Методика формирования навыка правописания безударной гласной в корне слова.
Методика работы над орфограммами «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» и «Непроверяемые безударные гласные в корне слова»
Андреева Людмила Анатольевна
учитель русского языка и литературы МБОУ «ООШ п.Осаново-Дубовое»
(I квалификационная категория)
ВСЕМИ МЕРАМИ НУЖНО СТАРАТЬСЯ НЕ ДОПУСКАТЬ
НЕПРАВИЛЬНОГО ПИСЬМА;
НУЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО ОШИБОЧНО НАПИСАННОЕ СЛОВО
ОСТАВЛЯЕТ ДВА ЛОЖНЫХ СЛЕДА:И В ПАМЯТИ ЗРЕНИЯ, И В ПАМЯТИ РУКИ
А.В. ПОПОВ, 1914 год
ПРОВЕРЯЕМЫЕ И НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ
Слайд 1.
Казалось бы, это одно из самых простых орфографических правил! Ведь что может быть проще: определил по опознавательному признаку (безударный гласный в корне ) «опасное» место, подобрал проверочное слово с сильной позицией искомого звука – и… пиши без ошибки; не получилось подобрать проверочное – нашёл слово в словаре, и… порядок!!! Однако ошибки на правописание безударных гласных в корне занимают одну из «лидирующих» позиций в ряду самых распространённых ошибок в письменных работах как младших школьников, так и выпускников.
Оправданий такому положению можно найти немало: это и снижение интереса к чтению, и бедность словаря учащихся, и безразличие к качеству собственной устной и письменной речи, и незнание элементарных правил, и снижение речевой культуры общества…
Но ошибки в написании безударных гласных в корне присутствуют и в работах начитанных учеников, которые переживают за уровень своей грамотности и знают любое правило! Значит, причины « живучести» таких ошибок – глубже, а знание правил – ещё не гарантия грамотного письма.
Навыки грамотного письма относятся к числу сложнейших. Одна из главных причин низкой грамотности учащихся – в нацеленности на знание правил, а не на их применение. Над проблемой применения правил и успешного формирования умений и навыков работало не одно поколение методистов, учителей, учёных-психологов.
Высокий уровень грамотности достигается не просто за счёт хорошего знания правил русского языка, а в результате формирования АВТОМАТИЗМА при их применении, когда собственно знания оттесняются в область бессознательного, а грамотное письмо превращается в НАВЫК, то есть ставшее привычным, осуществляемое без контроля сознания действие. При этом по-настоящему грамотный человек не только «автоматически» пишет без ошибок, но и умеет в сложных ситуациях проверять себя с помощью «опорных вопросов и подсказок», словарей и справочников
Д.Н. Богословский в книге «Психология усвоения орфографии» показывает, что быстрейшему пониманию и освоению учебного материала «способствует создание целенаправленной чёткой системы универсальных учебных действий, умственных приемов, обеспечивающих сознательность действий ученика - алгоритма».
Алгоритм – это схема, модель умственных действий, указывающая ряд последовательных операций, которые непременно приведут к правильному результату. Навык, полученный при выполнении упражнений с использованием такой модели, оказывается более прочным и надёжным.
Как же довести до «автоматизма» процесс выбора безошибочного написания проверяемых и непроверяемых безударных гласных корня?
Как утверждает Д.Н. Богоявленский , «алгоритм действий ученика начинается с определения опознавательного признака».
Все правила русской орфографии сгруппированы по опознавательному признаку.
Рассмотрим конкретный материал, касающийся обучения способам применения изучающих в школе орфографических правил правописания безударных гласных:
Безударный гласный - опознавательный признак орфограммы.
Если в слове имеются безударный гласный, то прежде всего необходимо установить, в какой части слова он находится.
Если безударный гласный находится в корне, то надо решить, какой это безударный гласный: проверяемый или непроверяемый.
Слайд 2.
Если безударный гласный является проверяемым, то надо изменить слово или надо брать однокоренное слово, с тем чтобы безударный гласный оказался под ударением.
Слайд 3.
