Материалы проекта с дошкольниками Птицы — наши друзья


МБДОУ «Детский сад № 10
г. Красноармейска Саратовской области»
ПРОЕКТ
«Птицы - наши друзья»
разработан и проведён
воспитателем Кошелевой Аллой
Алексеевной

г. Красноармейск – 2015
Тема «Птицы – наши друзья»
Состав участников: воспитанники группы, воспитатели, сотрудники музея, родители.
Тип проекта: групповой, средней продолжительности, в контакте с семьёй.
Вид проекта: информационно – практико - ориентированный.
Сроки реализации: 5 месяцев (декабрь – апрель)
Цели:
показать разнообразие мира птиц, воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, формировать умение делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимости в природе, обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц, формирование экологического мышления и воспитание экологической культуры.
Задачи: 1.Расширять и обобщать знания детей о птицах; провести наблюдения за птицами нашего края зимой и весной;2. развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц;3. выяснить, почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а остальные остаются зимовать вместе с нами;4. вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года;научить детей правильно подкармливать птиц;5. воспитывать заботливое отношение к птицам; быть доброжелательными к живым существам, эмоционально отзываться на их состояние; вызвать желание и умение заботиться о крылатых друзьях.
План:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края.2. Беседы: ««Зимующие и перелётные птицы», «Зачем повесили кормушки»,
«Опишите птицу по картинке».
3. Наблюдение за зимующими и перелётными птицами.
4. Экскурсия в музей «Птицы нашего края».
5. Прослушивание аудиозаписи с голосами птиц.
6. Чтение художественной литературы.
7. Лепка, аппликация и рисование птиц.
8. Фотоотчёт.
9. Изготовление наглядного пособия «Дерево для птиц».
10. Итоговое мероприятие «День Земли».
При рассматривании иллюстраций с изображением птиц и бесед, проведённых воспитателями, дети узнали, чем каждая птица питается, как себя ведёт в то или иное время года, где и когда гнездится, об её оперении и т.д. Он узнали, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами, остальная часть питается ягодами рябины, яблони. Следовательно, с наступлением зимы природа замирает: исчезают насекомые, червяки, поэтому птицам нечем питаться, и они улетают в тёплые края, в наиболее лучшие для них условия выживания. Остальные птицы такие, как ворона, воробей, синица, голубь, свиристель, сорока и другие птицы остаются зимовать. Они отлично переносят климат нашей местности. Дети научились описывать птиц по картинке.
У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, чёрная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только снегири-папы. Снегири-мамы гораздо скромнее. У птиц это вообще заведено. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая бархатистая, и зеркальца на крыльях поменьше. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелетают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клёна, репейника, конского щавеля. Чуть подкрепились, передохнули – и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках. Снегирь – птица зерноядная. Запомните, если найдёте под деревом выеденные плоды, значит, «столовались» тут именно снегири.
Наш зимний гость – свиристель. И по красоте оперения эта птица не уступает снегирю: розовато-серые перья, на конце чёрного хвоста жёлтая полоса, на шее – чёрный шарф, на голове – большой хохол. Птицы облепили куст рябины, весь обсыпанный красными ягодами, а вот те же птицы торопливо клюют калину, боярышник. В отличие от снегирей свиристели глотают плоды целиком. Наедятся, рассядутся на высоких деревьях и тихонько свиристят. Сравните внешний вид свиристели и снегиря. Вспомните, где вы видели этих птиц? Подумайте и ответьте, почему их так называют: снегирь и свиристель? Можно ли свиристелей назвать зерноядными?
Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Это – большеголовая птица с красно-коричневым оперением. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Семена шишек – их основная пища. Но достать семечко из закрытой шишки не так-то просто. Как же быть? Клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки, после того как над ними потрудился клёст, кажутся растрёпанными. Клёст сбрасывает их на землю. Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клёст отрывает её вместе с веткой. И что ещё интересно: клёст вьёт гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы – в феврале. Это единственная птица, которая выводит птенцов зимой.
– Вспомним правила отношения к птицам.
 Нельзя разорять гнёзда.
 Нельзя подбирать и брать домой здоровых птенцов: мама-птица сама позаботится о них.
 Нельзя убивать птиц: они не только способны доставить нам радость, но и необходимы природе.
 Зимой надо помогать птицам пережить тяжёлые времена: делать кормушки, не забывать класть туда корм.
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.
(Кормушка.)
Покормите птиц Для птичьей столовой
Покормите птиц зимой! Мама режет хлеб,
Пусть со всех концов И мне не сидится в стороне.
К вам слетятся, как домой, Ни червей зимой, ни мошек.
Стайки на крыльцо. Птицам не прожить без крошек.
Не богаты их корма. Под стрехой сосновою
Горсть одна нужна, Я открыл столовую.
Горсть одна,-
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну (Александр Яшин)
Родители детей (Пожаловы, Пшеничные, Низамутдиновы, Мухины, Калинины, Захаровы) повесили дома кормушки и всю зиму подкармливали птиц.

