Программа духовно-нравственного воспитания для детей с ОВЗ


Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО
Содержание
Пояснительная записка
Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ОВЗ
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ОВЗ
Основные принципы программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ОВЗ при получении начального общего образования
Основные направления духовно – нравственного развития обучающихся с ОВЗ начальных классов
Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися с ОВЗ по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Целевые воспитательные программы
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся
Критерии эффективности функционирования
Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ОВЗ на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Пояснительная записка
Начальная школа – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей.
младшем школьном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем современного общества. Общий системный кризис в России способствовал глубокому духовно-нравственному кризису общества, который привёл к дефициту социального оптимизма, любви, милосердия. Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна. Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии, а такие дети в нашей школе, городе, области, стране есть. Воспитание необычных детей требует применения особых технологий, методов в работе педагога.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования (далее - Программа) – это комплексная программа, направленная на создание условий, обеспечивающих духовно-нравственное развитие обучающихся с ОВЗ на основе их приобщения к базовым ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляющих образовательную деятельность на воспитание ребёнка в духе любви к Родине уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Основные понятия:
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.
Программа духовно-нравственного развития направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни . Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ОВЗ на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника начальной школы, а именно:
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
любящий свою семью, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
-выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ОВЗ на ступени начального общего образования определены на основе национального воспитательного идеала, приведенного в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом:
В области формирования личностной культуры В области формирования социальной культуры В области формирования семейной культуры
- реализация творческого потенциала во всех видах деятельности;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести);
- способность младшего школьника формулировать собственные нравственные
обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- принятие обучающимсябазовых национальных ценностей; национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей,
ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению
трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении
результата - формирование основ российской гражданской идентичности;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций - формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ОВЗ
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии (культурологические представления о религиозных идеалах);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Портрет выпускника 4 класса – гражданина России:
Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними.
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
Владеющий основами умения учиться.
Любящий родной край и свою Родину, не разделяющий мир на чужих и своих.
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение, принимающий решения с учётом позиций всех участников, умеющий дружить и сотрудничать.
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Основные принципы программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ОВЗ при получении начального общего образования
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребѐнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершѐнного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление бы похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребѐнка, похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Принцип полисубъективности воспитания. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Ведущая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Основные направления духовно – нравственного развития обучающихся с ОВЗ начальных классов
Для решения поставленных данной Программой задач определены приоритетные направления:
№п\пНаправления Базовые нравственные ценности
1 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества
2 Воспитание нравственных чувств и этического сознания нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике3 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие
4 Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое
5 Воспитание ценностного отношенияк природе, окружающей среде (экологическое воспитание) родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание
6 Воспитание ценностного отношенияк прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое самовыражение, развитие в творчестве и искусстве
Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися с ОВЗ по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания осуществляются через уклад школьной жизни, который организован педагогическим коллективом, родителями, учреждениями дополнительного образования, и включают различные виды деятельности детей: урочную, внеурочную, внеклассную, внешкольную, семейную, на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.
Урочная деятельность. Урок - место разнообразных коллективных действий, переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления необходимо соотносить свои действия и действия других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать другим и самому принимать помощь. На уроках дети коллективно переживают чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчение от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все учебные предметы, изучаемые в школе, важны. Разнообразие предметов дает возможность каждому ребенку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности.
Внеурочная деятельность, в соответствии со Стандартом, определена следующими направлениями развития личности, реализуемыми через систему дополнительного образования школы:
спортивно – оздоровительное;
духовно-нравственное;
интеллектуальное направление;
социальное;
общекультурное.
Основные формы внеурочной деятельности: экскурсии, встречи с людьми разных профессий и национальностей, олимпиады, соревнования, общественно- полезные практические занятия.
