Портфолио слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Методика и технологии тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации работников образования в области сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья обучающихся».
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«Российский университет дружбы народов»
Портфолио слушателя
курсов повышения квалификации по программе
«Методика и технологии тьюторского сопровождения
процесса повышения квалификации работников образования
в области сохранения, укрепления и обеспечения безопасности
здоровья обучающихся»
Подготовил (а):
Ф. И. О. (полностью)
Чернышёва Надежда Николаевна
Место работы
СОГБОУ СПО «Десногорский энергетический колледж»
Должность
руководитель физического воспитания
Москва, 2015
Программ № 3:
«Методика и технологии тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации работников образования в области сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья обучающихся»
Аннотация:
в портфолио представлен опыт работы педагога с подростками, педагогическим коллективом.
Портфолио содержит:
направления деятельности по профессиональному развитию педагогов в сфере социализации обучающихся в области здорового образа жизни; направления здоровьеформирующей деятельности, ориентированные на воспитанников подросткового возраста; анализ здоровьесберегающей деятельности, концепция здорового образа жизни автора Портфолио.
Ключевые слова:
профессиональное развитие педагогов, сохранение здоровья обучающихся, здоровьеориентированная деятельность в условиях СПО.
Версия портфолио:
итоговая
Содержание
Контрольное задание по разделу
Стр.
Раздел 1. Цель и задачи профессиональной деятельности по социализации обучающихся в области здорового образа жизни
4
Раздел 2. Структурно-функциональная модель координации здоровьеориентированной деятельности образовательной
организации
6
Раздел 3. Программа работы с педагогами по развитию их валеологической компетентности
9
Раздел 4. Проблемное поле «Ребенок в образовательном процессе»
11
Раздел 5-6. Стратегия развития здоровьеориентированной личности
13
Раздел 7. Валеологический компонент в содержании образовательных программ
14
Раздел 8. Индивидуальная концепция здорового образа жизни
16
Раздел 9. Экспресс-диагностика
18
Раздел 1.
«Все усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, чтобы чинить и конопатить свой организм, как утлую и дырявую ладью, а к тому, чтобы устроить себе образ жизни, при котором организм как можно меньше приходил бы в расстроенное положение, а, следовательно, как можно реже нуждался в починке». Эта мысль, несмотря на ее простоту, оказывается недоступной для понимания или неактуальной для детей и подростков.
Д.И. Писарев /ХIХ век/
Моя концепция: формирование здорового образа жизни субъектов образовательного процесса в системе профессионального образования, ориентирована на достижение следующей цели - формирование устойчивого интереса обучаемых к проблемам своего здоровья, бережного к нему отношения, а также выработке умений и навыков поведения, обеспечивающего сохранение оптимального уровня своего здоровья.
Эта цель предполагает актуализацию и углубление минимума знаний, необходимых для обучающихся, чтобы они смогли осознанно относиться к проблемам, связанным с собственным здоровьем. Важным компонентом является выработка понимания обучаемыми того, что от их индивидуального здоровья зависит и коллективное здоровье, в том числе и здоровье нации, что это делает возможным не только благополучие отдельного индивида, но и его близких, и общества в целом.
Задачи:
Обеспечение условий для формирования здоровьеформирующего образовательного пространства.
Формирование здорового образа жизни студентов, готовности вести пропагандистскую, профилактическую работу в этом направлении.
Профилактика асоциальных явлений в студенческой среде.
Приобщение студентов к нравственно-экологическим ценностям, выработка активной жизненной позиции в сфере экологии.
Организация пространства свободного времени, активное вовлечение студентов в различные формы досуговой деятельности.
Обеспечить решение задач моей концепции позволяют следующие подходы:
- культурологический подход: здоровье как область человеческой культуры, которая включает в себя в единстве три составляющие: тело, душу и разум.