В начале зимы папа Руслана Низамутдинова прикрепил кормушку к оконной раме игровой комнаты, снаружи. Несколько дней никто в кормушке не наведывался. Наконец, появилась одна синичка. Осторожно залетела в кормушку, схватила подсолнечное семечко и улетела на дерево. Через некоторое время она, как сказали дети, «привела своих подружек». Первое время синички вели себя осторожно. Если кто-то из детей стоял близко к окну, они не решались подлетать к кормушке. А к концу зимы птицы так привыкли к нашему соседству, что мы могли стоять близко к окну, и это их совсем не смущало.
При наблюдении за птицами зимой мы заметили, что воробьи наиболее подвижные, живые, драчливые. Могут одновременно кормиться в кормушке и устроить драку. Синицы спокойно залетают в кормушку по одной. Мы насыпали им семечек, разные крупы, хлебные крошки. Синички очень любят сало (только несолёное давать). На ветке сало они могут обклёвывать одновременно несколько синичек, сидя вокруг одного куска сала. Так мы помогли птицам перенести суровую зиму, здоровыми и бодрыми встретить весну.
Пришла весна. Одни птицы нашего края возвратились на родину после долгой отлучки, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу.
Набухают быстро почки,
Появляются листочки,
Всюду гомон, птичья трель –
Это в лес пришёл апрель.
Трава опять зазеленела,
 И закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!»
 — Звенят уж птичек голоса.
Сухие прутики, солому,
Кусочки мха они несут
— Все пригодится им для дома,
Чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках
Синицы, воробьи, скворцы,
Ведь скоро в гнездах будут детки
— Их желторотые птенцы
Милая певунья, ласточка родная.
К нам домой вернулась из чужого края.
Над окошком вьется с песенкой живою
«Я весну и солнце  принесла с собою»
Возвращаются  певцы наши старые жильцы.
От невидимых лучей, побежал с горы ручей.
И малиновка, и дрозд занялись устройством гнезд.
Носят, носят в домики птицы по соломинке.
Отчего, бабуль, скворцы с юга прилетают?
Там и сухо и светло, там и сытно и тепло.
И с погодой повезло, чего им не хватает?
Ты зачем бежишь домой вечером из сада?
Там и сытно и  тепло, там и сухо и светло,
Да и с другом повезло, чего больше надо.
Потому что тут мой дом, потому что мама в нем
Тут играю я и сияю, просто я свой дом люблю.
Грачи гуляют по полям, звенят в саду синицы.
Ручьи бегут и тут и там, в них солнышко искрится.
Где ты, где ты, ласточка,
Целый день летала?
Солнцу золотому косу заплетала.
Дрозд метёлкой двор метёт –
Дрозд гостей сегодня ждёт,
У него на день рожденья
Червяки на угощенье.
Нашей Любушке не спится –
Прилетай к нам, аист-птица,
С тихой дрёмой, с крепким сном,
Угостим тебя зерном,
Напоим водицей.
Прилетай к нам, аист-птица.
Из дальних стран домой вернулись птицы:
Трещат дрозды, кричат клесты, синицы.
Давно пора ложиться спать, а птицы тараторят.
Не просто так кричат – себе жилища строят.