Согласованные усилия всех социальных субъектов-участников образовательного процесса дают его полноценное функционирование, т.е. социально открытый уклад школьной жизни. Уклад школьной жизни является педагогически целесообразной формой приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по основным направлениям духовно-нравственного воспитания и развития
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
Основное содержание Виды деятельности Формы организации
занятий
Представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; представления о символах государства — Флаге, Гербе России Познавательная, практическая, творческая (получение первоначальных представлений Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной -символикой Гербом, Флагом Российской Федерации Изучение плакатов, картинок, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных учебным планом. Участие в конкурсах поданному направлению
Представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России; интерес к общественным явлениям, пониманиеактивной роли человека в обществе; стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города Познавательная, (знакомство с деятельностью общественных организацийпатриотической и гражданской направленности, детскими, школьными организациями октябрят и пионеров) В процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях
Уважительное отношение к русскомуязыку как государственному, языку межнационального общения Познавательная, практическая (получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и представителямиразных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни) В процессебесед, народных игр, организации и проведения национально- культурных праздников
Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны
Представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов Познавательная, практическая, творческая (знакомство с историей и культурой родного края, народнымтворчеством, фольклором, особенностями быта народов России,знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотическогодолга, с обязанностями гражданина) В процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, изучения вариативных учебных дисциплинИнтерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение Познавательная, практическая, творческая (знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников) В процессе бесед, проведения классных часов, просмотраучебных фильмов, участия в подготовкеи проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам
Любовь к школе, своему городу, народу, России Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма
Уважение к защитникам Родины Участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов; проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества; подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно- ролевых игр на местности, встреч с ветеранами ВОв и труда, военнослужащими
Умение отвечать за своипоступки;негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей Участие в общешкольных традиционных делах и мероприятиях гражданско-патриотической направленности: -тематические классные часы «Гимн, герб, флаг России,»; -участие в конкурсе «На лучшее знание символики России»; - линейка-награждение - одарённых детей,; -КТД «Зарница», «Салют, Победа!»; -Вечер встречи выпускников; тематические классные часы «Все профессии хороши!»; -фестиваль «Народы Кавказа. От старины до современности», -тематические классные часы, выпуск общешкольных газет «12 апреля - день космонавтики. Планируемые результаты: ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; -представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; -первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества национальной истории и культуры; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; -опыт социальной и межкультурной коммуникации; -знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
Основное содержание Формы организации Ответственные
Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения Классный час «Правила поведения в школе», «Как надо вести себя на улице, в магазине, в гостях?». Диспуты «Что такое хорошо и что такое плохо?» Классныеруководители начальных классов, педагог - организатор, школьный библиотекарь
Участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся животных, забота о природе Акция «Прилетите птицы» (строим домик для пернатых), акция «Милосердие», акция «Вахта памяти», акция «Земля- планета людей» Заместитель директора по ВР,
педагог-организатор
Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье. Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье Праздникивместе с родителями. Конкурс творческих работ: «История и традиции моего города», «История и традиции моей семьи» Классные руководители,
Работники культуры и учреждений дополнительного образования
Получение первоначальных представлений о ценностях отечественной культуры, традиционных моральныхнормах российских народов Заочные путешествия «Традиции народов России», посещения музеев. Классные руководители, учителя образовательной области «Искусство»,
Преподаватели курсов внеурочной деятельности
Ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей с деятельностью
православных религиозных организаций Экскурсияпо городу, историческим и памятным местам Классные руководители,
совместно с родителями
Участие в общешкольных традиционных делах и мероприятиях: -цикл тематических классных часов «Азбука нравственности», -тематические беседы «Друг в беде не бросит!», -проведение совместных мероприятий с родителями, -тематические классные часы «Мама- слово дорогое», -праздничные мероприятии к 8 марта, 23 февраля.
Планируемые результаты - ценностное отношение к школе, городу, народу, России, -к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; -чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации; -умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; -установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; -уважение родителей, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; -знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним; -понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства; -понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение преодолевать конфликты в общении; -готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины; -выработка волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя; -умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, стремление к честности и скромности во взаимоотношениях
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
Основное содержание Виды деятельности Формы организации занятий
Первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; уважение к труду и творчеству старших и сверстников; ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности; элементарные представления об основных профессиях; элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и обществаПрофориентационная, трудовая, познавательная (экскурсии на классные часы (знакомство о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участие в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»)В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества: участвуют в экскурсиях по городу, встречах спредставителями разных профессий; Презентация «Труд моих родных»
Первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно - трудовых
проектов; умение проявлять
дисциплинированность, последовательность и
настойчивость ввыполнении учебных и учебно - трудовых
заданий; умение
соблюдать порядок на рабочем месте; бережное отношение к результатамсвоего труда, труда других
людей, к школьному имуществу, учебникам,
личным вещам
Трудовая, практическая (участие в КТД, для приобретения опытауважительного и творческого отношения к труду; в подготовках тематических классных часов, уборках классных кабинетов) В ходе сюжетно -
ролевых экономических игр, посредством
создания игровых ситуаций по мотивам
различных профессий, проведения внеурочных
мероприятий
Конкурсы на лучшуютетрадь, на лучшего чтеца. Конкурсы по трудовой тематике налучшую поделку изприродного материала,
оригами, аппликация. Изготовление подарков
Отрицательное
отношение
к лени и небрежности втруде и учёбе,
небережливому отношению к результатам
труда людей Познавательная, практическая(приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома;
участие во встречах и беседах свыпускниками своей школы, знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни) Деятельность
школьников на пришкольном участке в учебное и каникулярное
время
Традиционные общешкольные мероприятия и дела: -тематические классные часы «Все профессии хороши!», -встречи с людьми разных профессий, -цикл тематических классных часов «Учись учиться», «Мой режим дня» Планируемые результаты -понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве; -понимание нравственных основ образования; -начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту; - умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач; - самоопределение в области своих познавательных интересов; -умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников; -начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; -умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах; -нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; -знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений; -умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время,
-навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми; - знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
Основное содержание Виды деятельности Формы организации
занятий
Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
Элементарные представления о единстве
и взаимовлиянииразличных видов
здоровья человека:
физического,
нравственного (душевного), социально-
психологического
(здоровья семьи и школьного коллектива);
понимание важности
физической культуры и
спорта для здоровья человека, его
образования, труда и
творчества; знание и
выполнение санитарно-
гигиенических правил,
соблюдение
здоровьесберегающего режима дня; интерес кпрогулкам на природе,
подвижным играм, участию в спортивныхсоревнованиях; первоначальныепредставления об оздоровительном влиянии
природы на человека;
первоначальные
представления о
возможном негативном влиянии компьютерныхигр, телевидения,
рекламы на здоровье
человека
Познавательная, практическая
(приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях испособах укрепления здоровья;
участие в беседах о значении
занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья; практическое освоение методов и
форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки; составление здоровьесберегающегорежима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты
и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-
гигиенических норм труда и отдыха; получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться
оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца,чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания; получение элементарныхпредставлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного
(душевного) и социального-психологического (здоровья семьии школьного коллектива),
получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных
игр, телевидения, рекламы на здоровье человека, отрицательное отношение к невыполнению правил
личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой)
В ходе уроков
физической культуры и других учебных
дисциплин (например, в курсе «Окружающий мир» разделы: «Здоровье и безопасность
», «Путешествия»,
«Как устроен мир»,
«Мы и наше здоровье»,
«Наша безопасность»),беседы, просмотр
учебных фильмов, всистеме внеклассныхмероприятий, вспортивных секциях школы, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических
походов, спортивных
соревнований, черезздоровьесберегающиеформы досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ всистеме взаимодействия школы и местного
социума. В ходе бесед с педагогами, школьными
психологами,
медицинскими
работниками, родителями
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
Основное содержание Виды деятельности Формы организации занятий
Развитие интереса к природе, природнымявлениям и формам
жизни, понимание активной роли
человека в природе Познавательная, практическая
(усвоение элементарныхпредставлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре
народов России, других стран, нормах экологической этики, обэкологически грамотном взаимодействии человека с природой) Беседы, классные часы,
уроки (в ходе изученияучебных дисциплин
«Окружающий мир», некоторых тем
«Литературное чтение», «Обучение грамоте»,
курсов внеурочнойдеятельности
экологической направленности: бесед,
просмотра учебных фильмов «Мой край»,
«Растения нашей местности»)Ценностное отношение к природе и всем формам жизни Познавательная, практическая(получение первоначального опыта
эмоционально – чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе) В ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю
Элементарный опыт
природоохранительной
деятельности Получение первоначального опыта участия вприродоохранительной деятельности (на пришкольном участке, экологические акции, десанты – уборка территории школы, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка пришкольной территорий от мусора и т. д.), в деятельности школьных экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
Бережное отношение к растениям и животным Познавательная, практическая (усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей)Расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности (проект «Комфорт и уют пусть на улице у нас живут») по месту жительства
Традиционные общешкольные мероприятия и дела:
-тематические классные часы «ЭКОлогия и я», «О вредных привычках»,
-уборки в классе,
-дежурство в классах,
-спортивные соревнования, «Мама, папа, я – спортивная семья», «Весёлые старты». -Малые общешкольные Олимпийские игры. -акция по правилам дорожного движения. -тематический классный час «Посвящение в пешеходы», -участие в районом конкурсе «Безопасное колесо». Планируемые результаты-ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников; -осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды; -начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни; -экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности; -знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека, их обусловленности внутренними и внешними факторами; -знание правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни; -знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья; -знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений; -умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека; -умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека; -знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека; -знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; -резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
Основное содержание Виды деятельности Формы организации занятий
Представления о душевной и физической
красоте человека; формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного;
умение видеть красоту природы, труда и творчества;интерес к чтению, произведениям искусства, детским
спектаклям, концертам, выставкам,музыке; интерес к занятиям художественным
творчеством; стремление к опрятному внешнему виду Познавательная, развитие творческих способностей, практическая (получениеэлементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России; ознакомление с эстетическими идеалами, традициями; художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами) В ходе изучения учебных дисциплин и курсов внеурочной деятельности, виртуальные знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках.
Классный час «Художественные ценности России и малой родины». Знакомство с понятием «Ландшафтный дизайн» на примере оформления двора у дома, школьного двора.
Представление творческих работ по мотивам семейных экскурсий: «Осень – очей очарованье», «В царстве Морозко», «Природа просыпается»
Отрицательное отношениек некрасивымпоступками неряшливости Обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихсяв пространстве школы и дома, сельском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе; обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя вдоступныхвидах и формах художественного творчества, участие
вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, творческих вечеров, получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего, душевногосостояния человека; участие в художественном оформлении помещений В ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно -
краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, посещение театрализованных
народныхпраздников, экскурсия «Красота родного края» Конкурс рисунков, на классных часах, в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх, различать добро и зло, отличать красивоеот безобразного, плохое от хорошего, созидательное отразрушительного
Планируемые результаты -ценностное отношение к прекрасному;
- понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;
- способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
- опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; -интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;
- опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества; опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи -ценностное отношение к школе, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества;
- чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;
- умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; -уважение родителей, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
- понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства; -выработка волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;
- умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, стремление к честности и скромности во взаимоотношениях
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-
нравственному развитию и воспитанию учащихся
Решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника имеет взаимодействие школы, семьи и внешкольными учреждениями по местного социума.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающихся. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
Основными задачами в работе с родителями являются: -развитие у родителей способности оказывать поддержку; -развитие конструктивных способов взаимодействия;
- поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций;
- увеличение взаимной открытости;
- улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и
закономерностей его развития.