Если безударный гласный непроверяемый, то слово нужно найти в орфографическом словаре и запомнить.
Слайд 4.
Алгоритм.
Вроде бы, всё очень просто! Но давайте рассмотрим, какими знаниями и умениями должен владеть ученик, чтобы справиться со всеми «операциями», указанными в алгоритме:
Слайд 5.
При письменном объяснении орфограммы учащийся должен:
-определить в слове ударение;
-определить корень и подобрать ряд однокоренных слов, выделить корень и букву безударного гласного;
-подобрать проверочное слово (состоящее из одного корня или однокоренное с ударением в корне), отметив в нем ударение;
-записать проверочное слово перед тем, в корне которого имеются проверяемый безударный гласный;
При устном объяснении учащийся должен строить рассуждение по схемам (алгоритма):
В слове «вода» безударный гласный в корне - это проверяемый безударный гласный.
Проверочное слово «воды»
Слайд 6.
Пока не будут выработаны все необходимые умения, страх перед написанием останется, а он, как известно, «блокирует» выполнение «операций» алгоритма.
Чтобы преодолеть это обстоятельство, необходимо, чтобы у учащихся возникали прочные подсознательные связи между значением, строением и написанием слова. Только в том случае возможно грамотное письмо. Идеал постижения смысла слов представлен в стихотворении Сергея Острового «Первородство».К словам привыкаешь день ото дня,А они первородного смысла полны́…И когда я слышу:— Извини меня! —Это значит:— Исключи меня из вины!У слова цвет своего огня.Свое пространство. Свои рубежи.И когда я слышу:— Обереги меня! —Это значит:— Берегами меня окружи!У слова есть корни. И есть родня.Оно не подкидыш под сирым кустом.И когда я слышу:— Защити меня! —Это значит:— Спрячь меня за щитом!Вслушайся. Вникни. Не позабудь.У слова свой норов. Свое нутро.И если ты в эту проникнешь суть —Слово тебе сотворит добро.
Как этого добиться?
Конечно, чудодейственных методов, которые позволили бы научить всех и сразу, нет. Но использование ряда традиционных приёмов в сочетании с новыми подходами в обучении позволяет добиваться повышения грамотности учащихся, сокращения количества ошибок на правописание безударных гласных корня. ( Многие из рассматриваемых приёмов подходят и для работы над другими орфографическими правилами ).
Главное в обучении орфография - это предупреждение ошибок.
Слайд 7.
Развитие орфографической зоркости.
После изучения правила, руководствуясь алгоритмом, дети должны сначала устно объяснить правописание 6-8 грамотно написанных на доске слов с изучаемой орфограммой. Можно добыва предложить учащимся предупредительный диктант, но обязательно с записью на доске. Ребёнок должен видеть, как написано слово. «Не верь слуху, а верь глазу, ибо свой глаз – алмаз», - любил повторять В.П. Шереметевский.
После коллективной репродуктивной работы следует работа полусамостоятельная с использованием сигнальных карточек. Это может быть и предупредительный диктант, но лучше, если учитель не будет давать «готовые» слова, а учащиеся будут их добывать: узнавать слово по лексическому значению, по словообразовательной модели, подбирать синонимы, антонимы, отгадывать загадки.
Завершающий этап при ознакомлении с новым правилом – самостоятельное упражнение ( списывание или диктант «Проверяю себя» ) с проверкой после записи. Эффективным приёмом является самопроверка или взаимопроверка по контрольной карте.
Залог успеха – постоянный тренинг!
Слайд 8.
Для формирования прочного навыка в большинстве случаев нужен специальный урок закрепления изученного правила, а также включение новой орфограммы и в последующие уроки.
И, наконец, на каждом уроке должна проводиться словарно-орфографическая работа (« по следам ошибок», «новые слова») и должны широко применяться как различные виды диктантов ( выборочный, предупредительный, распределительный, текстовый, творческий и др.), так и письмо по памяти, изложение, сочинение. Формированию орфографической зоркости способствует выразительное чтение. В любой письменной работе дети должны обязательно выделять изученные и изучаемые орфограммы, а при устной работе называть их и обосновывать правильное написание.
