Методические рекомендации Развитие связной речи учащихся казахских школ при работе над текстом


Развитие связной русской речи учащихся казахских школ при работе над текстом
(методические рекомендации)
Сергалиева Н.А Ушбулакская СШ Курчумского района ВКО
Связная речь может быть как устной, так и письменной, книжной и разговорной, монологической и диалогической. Именно связная монологическая речь и должна быть объектом обучения русскому языку в национальной аудитории, так как: «Люди, не владеющие монологической речью, не только не умеют строить связные высказыва-ния, но и не понимают написанного в форме монолога. Если учесть, что вся научная литература написана главным образом в форме монолога, то понятно, как важно научить школьников пользоваться именно этой формой литературного языка»!
В живой разговорной практике учащиеся часто используют монолог. Они к нему во время ответов, выступлении, докладов, рассказов со случившемся, виденном, пережитом; учащиеся слушают монологическую форму объяснение учителя, лекции. Следовательно, в общей системе обучения русскому языку большое место должно отводиться монологу, которому надо учить, так как он не дается сразу, вдруг.
Наиболее благоприятные условия для работы над связной монологической речью создаются при обучении учащихся казахских школ русскому языку на основе синтаксически оформленных единиц, так как «синтаксис изучает строение речи: строение предложения как отдельного высказывания и способы соединения предложении в связной речи. Отсюда очевидно большое образовательное и практическое значение этого раздела грамматике. Особенность синтаксиса в том, что он изучает связную речь»!
Успех обучения учащихся казахских школ связной русской речи зависит от системы упражнении и навыков, обусловленных как лингвистическими, так и психологическими особенностями речевой деятельности. Согласно с теорией П.Я. Гальперина в процессе развития навыков неподготовленной речи выделяются три этапа: 1-этап – развитие навыков подготовленной речи; 2-этап – развитие навыков переходного типа от подготовленной речи; 3-этап – развитие навыков не подготовленной речи. Каждый из названных этапов характеризуется конкретными целями и задачами, методическими приемами и видами упражнений, способствующими развитию намеченных умений и навыков.
Учитывая по этапность в формировании умственных действии можно делить упражнение должно развивать основное для данного этапа умение и в то же время служить основной для формирования других умений. Все упражнения проводятся в тесном единстве и в связи с работы над текстом, который является благодатными материалом в работе по формированию навыков связной речью.
Важным принципом отбора произведений является языковая доступность. Отбирая тексты для занятий, учитель обращает внимание на их доступность, как в лексическом, так  и в синтаксическом отношении. В результате анализа учитель сможет выделить слова, словосочетания, речевые обороты, синтаксические конструкции, на которые необходимо обратить внимание в процессе работы над текстом.
Другим принципом отбора текстов то для работы в национальной школе является их тематическое объединение. Тематическое объединение текстов позволяет делить их на основные, которые всесторонне изучаются на занятиях по русскому языку, и добавочные, предназначенные для внеаудиторного чтения. Вся новая легко усваивается при работе над основным текстом, а с целью закрепления этих слов и их активации, они употребляются в добавочном тексте.
Очень важно при отборе текстов учитывать, достаточно ли они насыщены они определенным грамматическим материлом, так как знание грамматике ускоряет и облегчает овладение русским языком.