Тема урока: «Предложения с обобщающим словом при однородных членах ». 5 класс.
Тема урока: «Предложения с обобщающим словом при однородных членах ».
5 класс.
Цели урока.
Познавательные:
- совместно с учащимися открыть понятие обобщающего слова
Практические:
- разработать алгоритм нахождения обобщающего слова в предложении;
- начать развитие умения находить обобщающее слово в предложении, ставить правильный знак препинания после него;
- начать развитие умения графически обозначать обобщающие слова.
Оргмомент.
Языковая разминка.
Графический диктант.
Составить схемы предложений с однородными членами. Предложения для графического диктанта:
1) Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. (Е. Трутнева)
2) Мы желаем всем на свете мира, счастья и тепла! (В. Гладышева)
Зазнайство не возвышает, а унижает.
Запасами кедровок кормятся и белки, и бурундуки, и мыши.
Катится клубочек по высоким горам и зеленым лугам, по топким болотам и глухим местам.
III. Актуализация изученного.
Опрос по теоретическому материалу.
- Какие члены предложения называются однородными?
- Какие опознавательные признаки имеют однородные члены?
- Каковы условия постановки запятой между однородными членамипредложения?
IV. Создание проблемной ситуации.
Теперь посмотрите внимательно на слова.
Дуб, береза, дерево, липа
- Как вы думаете, могут ли все эти слова являться однородными членами? Или здесь какое-либо слово лишнее? Почему?
Слово «дерево» является общим для всех остальных слов, его значение шире.
- Как же называются слова, значение которых является общим для других слов.
Возьмите раздаточный материал, который лежит у вас на партах.
Прочитаем текст.
- Как же называются слова с общим значением? (обобщающими).
Какова же будет тема нашего урока?
Предложения с обобщающим словом при однородных членах.
Давайте составим из данных слов предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.
В лесу растут разные деревья: дубы, березы, липы.
- Какие знаки препинания вы поставили в этом предложении?
- В чем затруднение? Какой ставить знак после обобщающего слова
- Задание было одно? Да
- А выполнили вы его как? (по-разному, осознание противоречия)
- Почему так получилось? Чего мы пока не знаем?
V. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- На какой же вопрос мы должны ответить сегодня на уроке?
Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?
Какой знак необходимо ставить после обобщающего слова?
Я вам сейчас прочитаю шутку-рифмовку, а вы попробуйте догадаться о каком знаке препинания пойдет речь.
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
- Какой знак препинания мог так «сказать» о себе? Двоеточие.
- Может после обобщающего слова ставится двоеточие?
Давайте проверим.
VI. Поиск решения, открытие нового знания, формулирование правила.
. Откройте учебник на стр. 137. и в рамочке прочитаем правило.
- Итак, что мы узнали? После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие. Графически обобщающее слово обозначается
VII. Развитие умений – применение нового знания.
1. Теперь давайте вернемся к нашему предложению и разберем его правильно.
2. Далее выполняем упр. 255. Прочитайте задание про себя.
- Что нужно сделать? Найти однородные члены предложения и обобщающие слова. Расставить знаки препинания, обозначить графически однородные члены предложения. (первое устно, два последних – письменно)
Но чтобы правильно выполнить это упражнение, нужно не только знать правило, но и уметь применять его на письме. Поэтому давайте вместе составим алгоритм наших действий.
Совместная выработка и запись алгоритма.
Найду в предложении однородные члены.
Определю, есть ли обобщающее слово.
Выберу нужный знак препинания.
Посмотрите на первое предложение.
- Есть ли в предложении смысловые отрезки, границы которых на письме необходимо обозначить знаками препинания? (Есть ряд слов, которые относятся к одному и тому же слову «изучаются» и отвечают на один и тот же вопрос что? Эти слова произносятся с перечислительной интонацией. Следовательно, это смысловые отрезки - однородные члены предложения).
- Определю, есть ли обобщающее слово. (Словосочетание учебные предметы имеет более общее значение, чем слова русский язык, литература, математика, биология, оно общее для всех этих слов.)
- После обобщающего слова, какой знак препинания нужно поставить? (двоеточие)
Итак, у нас получился алгоритм наших действий, следующее предложение разбирайте самостоятельно устно.
Последнее письменно.
3. Творческая работа.
Упр. 256. чтение задания. Что нужно сделать?
Самостоятельное выполнение. Затем проверка.
Подведение итогов.
- Какая была тема урока?
- На какой проблемный вопрос мы должны были ответить? (Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?)
- Какие ответы мы нашли?
Чему учились?
Что вызвало затруднения?
IX. Домашнее задание. 1) С. 137 - правило; 2) упр. 257.
15