Только кропотливая систематическая работа по предупреждению ошибок приводит к повышению уровня орфографической грамотности учащихся.
Для более прочного запоминания трудных слов (в том числе и проверяемых), а также для обогащения словарного запаса учащихся можно уже с 5 класса завести специальный словарик «Гнёзда» (или семьи) родственных слов» и постепенно заполнять его вплоть до окончания школы. Для этого нужно завести общую тетрадь (примерно 90 листов) и в алфавитном порядке, оставляя по 3 – 4 листа на каждую букву, отвести страницу для «трудного» корня ( например, -трЯс- ). Сначала. красочно выделив гласную, записывают корень, затем ряд однокоренных слов, акцентируя внимание на корне ( ТРЯСти, поТРЯСение, оТРЯХает (С II Х) и т. д.) Когда есть возможность, страничка сопровождааается рисунком, отражающим значение корня, или правилом – «помощником». Замечательно, если используются пословицы, поговорки, фразеологизмы, афоризмы с «трудным» словом.
На оставшемся на этой странице месте слова с тем же корнем и примеры их употребления в речи могут дописываться и позже, по мере их изучения.
При выработке орфографической зоркости хорошим средством является использование словообразовательных моделей. В частности, при изучении правописания безударной гласной корня словообразовательные модели позволяют расширить словарный запас учащихся, образовывать и запоминать большие группы однокоренных слов, устанавливать их лексические связи, легче и быстрее подбирать проверочные слова. Полезно по словообразовательным моделям создавать «дерево» однокоренных слов и даже «лес» из таких деревьев. (Подобные рисунки и задания присутствуют в учебниках М.М.Разумовской)
Приём сравнения – важнейший приём в обучении орфографии.
Слайд 9
На уроках закрепления и повторения необходимо давать детям такой материал, который бы поставил их перед задачей различать легко смешиваемые явления.
Например, на доске запись:
ОБ…ЖАТЬ-Какая буква пропущена? ( О, Е, И )ПОЛ( а/о) СКАТЬ
-Какую букву нужно выбрать?
Такие задания заставляют обращаться к контексту, к определению лексического значения слова, способствуют лучшему пониманию и усвоению учебного материала. Наилучших результатов можно добиться, когда приём сравнения используется систематически.
Этимология – «золушка» нашей орфографии.
Как пишет учитель В.И.Ковалёв из Луганска в статье «Об использовании этимологии на уроках русского языка» («Русский язык». Приложение к газете «Первое сентября» № 14 – 2006), «сверхскромная представленность этимологии в школьных программах и учебниках явно не соответствует ее же королевским возможностям». Вот лишь некоторые примеры.
Слайд 10
Учёные лингвисты продолжают работу над созданием «Словаря этимологически проверяемых слов русского языка»
А вот упражнения, взятые из «Материалов по занимательной грамматике русского языка» (А.Т.Арсирий, Г.М.Дмитриева. – Москва.Учпедгиз -1963.):
ВДУМАЙТЕСЬ В ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
Правописание слабопроизносимых гласных в некоторых словах нелегко проверить ударением. Это удается только после пристального рассмотрения состава слова. Такое рассмотрение не только интересно, но и полезно в том отношении, что прививает интерес к живому языку, развивает «морфологическое чутье», то есть ощущение составных элементов слова в их превращениях и изменениях.
Одолеть, долби, долина
Слово дол означает «низ, нижний край». Мы говорим: горы и долы. Долина — это низина, впадина между горами; подол — нижний край платья. В некоторых городах (в Киеве, Могилеве) подолом называют низовой район города.
Одолеть врага — значит сразить его, повергнуть в дол (вниз). Слово долой образовалось от дол так же, как домой от дом. Теперь вы знаете, что в этих словах следует писать о, а не а.
Колесо, колей, кольчуга
В старину слово коло значило «колесо, круг». По-украински и сейчас коло — это круг, окружность. В русском языке коло сохранилось в словах около, околица, окольный, двуколка (двухколёсная тележка), а также в слове калек, то есть след от колёс.