Здоровье рассматривается в виде совокупности культур:
физической (управление движениями, телом);
физиологической (управление физиологическими процессами и наращивание их резервной мощности в организме);
психической (управление ощущениями, эмоциями, чувствами);
интеллектуальной (управление мыслями);
духовной (управление ценностно-смысловой сферой и реализация жизненных устремлений, связанных с духовным совершенствованием)
- компетентностный подход: здоровье как способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию, то есть здоровье выступает не результатом влияния внешних условий и сопротивления им, а проявлением внутренней созидательной активности в процессе жизнедеятельности.
Здоровье формируется через деятельность: самосохранение, саморазвитие, самосовершенствование.
Руководствуюсь в профессиональной деятельности по социализации обучающихся в области здорового образа жизни следующими принципами:
Принцип ненанесения вреда («No nocere!»).
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье обучающихся и педагогов.
Принцип непрерывности и преемственности.
Принцип формирования ответственности обучающихся за свое здоровье.
Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся (принцип психофизиологической комфортности).
Принцип получения обратной связи.
Принцип контроля за результатами.
Учебно-методический комплекс программы краткосрочных курсов повышения квалификации (72 часа) для работников системы образования по подготовке тьюторов здорового образа жизни (авторы-составители: к.п.н., доц. Т.Н. Ле-ван, к.п.н., доц. Н.В. Третьякова), Российский университет дружбы народов (Институт медико-биологических проблем) по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации, www .zdorov-tutor.anonii.ru, 2015.
Раздел 2.
Нормативно-правовые документы, на основании которых осуществляется здоровьеориентированная деятельность в СОГБОУ СПО г. Десногорска, Смоленской области:
Программа по формированию ЗОЖ «Территория здоровья» от 01.09.2011г.
Долгосрочная целевая программа противодействия злоупотреблению «наркотическими средствами и психотропными веществами, их незаконному обороту на 2013-2016 годы (утверждена постановлением Администрации города Смоленска от 12 октября 2012 г. № 1794-адм.).
Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонением в состоянии здоровья от 30.05.2012г. № МД-583/19.
Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения в период обучения в них от 21.12.2013г.
Примерная программа учебной дисциплины «Физическая культура» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, г. Москва 2008г.
Устав и локальные акты колледжа.
Цели этой деятельности:
развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Схема иерархической структуры участников системы
здоровьеориентированной деятельности, их связи
Основные функции каждого звена:
Департамент по образованию, науке и делам молодежи –
разрабатывает и реализует меры, направленные на охрану здоровья и труда работников, обучающихся и воспитанников образовательных учреждений всех типов и видов, участвует в реализации программ по организации летнего отдыха детей, подростков и молодежи, организует на территории Смоленской области работу по направлению детей во Всероссийский детский центр “Орленок”
СОГБОУ СПО «Десногорский энергетический колледж» -
создает условия по сохранению и укреплению здоровья (в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья); рационально организует образовательный процесс; организует физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу; ведет пропаганду ЗОЖ и обучение его навыкам; профилактику употребления ПАВ; мониторинг и др.
МСЧ № 135 –
оказывает медико-санитарную помощь; контроль за состоянием здоровья обучающихся, своевременную коррекцию; медицинские осмотры и диспансеризацию; профилактику санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий и др.
Комитет по спорту и туризму -
разрабатывает и представляет на утверждение проекты, планы развития физической культуры, спорта и туризма; проводит мониторинг потребностей населения; утверждает календарный план; координирует деятельность спортивных клубов; обеспечивает выпуск агитационных материалов; организует регулярное информирование населения о событиях спортивной жизни; пропагандирует достижения в области спорта через средства массовой информации и др.
Физкультурно-оздоровительный комплекс «Десна» -
обеспечивает доступность занятий физической культурой, туризмом и спортом всех категорий населения в соответствии с потребностями и состоянием здоровья и др.
ДЮСШ -
осуществляет работу по привлечению обучающихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом; проводит учебно-тренировочную и воспитательную работы среди детей и подростков, направленную на спортивное совершенствование, укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие; способствует формированию здорового образа жизни, развитию физических, интеллектуальных, нравственных способностей, достижению уровня спортивных достижений сообразно способностям; повышает уровень физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта;
организует оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей на базе учреждения; за пределами учреждения, в том числе с выездом за пределы Смоленской области.