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста основывается на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
- содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
Взаимодействие школы и семьи по направлениям
Направление Виды деятельности
1.Воспитаниегражданственности,
патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны и труда;
привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
изучение семейных традиций;
организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
организация совместных экскурсий и поездок;
2. Воспитание социальнойответственности и
компетентности оформление информационных стендов;
тематические общешкольные родительские собрания;
участие родителей в работе управляющего совета школы;
участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;
индивидуальные консультации;
изучение мотивов и потребностей родителей
3. Воспитание трудолюбия,
сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка ксознательному выбору профессии участие родителей в тематических беседах, классных часах;
участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
организация экскурсий на производственные предприятия с привлечением родителей;
совместные проекты с родителями;
организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом
4. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этическогосознания оформление информационных стендов;
тематические общешкольные родительские собрания;
участие родителей в работе управляющего совета школы;
организация субботников по благоустройству территории;
организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов
5. Воспитание экологической культуры, культуры здоровогои безопасного образа жизни родительские собрания по профилактике употребления ПАВ, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;
беседы об информационной безопасности и духовном здоровье детей;
укреплении детско-родительских отношений, создании безопасной и благоприятной обстановки в семье;
беседы о безопасности детей в лесу, на водоемах;
беседы по профилактике внутрисемейных конфликтов;
консультации психолога, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся;
распространение буклетов для родителей по актуальным вопросам;
совместные праздники для детей и родителей «Мама, папа, я –спортивная семья». тематические классные родительские собрания;
совместные проекты с родителями;
привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время
6. Воспитание ценностногоотношения к прекрасному,
формирование основ
эстетической культуры —
эстетическое воспитание участие в коллективно-творческих делах;
совместные проекты;
привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
совместные посещения с родителями театров, музеев;
участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;
участие в художественном оформлении классов, школы к праздникам, мероприятиям
Основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся:
-Лекция: форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций. -Родительская конференция предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме. -Практикум: форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей. -Открытые уроки: цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности. -Индивидуальные тематические консультации: обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах (особенности здоровья ребенка, увлечения и интересы детей, поведенческие реакции, особенности характера, учебная мотивация, моральные ценности семьи и т.д.). -Посещение семьи: индивидуальная работа педагога с родителями. -Родительское собрание: форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. -Общешкольные родительские собрания проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы. -Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем. -Родительские вечера: форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. -Родительские ринги: одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители.
Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников является нравственное развитие ребенка и становление личностных характеристик выпускника начальной школы. Развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля совести, а самого себя как носителя нравственности.
Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).
Критериями качества воспитательной работы выступают следующие параметры:
-развитие качеств личности (усвоение школьниками знаний о нормах и традициях поведения человека как гражданина своего Отечества, развитие ценностных отношений к своему Отечеству, приобретение опыта действий, направленных на пользу своему Отечеству, опыта деятельного выражения собственной гражданской позиции. Усвоение школьниками знаний о нормахповедения человека наприроде, развитие ценностных отношений к природе, приобретение опыта природоохранных действий. Усвоение школьниками знаний о самих
себе,о принятыхв общественормах и традициях самореализации человека, развитие ценностных отношений ксобственному внутреннему миру, приобретение опыта самопознания и самореализации. Усвоение школьниками знаний о нормах и традициях ведения здорового образа жизни, развитие ценностных отношений школьников к здоровью, приобретение опыта здоровьесберегающих действий, опыта заботы о своем здоровье и о
здоровье других людей);
-уровень учебной мотивации у учеников класса (постоянный рост качества знаний, эффективность работы со слабоуспевающими школьниками, активность участия учеников класса во внеурочной учебной работе: факультативах, учебных кружках, в научно-исследовательской работе. учебных экскурсиях, предметных олимпиадах, конкурсах, вечерах, в интеллектуальных марафонах и т.д.);
-уровень организации классного коллектива как в учебной, так и во внеучебной работе (дисциплина, порядок, чёткая организация самообслуживания, обязательность выполнения заданий школьного коллектива и органов ученического самоуправления);
-разносторонняя и интересная для учеников внеурочная жизнь класса: походы, экскурсии, культпоходы, тематические классные часы, вечера, встречи, КВН, театральные постановки и т.д.);-постоянный рост уровня воспитанности учащихся, определяемый умением классного руководителя изучить уровень воспитанности школьника и организовать педагогическое руководство его самовоспитанием и самообразованием;
-уровень развития классногоколлектива(сплочённость: поддержка друг друга,Заинтересованность в делахкласса, дружеские взаимоотношения, желание вместе развлекаться, общаться в свободное время: его организованность; развитость общественного мнения, характер связей в коллективе; активность и инициатива при участии в делах класса и в делах школьного коллектива; воспитательное влияние коллектива на его членов); -степень развития сотрудничества класса с классным руководителем (уровень взаимного доверия, степень включённости классного руководителя в дела класса, наличие актива и взаимодействия актива и классного руководителя, взаимное развитие инициативы и творчества); -контакты с семьями учащихся, активность участия родителей в воспитательном процессе;
-глубина и серьёзность работы с учащимися «группы риска», оказание им педагогической поддержки на основе сугубо индивидуального подхода к каждому из них; -комфортность и защищённость каждого воспитанника в классе и в школе;
-освоение знаний об обеспечении личной безопасности человека в повседневной жизни (при пожаре, у водоёмов), знание правил дорожного движения, правилах поведения при угрозе террористического акта; о здоровье и здоровом образе жизни; о первой медицинской помощи при неотложных состояниях; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, о воинской обязанности и воинском учёте, об обязанностях граждан по защите государства, о правовых основах военной службы.
Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания обучающихсяКомпоненты
мониторинга Совокупность
показателей Диагностический
инструментарий Исполнитель
Оценка качества
результатов
воспитания Личностный рост
школьников вконтексте базовыхобщественных
ценностей Оценка качества
результатов
воспитания
(П.В.Степанов) Классные
руководители,
заместитель
директора повоспитательной работе
Изучение
социализированностии личности учащегося Уровень социальнойадаптированностиактивности,
автономности и
нравственной
воспитанности
учащихся Социализированностьличности учащегося
(М. И. Рожков) Классные
руководители,
заместитель
директора повоспитательной
работе
Сформированностьобщешкольного
коллектива Состояние
эмоционально-
психологических отношений вколлективе.
Развитость
самоуправления.
Сформированностьсовместной
деятельности Социометрия. Анкета
учащегося «Ты и
твой класс» (А.А. Андреев,Е.Н.Степанов)Методика «Мы-
коллектив? Мы -
коллектив… Мы -
коллектив!»
(Степанов Е.Н.).
Методика «Какой у
нас коллектив»
(А.Н.Лутошкин) Классные
руководители,
заместитель директора повоспитательной
работе
Сформированностьпознавательного
потенциала личности
учащегося Освоение учащимися
образовательной
программы.
Развитость
мышления.
Познавательная
активность учащихся.
Сформированностьучебной
деятельности Школьный тест
умственного
развития.
Cтатистическийанализ текущей и
итоговой
успеваемости.
Методики изучения
развития
познавательных
процессов личности
ребенка. Тест «Твояинформационная
культура». ДРК
«Мотивация
деятельности
учащихся на уроке и
создание условий дляеё развития». ДРК
«Состояние
формирования
общеучебныхумений, навыков у
учащихся».
Педагогическое
наблюдение Классные
руководители,
заместитель
директора повоспитательной
работе
СформированностьНравственного
потенциала личности
учащегося Нравственная
направленность
личности,
сформированностьотношений ученика кРодине, обществу,
семье, школе, себе,
природе, труду ДРК «Определение
уровня
воспитанности
учащихся». Тест
«Каков я на самомделе?». Тест
«Настоящий друг».
Методики:
«Магазин», «Цветик-
семицветик» Классные
руководители,
заместитель
директора повоспитательной
работе
Сформированностькоммуникативного
потенциала личности выпускника Коммуникабельность.
СформированностьКоммуникативной культуры учащихся.
Знание этикета
поведения Тест «Мояобъективность». Тест
«Люди или дело». Тест «Каков я в
общении».
Педагогическое
наблюдение Классные
руководители,
заместитель директора повоспитательной
работе
Сформированностьэстетического
потенциала
выпускника школы Развитость чувства
прекрасного
Сформированностьдругих эстетических
чувств Педагогическое
наблюдение Классные
руководители,
заместитель
директора повоспитательной
работе
Сформированностьфизического
потенциала ученика Состояние здоровья
выпускника школы,
развитость
физических качеств
личности. Статистический
медицинский анализ
состояния здоровья
ученика.
Выполнение
контрольных
нормативов попроверке развития
физических качеств.
ДРК «Здоровье
учеников в режиме
дня школы».
ДРК «Нормализация
учебной нагрузки
ученика» Классные
руководители,
заместитель
директора повоспитательной
работе
Удовлетворенность
учащихся, родителей,
педагогов
жизнедеятельностью
в школе Комфортность
ребенка в школе.
Эмоционально-
психологическое
положение ученика вшколе (классе) ДРК «Создание
комфортных условий
в школе».
Анкета «Ты и твоя
школа» Классные
руководители,
заместитель
директора повоспитательной
работе
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ОВЗ на ступени начального общего образования
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое
практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Спереходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
− на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
− на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
− на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Планируемые результаты:
− ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию,
− государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему
− поколению;
− элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
− первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
− опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; − опыт социальной и межкультурной коммуникации;
− начальные представления о правах и обязанностях чело века, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Планируемые результаты:
− начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
− нравственно - этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
−уважительное отношение к традиционным религиям;
−неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
−способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
−уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
−знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Планируемые результаты:
−ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
−ценностное и творческое отношение к учебному труду;
−элементарные представления о различных профессиях;
−первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
−осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
−первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
−потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
−мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни
Планируемые результаты:
−ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
−элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
−первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
−первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
−знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Планируемые результаты:
−ценностное отношение к природе;
−первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
−элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
−первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
−личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Планируемые результаты:
−первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
−первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
−элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
−первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
−первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
−первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
−мотивация к реализации эстетических ценностей
Модель выпускника с ОВЗ начальной школы
Модель
выпускника 1 класса умеет сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале и
действовать в соответствии с указаниями педагога;
умеет строить отношения со взрослыми, сверстниками,
доброжелателен в отношениях с людьми;
дисциплинирован, знает правила поведения в общественных местах;
имеет представление о здоровом образе жизни, элементарные
культурно-гигиенические навыки, обладает хорошей работоспособностью,
развиты двигательные и моторные навыки;
знает элементарные правила безопасного поведения привзаимодействии с другими людьми, правила поведения на улице, в быту, школе;
владеет доступными видами общественно-полезного труда
владеет наглядно-образной памятью.
