Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19» города Новочебоксарска Чувашской Республики
Доклад на тему:
«Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе».
Подготовила
учитель начальных классов
Анисимова Светлана Витальевна
Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе
Словарная работа – это не эпизод в работе учителя,систематическая, хорошо организованная, педагоги-чески целесообразно построенная работа, связаннаясо всеми разделами курса русского языка.А.В. Текучев
Начальная школа нового времени видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово, по определению Михаила Ростиславовича Львова, «представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи».
Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными». Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если она не решена, то превращается в тяжелый груз для ученика и продолжает углубляться в среднем звене.
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе.
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должны способствовать активизации словаря младших школьников.
Перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный, а также умение правильно и грамотно излагать свои мысли на письме является необходимым элементом обучения словарной работе на уроках в начальной школе. Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.
В своей практике я использую методику П. С. Тоцкого, описанную в учебнике «Орфография без правил», где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости. Предлагаю несколько способов и методов по запоминанию написания словарных слов. Важное условие для этой работы – это ежедневные занятия по 15-20 минут. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели.
Для запоминания слов рекомендуется использовать следующие задания и вопросы.
Самостоятельное чтение слова ребенком.
Прочтение слова учителем «орфографически».
Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, следует ему воспользоваться словарем).
Орфографическая работа над словом:
постановка ударения, выделение простым карандашом трудной буквы,
звукобуквенный анализ слова,
деление слова на слоги и на слоги для переноса.
Заучивание правописания данного слова:
подбор однокоренных слов,
составление словосочетания, предложения с этим словом,
подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.
Запись слова в орфографический словарик.
Составление рассказа из блока словарных слов
Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
Образование другой части речи (класс - классная, работа-рабочий).
Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
по родам;
по числам;
по склонениям;
с непроверяемой и проверяемой гласной;
одушевленные или неодушевленные предметы;
по тематике;
по частям речи.
Заменить одним словом (сообщение по телеграфу -…, килограмм-это тысяча…, огородное растение, растущее кочаном – это…).
Придумывание словосочетаний со словарными словами
Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.
Подбор однокоренных слов.
Разбор слов по составу.
Запись слов с разными предлогами (с тарелкой, без тарелки, в тарелке)
Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
Образовать новое слово при помощи суффикса (ладонь-ладошка, морковь-морковка).
Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, ру..кий, Ро…ия, ба...ейн, Мо…ква).
Письмо по памяти.
Устный диктант всех слов. Проговаривание слов «орфографически».
Образование другой части речи (класс - классная, работа-рабочий).
Заменить синонимами (чёрный-белый) или антонимами (восток-запад).
Все эти задания помогут ребёнку лучше запомнить словарные слова. Но учителю ещё нужно помнить, что существует процесс забывания детьми написания этих слов и поэтому важно создать своеобразную систему повторения. Работа с этими словами должна продолжаться на протяжении всего учебного года. Отдельные приёмы необходимо включать как можно чаще в процесс обучения.
Например:
Прочитайте словарные слова «по цепочке».
Прочитайте словарь хором.
Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый (второй) слог.
Прочитайте слова, состоящие из двух (трех) слогов.
Назовите соседей слова….
Из указанного столбика назовите слова с безударной гласной О (А, Е).
Используемые приемы способствуют развитию речи и орфографической зоркости. у младших школьников. Результатом применения данной методики является грамотное письмо.
Материалом для развития речи при проведении таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, ребусы, загадки, кроссворды и многое другое.
Загадки
В поле родился, на заводе варился, на столе растворился. (Сахар)
Если ты его отточишь-нарисуешь всё, что хочешь!Солнце, море, горы, пляж. Что же это? (Карандаш)
То я в клетку, то в линейку.Написать по ним сумей-ка! Можешь и нарисовать… Что такое я? (Тетрадь)
До чего же скучно, братцы, на чужой спине кататься!Дал бы кто мне пару ног, чтобы сам я бегать мог. (Рюкзак)
Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока)
Загадки на сообразительность.