Реабилитационно-оздоровительный, досуговый центр –
проводит медицинские процедуры, лечебно-оздоровительные мероприятия; организует наблюдение за физическим и нервно-психическим состоянием и развитием детей; организует досуг детей, ежедневные физкультурные мероприятия (утренняя гимнастика, занятия по общей физической подготовке), проводит спортивные праздники, игры и другие мероприятия; организует туристические походы, экскурсии и др.
Раздел 3.
Я выбрала диагностику личностного развития педагогов в области здоровья: опросник «Валеологическая компетентность педагога» Н.Н. Малярчук.
Низкий уровень здоровья педагогов, недостаточная осознанность ценности личного здоровья и здоровья обучающихся, отсутствие мотивации педагогов к здоровьесохраняющей деятельности, неудовлетворительный уровень владения здоровьесберегающими технологиями свидетельствуют о дефиците культуры здоровья – системы ценностно-смысловых установок, знаний, мотивационно-волевого опыта педагога и его практической деятельности, направленной на решение проблем сбережения своего здоровья и здоровья обучающихся. Больной учитель не может воспитывать здоровое поколение.
Общая цель: обеспечение комплексно-психологической помощи педагогам в сохранении и поддержании психологического и физического здоровья
Цели программы: создание условий и психологического микроклимата, способствующих:
– формированию и усилению мотивации к бережному отношению к своему здоровью, к ведению здорового образа жизни;
– поддержанию и укреплению физического и психического здоровья педагогов;
– формированию оптимистического мировоззрения, смене ценностных ориентаций в пользу здоровья своего и окружающих.
Достижение поставленной цели возможно через решение практических задач:
– повышение уровня знаний педагогов в области сохранения здоровья, ЗОЖ;
– развитие способностей педагогов контролировать физическое здоровье посредством психического;
– освоение педагогами навыков и умений в области сохранения и укрепления здоровья;
– создание условий для укрепления физического здоровья.
Задачи программы:
Осведомленность работников образования об особенностях сохранения и стабилизации психического и физического здоровья педагога.
Формирование социально – психологической установки на возрастающую роль взаимной ответственности за сохранение здоровья, как со стороны администрации, так и со стороны педагогов.
Обучение педагогов приемам саморегуляции психических состояний (тренинги, спортивно-оздоровительные мероприятия).
Гармонизация личности учителя.
Участниками программы являются педагоги образовательной организации
Сроки реализации: программа рассчитана на один учебный год.
Механизм реализации программы:
Для достижения поставленных целей и задач программой предусмотрена работа в двух направлениях: психическое здоровье педагогов; физическое здоровье педагогов.
Этапы:
Диагностический
Практический
Консультативный
- медосмотры
- дни здоровья
- курсы
- анализ состояния
Здоровья
- динамические паузы
- круглые столы
- анкетирование
- «минуты покоя»
- встречи с мед.
работниками
- соревнования
В результате реализации данной программы педагоги:
будут пропагандировать и вести здоровый образ жизни;
смогут избегать стрессовых моментов в рабочей и домашней обстановке, достойно выходить из конфликтных ситуаций;
в совершенстве овладеют основами профессиональной культуры педагога, что будет способствовать созданию более комфортного микроклимата в коллективе;
освоят психические средства восстановления организма.
По завершению реализации программы предполагается не только повышение уровня теоретических и практических знаний педагогов в сфере здоровья, но и качественное улучшение их психического и физического состояния.
Критерии оценки результативности:
– анализ наличия листков нетрудоспособности за истекший год;
– анализ результатов медицинских осмотров;
– итоговое анкетирование (тестирование) участников программы;
– анализ результатов участия в мероприятиях спортивно-туристического направления.
