статья на тему Использование музыкального сопровождения на уроках физической культуры
Использование музыкального сопровождения на уроках физической культуры
Носачева Ольга Ивановна МКОУ Терновская ООШ Россошанский район
Еще с древнейших времен известно, что музыкальное искусство обладает огромным потенциалом воздействия на духовное, эстетическое и психическое развитие человека. Как указывал французский философ Э. Шартье: «Своим существованием музыка побуждает нас искать смысл внутри себя…» При соответствующем применении, музыка может оказывать существенный оздоровительный эффект не только на человеческую психику, но и на весь организм в целом.
В современной школе основная цель учителя – создать на каждом уроке условия для развития ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей и способностей и при этом становления его как субъекта учения. То есть учитель должен выполнить свою работу так, чтобы ребенок смог, захотел, а главное – научился работать самостоятельно.
Важную роль здесь играет правильное формирование двигательных способностей детей. А помочь этому может музыкальное сопровождение уроков физкультуры.
Использование музыки в процессе физического воспитания имеет очень большое значение для решения многих учебных задач.
Режим музыкальной стимуляции заключен в определении наиболее важных моментов в течение урока, когда включение музыки будет вести к повышению эффективности занятия, а не на ее снижение.
Вводная часть определяется как подведение учащегося к предстоящему занятию и нагрузкам на нем. Из собственной практики могу сказать, что проведение под музыку общеразвивающих упражнений дает хороший результат. Программу для музыкального сопровождения вводной части составляю в основном из спортивных, народных или эстрадно-танцевальных мелодий.
Основная часть урока - это период, требующий особенно активного поведения со стороны учащегося. В первой половине основной части урока применение музыкального сопровождения нецелесообразно.
Во второй половине основной части урока в результате накапливающегося физического и психического утомления у учащихся, как правило, наблюдается заметное снижение работоспособности, и музыкальная стимуляция их деятельности становится педагогически необходимой. Главные задачи музыки, применяемой в основной части урока, - замедлить процесс развития у учащихся пресыщения выполняемой работой, повысить их работоспособность.
Музыкальные темпы подбираю в соответствии с видами выполняемых движений учащимися. На уроках, где запланированы, например, бег, передвижения на лыжах, музыку использую для стимуляции этих основных видов движений. При занятиях смешанными видами движений музыкой стимулирую лишь некоторые многократные тренировочные повторения отдельных элементов основной деятельности, например, ведение или передачи мяча, прыжки со скакалкой и т.д. При смене музыки происходит смена деятельности.
Каждый насыщенно проведенный урок физической культуры вызывает у учащихся значительные сдвиги в функциональном состоянии организма. Учащимся бывает обычно очень трудно погасить возбуждение и переключиться на дальнейшую учебную деятельность. Для этого отводится в конце урока 5 мин, но практика показывает, что этого времени порой недостаточно.
Для более успешного протекания восстановительных процессов обычно использую различные варианты медленного бега, ходьбы, ритмические и танцевальные упражнения, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения и т.п. Здесь лучше использовать так называемую успокаивающую музыку: медленный, ровный темп, тихое или умеренное звучание. Очень эффективно использование в конце уроков физической культуры звукозаписей естественных или изображаемых в музыке звуков природы: шума листвы, пения птиц, журчания ручья и т.д.
Помогая и облегчая учителю решение задач заключительной части, успокаивающая музыка закономерно повышает коэффициент полезного действия не только проведенного урока физической культуры, но и следующих за ним уроков по другим предметам.
Способствуя более эффективному решению самых разнообразных педагогических задач, музыка становится верным и надежным помощником учителя. Ее целенаправленное применение ведет к утверждению нового типа педагогической организации уроков, на которых у детей улучшается координация движений, совершенствуется чувство ритма, развиваются положительные эмоции, уверенность в себе, воспитываются эстетические чувства.
Литература:
Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Издательство «Говорящая книга», 2012.
Смирнова Ю. В., Сайкина Е. Г., Кадыров Р. М. Музыкальное сопровождение на уроках физической культуры в школе: СПб.: Идательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.