Практикум по учебной дисциплине Психология общения для студентов по специальности Физическая культура


Министерство по делам молодежи и спорту республики Татарстан
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Казанское училище олимпийского резерва»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
___________Гаязова А.В.
«___»________20______г.
ПРАКТИКУМ
по учебной дисциплине «Психология общения»
для студентов среднего профессионального образования
по специальностям
49.02.01.Физическая культура
Составил:
преподаватель психологии 1 квал. категории ГБОУ СПО «КазУОР»
Герасимова Д.Я.
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
преподавателей по подготовке специалистов СПО
Протокол № 8 от «15» ноября 2015г.
Председатель ______________М.С. Хазиахметова
Казань, 2015г.
ПЕРЕЧЕНЬ
Практических работ по учебной дисциплине
«Психологии общения»
специальности 49.02.01 Физическая культура
№ п/п Наименование практических работ Количество часов
1 Самодиагностика по теме «Общение».
Диагностический инструментарий:
«Коммуникативные и организаторские способности». «Ваш стиль делового общения». «Ваши эмпатические способности». 2
2. Методы исследования общения. (Трасактный анализ общения, оценка самоконтроля в общении) 2
3. Методы исследования особенностей невербального общения. 2
4. Методы исследования общения. (навыки ведения диспута, развитие навыков публичного выступления, на умение аргументировать и убеждать). 2
5. Разработка этических норм своей профессиональной деятельности 2
Всего 10 часов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящее методическое указание по дисциплине Психология общения для специальности 050141 составлены в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения.
Практические занятия предназначены для студентов специальности 050141 изучающих дисциплину «Психология общения». Практические занятия направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений в формировании учебных и профессиональных практических умений, они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки по освоению учебной дисциплины «Маркетинг физкультурно-спортивной деятельности» по специальности 050141 Физическая культура:
уметь:
применять знания по психологии при решении педагогических задач;
выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;
а также практические занятия направлены на формирование (подготовку для формирования) профессиональных компетенций: ПК1.1.-ПК 1.8., ПК 2.1-ПК2.7, ПК 3.1.-ПК 3.2, ПК3.3.,ПК 3.5.
и общих компетенций:
Выполненная работа должна быть представлена в виде отчёта по заданной форме.
Результат выполнения практических заданий оценивается зачётом.
Критериями оценки служат:
Оценка «5» - ставится, если студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, определяет взаимосвязи между показателями задачи, даёт правильный алгоритм решения, определяет междисциплинарные связи по условию задания.
Оценка «4» - ставится, если студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, допуская незначительные неточности при решении задач, имея неполное понимание междисциплинарных связей при правильном выборе алгоритма решения задания.
Оценка «3» - ставится, если студент затрудняется с правильной оценкой предложенной задачи, дает неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя, выбор алгоритма решения задачи возможен при наводящих вопросах преподавателя.
Оценка «2» - ставится, если студент дает неверную оценку ситуации, неправильно выбирает алгоритм действий.
Каждое практическое занятие содержит цель, методическое руководство к выполнению, перечень оснащения работы, содержание работы, дополнительные задание развивающего характера, контрольные вопросы (тесты), критерии оценки.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Подготовка к практическим занятиям заключается в изучении теории по рекомендуемой литературе, предусмотренной рабочей программой.
Выполнение заданий производится индивидуально в часы, предусмотренные расписанием занятий в соответствии с методическими указаниями к практическим занятиям.
Отчёт каждый студент выполняет индивидуально с учетом рекомендаций по оформлению. Отчёт выполняется на бланке отчёта, сдается преподавателю по окончанию занятия.
Защита проводится путём индивидуальной беседы или выполнения зачётного задания. Практическое занятие считается выполненной, если она соответствует критериям, указанным в пояснительной записке данных рекомендаций.
Если студент имеет пропуски практических занятий по уважительной или неуважительной причине, то выполняет их во время консультаций.
ОПИСАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Рабочее место носит комплексный характер и используется для проведения всех работ по данной дисциплине: методические рекомендации
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Раздел 1 Психология общения
Тема 1.2. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Время выполнения 80 мин.
Цель занятия: Сформировать умения самодиагностики и рефлексии.