Передать опыт ценностного отношения к здоровью, убедить в необходимости ведения здорового образа жизни может своим личным примером только тот педагог, который сам ценностно относится к своему здоровью и здоровью других людей. Знает законы его сохранения и укрепления, является убежденным сторонником здорового образа жизни, умеет создавать и создает условия для формирования валеологического самоотношения и ценностных валеологических ориентаций у своих воспитанников, имеет достаточно знаний по валеологии, психологии, физиологии человека.
Раздел 4.
Физиологические, психологические особенности обучающихся СОГБОУ СПО
Юношеский возраст (16–20 лет – девушки, 17–21 год – юноши).
В основном завершаются процессы роста скелета. Основные функциональные системы по своим характеристикам уже почти такие же, как у взрослого человека. Завершается половое созревание. Яичники продуцируют готовые к оплодотворению яйцеклетки, стабилизируется половой цикл. У юношей полного развития достигает сперматогенез.
Существенные отличия от взрослого организма обнаруживаются в сфере высшей нервной деятельности. Сохраняется некоторое преобладание процессов возбуждения над торможением, поэтому юноши и девушки по сравнению со взрослыми более эмоциональны.
Образ жизни в юношеском возрасте уже в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к жизнедеятельности взрослого человека. Вместе с тем он должен быть специально ориентированным на решение определенных задач:
– подготовка к высокопроизводительной будущей профессиональной деятельности;
– подготовка к родительству, предполагающая высокий уровень здоровья и получение основ знаний по воспитанию ребенка.
Устойчивыми у юношей старшего школьного возраста являются навыки, сопряженные с положительными эмоциями, развлечением, двигательной активностью, общением и соперничеством. Слабо сформированными являются навыки, сопряженные с самосохранением здоровья, успешностью в будущей профессиональной деятельности, подражанием, привычкой, физкультурно-спортивными интересами. Потенциальными являются навыки, сопряженные с интересом к противоположному полу, внутренней потребностью к ведению здорового образа жизни, с внешними факторами, с доминированием, с удовольствием от здоровой жизнедеятельности.
Среди подростков распространено ложное представление о том, что болезни приходят в старости, когда активная жизнь уже позади. Роль молодых людей в поддержании и укреплении собственного здоровья сегодня минимальна. Формируется совершенно необоснованная уверенность в том, что здоровье гарантировано само по себе молодым возрастом, что любые запредельные нагрузки, грубые нарушения питания, режима дня, недостаточная физическая активность, стрессы и другие факторы риска «по плечу» молодому организму, что он справится со всеми выпавшими на его долю испытаниями.
Направления здоровьеформирующей деятельности:
Адаптационная работа со студентами нового набора / с целью формирования положительного эмоционального фона в процессе образовательной деятельности, содействия сплочению работоспособного коллектива, педагоги колледжа совместно с психологической службой ведут психопрофилактическую и адаптационную работу, которая предполагает адаптацию и студентов нового набора, и их родителей, а так же адаптацию преподавателей/.
Использование здоровьесберегающих технологий обучения / реализация здоровьесберегающих технологий обучения в образовательном процессе способствует приобретению студентами профессионально важных качеств, формированию чувства удовлетворения от процесса обучении, осознанию значимости профессии/.
Формирование представлений о ЗОЖ / формирование здорового образа жизни студентов, готовности вести профилактическую работу по пропаганде ЗОЖ осуществляется с помощью организации и проведения классных часов, встреч с работниками здравоохранения, правоохранительных органов и т.д./.
Профилактика асоциальных явлений в студенческой среде / Значимым в профилактике асоциальных явлений в молодежной среде является работа педагогического коллектива, направленная на осознание студентами чувства опасности этих явлений, умение противостоять им и оказывать помощь тем, кто нуждается/.
Приобщение к нравственно-экологическим ценностям /приобщение студентов к нравственно-экологическим ценностям, выработка активной жизненной позиции в сфере экологии призвано так же сформировать у них чувство ответственности за сохранение своего здоровья и окружающих людей/.
Спортивно-оздоровительная работа /немаловажное значение для укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности, воспитания патриотизма, подготовки студентов в защите Родины имеет и спортивно-оздоровительная работа. Колледж располагает закрытым спортивным и тренажерным залами, открытой спортивной площадкой, приобретается и обновляется необходимый инвентарь и оборудование/.
