Конспект мастер-класса Использовавние сказок в познавательном развитии в работе с дошкольниками
План-конспект мастер-класса
Тема мастер - класса « Математические сказки, как средство развития математического мышления дошкольников»
Педагог-мастер Зимнякова Елена Александровна, воспитатель МАДОУ Детский сад № 20 «Мозаика»
Продолжительность мастер-класса 15 минут
Цель мастер-класса Знакомство педагогов с возможностями использования сказки в познавательном развитии дошкольников.
Задачи 1.Познакомить педагогов с одной из форм работы со сказкой (это групповое придумывание и рассказывание сказки);
2.Познакомить педагогов со схемой составления сказки;
3.Актуализация позитивного эмоционального опыта в процессе работы со сказкой.
Оборудование Мультимедийное оборудование.
Раздаточный материал Иллюстрации сказок, листы, ручки, шпаргалки «Алгоритм составления сказки», мольберт, разноцветные магниты, карманные календари, иллюстрация с изображение дерева.
Ход мастер-класса:
(план – конспект предполагаем описание основных этапов и используемых методов и приемов) - на усмотрение педагога пишет или подробный конспект или план - конспект Добрый день уважаемые коллеги! Я приветствую вас на моем мастер-классе! И в начале я бы хотела подарить всем вам карманные календари.
Актуальность. Цель моего мастер-класса: знакомство педагогов с возможностями использования сказки в познавательном развитии дошкольников. Уже давно сложился стереотип, что математика – скучная сложная наука. Но, я так не считаю. Математика – настоящее волшебное царство. А цифры, числа, геометрические фигуры, если к ним присмотреться повнимательнее, могут превратиться в удивительные сказочные персонажи. Любая тема преподносит нам такие интересные сюжеты, что самому ничего, и придумывать не нужно. Я решила оживить математику сказками. Что же такое математические сказки? Это особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир математических понятий, выполняет познавательную функцию и развивает математическое мышление. Математические сказки помогают поддержать интерес на занятии, развивают любознательность, позволяет привить вкус к самостоятельным рассуждениям Героями математической сказки могут быть: фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник и т. д.), цифры и числа. Кроме того героями математических сказок могут стать и письменные принадлежности - линейка, ручки, карандаши. В содержание такой сказки обязательно закладывается математическое понятие или свойство.
Презентация педагогического опыта. Второй год я работаю над своей методической темой «Развитие познавательных способностей детей путем развивающих игр и методик» и поэтому активно использую математические сказки в работе со своими детьми. Так например с помощью всеми известной сказки «Петушок и бобовое зернышко» дети старшей группы могут закрепить количественный счет, знание геометрических фигур, пространственное расположение и многое другое. В работе со своими, чтобы развивать математическое мышление я использую не только всеми известные сказки, также мы придумываем свои авторские математические сказки вместе с детьми. (видео фрагмент работы с детьми «Путешествие в волшебную страну»).
А теперь я попрошу вас обратить внимание на календари , которые я вам подарила. Для работы в фокус группе я попрошу выйти тех педагогов, у кого на календаре изображена сказка, в названии которой есть математическое число. Фокус группа готова. Большое спасибо!
Задания для фокус группы: Вам нужно придумать свою математическую сказку. А чтобы вам было легче я приготовила для вас иллюстрации, которые будут отображать один из сюжетных моментов вашей сказки, также на ваших столах лежат шпаргалки, алгоритм составления сказки. В содержание вашей сказки обязательно закладывается математическое понятие или свойство. Перед тем как вы начнете работать, я хочу дать вам несколько советов: Придумайте главного героя. Главный герой сказки — стержень, вокруг которого вертятся события и чудеса. Подумайте о чем или о ком будет ваша сказка. Что именно вы хотите донести до слушателя. Ну а теперь разбудите свое воображение. Воображение, как и талант, дремлет в каждом из нас. Но это поправимо. Главное — поверить в свою творческую жилку и немного ее подтолкнуть. После того, как вы будете готовы, вам нужно будет рассказать нам свою сказку и дать ей название. Задание всем понятно? Начинаем!
Пока наши коллеги работают, я хочу предложить вам тоже окунуться в сказочный мир математики и отправиться в путешествие по сказкам. Я бы хотела провести с вами небольшую викторину. Вопросы к аудитории:
-В каких сказках встречаются математические понятия «далеко-близко», «меньше, больше»? (ответы аудитории)
-Какие математические понятия поможет закрепить сказка "Теремок" ( ответы аудитории) (поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усвоят, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо. А можно разыграть сказку при помощи игрушек.)
-Какие математические понятия поможет закрепить сказка "Колобок" ? ( ответы аудитории) (особенно хороша для освоения порядкового счета. Кто повстречался колобку первым? Кто вторым? Кто третьим? Можно зашифровать сказку с помощью геометрических фигур.)
-Какие математические понятия можно закрепить в сказке "Три медведя"? (ответы аудитории) (можно составить следующие задания: Сколько медведей жило в избушке? Сколько взрослых зверей? Сколько детенышей? Сколько всего было стульев? Каким был первый стул по высоте? Каким был второй стул по высоте? А которым был самый низкий стул? Медведей можно сравнить по размеру (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький) и соотнести их с соответствующими стульями и тарелками)
А теперь я хочу чтобы вы сами предложили сказки, с помощью которых можно закреплять математические понятия и свойства геометрических фигур! (ответы аудитории). Большое спасибо! Как много сказок вы назвали!
Наши математические сказочницы закончили свою работу, и мы попросим их рассказать нам свои сказки.( участники фокус группы презентуют свои математические сказки). Какие интересные сказки получились у вас! Поздравляю, вы стали обладателями своих авторских математических сказок! Ваши интересные сказки будут занимать достойное место в нашей книге математических сказок! Большое вам спасибо!
Сейчас я бы хотела узнать ваше мнение о моем мастер классе. На мольберте изображена яблоня, если вам понравился мой мастер класс , я попрошу повесить желтое яблочко; если понравился и вы будете использовать его в своей работе, то повесьте красное яблочко; ну а если вам не понравилось, и вы ничего нового не узнали, то повесьте зеленое яблочко.