Урок по литературе по теме России стихотворная душа по творчеству С.А.Есенина
МКОУ «ЦАГАН – УСНСКАЯ СОШ» «России стихотворная душа»,посвященная 120 – летию со дня рождения С.А.Есенина. Литературно – музыкальная композиция 2015 – 2016 учебный год Сергей Есенин – в этом имени «есень», осень, ясень, осенний цвет… Две даты – 3 октября 1895 г… 28 декабря 1925г… Отец поэта – Александр Никитич Есенин Мать поэта – Татьяна Федоровна Есенина В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Осенью 1915 г. он входит в литературную группу «Краса» и литературно-художественное общество «Страда». А. А. БлокФотография. 1916 С. Есенин. Записка А. Блоку: «Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4.» С почтением С. Есенин». 9 марта 1915 г. А. А. Блок. Запись в дневнике 9 марта 1915 г.«... Днём у меня рязанский парень со стихами. ... Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык». «МОЯ ЛИРИКА ЖИВА ОДНОЙ БОЛЬШОЙ ЛЮБОВЬЮ, ЛЮБОВЬЮ К РОДИНЕ». С.А.ЕСЕНИН Мать поэта – Татьяна Федоровна Есенина Интерьер дома-музея А сейчас, как глаза закрою, вижу только родительский дом… Окрестности села Константиново Мать поэта С. А. Есенин с сестрами Катей и Шурой Женившись на американской танцовщице Айседоре Дункан, с мая 1922 до августа 1923 года Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии., Франции, Италии, США. Из заграничной поездки он привез сборник «Москва кабацкая», который был издан в 1924 году. Впечатления о путешествии по Европе и США отразились в прозаическом опыте Есенина «Железный Миргород» С. А. Есенин и А. Дункан Фотография. 1922 г. «Не знаю, не помню,В одном селе,Может, в Калуге,А может, в Рязани,Жил мальчикВ простой крестьянской семье,Желтоволосый,С голубыми глазами.И вот стал он взрослым,К тому ж поэт,Хоть с небольшой,Но ухватистой силою,И какую - то женщину,Сорока с лишним лет,Называл скверной девочкойИ своею милою». Айседора Дункан Отрывок из поэмы «Черный человек» В статье «Быт и искусство» (1921) С.А, Есенин отвергал принцип национального искусства, принцип поэтического диссонанса. Таким образом, в русской поэзии сложились две версии имажинизма. Революционные потрясения не дали России долгожданного земного рая. Поэт пережил крах своих революционных иллюзий. «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу, что не к февральской и не к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь». Вместе с Волошиным, Клычковым, Пильняком, А. Толстым, Мандельштамом и другими Есенин подписал письмо в отдел печати ЦК РКП(б) в защиту гонимых большевистской идеологией писателей. Поэзия С.А. Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...» и др.). Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня - это «Русь уходящая». Об этом свидетельствует его поэма «Сорокоуст» (1920), сборники стихотворений «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Русь Советская» (1925), «Страна Советская» (1925), «Персидские мотивы» (1925), написанные на Кавказе и связанные с именем Шаганэ Тальян. Жизнь С.А. Есенина трагически оборвалась в Петрограде, в гостинице «Англетер» при невыясненных обстоятельствах. Поэта нашли повешенным. После гибели Есенина начался период официального забвения его творчества. В 1927 году появилась статья Бухарина «Злые заметки». Творчество поэта было признано мелкобуржуазным, кулацким, не соответствующим великой эпохе. Статья на много лет стала идеологической основой для литературоведческих работ и учебников. А стихи его знала, читала и пела вся Россия. У гроба С. А. Есенина в Доме Печати. Фотография. 192,5 г. Похоронная процессия у памятника Пушкину. Москва Фотография. 1925 «Со времени Кольцова земля Русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин... Вместе с тем Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим моцартовским началом, моцартовской стихией»(Б. Пастернак).«Есенин — чудо поэзии. И как о всяком чуде, о нём трудно говорить. Чудо есенинской поэзии не только убеждает, но и всегда волнует, как проявление большого человеческого сердца»(Ю. Марцинкявичюс).«Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сего дня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь вечно живой поэзии»(Н. Тихонов).«Мы потеряли великого русского поэта» (М. Горький).Надо было более по-братски помочь ему» (А.В. Луначарский). Спасибо за внимание!