Методика формирования навыка правописания безударной гласной в корне слова в начальной школе
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
муниципального района Мелеузовский район
Республика Башкортостан
Методика формирования навыка
правописания безударной гласной в корне слова
в начальной школе
учитель начальных классов
Крючина Лариса Викторовна
2017 г.
Методы и приёмы обучения правописанию безударных гласных в корне слова в начальной школе.
Вопрос о правописании безударных гласных в корне является одним из важнейших вопросов не только в начальном, но и в среднем звене школы. Этому вопросу посвящены многочисленные труды и теоретические исследования/ работы Н.С. Рождественского, Д.Н. Богоявленского, С.Ф. Жуйкова и других/.
Орфограммы « безударные гласные в корне» -это, пожалуй, самые частотные орфограммы русского языка.
Орфографический навык, как и любой другой – это « автоматизированные компоненты сознательной деятельности». Для автоматизации « компо-нентов» нужны многократные упражнения, в ходе выполнения которых будет происходить процесс.
Как обучать правописанию на основе применения правил?
Вычленим условия формирования орфографического навыка: знание приёмов применения правила – рассуждения на основе алгоритма – способствует усвоению орфограммы; различные виды упражнений вырабатывают орфографические навыки.
Длительная работа над изучением темы « Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением» продолжается поэтапно, от простого к сложному.
1)Определение ударных и безударных гласных в слове и предложении:
Бежит, граница, вершина.
2)Родственные слова. Корень слова. Ударение. Безударные гласные / работа с группами слов/ :
Белый, белок, белеет, побелел.
3) Безударные гласные слышатся неясно, но пишутся так же, как и ударные в родственных словах:
Хитрец, хитрый, хитрит;
Мясо (А как напишем?) м*сник, м*сной?
Вывод: безударные гласные слышатся неясно, но пишутся так же, как и ударные.
4) Когда подходит время изучения этой темы по учебнику, то работа над ней в этот период строится как обобщение накопленного материала.
При изучения правила желательно применить проблемный метод ли метод развивающего обучения. То есть ввести ребёнка в ситуацию исследования, что является необходимым условием успешного обучения.
Например, поставить перед детьми задачу: « Ребята, в русском языке есть слова, которые пишутся по правилам. Вам нужно знать эти правила, чтобы писать без ошибок. Я буду писать слова, а вы выводите правила правописания.»
Для примера приведу задания при изучения правила « Безударная гласная, проверяемая ударением»:
Слова, записанные на доске и произнесённые учителем : дома, цветы, грачи, мячи, лиса.
Задание: ответьте, на какое правило правописания эти слова. Сформулируйте его.
Найдите в данных словах буквы, которые обозначают безударные гласные звуки, при записи этих слов отметьте черточкой буквы, обозначающие гласные звуки. Сформулируйте правило.
В каждой паре слов: дома- дом, цветы- цвет, грачи – грач, лиса- лис –
Выделите одинаковую часть слова, а в ней букву, которая обозначает ударный гласный звук, эту букву подчеркните. Сформулируйте его.
В каждой паре слов сравните буквы, которые обозначают один и тот же звук в ударном и безударном положении.
- Одинаковой ли буквой обозначается один и тот же звук в ударном и безударном положении? Правильный ответ на этот вопрос и является правилом.
Эти задания зависят от уровня развития детей. С первого по пятого задания облегчаются.
В результате исследовательской работы в этом направлении выяснилось, что осмысление и открытие правил при проблемном методе обеспечивает высокий уровень и устойчивость сформированных навыков.
В процессе общения выводится правило : « Безударные гласные пишутся так, же как ударные в родственных словах»
Дальнейшая работа с группами родственных слов, теперь уже с подчёркиванием проверочного слова с записью на доске, а затем под диктовку с перемещением проверочного слова с первого места в середину и в конец:
Глаз, глаза, глазной; слепой, ослеп, ослепил; моряк, морской, море.
Работа с текстом по теме теперь проводится на каждом уроке:
а) списывание с доски, с учебника;
б) диктовки зрительные, предупредительные, объяснительные.
7. Вводится комментирование предложений.
8. Работа с группами слов при помощи карточек, например: учитель называет слова : петушок волчиха, хвалил, подарил.( Дети поднимают карточку с безударной гласной а, о, е, и, я, которую нужно писать
9. Устное проговаривание слов, названных учителем. Наиболее трудные слова повторяются из урока в урок. Использую электронные продукты «Тренажёр».
10. Далее работа усложняется, растёт количество карточек со словами.
Расширяются задания: чтением слов с названием проверочного слова; списыванием слов с подчёркиванием безударной гласной, написанием проверочного слова. Для закрепления темы использую мультимедийные игры.
На уроках математике, окружающего мира, литературного чтения, если в тексте встречается слово с безударной гласной, я обязательно обращаю внимание детей на эти слова, ионии находят к ним проверочные слова.
Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по умственным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без индивидуального подхода к обучению.