2 класса умеет управлять своим вниманием, самостоятельно его организовать;
владеет разнообразными формами и средствами общепланирования в совместной продуктивной деятельности;
проявляет чувство ответственности за живое существо, начатое дело, результат совместной деятельности, сдержан, тактичен;
выполняет основные положения здорового образа жизни, правила личной и общественной гигиены, особенности охраны здоровья в разные времена года;
выполняет правила безопасного поведения на улице, в быту, при контактах с людьми;
трудолюбив, умеет правильно организовать свой труд, поддерживать, контролировать правильность своих действий;
владеет словесно-логической памятью;
3 класса обладает устойчивостью внимания, умеет распределять и
переключать свое внимание;
проявляет интерес к людям, общителен, доброжелателен, склонен не к конфликтам, а к сотрудничеству;
умеет контролировать свое поведение, различать разные позиции вобщении, оценивать свое положение в системе социальных отношений;
выполняет основные положения здорового образа жизни, относится к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности, имеет прочные культурно-гигиенические навыки, умеет оказывать первую медицинскую помощь;
знает и выполняет условия безопасного поведения на улице, в быту, условия безопасности при пользовании общественным транспортом, знает правила дорожного движения;
обладает потребностью трудиться и осознает необходимость
трудовой деятельности, умеет самостоятельно ориентироваться в любой работе, трудовой деятельности;
умеет управлять своей памятью и регулировать ее проявление.
4 класса владеет произвольным вниманием, умеет организовывать и
регулировать свое внимание, сознательно управлять им;
имеет первоначально отработанную произвольную память;
коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится кобщечеловеческим ценностям; честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей;
ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к здоровью и физической культуре, владеет антистрессовой защитой, умеет применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи;
способен действовать в чрезвычайных ситуациях, сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих;
способен действовать, анализировать свои действия, находить
причину затруднений, строить новый проект своих действий, способен к рефлексии, саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением;
владеет культурой самоопределения личности, стремится ксамосовершенствованию, мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования в основной школе;
он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое,
настоящее и будущее отечества, приверженный общечеловеческим духовным идеалам;
обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.

Приложение №1
Памятка по организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ в учреждении дополнительного образования
• психолого-медико-педагогическая диагностика ребенка с ограниченными возможностями здоровья как основа для разработки индивидуальной адаптированной дополнительной образовательной программы;
• определение направления индивидуальной адаптированной дополнительной образовательной программы, обусловленное типом выявленных индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка и его творческих способностей (например, выявлена одаренность художественная, музыкальная, речевая);
• разработка и создание индивидуальной адаптированной дополнительной образовательной программы;
• согласование индивидуальной адаптированной дополнительной образовательной программы развития ребенка с социальным заказом и ожиданиями семьи;
• реализация индивидуальной адаптированной дополнительной образовательной программы;
• портфолио достижений ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, участие в конкурсах, выставки творческих работ;
• мониторинг, отражающий вводные, промежуточные и итоговые результаты освоения индивидуальной адаптированной дополнительной образовательной программы.
На начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.
В работу с детьми данной категории включаются администрация образовательного учреждения дополнительного образования детей, педагоги и специалисты психолого-медико-педагогической комиссии, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в УДОД, для облегчения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, их успешной социализации, осуществляют индивидуальный подход к детям при организации воспитательно-образовательного процесса. Педагоги и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей. Администрация, в свою очередь, заключает договора о взаимоотношениях между УДОД и родителями (законными представителями), а в дальнейшем способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Медработник общеобразовательной школы осуществляет контроль над адаптацией детей с ОВЗ к условиям УДОД, отслеживает состояние их здоровья, самочувствия. Консультирует педагогов и родителей, дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в учреждении дополнительного образования и дома.
Следующим этапом осуществляется диагностическое исследование детей данной категории. Результаты данного исследования являются показателями для определения дальнейшего создания адаптированной дополнительной образовательной программы.
Далее педагогами УДОД проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ. Учитывая индивидуальные психофизиологичекие особенности ребенка, рекомендации ПМПК, ожидания родителей, четко формулируются цели и задачи индивидуальной адаптированной дополнительной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.). Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один-два года, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ.
В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной адаптированной дополнительной образовательной программы проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами УДОД даются рекомендации, советы, консультации, памятки.
Приложение №2
Методические рекомендации по проведению занятий с детьми с ОВЗ
Каждое занятие по индивидуальной адаптированной дополнительной образовательной программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретические сведения – это может быть повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о способах работы с соленым тестом или об истории изготовления того или иного творческого проекта. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к ребенку. Использование наглядных пособий повышает интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются различные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность обучающемуся закрепить их в практической деятельности.
Практические работы.
При проведении практических работ в процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает ребенку о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности. Для проведения практических работ у обучающегося имеется набор инструментов и материалов, необходимых для конкретного задания. Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендую начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости - оказание помощи. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:
1.Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
2.Самомассаж ладоней.
3.Самомассаж пальцев рук.