В результате выполнения работы обучающийся должен:
Уметь:
применять техники и приемы эффективного общения профессиональной деятельности пользовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
Знать:
виды социальных взаимодействий, понятие социальной перцепции.
Овладеть ОК 2, ОК 5, ОК 6, ОК 7,
Подготовить к овладению: ПК 1.2, ПК 1.3. ПК 1.5, ПК 1.6, ПК 1.8, ПК 2.3, ПК 2.5, ПК 2.6. ПК 3.3.
Средства обучения:
бланки, представляющие собой стандартные листы бумаги, ручка, карандаш, ноутбук, аудиозаписи телефонных разговоров.
Требования по теоретической готовности обучающихся к выполнению практической работы:
1.Понятие социальной перцепции.
2.Факторы, оказывающие влияние на восприятие.
3.Искажение в процессе восприятия.
Диагностический инструментарий:
«Коммуникативные и организаторские склонности» (Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995)
«Ваш стиль делового общения». (Морозов А.В. Деловая психология. – СПб.: Союз, 2000)
«Ваши эмпатические способности» (Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других.- М., 1996)
Задания для студентов:
1) Провести самодиагностику по предложенным методикам.
2) Провести самоанализ на основании полученных результатов самодиагностики и теста «Коммуникабельны ли вы?» (самостоятельная работа – 2-ое занятие))
3) Заполнить таблицу и составить план действий по коррекции результатов, препятствующих эффективному общению.
Сильные стороны Слабые стороны Пути коррекции
Раздаточный материал:
Психологические тесты:
«Коммуникативные и организаторские склонности»
«Ваш стиль делового общения»
«Ваши эмпатические способности»
Коммуникативные и организаторские склонности (КОС)
Инструкция: Вам предлагается ответить на 40 вопросов. Имейте в виду, что вопросы короткие и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов.
Итак, если ваш ответ на вопрос положителен (вы согласны), то около номера вопроса поставьте «да»; если ваш ответ отрицательный (вы не согласны) – поставьте «нет».
Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
Часто ли удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
Долго ли вас беспокоим чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?
Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
Нравиться ли вам заниматься общественной работой?
Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?
Если возникли какие-то помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них.
Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
Трудно ли вам включиться в новую для вас компанию?
Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно бы было выполнить сегодня?
Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?
Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
Правда ил, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человекам?
Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых для вас людей?
Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
Принимали ли вы участие в общественной работе в школе?
Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
Верно ли, что у вас много друзей?
Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка результатов
Для того, чтобы узнать свои коммуникативные склонности, воспользуйтесь «ключом»: поставьте себе по 1 баллу за каждый ответ «да» на 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 вопросы и за каждый ответ «нет» на 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39 вопросы. Коэффициент коммуникативности (Кк) определяют по формуле: Кк = m/20, где m – количество совпавших с «ключом» ответов.
Если Кк соответствует:
от 0,10 до 0,45 – низкий уровень;
от 0,46 до 0,55 – уровень ниже среднего;
от 0,56 до 0, 65 – средний уровень;
от 0,66 до 0,75 – высокий уровень;
от 0,76 до 1,00 – очень высокий уровень.
КОММУНИКАТИВНЫЕ СКЛОННОСТИ, обеспечивают эффективность общения и психологическую совместимость в деятельности.
НИЗКИЕ – человек малообщительный, испытывает трудности и определенные неудобства в установлении контактов с людьми.
НИЖЕ СРЕДНЕГО – человек не стремится к общению, чувствует себя скованно в незнакомом коллективе, круг своих знакомых ограничивает, не стремится отстаивать свое мнение, трудно переживает обиды.
СРЕДНИЕ – человек общительные, разговорчивый (особенно в кругу знакомых людей), круг знакомств не ограничивает.
ВЫСОКИЕ – человек общительный, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, в общении проявляет инициативу, стремится расширить круг своих знакомых.
ОЧЕНЬ ВЫСОКИЕ – человек очень общительный, испытывает потребность в общении, активно вовлекается в события, происходящие вокруг него. Вносит оживление в компании, легко заводит новые знакомства, стремясь к расширению круга своих друзей.
