Формирование навыка правописания безударной гласной в корне 
Проверяемая безударная гласная буква на месте безударного гласного звука в корне слова – одна из самых сложных для учащихся орфограмм, несмотря на внешнюю лёгкость правила, которое регулирует  её написание. Ошибки на правописание безударной гласной буквы на месте безударного гласного звука – самые распространенные в начальной школе.
Успех проверки безударной гласной буквы на месте безударного гласного звука зависит, в первую очередь, от умения слышать ударение и, следовательно, обнаруживать безударные гласные звуки. 
В первом классе предлагаю следующие задания:
Выдели в словах ударный слог:
     мячик                         машина
     корова                        каша
     молоко                       капуста            
     зонтик                        бегемот
     лопата                        малина
     кувшин                       роза
В первом классе предлагаю следующие задания:
Сравни выделенные слова и поставь ударение:
Какие красивые у нас леса! От дома до леса вела тропинка.
 Эта картина для меня дорога. Лесная дорога привела нас к деревне.
 На улице весенняя капель. Несколько капель лекарства упало на подушку.
 Алёша взял мою чашку. Я всегда мою руки перед едой.
Во втором классе для отработки умения подбирать проверочные слова путём изменения формы слова предлагаю индивидуальные карточки, которые содержат блоки двусложных слов с безударной гласной буквой на месте безударного гласного звука:
н.га –                        ст.на -                        в.дро -
  р.ка –                        ц.на -                         в.сна -
  в.йна –                      л.са -                        зв.зда -
  м.сты –                     пл.чо -                      б.да -
  н.жи –                        гр.за -                       ч.сло -
  д.ма –                       вр.чи -                      пч.ла -
  в.да –                        сл.ны -                     з.рно -
  гр.чи-                         дв.ры -                     п.ла -
Листы раздаются детям в начале каждого урока. Возможна фронтальная, парная, индивидуальная работа в зависимости от целей (закрепление, проверка).
После того, как изучена тема «Родственные слова»,  особое внимание уделяю различным способам проверки безударных гласных букв на месте безударных гласных звуков, учу подбирать не одно, а два – три проверочных слова.
с . ды – сад, садик
м . сты – мост, мостик
з . ма – зимы, зимушка, зимний
з . рно – зёрна, зёрнышко
п . ла – пилы, пилит
гл . за – глаз, глазик, глазки
Особая трудность заключается в неумении учащихся видеть орфограмму. Тренировка в обнаружении орфограмм идёт по трём направлениям:                                                                                -чтение;                                                                                                              - восприятие на слух;                                                                                            - употребление в собственной речи.
Для формирования данного умения предлагаю учащимся индивидуальные листы, содержащие блоки слов на изученные правила. Дети по порядку читают слова с комментированием. Возможно изменить задание: например, читать только слова с безударной гласной буквой на месте безударного гласного звука. 
Игра «Определи орфограмму»
Для развития слухового восприятия предлагаю следующую работу: читаю слова, а дети определяют безударную гласную букву на месте безударного гласного звука.
В третьем и четвёртом классе наряду с изложенными выше видами работы предлагаю следующие:
Определить проверочное и проверяемое слово (выписать сначала проверяемое слово, а затем проверочное):
                 гора           сестра                   врач             свисток
                 холмик      свист                     сёстры         лист
                 листок       врачи                    холмы          горка  
Выбор проверочного слова к слову с безударной гласной буквой на месте безударного гласного звука, исключивши лишнее:
голубка                слёзы                     гора
голубой               слезает                  горевать
голубятня           слезинка               горка
голубь                  слезливый           гористый
Исследовательская работа на уроке по составлению гнёзд родственных слов:
Лес-лесок-лесовик-лесничий-лесной
Море-моряк-морячок-заморск-лукоморье-приморск-морской
Вода-водник-водопровод-водолаз-водопад-водяной-водный
Сравнить лексическое значение корня родственных слов:
Коса – инструмент для косьбы
Косить – срезать траву косой
Косарь – человек, который косит косой
Найди лишнее слово (упражнение на доказательство родственности или не родственности слов):
Лето, лететь, летний, летом
Сыр, сырость, сырок, сырник
Рисунок, рис, рисование
Определить место нахождения безударной гласной буквы на месте безударного гласного звука:
написанный                                                     заезд
пятёрка                                                             забросить                                                        согретый                в  приставке 
Снегурочка           в  корне слова                  варенье
                                                                              посадка
Списать слова, вставляя пропущенные буквы. Обязательно проверь написанные слова по орфографическому словарю (стараюсь развить привычку пользоваться орфографическим словарём для уточнения написания трудных слов):
Р . дина,  вет . р,  м . дведь,  яг . да,  б . рёза,                 в . р . бей,  п . льто,  р . сунок,  с . нтябрь,  з . яц.
С целью реализации воспитательного значения упражнений я собрала коллекцию пословиц и поговорок с безударными гласными буквами на месте безударных гласных звуков.
Игра «Собери пословицы» (работа в группах, работа в парах.  Задание: собрать пословицы, найти слова с безударной гласной буквой на месте безударного гласного звука, подобрать проверочные слова)
Систематическое использование этих видов работы по теме «Безударные гласные в корне»  на уроках даёт положительные результаты.
15