с задачей
142 Текст рассуждение. Отличать текст-рассуждение по существенным признакам, выделять смысловые блоки в соответствии с заданием, строить рассуждение на заданную тему Соблюдать речевую культуру при общении Составлять логическое высказывание, устанавливать причинно-следственные связи, отбирать речевой материал в соответствии с задачей
143 Текст описание. Отличать текст-описание, учитывать позицию автора описания, различать смысловые оттенки слов «одета» и «надета» Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка Анализировать речевой материал, отбирать материал в соответствии с задачей, классифицировать материал по разным основаниям, строить логические высказывания
144 Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах разных типов. Выделять изобразительные средства в тексте- описании, объяснять различия текстов разных типов, иметь представление о текстах смешанных типов Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логическое высказывание, участвовать в обсуждении, аргументировать свою позицию
145 Упражнения в построении текстов разных типов. Составлять тексты-описа- ния, соблюдая признаки текста данного типа, анализировать тексты-описания разных жанров Осознавать практическую значимость изучения русского языка Учитывать цель и ориентиры речевой деятельности, корректно строить речевые высказывания, оценивать в соответствии с критериями, адекватно воспринимать критику, соблюдать этические правила при оценочном высказывании
146 Подготовка к итоговой контрольной работе Осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль за прочностью усвоения изученного материала Применять новые знания и умения в самостоятельной работе Адекватно оценивать свои возможности
147 Итоговый
контрольный
диктант Применять изученные правила и алгоритмы действий в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль Осознавать практическую значимость изучения русского языка Использовать изученные правила, способы действий при выполнении учебных заданий, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки
148 Анализ и коррекция ошибок. Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения, осуществлять коррекцию ошибок по алгоритму, выполнять задания по аналогии Ориентироваться на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную коррекционную деятельность и действия, необходимые для решения орфографической задачи
Повторение изученного в 3 классе ( 22 часа)
149 Средства языка и их анализ. Контрольный словарный диктант Иметь понятие о науке лингвистике и ее структуре на доступном уровне, характеризовать слово как лингвистическое понятие с разных языковых позиций Применять правила делового сотрудничества Формулировать вопросы на заданную тему, корректно строить высказывание, анализировать материал таблицы, делать выводы, организовывать деятельность в паре
150 Называем…Слово и словосочетание. Классифицировать слова по разным основаниям, рассказывать о частях речи по плану, систематизировать описание частей речи в таблице Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему Организовывать работу в паре, использовать план для устного выступления, анализировать и систематизировать языковой материал
151 Слово как часть речи. Анализировать части речи с точки зрения постоянных и непостоянных признаков, роли в предложении Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему
Анализировать, систематизировать языковой материал, строить устное речевое высказывание
152 Конкретизируем значение слова Рассказывать о частях речи, их постоянных и непостоянных признаках, роли в предложении, определять падежные формы существительных, лицо глаголов
Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать, систематизировать языковой материал, строить устное речевое высказывание
153 Контрольное списывание Рассказывать о частях речи, их постоянных и непостоянных признаках, роли в предложении, определять падежные формы существительных, лицо глаголов
Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать, систематизировать языковой материал, строить устное речевое высказывание
154 Правописание слов.
Орфограммы в корне слова. Определять тип орфограммы, выбирать способ проверки, подбирать синонимы Адекватно оценивать свои возможности и трудность предлагаемого задания Анализировать и классифицировать речевой материал, строить высказывание-рассуждение
155 Правописание безударных гласны и согласных в корне слова.Определять тип орфограммы, выбирать способ проверки, подбирать синонимы Адекватно оценивать свои возможности и трудность предлагаемого задания Анализировать и классифицировать речевой материал, строить высказывание-рассуждение
156 Правописание слов.Использование обобщенного способа проверки безударных гласных в других частях слова Определять тип орфограммы, классифицировать орфограмму по месту в слове и типу проверки Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать и классифицировать языковой материал по разным основаниям, работать с таблицей
157 Правописание слов. Решение орфографических задач при записи предложений и текстов Использовать правила проверки орфограмм в речевой деятельности, устно орфографически комментировать запись предложений и текстов Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать, делать выводы, объяснять свои действия, использовать алгоритм при решении орфографических задач
158 Обобщение о способах проверки слов. Проверочная
работа.