Для подсчета организаторских способностей воспользуйтесь следующим «ключом»: поставьте себе по 1 баллу за каждый ответ «да» на 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 вопросы и за каждый ответ «нет» на 4, 8, 12, 16, 20, 28, 32, 36, 40 вопросы. Коэффициент организаторских способностей (Ко) определяют по формуле: Ко = m/20, где m – количество ответов совпавших с «ключом».
Если Ко соответствует:
от 0,20 до 0,55 – низкий уровень;
от 0,56 до 0,65 – уровень ниже среднего;
от 0,66 до 0, 70 – средний уровень;
от 0,71 до 0,80 – высокий уровень;
от 0,81 до 1,00 – очень высокий уровень.
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СКЛОННСТИ, обеспечиваютво зможности организовывать себя и других.
НИЗКИЕ – человек не умеет себя организовать, отсутствует внутренняя собранность. В общественной жизни инициативы не проявляет.
НИЖЕ СРЕДНЕГО – человек избегает принятия самостоятельного решения, проявление инициативы в общественной жизни занижено.
СРЕДНИЕ – в экстремальных ситуациях человек может организовать себя и убедить коллег в принятии какого-либо решения.
ВЫСОКИЕ – человек все делает согласно внутренним устремлениям. В трудной ситуации способен принимать самостоятельные решения.
ОЧЕНЬ ВЫСОКИЕ – испытывает потребность в организаторской деятельности. Принимает самостоятельные решения, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято другими.
Методика КОС позволяет определить наличие уровня коммуникативных и организаторских склонностей на данный период. При наличии целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.
Ваш стиль делового общения
Инструкция. С помощью этого теста вы можете оценить свой стиль делового общения. Вам предложено 80 утверждений. Из каждой пары выберите одно — то, которое, как вы считаете, наиболее соответствует вашему поведению. Обратите внимание на то, что ни одна пара не должна быть пропущена. Тест построен таким образом, что ни одно из приведенных ниже утверждений не является ошибочным.
Я люблю действовать.
Я работаю над решением проблем систематическим образом.
Я считаю, что работа в командах более эффективна, чем на индивидуальной основе.
Мне очень нравятся различные нововведения.
Я больше интересуюсь будущим, чем прошлым.
Я очень люблю работать с людьми.
Я люблю принимать участие в хорошо организованных встречах.
Для меня очень важными являются окончательные сроки.
Я против откладываний и проволочек.
Я считаю, что новые идеи должны быть проверены прежде, чем они будут применяться на практике.
Я очень люблю взаимодействовать с другими людьми. Это меня стимулирует и вдохновляет.
Я всегда стараюсь искать новые возможности.
Я сам люблю устанавливать цели, планы и т.п.
Если я что-либо начинаю, то доделываю это до конца.
Обычно я стараюсь понять эмоциональные реакции других.
Я создаю проблемы другим людям.
Я надеюсь получить реакцию других на свое поведение.
Я нахожу, что действия, основанные на принципе «шаг за шагом», являются очень эффективными.
Я думаю, что хорошо могу понимать поведение и мысли других.
Я люблю творческое решение проблем.
Я все время строю планы на будущее.
Я восприимчив к нуждам других.
Хорошее планирование — ключ к успеху.
Меня раздражает слишком подробный анализ.
Я остаюсь невозмутимым, если на меня оказывают давление.
Я очень ценю опыт.
Я прислушиваюсь к мнению других.
Говорят, что я быстро соображаю.
Сотрудничество является для меня ключевым словом.
Я использую логические методы для анализа альтернатив.
Я люблю, когда одновременно у меня идут разные проекты.
Я постоянно задаю себе вопросы.
Делая что-либо, я тем самым учусь.
Полагаю, что я руководствуюсь рассудком, а не эмоциями.
Я могу предсказать, как другие будут вести себя в той или иной ситуации.
Я не люблю вдаваться в детали.
Анализ всегда должен предшествовать действиям.
Я способен оценить климат в группе.
У меня есть склонность не заканчивать начатые дела.
Я воспринимаю себя как решительного человека.
Я ищу такие дела, которые бросают мне вызов.
Я основываю свои действия на наблюдениях и фактах.
Я могу открыто выразить свои чувства.
Я люблю формулировать и определять контуры новых проектов.
Я очень люблю читать.
Я воспринимаю себя как человека, способного интенсифицировать, организовать деятельность других.