Старинное воинское снаряжение кольчуга — рубашка из металлических колец для защиты от ударов меча, копья. Зная, что это слово происходит от слова кольцо, вы никогда не напишите «кальчуга».
Столица
Слово столица одного корня со словом стол. Теперь последнее слово имеет много значений: мебель (письменный стол), пища (врач прописал больному диетический стол), отделение в учреждении (стол заказов, паспортный стол).
В древней Руси слово стол употреблялось в значении мебели и в значении княжения (сравни: престол — трон). Говорили: Ярослав сел на стол (=престол) отца своего Владимира. Отсюда древний город Киев, где княжили великие князья, назывался стольным градом, то есть столицей.
Копейка
Слово копейка происходит не от слова копить, как это некоторые считают, а от слова копьё (так же, как и семья — семейка, змея — змейка). На одной из первых русских монет было изображение всадника с копьём. В слове копья вы ясно слышите о, поэтому правильно будете писать и слово копейка.
Сновать
Сновать — значит двигаться в одну и другую сторону. Снуют по реке пароходы, снует из угла в угол зверь в клетке. Слово сновать родственно слову основа. Основа — нечто неподвижное, незыблемое, служащее опорой остальному, а сновать имеет как будто совершенно противоположный смысл — быстрого движения.
Как же основа образовалась от сновать?
При тканье одни нити проходят вдоль ткани. Это основа. Другие, переплетая основу, ложатся в поперечном направлении. Это уток (от ткать, уткать). Сновать сначала значило только подготовлять основу для ткани, протягивать нити основы. Говорили также, что снует челнок, в котором уток прокидывается между нитей основы. Потом стали говорить и о всякой мелькающей вещи, что она снует.
Производство тканей — одно из древнейших. Слова, связанные с тканьем, — очень древнего происхождения. Давно вошло в язык и слово сновать, связь которого с ткачеством уже не чувствуется.
Смородина
Название этой ягоды происходит от сильного, не всем приятного запаха, который она источает при созревании. Смород — древнее слово, которое обозначало дурной запах, вонь, смрад (сравните украинское cмoрiд, просторечное смердеть).
Интересно отметить, что слово вонь в старину обозначало вообще всякий запах, а вонять одного корня со словом нюхать (древняя форма — ухать, т. е. пахнуть). Сравните слова благовоние, благоухать. Между прочим, хороший запах, аромат, благовоние по-чешски — вуне, а по-польски — вон.
Лопата, лопух
Что писать в первых слогах этих слов — о или а? Оказывается, на этот вопрос ответить можно вполне определенно. В старину существовало слово лоп — плоское расширение, лист (сравните со словом лопоухий). От него с помощью старинного суффикса -ух, уже известного нам по словам петух и пастух, образовалось слово лопух. При помощи же суффикса –aт- возникло слово лопата, возможно, это краткая форма прилагательного лопатая, т. е. с плоским расширением, лопастью на конце. Вот это слово лопасть с ударением на «сомнительном» о и указывает совершенно ясно, какую букву надо писать в этих родственных словах.
Внеурочная работа.
Не все ощущают родство таких слов; как кровать — крыть, кров; метель — мести, мёл; мятеж — смятение, сумятица; орошение—роса, росы; поглощать — глотать, глотка; ронять—урон (потеря); снаряжение — снаряд и т. д. Осознание такого родства поможет писать эти слова грамотно. Надо всячески поощрять интерес учащихся к происхождению и составу слов, устраивая утренники и вечера «биографий слов», викторины, конкурсы, помещая наиболее удачные ответы в школьных рукописных журналах и стенных газетах.
ЗАДАНИЕ
Объясните с помощью «Краткого этимологического словаря» Л. Шанского,
В. Иванова и Т. Шанской правописание безударных гласных в словах апельсин, корыто, копыто, перчатка, петух. Подготовьте краткое сообщение об этом на занятии кружка.
Мнемонические приёмы.
Слайд 11.
Трудные слова с непроверяемыми написаниями легче и прочнее запоминаются, если используются мнемонические приёмы, основанные на ассоциациях. (Слайд 6)
Например, «Такие разные «О»!»