Организация досуга /способствует рациональному распределению пространства свободного времени, активному вовлечению студентов в общественную деятельность/.
Волонтёрское движение по профилактике асоциальных явлений и пропаганде здорового образа жизни /большое значение в профилактике асоциальных явлений и пропаганде ЗОЖ имеет и волонтерское движение, которое призвано сформировать у студентов желание поделиться полученными знаниями/.
Раздел 5-6.
Стратегия здоровьеориентированной личностной при организации педагогического взаимодействия с одаренными обучающимися.
В целях создания условий для выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся реализуется целевая программа, позволяющая:
– создать систему выявления и поддержки одаренных обучающихся в сфере физической культуры и спорта;
– оказать методическую помощь преподавательскому составу в вопросах подготовки и воспитания талантливых спортсменов, внедрению инновационных методик;
– создать систему материальной поддержки одаренных обучающихся - талантливых спортсменов.
В рамках решения проблемы поддержки одаренных обучающихся в сфере физической культуры и спорта предусматривается:
– оказание адресной поддержки талантливым спортсменам;
– информационно-методическое обеспечение мероприятий;
– организация летней оздоровительной кампании для лучших талантливых
спортсменов.
К планируемым результатам реализации стратегии относят:
– увеличение количества обучающихся-участников соревнований и турниров различного уровня;
– материальная поддержка талантливых спортсменов;
– освещение в средствах массовой информаци о лучших спортивных результатах, достижений спортсменов, привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом обучающихся и подростков.
Личностные, профессиональные и информационные компетенции педагога необходимы для реализации стратегии.
Раздел 7.
Внедрение в учебно-воспитательный процесс колледжа модульной технологии факультативного курса «Твое здоровье» позволило нам решить задачу валеологического компонента.
Цель - формирование устойчивого интереса обучаемых к проблемам своего здоровья, бережного к нему отношения, а также выработке умений и навыков поведения, обеспечивающего сохранение оптимального уровня своего здоровья,
Эта цель предполагает актуализацию и углубление минимума знаний, необходимых для обучающихся, чтобы они смогли осознанно относиться к проблемам, связанным с собственным здоровьем. Важным компонентом этого курса является выработка понимания обучаемыми того, что от их индивидуального здоровья зависит и коллективное здоровье, в том числе и здоровье нации, что это делает возможным не только благополучие отдельного индивида, но и его близких, и общества в целом.
Данный факультатив входит в предметы естественнонаучного и, гуманитарного циклов. Его элементы, широко используются в системе воспитательной работы. Материалы отдельных тем органично включаются в соответствующие разделы курса «Основы безопасности жизнедеятельности», используются для самообразования, так как они содержат важнейшие сведения, необходимые всем без исключения для того, чтобы поддерживать оптимальный уровень индивидуального здоровья.
Учителям-предметникам, мастерам производственного обучения, классным руководителям предложен современный методологический, тренинговый и справочный материал, темы для бесед и дискуссий.
В модуль «Твое здоровье» включены темы, касающиеся не только проблем ВИЧ/ИППП, но и вопросов здоровья в целом, включающие следующие тематики: «Здоровье», «Твое здоровье и личная гигиена», «Твое здоровье и питание», «Твое здоровье и алкоголь», «Твое здоровье и наркотики», «Твое здоровье и насилие», «Твое здоровье и курение», «Твое здоровье и пространство свободного времени», «Твое здоровье и планирование семьи». Всего в модуле «Твое здоровье» 11 учебных элементов, соответствующих указанным выше темам. Все эти темы направлены на формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Итоговой частью каждого учебного элемента является контроль:
Самоконтроль, осуществляет сам ученик. Он сравнивает результат с эталоном и сам себя оценивает.
Взаимоконтроль, учащийся проверяет работу партнера и оценивает.
Контроль учителя - входной, текущий, выходной.