Я не люблю заниматься одновременно несколькими вопросами.
Я люблю достигать поставленных целей.
Мне нравится узнавать что-либо о других людях.
Я люблю разнообразие.
Факты говорят сами за себя.
Я использую свое воображение, насколько это возможно.
Меня раздражает длительная, кропотливая работа.
Мой мозг никогда не перестает работать.
Важному решению предшествует подготовительная работа.
Я глубоко уверен в том, что люди нуждаются друг в друге, чтобы завершить работу.
Я обычно принимаю решение, особо не задумываясь.
Эмоции только создают проблемы.
Я люблю быть таким же, как другие.
Я не могу быстро прибавить пятнадцать к семнадцати.
Я примеряю свои новые идеи к людям.
Я верю в научный подход.
Я люблю, когда дело сделано.
Хорошие отношения необходимы.
Я импульсивен.
Я нормально воспринимаю различия в людях.
Общение с другими людьми значимо само по себе.
Люблю, когда меня интеллектуально стимулируют.
Я люблю организовывать что-либо.
Я часто перескакиваю с одного дела на другое.
Общение и работа совместно с другими людьми являются творческим процессом.
Самоактуализация является крайне важной для меня.
Мне очень нравится играть идеями.
Я не люблю попусту терять время.
Я люблю делать то, что у меня получается.
Взаимодействуя с другими, я учусь.
Абстракции интересны для меня.
Мне нравятся детали.
Я люблю кратко подвести итоги, прежде чем прийти к какому-либо умозаключению.
Я достаточно уверен в себе.
Обработка результатов. Обведите те номера, на которые вы ответили положительно, и отметьте их в приведенной ниже таблице. Посчитайте количество баллов по каждому стилю (один положительный ответ равен 1 баллу). Тот стиль, по которому вы набрали наибольшее количество баллов (по одному стилю не может быть более 20 баллов), наиболее предпочтителен для вас.
Если вы набрали одинаковое количество баллов по двум стилям, значит, они оба присущи вам.
Стиль 1: 1, 8, 9, 13, 17, 24, 26, 31, 33, 40, 41, 48, 50, 53, 57, 63, 65, 70, 74, 79.
Стиль 2: 2, 7, 10, 14, 18, 23, 25, 30, 34, 37, 42, 47, 51, 55, 58, 62, 66, 69, 75, 78.
Стиль 3: 3, 6, 11, 15, 19, 22, 27, 29, 35, 38, 43, 46, 49, 56, 59, 64, 67, 76, 80.
Стиль 4: 4, 5, 12, 16, 20, 21, 28, 32, 36, 39, 44, 45, 52, 54, 60, 61, 68, 73, 77.
Стиль 1 — ориентация на действие. Характерно обсуждение результатов, конкретных вопросов, поведения, ответственности, опыта, достижений, решений. Люди, владеющие этим стилем, прагматичны, прямолинейны, решительны, легко переключаются с одного вопроса на другой.
Стиль 2 — ориентация на процесс. Характерно обсуждение фактов, процедурных вопросов, планирования, организации, контролирования, деталей. Человек, владеющий этим стилем, ориентирован на систематичность, последовательность, тщательность. Он честен, многословен и мало эмоционален.
Стиль 3 — ориентация на людей. Характерно обсуждение человеческих нужд, мотивов, чувств, «духа работы в команде», понимания, сотрудничества. Люди этого стиля эмоциональны, чувствительны, умеют сопереживать окружающим.
Стиль 4 — ориентация на перспективу, на будущее. Людям этого стиля присуще обсуждение концепций, больших планов, нововведений, различных вопросов, новых методов, альтернатив. Они обладают хорошим воображением, полны идей, но мало реалистичны и порой их сложно понять.
Ваши эмпатические способности
Инструкция «Вам предлагаются вопросы, на которые надо ответить «да» или «нет».
У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.
Если окружение проявляет признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.
Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.
Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.
Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.
Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.
Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.
Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то огорчены.
Моя интуиция – более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.
Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности – бестактно.
Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.
Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояние.
Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.
Я редко принимаю близко к сердцу проблемы друзей.
Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.
В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.
Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.
Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им.
Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.
Чужой смех обычно заражает меня.
Часто действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.