В слове «огурец» надо изобразить первую букву похожей на огурец ( возможно, лучше раскрасить её зелёным карандашом ), а гласные в слове «морковь» - сужающимися к низу и оранжевыми, как морковки; в слове « горох» нарисовать кругленькие жёлтые «о».
Чтобы слово «картофель» не было как относящееся к этой же группе, напишем его на другой половине листа. А первую гласную нарисуем большой, коричневой и составленной из множества картофелин.
Правила-помощники
Слайд 12.
В статье под названием «Залог успеха – постоянный тренинг»
(«Русский язык». Приложение.к газете «Первое сентября» №12(491)июнь(16–30)2006г.) учитель В.Н.Философ (Республика Беларусь) , наряду с методическими приёмами опознавания частей речи и вычленения морфем в словах, предлагает материал, который можно использовать при изучении, например, словарных слов. Его можно вывешивать в виде таблиц, и детям можно предложить составить аналогичные образцы
На ОкОшке МнОгО РОЗ.Кто нарисовал? МОРОЗ.
РЕшали РЕбусы РЕбята.
ВИКТОР и ИРИНАсоставляли викторину.
ХВОст пошел в РОСТ,получился ХВОРОСТ.
КОРАБЛЬ сКОР.
Пудель КАПИ – КАПИТАН.Он объездил много стран.
ОстОрОжнО Какая птица спряталась в жаворонке?
В КОрзине круглое дно.
БАрАн на бАзАре бАрАбАнилв БАРАБАН.
От врАГА спасет ОТВАГА.
А НА НАС свалился АНАНАС.
САд у меня – РАЙ,Только жаль, в саду САРАЙ.
БЛОКright0нотОбОздЕльфинвЕрЕтЕноЖЕЛЕЗО не ЖЕЛЕ, оно твердое.РАКЕТА не РАК, она быстрая.
БА! Стол ХРОМ,Но горд собой –На нем скатертьс БАХРОМОЙ.
Я Годы пишу ОДЫи ем ЯГОДЫ.
КРОлик спит в КРОВАТКЕ,ИВАН на ДИВАНЕ.
ХОрОшо на ОхОтухОдить на бОлОтО.
РОМА и МАШКАгадали на РОМАШКЕ.
ПЕС не пьет СОК,Пес лег на ПЕСОК.
СОбаке снится СОн,СОбаке снится СОва.СОве – СОбака.
ЗА'МОК закрыт на ЗАМО'К.
НОСКИ' НО'СКИ,носки эти НОСКИ.
Ворона «КАР» – и вНИЗ.Пуст КАРНИЗ.
ГЕНа – ГЕНЕРАЛ.ВЕРА на ВЕРАНДЕ.НАТА в КОМНАТЕ.
Занимательные материалы по развитию речи , применяемые при изучении правописанию проверяемой безударной гласной.
Очень важное значение при обучении орфографии имеет подбор дидактического материала, который должен быть подчинён принципу коммуникативной необходимости: важно, чтобы прослеживалась тесная связь между теоретическим материалом и заданиями по развитию речи.
Вот несколько занимательных упражнений по формированию навыка безошибочного написания безударных гласных в корне слова (Материалов по занимательной грамматике русского языка». А.Т.Арсирий, Г.М.Дмитриева. – Москва.Учпедгиз -1963.):
НАЗОВИ БЫСТРО (Игра)
Участники игры садятся полукругом. Ведущий громко называет слово с безударной гласной (например, конец), одновременно указывая на одного из играющих. Тот должен быстро назвать гласную, которая пишется, и подтвердить проверочным словом (например, о — кончик). Кто не смог сказать проверочное слово или привел неправильный пример, должен встать и продолжать игру стоя, пока не даст правильный ответ.
Выигрывает тот, кому ни разу за всю игру не пришлось вставать.
В случае, если встретится слово с гласной, не проверяемой ударением (например, сапог), участник игры только называет гласную и добавляет: «следует запомнить».