Главное в работе по программе факультативного курса «Твое здоровье» - обеспечить в группе атмосферу комфорта и безопасности, научить обучающихся равно ценить возможность высказаться и услышать мнение других.
Обучение всегда рассматривалось как процесс научения - овладения новыми навыками, концепциями и поведением. Обязанность преподавателя - создать благоприятную атмосферу во время занятий, которая способствует усвоению материала. Этот курс предполагает реализовать роль педагога - «ведущего», проводника знаний, используя модульную технологию.
Методы, используемые в модульном обучении:
лекции, групповые дискуссии
упражнения, игры, ролевые игры
имитация ситуации, разбор историй, случаев из практики
полевые занятия (с выездом в какие-то места)
практические занятия, самостоятельные занятия
просмотр учебных видеофильмов, плакатов, слайдов.
Ожидаемые результаты валеологической работы:
Обучаемые должны иметь представления:
с актуальностью проблемам сохранения здоровья в современном обществе;
с факторами, воздействующими на уровень здоровья;
особенностями личности, влияющими на состояние индивидуального здоровья;
основными направлениями сохранения индивидуального и коллективного здоровья;
основными здоровьесберегающими технологиями.
Обучаемые должны знать:
содержание учебных элементов, например, понятия: здоровье, здоровый образ жизни, привычки вредные, полезные, инфекционные заболевания и т.д.
методы, сохраняющие уровень здоровья, оптимальный для данного пола и возраста
индивида;
способы борьбы и преодоления вредных привычек.
Обучаемые должны уметь:
выполнять задания, выявляющие уровень их знаний проблемы «Твое здоровье»;
пользоваться литературными и другими источниками для повышения уровня своих знаний по проблеме «Твое здоровье»;
составлять и использовать таблицы распределения времени дня (режим дня);
составлять меню с учетом собственных энергозатрат и качества доступных продуктов;
предотвращать опасные и экстремальные ситуации, вредные для их здоровья, в т.ч.
и конфликтные.
Раздел 8.
Моя мировоззренческая позиция по отношению к здоровью заключается в наличии основных аспектов жизни:
1. Мое душевное состояние (как ни странно, одно сменяется другим: позитив и негатив (как черное и белое));
2. Мое здоровье (согласно моим возрастным особенностям - хорошее);
3. Мои взаимоотношения с окружающими (я довольна, меня уважают, ко мне прислушиваются);
4. Мое финансовое благосостояние (сегодня оно – надежное);
5. Мое стремление к жизни (я всегда иду к намеченной цели);
6. Знание самого себя («Познай себя и ты познаешь весь мир»?);
7. Способность к достижению результатов (я всегда добиваетесь конечного результата в своих начинаниях, довожу начатое дело до конца).
Человек, живущий полноценной многогранной жизнью, счастлив и здоров по всем аспектам!
Шаги по сохранению и укреплению здоровья:
физическая активность;
питание;
режим труда и отдыха;
отсутствие вредных привычек;
соблюдение профилактических и санитарно-гигиенических норм;
сексуальное здоровье;
психологический климат в семье, на работе;
удовлетворенность социально-экономическими условиями жизни.
«Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли». Вильям Шекспир
Работа, приносящая радость самореализации в коллективе единомышленников, всегда дает дополнительную жизненную энергию, которая сказывается и на физическом здоровье.
Активная жизненная позиция помогает мне идти по пути самосовершенствования. Участие и победа в спартакиаде (плавание, лыжные гонки легкоатлетический кросс, 2011-12г., среди работников образования НПО и СПО Смоленской области) оставило в моей жизни незабываемые впечатления и неповторимый опыт.
Общение с молодым поколением дает возможность быть всегда в ситуации постоянного развития, что способствует укреплению психического и интеллектуального аспекта здоровья. /г. Анапа; Селигер – 2009г.; Смола/.
«Уметь правильно отдыхать высшая ступень цивилизованности» Рассел Б.
Мое увлечение: вязание и активный отдых, занятия, которыми я с радостью занимаюсь в своё свободное время.
