Проект презентации Использование метода самомассажа в логопедической работе с дошкольниками


Проект «Использование метода самомассажа в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»Разработчик проекта:Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад№20 «Алиса» А.К. Куликова Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда Вид проекта Практико – ориентированный, игровой. Участники проекта Дети, зачисленные в логопедический пункт, педагоги, родители. Срок реализации проекта Краткосрочный. (3,5 месяца: 2-я половина сентября, октябрь, ноябрь, декабрь). Цель проекта:Ускорить процесс коррекции речевых нарушений у дошкольниковЗадачи проекта:- обучение детей приемам самомассажа в игровой форме;- общеукрепляющее воздействие на речевые и неречевые функциональные системы ребенка;- нормализация  тонуса и эластичности мышц, повышение работоспособности-   улучшение функционального состояния  центральной нервной системы;- мобилизация защитных и приспособительных сил организма;- укрепление здоровья дошкольников;-повышение интереса к логопедическим занятиям. Этапы проекта: 1 этап: Подготовительный Сбор информации по технологии и приемам самомассажа; изучение специальной, справочной и методическойлитературы по данному вопросу; сбор и приобретениеразличных массажеров на подгруппу детей. 2 этап: ОсновнойПрименение педагогами приемов самомассажа и массажеровв коррекционной работе в совместной, образовательнойдеятельности с детьми старшего и подготовительноговозраста. Ознакомление и обучение родителей приемам самомассажаи применение массажеров в домашних условиях. 3 этап: Заключительный Самостоятельное использование приемов самомассажаи массажеров детьми старшей и подготовительнойгрупп. Актуальность проекта В последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…).Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.) По итогам диагностики у всех детей, зачисленных на занятия к логопеду, обнаружены признаки моторного недоразвития артикуляционного аппарата: слабость мышц языка, неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения. Эти недостатки проявляются в горловом произношении звука Р и двугубном произношение звука Л, межзубном произношении свистящих, губно – зубном произношении шипящих. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В этой связи актуальным становится вопрос о внедрении в практику здоровьесберегающих образовательных технологий, когда качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Содержание проекта Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка; во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Одной из них является самомассаж. Применение самомассажа как здоровьесберегающей технологии в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность. Самомасаж - это массаж, который ребенок, страдающий речевой патологией, выполняет себе сам. Это артикуляционные, динамические упражнения, дающие такой же эффект как и массаж. Показания к логопедическому массажу(самомассажу) Дислалии;Различные виды дизартрии;Алалии;Неврозоподобное заикание;Послеоперационный период при ринолалии;Нарушения тонуса мышц приводящие к нарушениям голоса. Цель логопедического самомассажа -стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц. Противопоказания к массажу Любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез, резко выраженная пульсация сонных артерий. Положительные стороны самомассажа Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.Самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях ДОУ (после утренней гимнастики, дневного сна).Самомассаж может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять, либо завершать артикуляционную гимнастику. Условия проведения самомассажа Длительность одного сеанса для детей дошкольного возраста составляет 5-10 минут.Каждое движение выполняется 4-6 раз.В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов.Приемы самомассажа могут варьироваться в течение дня.Перед проведением самомассажа ребенок должен вымыть руки и лицо.Все используемые предметы являются индивидуальными, одноразовыми.Дети должны делать самомассаж сами, сначала имея зрительный контроль, а затем и без него. Когда дети изучат все приемы, то массаж можно будет проводить под тихую музыку или под стихотворное произведение. Ожидаемые результаты проекта Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;Уменьшение парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата; Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; Активизация тех групп мышц, у которых имелась недостаточная сократительная активность; Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции. Виды самомассажа Дети выполняют самомассаж с помощью собственных рук и с помощью тренажѐров: стеклянными шариками марлбс, прищепками, орехами, шишками, фасолью, шестигранными карандашами, шнурком-узловкой, массажными мячиками и т.д. Общий самомассаж  шеи , туловища, головы (можно проводить как физкультминутку). Самомассаж мышц лица (губ, щек) – укрепляет круговую мышцу рта, мышцы губ и щек. Самомассаж ушных раковин.Самомассаж языка: Логопеды условно подразделяют его на два типа: без использования посторонних предметов и с использованием предметов.Самомассаж рук.Для развития мелкой моторики и речи необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев рук. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия. Игровой самомассаж колючими резиновыми мячиками.Игровой самомассаж прищепками.Сухой бассейн.  Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.Массаж шестигранными карандашами. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.Массаж щетками Рефлексия В ходе работы над проектом у детей значительно повысилось качество артикуляционных движений. Движения языка стали более точными, чистыми и плавными, значительно улучшилась устойчивость перехода от одного движения к другому, увеличилась дозировка количества одного и того же упражнения. Таким образом, в результате работы над проектом можно утверждать, что нетрадиционные приемы самомассажа просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, поэтому можно рекомендовать использование приемов самомассажа всем педагогам и родителям. Список использованной литературы. 1. Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте: Кн. для логопеда, воспитателя, родителей детей с ДЦП.—М., 19972. Воронина Л.П., Червякова Н.А. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа исамомассажа.- СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС,2013.3.Инна Карелина: Логопедический массаж при различных речевых нарушениях. Практическое пособие. Из-во: Гном, 2014 г.4. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения: Наглядное практическое пособие. — М., 2000.5.Османова Г.А., Позднякова Л.А. «Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений» С.-П., ИПЦ «КАРО»-3013г.6. Приходько О.Г. Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии // Развитие и коррекция. — 1999.7. Тарышкина О.В. Индивидуальные логопедические занятия.- Волгоград:Учитель, 2012.8.Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-составитель О.А.Зажигина. - СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС,2012.9. Фадеева Ю.А. и др. Игры с прищепками: творим и говорим. –М.:ТЦ Сфера, 2011.