СОВЕТ ПРИЯТЕЛЯ
Летом Витя был в пионерском лагере, а его приятель Петя — в санатории.
Однажды Витя в письме к Пете посоветовал товарищу закалиться, чтобы не хворать. В ответном письме Петя насмешливо заметил другу, что он совсем не собирается убивать себя.
Какую форму глагола употребил Витя в своем письме и какую ошибку допустил он в слове?
ПОМОГИТЕ НАТАШЕ
Мамы не было дома, и Наташа оставила на столе записку о том, что она пошла в детское ателье на примерку платья.
Когда она возвратилась домой, мама уже тоже была дома и, смеясь, спросила ее:
—С кем же твоё платье поссорилось? Уж не с портнихой ли? Или, может быть, с заказчиком?
Наташа смотрела на маму удивленными, непонимающими глазами. Может быть, вы, ребята, поможете ей найти ошибку в записке? А заодно и напомните ей нужное правило из учебника.
ЧТО ПРОИСХОДИЛО С ФЛАГОМ?
Однажды в классе писали изложение отрывка из «Молодой гвардии» Александра Фадеева. Вася только что написал о том, как тетя Маруся взглянула утром в окно и увидела на здании школы развевающийся красный флаг. В это время к Васе подошла учительница и, заглянув в его тетрадь, спросила с улыбкой:
—Что это у тебя с флагом происходит? Что он — растет, увеличивается?
Спохватившись, Вася исправил ошибку. Догадайтесь, ребята, в каком слове она была.
КАК КОЛЯ СДЕЛАЛ ДЕДУШКУ ВТОРИЧНО СЕДЫМ
Ребята писали диктант. В одном предложении речь шла о старичке, который присел на скамью и, немного отдохнув, отправился дальше.
Проверив Колину тетрадку, учительница с улыбкой заметила ему:
—А ведь дедушка уже до этого был седым! Ребята поняли и рассмеялись, а Коля покраснел.
В каком слове он сделал ошибку? Объясните, почему так не следует писать в данном случае.
ОПАСНЫЙ ПРИЗРАК
На уроке русского языка учитель спросил ребят:
—Что вы делали в прошлую субботу в школьном дворе?
—Мы сажали деревья, починяли изгородь, приводили в порядок спортивную площадку, — наперебой отвечали ученики.
—Очень хорошо. Кстати, сегодня я рассказывал вам об именах существительных, обозначающих названия действий. Так вот, запишите дома названия работ, которые вы проводили в школьном дворе.
На следующий день, просматривая тетрадь одного ученика, учитель шутя заметил:
— У Васи в тетради появился опасный призрак. Он испортил ему работу.
Какую ошибку имел в виду учитель?
В заключение хотелось бы упомянуть о работе над ошибками. К словам, вызывающим затруднение, нужно обращаться неоднократно. Вспомним пословицу: « Повторение – мать учения». А чтобы детям не стало скучно работать с уже изученными словами, нужно помнить один из основных принципов дидактики: «Повторяя, углубляй!». При каждом новом повторении необходимо расширять возможности употребления слова, усложнять структуру заданий, пробуждать стремление обращаться к словарям и справочникам.
Литература
Алгазина Н.Н. «Формирование орфографических навыков». Пособие для учителя. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ. 1987г.
Арсирий А.Т.,.Дмитриева Г.М. – Москва.Учпедгиз -1963.
3. Богоявленский Д.Н. «Психология усвоения орфографии». М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ.1966г.
4. Журавлёва Л.И. « Как повысить грамотность учащихся». Журнал «Русский язык в школе» № 6 2002г.
5. Кустарева В.А., 4. Кустарева В.А., Никитина Н.К. Рождественский Н.К. и др. «Методика грамматики и орфографии в начальных классах». М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ. 1979г.
6. Маслова Н.М. « Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма». Методические советы. «Русский язык». Приложение к газете «Первое сентября» № 10(489) май (16 – 31) 2006г.
7. «Практические приёмы объяснения и закрепления на уроках русского языка».Бр. «Русский язык» №: 6 (12) / 2006г.( Библиотека «Первого снтября»)