Загадки:
Снится ночью червяку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела! (дятел)
Озорной мальчишка Эта птица никогда
В сером армячишке Для птенцов не вьёт гнезда
По двору шныряет, Сядет где-то на суку
Крошки собирает. (воробей) И кричит: «Ку-ку, ку-ку! »
(кукушка)
Не сверкает опереньем, Зимой на ветках – яблоки!
Но приятен он на вид, Скорей их собери!
А чудесным звонким пеньем Но вдруг вспорхнули яблоки,
Всех на свете удивит. Ведь это… (снегири)
Можно слушать без конца
Знаменитого певца. (соловей) А кого в лесу недаром
Называют санитаром?
О себе загадку вам
Кто летает, кто стрекочет – Загадать он хочет сам:
Рассказать нам новость хочет? (сорока) По деревьям я скачу,
Проверяю их, лечу.
Клювом я стучу: тук-тук!
Где тут, где тут
Вредный жук? (дятел)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица … (грач)
Своё гнездо он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песня и полёт
Вошли в стихотворения.
(соловей)
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (скворец).
Путь проделав длинный,
Прилетает к нам с теплом,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка.)
Прилетел к нам, наконец,
Самый лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт.
(Соловей.)
Он живёт на крыше дома.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист.)
Познавательные занятия: ознакомление с птицами, их внешним видом, повадками, местами гнездования. Занятия по развитию речи на основании описания птиц по картинке, прослушивание голосов птиц в аудиозаписи.
Экскурсия в музей «Птицы нашего края».
Практические занятия с детьми: лепка, аппликации и рисование птиц.
Чтение рассказов из книг И. Соколова – Микитова «Голоса земли», «Записки старого охотника».
Фотоотчёт о проделанной работе.
Изготовление «Дерева для птиц» в уголке природы.
Праздник «День Земли»









Праздник «День Земли»
Здесь знает каждый, ты и я!
Природу обижать нельзя!
Так скажем дружно: раз, два, три,
Откроем праздник – День Земли!
День 22 апреля 1994 г. был объявлен Всемирным днем Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено и по всей нашей стране. Из кусков составили флаг Земли – драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг.
Земля, на которой селился человек, которая возделывалась его руками и на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они считали землю живым существом, самодействующим (она родит из своей материнской утробы, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны). Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели его кости, в водах – кровь, в древесных корнях – жилы, в травах и растениях – волосы.
– Послушайте стихотворение Р. Рождественского:
Кромсаем лед,Сейчас нам не до этого
Меняем рек теченье,Пока.
Твердим о том, что дел невпроворот...Аэродромы,
Но мы еще придем просить прощеньеПирсы
У этих рек,И перроны,
БархановЛеса без птиц
И болот,И реки без воды...
У самого гигантского восхода,Все меньше –
У самого мельчайшего малька...Окружающей природы...
Пока об этомВсе больше –
Думать неохота.Окружающей среды.
– Планета наша весьма засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке.
Воздух. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра – над Антарктикой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся – над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше.
Вода. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне, Волге – нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.
Почва. Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно 1/4 часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые пять лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры-суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже. Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть: в результате – миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказываются в воде.
Леса. Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.
Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого. Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений даже во время прогулок, существуют знаки предупреждения. И сейчас мы проверим, знаете ли вы, что они обозначают. Представьте, что во время прогулки по лесу вы встретили такой знак. Как вы объясните своим друзьям, что это за знак и для чего он нужен?
– А теперь давайте попробуем представить, как вы выйдете из ситуаций, которые могут встретиться в природе.
Ситуация 1. Озеро, на котором живут дикие утки. Во время охотничьего сезона в него попадает много свинцовой дроби, отравляющей дно и воду. Для пищеварения уткам необходимо заглатывать камешки. Но вместе с камешками они заглатывают и дробинки и нередко погибают от отравления свинцом. Ваша задача – помочь уткам: на ощупь выбрать керамзит (дробинки) и оставить камешки на дне.
Ситуация 2. За лето на озере побывало много отдыхающих, и вода покрылась слоем мусора. А у уток появилось потомство. Чтобы утята могли плавать по чистому озеру, надо очень быстро очистить водоем.
Послушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова «Прогулка» и ответьте на вопрос: «Правильно ли поступали дети?»
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали
Жгли костер, в футбол играли.
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули – и ушли!
– Верно ли вели себя отдыхающие? Как должны были поступить дети?
– Лес – это праздничный стол, а на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?
– Не оставлять мусор в лесу.
– Не ломать ветки и деревья.
– Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
– Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали,
Дружно хлопаем,
Ножками топаем!
Хорошо мы отдохнули.
– Так какие же правила поведения необходимо соблюдать в лесу?
– Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут бросить свое потомство, которое без материнской заботы погибнет.
– Не рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут.
– Не ломать деревья, кусты, от этого они сохнут и погибают.
– Не ловить бабочек, жуков, птиц, не пугать животных.
– Не сорить. Убирать за собой мусор. Пожар может возникнуть и от стекляшки.
– Человек многое может, но и он часть природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом. Вот и закончено наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад.
– Помните, что и в лесу, и в поле, и на лугу ты в гостях у природы, у тех, кто здесь живет.
– Чтобы услышать пение птиц, раскрыть новую загадку, полюбоваться красотой природы, выполняй правила поведения в гостях.
– Не трогайте, не обижайте зверей: ни скользкой лягушки, ни ползучего ужа, ни паука в паутине. Каждый из них делает для природы полезное дело.

