Формирование навыка правописания безударной гласной в корне
Проверяемая безударная гласная буква на месте безударного гласного звука в корне слова – одна из самых сложных для учащихся орфограмм, несмотря на внешнюю лёгкость правила, которое регулирует её написание. Ошибки на правописание безударной гласной буквы на месте безударного гласного звука – самые распространенные в начальной школе.
Успех проверки безударной гласной буквы на месте безударного гласного звука зависит, в первую очередь, от умения слышать ударение и, следовательно, обнаруживать безударные гласные звуки.
В первом классе предлагаю следующие задания:
Выдели в словах ударный слог:
мячик машина
корова каша
молоко капуста
зонтик бегемот
лопата малина
кувшин роза
В первом классе предлагаю следующие задания:
Сравни выделенные слова и поставь ударение:
Какие красивые у нас леса! От дома до леса вела тропинка.
Эта картина для меня дорога. Лесная дорога привела нас к деревне.
На улице весенняя капель. Несколько капель лекарства упало на подушку.
Алёша взял мою чашку. Я всегда мою руки перед едой.
Во втором классе для отработки умения подбирать проверочные слова путём изменения формы слова предлагаю индивидуальные карточки, которые содержат блоки двусложных слов с безударной гласной буквой на месте безударного гласного звука:
н.га – ст.на - в.дро -
р.ка – ц.на - в.сна -
в.йна – л.са - зв.зда -
м.сты – пл.чо - б.да -
н.жи – гр.за - ч.сло -
д.ма – вр.чи - пч.ла -
в.да – сл.ны - з.рно -
гр.чи- дв.ры - п.ла -
Листы раздаются детям в начале каждого урока. Возможна фронтальная, парная, индивидуальная работа в зависимости от целей (закрепление, проверка).
После того, как изучена тема «Родственные слова», особое внимание уделяю различным способам проверки безударных гласных букв на месте безударных гласных звуков, учу подбирать не одно, а два – три проверочных слова.
с . ды – сад, садик
м . сты – мост, мостик
з . ма – зимы, зимушка, зимний
з . рно – зёрна, зёрнышко
п . ла – пилы, пилит
гл . за – глаз, глазик, глазки
Особая трудность заключается в неумении учащихся видеть орфограмму. Тренировка в обнаружении орфограмм идёт по трём направлениям: -чтение; - восприятие на слух; - употребление в собственной речи.
Для формирования данного умения предлагаю учащимся индивидуальные листы, содержащие блоки слов на изученные правила. Дети по порядку читают слова с комментированием. Возможно изменить задание: например, читать только слова с безударной гласной буквой на месте безударного гласного звука.
Игра «Определи орфограмму»
Для развития слухового восприятия предлагаю следующую работу: читаю слова, а дети определяют безударную гласную букву на месте безударного гласного звука.
В третьем и четвёртом классе наряду с изложенными выше видами работы предлагаю следующие:
Определить проверочное и проверяемое слово (выписать сначала проверяемое слово, а затем проверочное):
гора сестра врач свисток
холмик свист сёстры лист
листок врачи холмы горка
Выбор проверочного слова к слову с безударной гласной буквой на месте безударного гласного звука, исключивши лишнее:
голубка слёзы гора
голубой слезает горевать
голубятня слезинка горка
голубь слезливый гористый
Исследовательская работа на уроке по составлению гнёзд родственных слов:
Лес-лесок-лесовик-лесничий-лесной
Море-моряк-морячок-заморск-лукоморье-приморск-морской
Вода-водник-водопровод-водолаз-водопад-водяной-водный
Сравнить лексическое значение корня родственных слов:
Коса – инструмент для косьбы
Косить – срезать траву косой
Косарь – человек, который косит косой
Найди лишнее слово (упражнение на доказательство родственности или не родственности слов):
Лето, лететь, летний, летом
Сыр, сырость, сырок, сырник
Рисунок, рис, рисование
Определить место нахождения безударной гласной буквы на месте безударного гласного звука:
написанный заезд
пятёрка забросить согретый в приставке
Снегурочка в корне слова варенье
посадка
Списать слова, вставляя пропущенные буквы. Обязательно проверь написанные слова по орфографическому словарю (стараюсь развить привычку пользоваться орфографическим словарём для уточнения написания трудных слов):
Р . дина, вет . р, м . дведь, яг . да, б . рёза, в . р . бей, п . льто, р . сунок, с . нтябрь, з . яц.
С целью реализации воспитательного значения упражнений я собрала коллекцию пословиц и поговорок с безударными гласными буквами на месте безударных гласных звуков.
Игра «Собери пословицы» (работа в группах, работа в парах. Задание: собрать пословицы, найти слова с безударной гласной буквой на месте безударного гласного звука, подобрать проверочные слова)
Систематическое использование этих видов работы по теме «Безударные гласные в корне» на уроках даёт положительные результаты.
15