Статья на тему Реализация индивидуального подхода в обучении детей с ОВЗ на уроках естествознания
Киряева Татьяна Валентиновна
МБОУ «ООШ №27», Россия, г. Абакан, республика Хакасия
Реализация индивидуального подхода в обучении детей с ОВЗ на уроках естествознания
« Если педагогика хочет воспитывать человека
во всех отношениях, то она должна прежде всего
узнать его тоже во всех отношениях».
К. Д. Ушинский
Работаю учителем биологии в МБОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Основная общеобразовательная школа № 27» города Абакана.
Ежегодно количество детей с ОВЗ постоянно увеличивается. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги зачастую не готовы к работе с особыми детьми. Дело не в профессионализме, а скорее всего в результате быстро сменяющихся темпов требований, специальных знаний, технологий с особыми детьми. Но в тесном взаимодействии всех специалистов и педагогов, в зависимости от нарушений выдвигаются специальные задачи, связанные с преодолением дефекта и его последствий. Следует всегда помнить, что обучение таких детей требует особого тактичного и деликатного отношения окружающих к их проблемам. Ни в коем случае не нужно заострять внимания на дефекте. Не мало важно зародить оптимизм и уверенность не только ученика, но и его родителей.
Наиболее острая проблема – подготовка к жизни и труду подростков с аномальным развитием психики, в сочетании нарушений опорно двигательного аппарата (дети, имеющие диагноз: ЗПР, олигофрения, и др. патологии). Вместе с тем ведущими учёными в области дефектологии (Выготский Л. С., Шацкий С. Т.) доказано, что дети с ОВЗ развиваются по общим законам психического развития, но имеют свои специфические особенности, обусловленные дефектом.
Поэтому основной общеобразовательной целью школы является обеспечение базового образования, овладение обучающимися системой знаний, умений и навыков, развитие и коррекция в процессе обучения. Это необходимо в повседневной жизни ребят, чтобы адаптироваться к общественно-трудовой деятельности, овладеть несложной профессией и впоследствии социализироваться в дальнейшей самостоятельной жизни.
Для достижения высокого уровня обученности с учетом специфики школы для каждого урока и мероприятия выбираю оптимальные цели, ориентированные на развитие личности ребенка:
Цели, ориентированные на расширение кругозора и познавательного интереса к предмету.
Цели, связанные с развитием логического мышления, внимания, памяти, творческих способностей, наблюдательности ;Цели, направленные на коррекцию внимания, памяти, недостатков развития моторики учащихся.
Достаточно полная реализация цели обучения стала возможной благодаря использованию в моей педагогической деятельности коррекционно-развивающих технологий. В течении всего урока стремлюсь реализовать все цели в полном объеме. При определении цели учитываю: подготовленность, ЗУН, возрастные особенности, состояние детей, их индивидуальные особенности.
Естествознание как предмет имеет ряд преимуществ в выполнении данных важнейших целей. Познать природу – значит понять законы, по которым она развивается, осмыслить причинно-следственные связи и отношения между явлениями и предметами окружающей действительности, овладеть методами самостоятельного изучения объекта.
Для учащихся с умственной отсталостью характерен основной общий признак – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Затрудняют процесс усвоения знаний и особенности эмоционально-волевой сферы, недоразвитие психических функций высшей нервной деятельности, поэтому систематическое проведение коррекционно-развивающей работы позволило добиться положительных результатов у детей, имеющих сложные дефекты в развитии. Коррекции подлежат не только недостатки психофизического развития, общие для всех учащихся, имеющих нарушения интеллекта, но и недостатки, характерные для отдельной личности. В каждом классе есть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции.
Исходя из особенностей предмета и психофизических возможностей обучающихся, применяю оптимальное сочетание как традиционных, так и новых коррекционных технологий, их применение доказывает динамика развития познавательной деятельности, диагностика ЗУН. Одним из основных аспектов в работе является мотивация. Практически на каждом уроке использую приемы, активизирующие деятельность учеников.
