Доклад на тему: «Виды и формы внеклассной работы по формированию коммуникативных навыков и социализации учащихся в условиях школы – интерната»

Доклад на тему: «Виды и формы внеклассной работы по формированию коммуникативных навыков и социализации учащихся в условиях школы – интерната»
Автор воспитатель Неделько А.В.
Разнообразная внеучебная деятельность способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе. Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразной человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.
Разнообразная внеклассная работа способствует развитию у
детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной обществом деятельности.
В различных видах внеклассной работы дети не только
проявляют свои индивидуальные способности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека. Причем каждый вид внеучебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.
Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой
воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с
воспитательной работой на уроке.

Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной
работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания
усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Успех внеклассной работы зависит не только от активности учащихся, но и
от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно – полезную направленность.
Внеклассная работа определяется работой классной. Только на некоторые
внеклассные мероприятия можно объединить параллельные, а иногда и близкие по развитию классы.
Внеклассная работа может иметь две основные формы: массовые
мероприятия, куда вовлекается класс как целое или даже объединения классов, и кружковая работа, объединяющая учащихся из разных классов.
Виды массовой работы во внеклассное время весьма разнообразны. Сюда
можно отнести: игры, прогулки, беседы, занятия по пропедевтике труда, по конструированию и моделированию, работу библиотеки, экскурсии, пение, слушание музыки и другие мероприятия.
Игры – одно из могучих средств развития ребенка. Играющий ребенок –
это ребенок развивающийся. Игры должны быть посильны детям и очень важно, чтобы они развивали те же функции, над развитием которых работает школа. Детям надо дать время овладеть игрой: четко объяснить ее, показать, взяв на себя главную роль в игре. Продолжением игры является беседа, проведенная после. Для бесед во внеклассной работе должны быть отведены соответствующие часы. Беседа дает новое, систематизирует известное, углубляет его. Речь воспитателя должна соответствовать речевому развитию ребенка. Она должна не только излагать мысль, а и живописать ее, вызвать ряды ярких образных представлений.
Экскурсии имеют большое воспитательное и образовательное значение. Многие из них проводятся учителями предметниками и связываются с изучением очередных тем. Работа над полученным на экскурсии материалом
легко обнаруживает, что каждый из учеников заметил нечто, оставшееся вне сферы внимания других. Делясь впечатлениями, дети взаимно дополняют сведения о добытом материале, и таким образом у них еще больше расширяется круг представлений.
Немаловажное значение имеет и кружковая работа, которая обеспечивает
возможность и осуществляет более тесную связь, общение между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей. Каждый учащийся, вступая в кружок, берет на себя определенные обязательства: регулярно посещать занятия кружка, выполнять качественно свою работ, стараясь определить ее на выставку.
Посещение выставок, музеев, клубов будет иметь глубокий смысл только
тогда, когда эти посещения являются не случайными эпизодами, а
органическим звеном в системе учебной и внеклассной работы. К каждому мероприятию с детьми ведется определенная подготовка. Это имеет решающее значение. Надо быть убежденным в том, что виденное дойдет до ученика, затронет его сознание. После каждого посещения надо провести беседу по поводу виденного.
В школах часто организуются школьные выставки. Они бывают:
общешкольные, классные, предметные или выставки работ отдельных детских кружков. Выставки, являясь дополнительной стимуляцией учащихся, помогают поднять работу, вызвать интерес, соревнование
Таким образом, вся система внеклассных мероприятий, проводимая
педагогами – воспитателями, направлена на воспитание у детей инициативы, самостоятельности, привычки правильного, дисциплинированного поведения в коллективе, в труде, в учебе. Дети во время проведения внеклассных мероприятий более раскованы, более инициативны, подвижны, активны

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте.

кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные)
В кружках проводятся занятия разного типа:
доклады
обсуждение произведений литературы
экскурсии
изготовление наглядных пособий
лабораторные занятия
встречи с интересными людьми и др.
Отчёт работы кружка за год проводится в виде:
вечера
конференции
выставки
смотра

К объединяющим формам работы относятся:

детские клубы

школьные музеи

общества

Клубы:
Дружбы
выходного дня
интересных встреч

Действуют они на началах:
самоуправления
имеют свои названия
уставы

Работа клубов строится по секциям

Интернациональные клубы могут иметь секции:
корреспондентскую
изучение истории
географии
экономики
культуры страны, с которой дружат дети
Профильные клубы
литературные
юного физика
химика
математика

политические клубы
изучение молодёжного движения за рубежом
изучение истории политических учений и др.

школьные музеи

краеведческие
исторические
историко-литературные
природоведческие
художественные
Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов.

Для этого проводятся
походы
экспедиции
встречи с интересными людьми
ведётся широкая переписка
работа в архиве.

Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения.

Необходимо, чтобы работа школьного музея проходила в контакте с государственным, который должен оказывать им научную и методическую помощь

Массовая работа

конкурс
олимпиада
соревнование
игра
беседа
вечера
встречи с интересными людьми
утренники
спектакли
праздники
смотры
классный час
Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Для формирования коммуникативных навыков и социализации учащихся в условиях школы – интерната педагогами используются следующие эффективные формы досуговой работы по направлениям воспитания:
1.Основы социализации:
Классные часы, воспитательные беседы по основам социализации;
Встречи с интересными людьми;
Работа школьного совета профилактики;
Школьная служба социальной помощи обучающимся, воспитанникам.
2. Спортивно-оздоровительное направление:
Динамичные формы внеклассной работы: организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований;
Проведение бесед по охране здоровья;
Применение на уроках и внеклассных мероприятиях  игровых моментов, физкультминуток;
Участие в городских и областных спортивных соревнованиях;
Здоровое питание;
Выступления школьной постоянно действующей агитбригады «Мы за здоровый образ жизни!».
3. Художественно-эстетическое направление:
Организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
Проведение тематических классных часов и воспитательных бесед по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
Работа кружков;
Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, области.
4. Научно – познавательное направление:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Конкурсы, викторины, экскурсии и др.;
Работа клуба интеллектуалов «Что? Где? Когда?»;
Факультативные занятия по информатике.
5. Гражданско-патриотическое направление:
Встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн, тружениками тыла, «Уроки мужества», конкурысы инсценированной военно- патриотической песни;
Выставки рисунков;
Выпуск школьных стенгазет;
Тематические классные часы и воспитательные беседы;
Оказание помощи ветеранам ВОВ и труженикам тыла;
Конкурсы рисунков;
Конкурсы чтецов.
6. Общественно-полезная деятельность:
Проведение субботников;
Работа на пришкольном участке;
Дежурство по школе, общежитию, по школьной столовой;
Озеленение школьной территории, разведение комнатных растений;
Мелкий ремонт школьной мебели, одежды, зданий и сооружений.
7. Игровая деятельность:
Подвижные игры на свежем воздухе в рамках охранительного педагогического режима;
Настольные игры;
Сюжетно – ролевые игры.
Формы внеклассной работы - это те условия, в которых реализуется ее содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Предложены классификации по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по направлениям, задачам воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, умственное, трудовое, экологическое, экономическое).
Рассмотрев сущность внеклассной воспитательной работы через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы, методы и средства, можно определить ее особенности:

1. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества ребенка.

2. Отсроченность во времени. Внеклассная работа - это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жестких регламентации. Педагог имеет бульшую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной воспитательной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.

4. Отсутствие контроля за результатами внеклассной работы. Если обязательный элемент урока - контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассной работе такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств.

Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.

5. Внеклассная воспитательная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т. е. во внеучебное время.

6. Внеклассная воспитательная работа имеет широкий круг возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

15