Нарушения тактильных ощущений можно преодолеть, включая в занятия игры на узнавание предметов без зрительного контроля. С учетом этого должны подбираться и игрушки, используемые на занятиях, среди которых - и мягкие, и гладкие, и колючие и т. д. Процесс узнавания по «шкурке» игрушки можно легко включить в игры, органично добавляя их в занятия с целью обследования объектов которые предстоит изобразить, вылепить. Тактильное восприятие также хорошо совершенствовать посредством известной игры «волшебный мешочек» с набором мелких предметов, которые необходимо узнать «на ощупь». Эти упражнения являются наиболее эффективными для преодоления нарушений тактильных ощущений.
На одном занятии выполняется не более 3-4 упражнений. Весь комплекс упражнений на наших занятиях условно можно разделить на 3 составляющие:
1. Пальчиковая гимнастика (Приложение № 8,9). Этот вид упражнений широко распространен еще и в логопедической практике. В своей работе я использую опыт такого автора, как В.В. Цвынтарный [28]. Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки. Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.
2. Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:
1.собирание пирамидок, матрешек, мозаики:
2.нанизывание колец на тесьму;
3.работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;
4.сортировка монет;
5.перебор крупы;
6.работа со спичками;
7.работа с бумагой;
8.шнуровка на специальных рамках, ботинок;
9.завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;
10.игры с песком, водой;
11.наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
12.закручивание шурупов, гаек;
13.игры с конструктором, кубиками;
14.рисование в воздухе;
15.рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т.д.).
3.Непосредственные занятия по тестопластике.
В процессе изготовления художественных изделий большое внимание обращается на подбор поделок, над которыми работает ребенок. Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, обучающийся создаёт нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение в быту и обиходе. Такое обучение делает занятия серьезными, практически необходимыми. Успех ребенка в изготовлении изделий из соленого теста рождает в нем уверенность в своих силах, воспитывает готовность к проявлению творчества в любом виде труда, он преодолевает барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы.
Каждое занятие, входящее в предложенные индивидуальные адаптированные дополнительные образовательные программы, решало несколько задач, а именно:
- формирование и коррекция графических навыков;
- развитие творческих способностей;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- тактильных и сенсорных ощущений;
- пространственных представлений.
Кроме того, развивался кругозор детей, совершенствовались коммуникативные навыки. В ходе занятий проводились физические упражнения для нормализации мышечного тонуса, направленные на снятие чувства усталости, активизацию внимания. Во время занятия обязательно соблюдались ортопедические условия: правильная посадка, фиксация необходимых для работы предметов на столе.
Для развития творческих способностей проводились разные игры - упражнения, направленные на развитие воображения: «Найди фигуру», «На что похожа клякса», «Нарисуй геометрическую фигуру, на которую похож предмет» и т.д. Игры на развитие восприятия: «Дорисуй недостающие детали», Дорисуй животное», «Что забыл нарисовать художник» и т.д. Игры на развитие сенсорных навыков «Веселые раскраски», «Цветные картинки», «Цветные загадки», «Волшебные красочки» и т.д.; на развитие творчества: «Слепи то, чего на свете не бывает», «Придумай несуществующее животное» и т.д.
Далее был разработан ряд занятий, цель которых учить детей новым приемам лепки из соленого теста, развивать зрительное и мускульное восприятие формы предметов; учить использовать для создания образа различные выразительные средства; учить различным выразительным и техническим приемам лепки из соленого теста; развивать творческую инициативу в отборе темы для лепки.
Исходя из анализа факторов и условий, влияющих на развитие творческих способностей детей, можно обозначить общий круг проблем, связанных с готовностью педагога решать их задачи:
—выделять необходимые и достаточные дидактические, психолого-педагогические условия реализации поставленных задач;
—развивать в себе готовность отказаться от прошлого опыта, полученного при решении задач подобного рода;
—видеть многофункциональность вещи;
—соединять противоположные идеи из разных областей опыта и использовать полученный результат для решения проблемы;
—осознавать стереотипную (привлекательную, навязанную авторитетом) идею и освобождаться от ее влияния.
Организация образовательного процесса по индивидуальным адаптированным дополнительным образовательным программам основана на использовании определённых способов включения обучающихся в творческую деятельность.
Специфика проводимых занятий заключается в следующем: каждое занятие начинается с нормализации тонуса и разминки для рук (пальчиковая гимнастика), делается небольшой массаж для рук. Это делается в игровой форме, совместно с педагогом, который читает стихотворный текст и показывает движения. Для этой цели был подобран комплекс доступных упражнений, разнообразных по содержанию и характеру движений, который записан для удобства на карточках и всегда под рукой. Нужное выбирается созвучно сезону, погоде и теме занятия. Затем обычно сообщается тема и цели занятия, либо проводится вступительная беседа, в конце которой задается вопрос: «Как ты думаешь, чем мы сегодня будем заниматься?». После этого идет объяснение материала. Обычно работа четко разбивается на этапы, каждый из которых объясняется, показывается, называются приемы работы. Во время лепки ребенок повторяет движения в воздухе вслед за педагогом. Когда работа достаточно сложная, в работе используется алгоритм в картинках, однако никогда нельзя замещать им объяснение, можно лишь дополнить процесс демонстрации, так как у детей преимущественно конкретное мышление и они не в состоянии соотнести свои действия с рисунком алгоритма. В процессе объяснения необходимо опираться на пройденный материал, чтобы закрепить уже полученные умения и освежить в памяти знания. Например, дети научились лепить шар (яблоко), на последующих занятиях, получая огурец или морковку, нужно исходить из этой же формы. Далее лепим птичку, также начиная с шарообразной формы. Делается это потому, что наибольшую трудность дети испытывают в круговых движениях, которые требуют определенного уровня сформированности движений кисти, обратно поступательные движения даются им легче. Не обязательно включать минутки отдыха в творческие занятия, так как память у детей кратковременная, и они могут забыть объяснение задания, однако если работа затянулась, и ребенок утомился, можно провести короткую физкультминутку, затем повторяя коротко задание продолжить практическую работу. На теоретическую часть приходится не более 30% занятия, остальное время отдается на самостоятельную работу и подведение итогов. Нельзя ни в коем случае осмеивать или ругать неудачные работы. Всегда нужно отмечать положительный сдвиг, похвалить ребенка.