Чтобы решить орфографическую задачу, т.е. правильно написать безударную гласную в корне слова, ученик должен преодолеть следующие умственные операции- «шаги» :
«ориентировочный», предполагающий, что ученик услышит безударный гласный и установит, в какой части слова этот безударный находится;
если безударный гласный находится в корне, решить, какой это безударный, проверяемый или непроверяемый;
если безударный гласный является проверяемым, проверить его, т.е. изменить слово или подобрать родственное так, чтобы безударный гласный находился под ударением; если безударный непроверяемый – вспомнить, как слово пишется или посмотреть в словаре.
В школе практикуются различные формы индивидуализации обучения. Наиболее распространенной формой является индивидуализация самостоятельных работ: классных упражнений или домашних работ.
Их всегда можно дифференцировать по степени трудности, помня, что для слабых школьников необходимо предусмотреть более лёгкие варианты заданий.
В основу системы индивидуального подхода к формированию орфографических умений и навыков кладу факт усвоения-неусвоения каждым учеником каждой отдельной операции. В соответствии с этим выделяю в классе три группы:
1 группа- учащиеся с несформированным «ориентировочным шагом»;
2 группа –учащиеся, затрудняющиеся определить, проверяется или не проверяется безударный гласный в корне.
3 группа- учащиеся, не умеющие правильно подобрать однокоренное слово.
У детей первой группы ещё не преодолено стремление писать слово фонетически, т.е так, как они его слышат, например: « забижал», «встричают». Основой работы с детьми первой группы является формирования фонематического слуха, способности к анализу и синтезу звуков речи.
В связи с этим к ученикам предъявляю требование объяснения орфограмм при восприятии текста на слух и до написания слов / объяснительные диктанты/.
Для учащихся первой группы предлагаю следующие виды заданий,
Произнесите слово вслух. Определите ударный звук, затем назовите безударные звуки.
Назовите в слове все звуки, затем все буквы.
Сначала произнесите слово так, как говорим, затем так, как пишем.
Из данных слов назовите сначала проверяемое, затем проверочное слово: поласкать- ласка, холодный – холод, пишет- запиши.
Какие буквы в словах проверяются проверочными словами: тяжёлый- тяжесть, берег – прибрежный, проживать –прожить.
Почему подчёркнутые гласные называются проверяемыми?
Лесник, опоздал, замечает, зелёный, выдержит.
Подумайте и запишите 5 слов на безударную гласную на определенную тему.
Все упражнения направлены на формирования умения определять наличие или отсутствие орфограммы на основе её опознавательных признаков.
Ко второй группе относятся дети, затрудняющиеся определить, проверяется или не проверяется безударный гласный в корне слова.
Для детей этой группы характерна ограниченность активного словаря, слабое развитие связной речи. С целью активизации усвоения правописания детям этой группы предлагается задания, способствующие образованию у них грамматико- орфографических связей -проверяемых и проверочных слов; развитию активного словаря в процессе подбора родственных слов; словообразования, составления предложений, запоминанию слов с непроверяемыми написаниями.
Учащиеся выполняют упражнения на орфоэпическое и орфографическое проговаривание слов, упражнения со словарями, различные вида списывания, заучивают тексты.
К третьей группе относятся учащиеся, затрудняющие подобрать проверочноеслово. Такие дети не умеют выявлять вещественное значение корня через определение лексического значения слова. В работах этих детей часто встречаются ошибки, свидетельствующие о том, что подбор проверочных слов производиться на основе формального созвучия, без учета их семантического значения :
(Водитель- воды, травил – трава).
Поэтому в центре упражнений, предлагаемых детям этой группы, лежит осознание конкретных семантических связей между проверяемым и проверочным словами, которое организуется через объяснения лексического значения слов и нахождения между ними « родственного момента».
Так, объясняя правописание слов примерять и примирять, ученики говорят: « Примерять можно платье, пальто. То значит надеть на себя, примерить. В корне пишем е. Примирять – сделать так, чтобы между ссорящимися был мир. Проверочное слово –мир. В корне слова примирять пишем и.
Учащимся третьей группы предлагаются следующие виды заданий.
Объясните, какое написание слов нужно выбрать, чтобы сохранился смысл:
В нашем краю растут густые л(е,и)са. Под елью с(и,е) дела л(и,е)са.
Подумайте, что обозначает каждое слово. Правильно вставьте букву: ум(о,а)лять о пощаде, спл(а,о)тить в отряд, запл(а,о) за квартиру.
Выбери нужное проверочное слово:
Приг*род ( город, горе), спл*тить (плата, плотный).
Различия усвоения правописания каждым отдельным учеником коренятся в неодинаковой сформированности у учащихся первичных предпосылок овладения правописанием: в недостаточном развитии у них звукового анализа и на этой основе морфологического анализа, а также в недостаточности развития речи детей. И выражаются в том, что одни быстрее, а другие медленнее усваивают отдельные операции, составляющие в совокупности умения применить орфографическое правило.