Урок литературы 9 класс Литературная сказка, стихотворная и прозаическая речь (понятие «композиция художественного произведения» и ее элементов: завязка, кульминация, развязка)

Предмет: литература
Класс: 9
Учитель: Минеева Н.Ю.
Тема: Литературная сказка, стихотворная и прозаическая речь (понятие «композиция художественного произведения» и ее элементов: завязка, кульминация, развязка)
Тип урока: эвристическая беседа.
Цели учителя:
Познакомить учащихся с понятием «автобиографическая проза» и ее особенностями.
Научить школьников навыкам аналитического чтения.
Развивать навыки анализа художественного произведения.
Воспитывать у учащихся умение высказывать свою точку зрения.

Оборудование:
1. Текст учебника;
2. «Патетическая соната» Л.В. Бетховена (фрагмент)

Эпиграф к уроку:
Одно из величайших заблуждений
при суждениях о человеке в том,
что мы называем, определяем человека
умным, глупым добрым, злым,
сильным, слабым, а человек есть все:
все возможности, есть текучее вещество.

Из дневника Л.Н.Толстого.


Ход урока:

Начало урока. Создание мотивационной ситуации.
Стадия Вызова
Учитель: Л.Н.Толстой в своем дневнике от 2 января 1852 года так определил время юности: « У всех молодых людей есть время, в которое они не имеют никаких твердых понятий о вещах - правил, и составляют как то, так и другое. В это время они обыкновенно чуждаются интересов практических и живут в мире моральном. - Эту переходящую эпоху я называю - юность.- У иных людей юность продолжается больше, у других меньше. Даже есть люди, которые всегда остаются юными, а другие, которые не были юными. Отчего зависит продолжительность этой эпохи?»
-Как вы думаете?
-Скажите, изменилась ли ваша жизнь, если бы вы не познакомились с биографией и творчеством Льва Николаевича Толстого?

Слово учителя. Постановка проблемы. Определение задач урока.
Сегодня на уроке мы с вами на примере жизни главного героя повести посмотрим:
-Каковы же подлинные и мнимые нравственные ценности жизни?
-Что такое диалектика, и все ли изменения, происходящие с молодыми людьми можно назвать «диалектикой души?»
-Познакомимся с особенностями «автобиографической прозы».

Попробуйте ответить на вопрос: «Что будет важным на уроке для каждого из вас?»

Ученическое целеполагание:
Постигнуть и попытаться понять замысел автора.
Попробовать понять ровесника, жившего в 19 веке.
Осознать ценностный смысл некоторых нравственных понятий: диалектика души, честность, духовное «воскресение».
Уметь выражать свою мысль устно и письменно, также как и Л. Н. Толстой.
3. Вовлечение в тему.

3.1. Звучит музыкальный отрывок из «Патетической сонаты» Л.В. Бетховена
-Какое чувство у вас вызывает данное музыкальное произведение?
- Какое настроение оно создает?
3.2. Ассоциативное задание.

Нарисуйте в двух треугольниках, с каким предметом ассоциируются у вас главный герой Николай Иртеньев, а с каким вы?
Под каждым треугольником подпишите три основных качества, присущи персонажу и вам?
Николай Иртеньев Я



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
1.
2.
3.






13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
1.
2.
3.









4. Индивидуальное задание.
Сообщение. Автобиографическая проза и ее особенности.
5.Словарно-лексическая работа
Автобиографическая проза - художественная биография в узком смысле, рассказ о судьбе писателя, о его современниках, о событиях, свидетелем которых он был, в конечном счете - о судьбах его эпохи.
- Какие основные качества развивал в себе Л.Н.Толстой? (По материалам учебника).
- К чему стремился писатель в нравственном смысле?
Промежуточный вывод:
к нравственному совершенствованию самого себя.
Диалектика (греч., искусство вести беседу, спор)
философское учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое;
процесс развития чего-либо во всем многообразии его форм и во всей его противоречивости;
первоначально - искусство вести спор. (Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»).
Самопознание – полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни и в обществе. (Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»).
Самовоспитание - воспитание самого себя. (Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»).