Чтобы повысить интерес к работе, повысить эмоциональный настрой, включить ребенка в занятие, мы вводим элементы драматизации. Например, лепим колобка - вспоминаем и рассказываем в лицах фрагмент сказки. Очень важно выбрать удачное музыкальное сопровождение – для этих целей используется сборник песен из мультфильмов и диск с песнями В. Шаинского, там достаточно легко подобрать песенку, созвучную теме занятия, а под музыку работается веселее. Для этих же целей практически на всех занятиях используются стихи, загадки, поговорки, пословицы, народный фольклор.
Большое значение на занятии имеет наглядность. Наглядные пособия используются печатные и собственного изготовления. Необходимо чаще демонстрировать натуральные объекты природы – овощи, фрукты, которые можно подержать в руках, поиграть с ними, попробовать на вкус.
Приложение №3
Памятка для родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Как поддержать ребёнка. Психологическая поддержка - это процесс, в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребёнка с целью укрепления его самооценки, помогает ребёнку поверить в себя и свои возможности, поддерживает при неудачах. Родители, имеющие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, должны помнить, что от их отношения к ребёнку, от правильного выбора собственного поведения, от внутрисемейного психологического климата будут зависеть уверенность, комфортность подрастающей личности, удовлетворенность собой и другими людьми.
Поддерживать можно посредством:
- отдельных слов, высказываний: «Прекрасно», «Здорово», «Отлично», «Я рад твоей помощи», «Ты молодец» и т. п.;- прикосновений, совместных действий: обнять, погладить, подержать за руку;
- мимики: улыбка, кивок головой, подмигивание.
Укрепление уверенности - самый надёжный способ уберечь своего ребёнка от глубоких психологи¬ческих потрясений - укрепить его уверенность, что родители всегда рядом и готовы помочь ему в любых неудачах и проблемных ситуациях, что он любим и его ценят как личность. Слова поддержки: «Зная тебя, я уверен, что у тебя это получится»; «Да, это трудно, но я думаю, ты справишься».
Выражение одобрения - всегда очень полезно наградить ребёнка словами одобрения за достигнутые успехи, которые он сам считает важными. Одобрение вызывает чувство удовлетворения собой, подкрепляет стремление к достижению новых высот, формирует позицию победителя: «Я горжусь тобой»; «Здорово у тебя получилось»; «Ты хорошо справился».
Положительная ориентация на других людей - если ребёнок воспринимает похвалу только в свой адрес, этого недостаточно. Научите его замечать хорошее в других людях. Чаще собирайтесь всей семьей и обсуждайте успехи всех её членов.
Поощрение дружеских отношений - поиск друга - важная проблема для ребёнка. Дружба даёт возможность испытать драгоценное сознание того, что ты нужен другим. Ребёнку важно находиться в кругу сверстников, чувствовать себя принятым группой - будь то учебный класс или детское творческое объединение. Если ваш сын (или дочь) в силу объективных причин большую часть времени проводит в стенах собственной квартиры, пусть её двери всегда будут открыты для друзей. По возможности помогите ему расширить круг общения со сверстниками, которые навещали бы его дома, проводили время в совместных занятиях.
Организация взаимодействия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с окружающей средой
- Не забудьте о необходимости подготовить ребёнка к встрече с незнакомыми людьми. Если он может понять ваши рассказы, поясните, куда придёте, чем люди (дети) будут отличаться от старых знакомых. Если ребёнок не воспринимает ваших пояснений, особые усилия приложите к подготовке людей, с которыми будете встречаться.
- Не упустите из виду особую эмоциональную восприимчивость своего ребёнка. Приготовьтесь к тому, что возможно он будет стремиться спрятаться, не отходить от вас. Найдите в себе силы выдержать некоторое время. Общение с внешним окружением необходимо разумно ограничивать. Начинайте с нескольких минут, постепенно увеличивая время.
- Не «навязывайте» своего ребёнка, если в данный момент кто-либо его не воспринимает. Это не его вина, просто предлагаемая среда для игры или общения пока не готова его принять, попробуйте ещё раз найти способы подготовить окружение к приходу «особого» ребёнка, а в случае, если почувствуете нереальность поставленных задач, не отчаивайтесь, ищите других людей, других сверстников. Надёжным, проверенным способом является приглашение людей к себе в дом или объединения семей, имеющих таких же «особых» детей.