В ходе коррекционной работы, преодолевая особенности отклонений в развитии детей, связанные cо сложными нарушениями в развитии (недостатки восприятия, представлений, речи, мышления, памяти, координации движений) обращаю особое внимание на здоровье школьников. Современные здоровьесберегающие технологии (авторы В.Ф. Базарный, А.Н. Стрельникова) помогают распределить программный материал с учетом психофизических особенностей детей. Особое внимание уделяю релаксации для снятия общего и локального утомления (использую практически на каждом уроке). В результате у детей снижается утомляемость, увеличивается работоспособность на уроке, что способствует сохранению здоровья учащихся.
Особое внимание в работе уделяю принципу индивидуализации обучения (каждый обучающийся нуждается в индивидуальном подходе, который зависит от его психофизических характеристик) и принципу дифференцированного подхода (задания делятся по способностям обучающихся).
Изучение материала по естествознанию для учащихся с интеллектуальным недоразвитием представляет большие трудности из-за особенностей развития познавательной и эмоционально-волевой сферы. Вследствие нарушений психофизического развития обучающиеся быстрее утомляются, отвлекаются от главной цели урока при его однообразном ведении. Нужно чаще менять и постоянно варьировать компоненты урока и способы межличностного общения учитель – ученик и ученик – ученик.
Фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся по-разному способствует реализации образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач. Необходимо рациональное их сочетание, продуманный выбор той или иной формы с учетом особенностей учебного предмета, содержания изучаемого материала, методов обучения, психофизических особенностей учащихся.
Применение коррекционных методов и приемов (возврат в ситуацию изучения, неоднократное повторение мысли с использованием разных слов, повторение правильного ответа за учителем или сильным учеником) направлено на активизацию компенсаторных процессов в ЦНС.
В своей работе систематически использую наглядность (таблицы, гербарии, муляжи, макеты, модели, раздаточный материал). На моих уроках присутствуют творческие педагогические находки: авторские таблицы, презентации, диаграммы, схемы, работа с информационным текстом. С целью повышения интереса к уроку и увеличения объема информации, в системе использую ТСО: мультимедийные презентации, видеофильмы, видеослайды, ИКТ (разработка сценариев уроков с использованием ИКТ («Насекомые», «Птицы леса» «Проценты в здоровом питании», «Строение и значение кожи»; использование возможностей сети – Интернет). Применяю средства ИКТ как на уроке, так и в индивидуальной работ. Провожу уроки в компьютерном классе, используя электронные методические пособия. Участвую в программе «Дистанционное обучение детей-инвалидов» - веду уроки биологии. Для подготовки к урокам применяю электронные образовательные ресурсы федеральных порталов. Для оценивания учебных достижений обучающихся использую готовые и создаю собственные контрольно-измерительные материалы. Информация, представленная видео- и звукорядом, значительно повышает эффективность усвоения материала. Поэтому внедрение ТСО позволяет побудить интерес и положительное отношение к урокам.
Уроки естествознания играют огромную роль в развитии и поддержании интереса обучающихся к учению. Связь с жизненным опытом, предметная наглядность, практическая значимость изучаемого на уроках материала позволяет обогащать впечатления, поддерживать внимание учащихся в течение всего урока, формировать мотивацию. В комплексе с нетрадиционными приемами уроки оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на ребенка с нарушением интеллекта: влияет на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы. Двигательные нарушения касаются быстроты, точности, ловкости и главным образом выразительности движений.
Успешное преподавание немыслимо без стимулирования активности учеников в процессе обучения. Стимулирование выполняет задачу – привлечь внимание учеников к теме, пробудить у них любознательность, любопытство.
На уроках создаю благоприятную атмосферу, доброжелательность. Не избегаю вопроса «Почему?» Стараемся с детьми проводить детальный анализ, обмениваемся мнениями, с уважением отношусь к любой точки зрения. А значит, у ребят повышается познавательная активность к предмету.
Таким образом, эффективное использование в сочетании традиционных и инновационных образовательных технологий обеспечивает личностное развитие учащихся, чтобы осуществить наиболее полную реабилитацию обучающихся с ОВЗ и помочь успешной адаптации его в социуме.
При этом учитываю нагрузку обучающихся, стараюсь более эффективно использовать учебное время, что позволяет максимально достичь поставленных целей и помогает сохранить здоровье детей.