- Можно ли сказать, что данные «метания», изменения, которые происходят в душе главного героя, назвать диалектикой души?
6. Индивидуальное задание. Сообщение. « Николай Иртеньев.» Характеристика героя согласно плану.
-Что вам близко в характере главного героя?
-Какие качества вы не приемлете?
- Понятны ли переживания юноши, жившего в XIX веке, вам, «молодому поколению»XXI века?
- Как вы считаете, герой повести – обыкновенный человек или особенный, исключительный?
Какую цель преследует автор?
7. Аналитическое чтение глав учебника: « Мои занятия», «COMME IL FAUT», « Я проваливаюсь».
- Посмотрим, меняются ли нравственные ценности героя на протяжении этих глав, и к какому выводу он приходит.


7.1 Заполнение таблицы. Стадия осмысления.

Ценности жизни Николая Иртеньева.

ПОДЛИННЫЕ
МНИМЫЕ

усердие
притворство

целеустремленность
«прельщение девиц»

способность к самоанализу
самолюбие

«чувство переменить что-то в своих убеждениях»
праздность

сомнение в правильности своих поступков
подражание

самовоспитание
высокомерие

« не буду делать ничего дурного, ни одной минуты не проведу праздно и никогда не изменю своим правилам».
стремление к COMME IL FAUT


желание славы


гордость


тщеславие


8. Промежуточный вывод: познание самого себя столь же важно, как и познание окружающего мира.
Какова была ваша цель в данной работе?
9. Работа с эпиграфом.
- Согласны ли вы со словами писателя, данными в эпиграфе к сегодняшнему уроку?
-Что, по-вашему, есть человек?
10. Беседа по главе « Я проваливаюсь».
Проблемный вопрос: почему главы повести, представленные в учебнике, заканчиваются именно этой главой?
- Символично ли ее название?
- В чем именно и где проваливается герой? Докажите текстом.
- Через что проходит юноша?
-Когда он меняется?
- Почему изменения, которые произошли с Николаем, можно назвать диалектикой?
11. Заключительное слово учителя.
Только пройдя через внутренний духовный конфликт, человек приходит к правильным жизненным выводам. Духовные возможности людей безграничны. Настоящая жизнь невозможна без нравственного роста, без освобождения от заблуждений, или освобождения от мнимых ценностей.
Л.Н.Толстой писал в обращении к юношеству: « Верьте себе, выходящие из детства юноши и девушки, когда впервые поднимаются в душе вашей вопросы: кто я такой, зачем живу я, и зачем живут все окружающие меня люди? И главный волнительный вопрос, так ли живу я и все окружающие меня люди? Верьте себе и тогда, когда те же ответы, которые представляются вам на эти вопросы, будут не согласны с теми, которые были внушены вам в детстве, будут не согласны и с той жизнью, в которой вы найдете себя, живущими вместе со всеми людьми, окружающими вас».
12. Рефлексия. Составление синквейна к словам:
«Человек» и «Личность»

13. Домашнее задание.
Итак, мы выяснили, что возможности человека безграничны. Задание на дом тому подтверждение.
Творческая работа. (Сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем):
1.Мои ровесники.
2. Легко ли быть молодым?
3.Подросток XXI века, кто он?








Словарно - лексическая работа
Автобиографическая проза - художественная биография в узком смысле, рассказ о судьбе писателя, о его современниках, о событиях, свидетелем которых он был, в конечном счете - о судьбах его эпохи.
Диалектика (греч., искусство вести беседу, спор)
философское учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое;
процесс развития чего-либо во всем многообразии его форм и во всей его противоречивости;
первоначально - искусство вести спор. (Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»).
Самопознание – полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни и в обществе. (Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»).
Самовоспитание- воспитание самого себя. (Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»).
Вопросы по главе «COMME IL FAUT» и « Я проваливаюсь».

Меняются ли нравственные ценности героя на протяжении этих глав, и к какому выводу он приходит.
9. Работа с эпиграфом.
- Согласны ли вы со словами писателя, данными в эпиграфе к сегодняшнему уроку?
-Что, по-вашему, есть человек?
10. Беседа по главе « Я проваливаюсь».
Почему главы повести, представленные в учебнике, заканчиваются именно этой главой?
- Символично ли ее название?
- В чем именно и где проваливается герой? Докажите текстом.
- Через что проходит юноша?
-Когда он меняется?
- Почему изменения, которые произошли с Николаем, можно назвать диалектикой?











15