Презентация на тему Формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова
Презентацию подготовила: Линдт Ксения Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Камышинская СОШ» Проверяемая безударная гласная корня – одна из самых сложных для учащихся орфограмм, несмотря на внешнюю легкость правила, регулирующего ее написание. Ошибки на правописание безударных гласных в корне слова – самые распространенные в начальной школе. Основными причинами допускаемых ошибок в правописании безударных гласных можно назвать следующие:1. Отсутствие умения находить объект правила. (Ребёнок не может выделить безударные гласные, часть слова, в которой находится безударный гласный звук);2. Отсутствие умения пользоваться правилом. (Ребёнок не может подобрать однокоренные, проверочные слова, обладает малым словарным запасом).3. Не отработан алгоритм учебного действия: обнаружение безударного гласного, определение его места, подбор проверочного слова.Три основных признака орфограммы «Безударные гласные в корне слова»:1. Безударность, отсутствие ударения;2. Гласные буквы а, о, и, е, я – наиболее опасны;3. Место в слове – корень.Структура правила: Что проверяем? (Безударные гласные). Где проверяем? (В корне слова). Как проверяем? (Подбираем родственное слово или изменяем форму слова). Чем проверяем? (Ударением). В данной работе представлен комплекс игр, направленных на формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова.Успех проверки безударных гласных зависит, в первую очередь, от умения слышать ударение и, следовательно, обнаруживать безударные гласные звуки. В 1 классе предлагаются такие задания: - соотнеси: - сравни пару слов, укажи ударные слоги: ЗА МОК ЗА МОК Во 2 классе для отработки умения подбирать проверочные слова путем изменения формы слова можно использовать следующие игры:1. Один-много.(страна, волна, коса, толпа, тропа, ведро, весна и т.д.) 2. «Верно-неверно» (в форме соревнований): ногавойнаребромосты реказвезда листыбеглец 3.Ребусы 4. «Три пирамидки» (в форме соревнований): В 3 и 4 классах наряду с изложенными выше видами работы предлагаются следующие:- определение проверочных и проверяемых слов;- выбор проверочного слова к слову с безударной гласной, исключение лишнего.Эффективными являются задания типа «Докажи, что в слове вода безударный гласный звук нужно обозначить буквой о». Осознанность действий в процессе письма развивают упражнения, предлагающие найти ошибки в рассуждениях других. Например: «Катя считает, что в слове [важак] безударный гласный звук нужно обозначить буквой а, потому что проверочное слово – важный. Согласись с Катей или возрази».Нужно учить детей «письму с пропусками» (дети иногда называют его «письмо с дырками»): вместо безударных гласных ставить прочерк или знак вопроса.Ещё одним условием успеха является постоянная работа с гнёздами родственных слов. Найди в каждом столбике «лишнее слово». Зачеркни его. В однокоренных словах выдели корень: снег снежокСнегурочказаснеженныйнеженка горочкапригорокгорныйгорькийгористый берегприбрежныйбережок побережьебережный дорогадорожкадорожитьподорожникдорожный Шарады. 1.С Е торопят, если знают, Что не долго уж до срока. С И - учительница часто Говорит в конце урока. (спеши - спиши) 2.И недолго сделать кошке, Если есть сметана в плошке. С Е же делать нелегко, Коль забрался высоко. (слизать - слезать) «Различай на слух».Для игры выбираются три игрока. Учитель читает каждому из игроков по четверостишию. Дети должны найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному, и объяснить их правописание.-Мама простыни стиралаИ на речке полоскалаК дочке кошка подбежала,Дочка кошку поласкала.-Гири брат мой поднимает,Свою силу развиваетА на крыше мой флажокРазвивает ветерок.-К старости наш дедушкаОчень поседел.Он в саду на брёвнышкоСел и посидел. Особая трудность заключается в неумении учащихся видеть орфограмму. Тренировка в обнаружении орфограмм идёт по трём направлениям: - чтение, - восприятие на слух, - употребление в собственной речи.Для формирования данного умения предлагаются карточки, содержащие блоки слов на изученные правила. Для закрепления навыка правописания безударных гласных предлагаются тренажёры: «Попади в цель», «Помоги гномам» и т.д.; упражнения: «Многозначные слова», «Слова из рассыпанных букв» и т.д. Успех работы по правописанию безударных гласных обеспечивается если:1. Ребёнок умеет находить объект правила. (Ученик может выделить безударные гласные, часть слова, в которой находится безударный гласный звук);2. Ученик умеет пользоваться правилом. (Ребёнок может подобрать однокоренные, проверочные слова, обладает достаточным словарным запасом).3. Отработан алгоритм учебного действия: обнаружение безударного гласного, определение его места, подбор проверочного слова.4. Систематично выполняются упражнения, подчинённые этой задаче.5. Учитель использует в своей работе современные рекомендации по изучению и отработке орфограммы «Безударные гласные в корне слова». Основные умения, которые необходимо формировать при обучении детей обозначать безударные гласные это - четкое представление, что такое орфограмма, умение "видеть" и "слышать" ее в речи, умение найти способ действия, помогающий выяснить, какой буквой обозначить эту орфограмму. Основой выработки таких умений являются лингвистические знания и умения, в частности - ориентация в фонетической позиции и морфемной части слова, где находится безударный звук, обозначение которого вызывает затруднение. Список литературы: 1. Бушуева Л.С. «Учебные задания на развитие мыслительных операций на уроках русского языка».- Ж. «Начальная школа: плюс-минус», №2 20022.Тарабарина, Т.И. Елкина Н.В. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки».-Ярославль, «Академия развития», 19963. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. /Под редакцией М.С.Соловейчик. - М., 1994.4. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. – М., 1987.5. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 19956. Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх, или когда учиться трудно. - С-П.: Детство-пресс, 2000.