Презентация Арт-терапия как средство корекции эмоциональной сферы дошкольников


АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВВыполнила: воспитатель МБДОУ №5 «Золотой ключик» Мухмадеева Алена Евгеньевна Актуальность исследования Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. У детей с нарушением эмоциональной сферы обнаруживается сложное сочетание нарушения речи. Выражается это в бедности эмоциональных проявлений, такие дети испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты. Дети с эмоциональным нарушением нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения. Объект, предмет, цельОбъект исследования: процесс развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.Предмет исследования: развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством арт – терапии.Цель исследования: определение условий эффективности развития эмоциональной сферы дошкольников средствами арт-терапии. Гипотеза исследованияРазвитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста будет эффективным, если:1) будет разработана программа коррекции эмоциональной сферы с учетом индивидуальных особенностей детей;2) в работе будут систематически использоваться методы арт-терапии;3) родители детей будут активными участниками развития эмоциональной сферы. Задачи исследованияизучить опыт отечественных и зарубежных педагогов и психологов по теме развития эмоциональной сферы дошкольников и значения арт-терапии в этом процессе;2) экспериментально изучить особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте;3) разработать и апробировать программу развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами арт – терапии. Методики исследования: 1) «Кактус» графическая методика М.А. Панфилова;2) Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфилова, А.И.Захарова;3) Тест опросник для родителейЭкспериментальная база исследования. Исследование проводилось в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении– детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик» и муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении– детский сад комбинированного вида №4 «Березка», РТ, Азнакаевского района, п.г.т. Актюбинский. В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста в возрасте 6 – 7 лет. Констатирующий этап экспериментаРезультаты исследования по методики: «Страхи в домиках»Результаты исследования по графической методике: «Кактус» Разработка программы коррекции эмоциональной сферы дошкольников средствами арт-терапии.Целью формирующего этапа исследования является проведение работы по коррекции эмоциональной сферы дошкольников средствами арт-терапии.Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) Помочь в снятии страхов. 2) Оказать помощь в преодолении негативных переживаний.3) Смягчение агрессивных проявлений, обучение приемам саморегуляции. 4) Снижение тревожности, эмоционального напряжения, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое. 5) Создание условий для ребенка в преодолении недостатков агрессивного поведения. Сравнительные результаты исследования по методике «Страхи в домиках» на констатирующем и контрольном и этапах Сравнительные результаты исследования по графической методике «Кактус» на констатирующем и контрольном и этапах ВыводыОсновываясь на данных, полученных в ходе экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы: - эмоциональная сфера дошкольников находится на высоком уровне развития;- коррекционная работа, с использованием средств арт-терапии и перспективный план, разработанный нами, позволяют целенаправленно и эффективно активизировать эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста;- диагностика уровня эмоциональной сферы детей экспериментальной группы после проведения формирующего исследования показала положительную динамику, в контрольной группе изменений не произошло; - гипотеза о том, что если в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями эмоциональной сферы применять программу коррекции эмоциональной сферы с учетом индивидуальных особенностей детей, систематически использовать методы арт-терапии, привлекать родителей к участию в развитие эмоциональной сферы, то это позволит улучшить эмоциональную сферу детей, в целом подтвердилась.  Спасибо за внимание!