Использовать правила проверки орфограмм в речевой деятельности, устно орфографически комментировать запись предложений и текстов Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать, делать выводы, объяснять свои действия, использовать алгоритм при решении орфографических задач
159 Обобщение о способах проверки слов. Тестирование Отвечать на вопросы по пройденному материалу в тестовой форме, осуществлять выбор правильного ответа с опорой на изученные правила и алгоритмы действий
Адекватно оценивать свои возможности и трудность предлагаемого задания Осуществлять выбор задания в соответствии с критериями, контролировать свои действия, осуществлять взаимопомощь
160 Анализ и коррекция ошибок. Особенности предложения и текста Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения, осуществлять коррекцию ошибок по алгоритму, выполнять задания по аналогии Ориентироваться на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную коррекционную деятельность и действия, необходимые для решения орфографической задачи
161 Предложение .Текст. Рассказывать об особенностях строения предложения и текста, распространять предложения Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему Анализировать и обобщать речевой материал, работать с таблицей, строить логическое речевое высказывание
162 Распространяем мысли Наблюдать и делать выводы о строении текста, распространять предложения с опорой на схему, различать тексты по типу Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему Наблюдать, анализировать и делать выводы, ориентироваться в символьно-знаковом материале, объяснять свои действия и аргументировать позицию
163 Подготовка к изложению Прогнозировать содержание текста по заголовку, автору, плану, использовать план текста для устного пересказа, выбирать в тексте ключевые слова, слова с орфограммами Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать языковой материал, планировать деятельность, пользоваться памяткой, действовать по алгоритму, осуществлять промежуточный и итоговый самоконтроль, получать информацию из различных источников
164 Изложение
«Любопытные» Письменно излагать текст по уточненному плану и опорным словам Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему
Грамотно строить высказывание, осуществлять текущий и итоговый контроль
165 Редактирование изложения.Подготовка к комплексной работе. Выявлять речевые ошибки, уметь корректировать их, корректно и грамотно строить высказывания Ориентироваться на понимание причин личной успешности / неуспешности в освоении материала Анализировать, осуществлять само- и взаимооценку в соответствии с критериями, вносить коррективы, адекватно воспринимать критику, корректно строить оценочное высказывание
166 Итоговая комплексная работа и ее анализ Использовать освоенные предметные и метапред- метные умения для решения поставленной задачи Адекватно оценивать свои возможности и трудность предлагаемого задания Анализировать, классифицировать материал, обобщать, выделять главное, использовать информацию для решения учебных задач
168 Анализ и коррекция ошибок. Проба пера. Письмо .Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения, осуществлять коррекцию ошибок по алгоритму, выполнять задания по аналогии Ориентироваться на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную коррекционную деятельность и действия, необходимые для решения учебной задачи
169 Инструктаж по проектным работам. Знать особенности построения текста письма, писать письмо на основе предложенного образца, грамотно строить высказывания Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать, выделять существенные признаки, учитывать ориентиры при создании авторского продукта, осуществлять самоконтроль и самопроверку
170 Защита
проектных
работ* Рассказывать об опыте исследовательской или творческой деятельности по предмету, презентовать результаты своего труда Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка. Осознавать практическую значимость изучения русского языка Планировать личную познавательную деятельность, осуществлять поиск информации в различных источниках, строить логические высказывания, объяснять при- чинно-следственные связи
171 Правописание слов.
Орфограммы в корне слова. Определять тип орфограммы, выбирать способ проверки, подбирать синонимы Адекватно оценивать свои возможности и трудность предлагаемого задания Анализировать и классифицировать речевой материал, строить высказывание-рассуждение
172 Правописание безударных гласны и согласных в корне слова.Определять тип орфограммы, выбирать способ проверки, подбирать синонимы Адекватно оценивать свои возможности и трудность предлагаемого задания Анализировать и классифицировать речевой материал, строить высказывание-рассуждение
173 Правописание слов.Использование обобщенного способа проверки безударных гласных в других частях слова Определять тип орфограммы, классифицировать орфограмму по месту в слове и типу проверки Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать и классифицировать языковой материал по разным основаниям, работать с таблицей
174 Правописание слов. Решение орфографических задач при записи предложений и текстов Использовать правила проверки орфограмм в речевой деятельности, устно орфографически комментировать запись предложений и текстов Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать, делать выводы, объяснять свои действия, использовать алгоритм при решении орфографических задач
175 Обобщение о способах проверки слов.
.
Использовать правила проверки орфограмм в речевой деятельности, устно орфографически комментировать запись предложений и текстов Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать, делать выводы, объяснять свои действия, использовать алгоритм при решении орфографических задач