Для профессионала-педагога очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром для поддержания своего здоровья во всех его аспектах, поэтому определяющей частью его имиджа здоровья, по моему мнению, являются:
Толерантность и эмпатия
Жизненная установка на здоровый образ жизни.
Социальная и личная ответственность за свое здоровье и здоровье обучающихся.
Активная жизненная позиция.
Желание профессионально развиваться и идти в ногу со временем.
Отсутствие личных мотивов человека в сохранении собственного здоровья является ключевым фактором его ухудшения. На этой основе можно четко проследить взаимосвязь между образом жизни человека и его здоровьем, что выражается понятием «здоровый образ жизни».
Рассматривая понятие «здоровый образ жизни» следует изначально обратиться к категории «здоровье». Для понимания смысла этой категории можно выделить следующие основания: понятие «здоровье», как область человеческой культуры, включает в себя в единстве три составляющие: тело, душу и разум, следовательно здоровье – это совокупность культуры физической (способности управлять своими движениями, своим телом); культуры физиологической (способности управлять физиологическими процессами в организме и наращивать их резервную мощность); культуры психической (способности управлять своими ощущениями, чувствами, эмоциями); культуры интеллектуальной (способности управлять своими мыслями). Здоровье обеспечивается, прежде всего, культурным уровнем человека, что в свою очередь определяет и образ его жизни.
Раздел 9.
Для педагогов колледжа была проведена методика диагностики уровня социальной фрустрированности Вассермана (модификация Бойко), где согласно инструкции предлагается опросник, который фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.
Выбранная методика соответствует следующим требованиям: пригодна для широкого практического использования, не требует больших затрат времени, не допускает произвольного толкования вопросов, удобна для быстрой обработки результатов. Вместе с тем, присутствует доля субъективизма при ответах на вопросы анкеты.
В результате удовлетворены ли Вы, ответили:
Вопросы:
полностью удовлетворен
скорее удовлетворен
затрудняюсь ответить
скорее не удовлетворен
полностью не удовлетворен
Своим образованием
25%
58%
17%
Взаимоотношениями с коллегами по работе
25%
50%
25%
Взаимоотношениями с администрацией на работе
26%
50%
8%
8%
8%
Взаимоотношениями с субъектами в своей профессиональной деятельности (пациенты, клиенты, учащиеся и т. п.)
8%
67%
8%
17%
Содержанием своей работы в целом
8%
58%
26%
8%
Условиями профессиональной деятельности
8%
17%
50%
17%
8%
Своим положением в обществе
17%
50%
17%
8%
8%
Материальным положением
15%
42%
43%
Жилищно-бытовыми условиями
17%
75%
8%
Отношениями с супругом (ой)
34%
58%
8%
Отношениями с ребенком (детьми)
42%
42%
16%
Отношениями с родителями.
58%
34%
8%
Обстановкой в обществе (государстве)
17%
75%
8%
Отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми
67%
25%
8%
Сферой услуг и бытового обслуживания
17%
17%
49%
17%
Сферой медицинского обслуживания
8%
8%
67%
17%
Проведением досуга
8%
42%
17%
33%
Возможностью проводить отпуск
8%
8%
25%
59%
Возможностью выбора места работы
25%
25%
50%
Своим образом жизни в целом
8%
67%
17%
8%
Интерпретация результатов:
17% – неопределённый;
58% – пониженный;
25 % – очень низкий.
Выводы социальной фрустрированности: В целом большинство педагогов, участвующих в опросе имеют пониженный уровень социальной фрустрированности. Однако отмечено, что из-за неудовлетворенности материальным положением, прослеживается высокий процент не возможности проводить отпуск по желанию.
13PAGE \* MERGEFORMAT141215
Департамент по образованию, науке и делам молодежи
Физкультурно-оздоровительный комплекс «Десна»
Комитет по спорту
и туризму
Реабилитационно-оздоровительный, досуговый центр
ДЮСШ
МСЧ № 135
Рисунок 1Описание: D:\2014\Фото\ЯЯЯ\Untitled.FR12.jpg15