Какая птица из яйца родится, а яйца не несёт? (Петух)
Какая птица из сорока букв? (Сорока)
Что в начале года весит 200граммов, а в конце—30граммов? (Календарь)
Кроссворд (4 класс)
По горизонтали:
2. Сто одёжек и все без застёжек.
4. Временем рассеваю, временем собираю, сам сыт бываю и людей кормлю.
7. Комната, где учатся дети.
8. Без окон, без дверей, полна горница людей.
9. Второй месяц осени.
По вертикали:
1. Летит птица орёл, несёт в зубах огонь.
3. Не сторожем стоит, а всех рано будит.
5. Хитрая, рыжая с пушистым хвостом, любит кур.
6. Он в альбоме выполнен акварельными красками.
(Ответы. По горизонтали: 2.Капуста. 4.Хлебороб. 7.Класс. 8.Огурец. 9.Октябрь. По вертикали: 1.Ракета. 3.Петух. 5.Лисица. 6.Рисунок.)Пословицы, поговорки, скороговорки
Одежда лучше новая, а друг – старый.
Сначала думай, потом говори.
Аппетит приходит во время еды.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Тот герой, кто за Родину горой.
Декабрь – хвостик года.
Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.
Проворонила ворона воронёнка
Игра «Угадай слово»
Что за скрип, что за хруст?Это что ещё за куст?Как же быть без хруста.Если я – … (капуста)
Кто альбом раскрасил наш?Ну, конечно, … (карандаш)
Чик-чирик!К зёрнышку прыг.Клюй, не робей!Кто же это? ... (воробей)
Все знакомы с нами:Яркие, как пламя,Мы однофамильцыС мелкими гвоздями.Полюбуйся дикимиАлыми… (гвоздиками)
Игра - подсказка
_ а _ а _ _ а _ (карандаш)
_ а _ _ _ _ (пальто)
_ о_ о _ о (молоко)
_ о_ _о_ _ _ _ (космонавт)
Шутливые стихи
Что за ли?Что за мон?В звуках нету смысла.Но едва шепнут: «Лимон»,Сразу станет кисло!Г.Сапгир «Ли-мон»
Взял Егор в углу топор,Стал чинить Егор забор,Потерял Егор топор,Вот и ищет до сих пор…Поищи и ты топор.И. Дельянов «Считалка»
Жила-была Муха-чистюха.Всё время купалася Муха.Купалась она в варенье,В отличном клубничном варенье.В понедельник–в вишнёвой наливке.Во вторник–в томатной подливке.В среду–в лимонном желе.В четверг–в киселе и смоле.В пятницу–в простокваше,В компоте и манной каше…Б. Заходер «Муха-цокотуха»
Письмо по памяти
Музыканты прибежали,В барабаны застучали.Вдруг забили барабаны.Прибежали обезьяны. (К. Чуковский)
Белая берёза Под моим окномПринакрылась снегом,Словно серебром. (С. Есенин)
Ехали медведи на велосипеде,А за ними кот задом наперёд. (К. Чуковский)
Бежит тропинка через луг,Ныряет влево, вправо. (И. Суриков)
Осторожно ветерИз калитки вышел.Постучал в окошко,Пробежал по крыше. (М. Исаковский)
Фразеологизмы.
Без году неделя (совсем недавно).
Белая ворона (необычный человек, который сильно выделяется среди других людей).
Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).
Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).
Этимологический анализ
Слова: телефон, телеграф, телевизор, телескоп.
Первая часть слов теле- пришла в русский язык из греческого языка и обозначает «далеко».
Слова: демонстрация, депутат, делегат, декорация.
Во всех этих словах присутствует приставка де-.Таким образом, система работы над словарными словами способствует развитию у младших школьников орфографической зоркости, формированию умения замечать новые слова и объяснять их значение или элементов, из которых они состоят. Следствием этого становятся следующие положительные изменения речевой деятельности учащихся: во-первых, значительно повышается орфографическая грамотность во-вторых, совершенствуется синтаксический строй речи. Кроме того, вследствие обогащения словаря у младших школьников формируется представление о языке как о развивающемся явлении, что способствует развитию логического мышления учащихся, активизации познавательных процессов, воспитанию интереса к языку.