– Нашей планете грозит беда. С тех пор как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь! Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду называть вам свои действия, а вы говорить «да» или «нет»: если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет!». Если я приду в лесокЕсли разведу костер,
И сорву ромашку? (Нет.)А тушить не буду? (Нет.)
Если съем я пирожокЕсли сильно насорю
И выброшу бумажку? (Нет.)И убрать забуду? (Нет.)
Если хлебушка кусокЕсли мусор уберу,
На пеньке оставлю? (Да.)Банку закопаю? (Да.)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (Да.)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (Да.)
– Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научите этому своих друзей.
Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.
Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них – лекарство для лесных обитателей.
Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше «развлечение» часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.
Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!
И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.
К сожалению, мы нередко нарушаем эти правила. Правда? Давайте сейчас попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.
Прости нас, маленький жучок,Прости нас, пойманный зверек,
И муравей, и пчелки, Тебе так тесно в клетке.
Простите, стройный тополекПрости за то, что не сберег
И срубленные елки. И стали вы теперь так редки.
Через море, через горы стайкой птицы к нам  летят
Мы для них построим город, птичий город – Птицеград.
Изучив птиц, их внешний вид, повадки, источники кормления, места гнездования, мы решили сделать наглядное пособие – дерево, на которое можно посадить птиц, чтобы они радовали наш взгляд. Многих из них в природе осталось очень мало, и мы должны сделать всё, что в наших силах, чтобы сохранить и преумножить их количество.

Выводы:
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширились знания о птицах, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы. Слушая голоса птиц в аудиозаписи, дети научились отличать один голос от другого, правильно подкармливать птиц. Они научились контролировать свои поступки и поступки других детей. У многих появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц). Дети научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц стал неотъемлемой частью мира каждого ребёнка. Была проведена совместная работа родителей с детьми по изготовлению кормушек в зимний период и скворечников с наступлением весны.
У воспитанников возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления; повысился уровень экологической культуры воспитанников.
Предметно-развивающая среда группы обогащена материалом по экологии; расширено методическое обеспечение экологического образования в ДОУ.
  Дети научились относиться к себе как к части природы, научились практическим действиям по охране природы. Повысились умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.