Плакать от счастья глупо.
Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.
Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.
Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.
Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.
Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, «разложив по полочкам».
Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.
Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.
У меня творческая натура – поэтическая, художественная, артистическая.
Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.
Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.
Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.
Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.
Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.
Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.
Обработка результатов
Подсчитайте число ответов соответствующих «ключу», а затем определите суммарную оценку:
+1, -2, -3, +4, +5, +6, +7, +8, +9, -10, -11, +12, -13, -14, +15, -16, -17, +18, +19, +20, +21, -22, +23, -24, +25, -26, +27, -28, -29, +30, -31, +32, -33, -34, -35, -36.
Суммарный показатель может изменяться от 0 до 36 баллов.
Уровень выраженности:
30 баллов и выше – очень высокий уровень эмпатии;
29 - 22 – средний;
21 - 15 – заниженный;
менее 14 баллов – низкий.
Источники:
1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995. С.245-249.
2. Морозов А.В. Деловая психология. – СПб.: Союз, 2000. С. 440-445; 515
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других.- М., 1996.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Методы исследования общения
(Трасактный анализ общения, оценка самоконтроля в общении)
Раздел 1 Психология общения
Тема 1.3.Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Объем учебного времени – 80 мин.
Цель занятия: оценить самоконтроль в общении, с точки зрения трансактного анализа одно из трех возможных позиций
В результате выполнения работы
обучающийся должен:
Уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности
Знать:
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении
Овладеть ОК1., ОК 2., ОК 4, ОК 5, ОК 6.
Подготовить к овладению: ПК 1.2., ПК 1.3,К 1.4.
Средства обучения: ручка, бумага, карандаши, ластик.

Задание 1. Трансактный анализ общения.
Цель: определить одно из трех возможных состояний нашего «Я»: состояние РОДИТЕЛЯ, РОСЛОГО или ДИТЯ.
Характеристики состояний
Задание 2. Развитие навыков общения
Упражнение № 1. Мои добрые дела
Письменно ответьте на вопросы:
1.Какое доброе дело вы сделали вчера (в недалеком прошлом)
2.Кто был этот человек?
3.Что вы при этом чувствовали?
4.Как вас отблагодарил этот человек?
5.Какими должны быть, по вашему мнению, формы благодарности?
Упражнение 2.За что мы любим.
Выбрать в группе человека, который по многим своим проявлениям импонирует Вам. Надо указать пять качеств, которые особенно вам в этом человеке нравятся, причем не называя самого человека.
Затем по очереди зачитать характеристики, а все пытаются определить, к кому они относятся. Ведущий определяет, кто из присутствующих быстрее всего узнал, следовательно, кто оказался в числе самых популярных.
Упражнение 3.Пошаговая дискуссия.
Цель: организовать «естественного» общения участников, наблюдений за стилем поведения каждого, совместное обсуждение причин эффективного и неэффективного общения, анализ индивидуальных трудностей межличностного взаимопонимания.
Записать пять причин вызывающие трудности в общении сформулированные вашей подгруппой.
Записать 3 причины, наиболее важные, по мнению участников, после объединения групп.
Указать, по мнению наблюдателей, стиль поведения в группе.
Задание 3 Выберите правильный вариант ответа
1.Эффектом проекции называют:
А) приписывание собеседнику своих собственных достоинств, а неприятелю – своих недостатков.
Б) смягчение оценки наиболее ярких особенностей в сторону среднего;
В) придание большего значения данным, полученным вначале.
2.Трансакция – это:
А)название психологической службы;
Б)единица коммуникации;
В)научная система Э.Берна.
3.В трансактном анализе выделяют следующие типы игр:
А)в жертву;
Б) в преследователя;
В)_________________ (вставте слово).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Методы исследования особенностей невербального общения
Раздел 1 Психология общения
Тема 1.4. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
Объем учебного времени – 80 мин.
Цель: создание условий для формирования положительного стереотипа поведения, развития коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Задачи: развитие навыков конструктивного взаимодействия, снятие напряжения и формирование группового сплочения, развитие навыков невербального общения, развитие навыков и умения адекватного эмоционального реагирования, развитие умения высказываться и принимать обратную связь в общении.
Материалы и оборудование: стулья, расставленные по кругу, визитки для написания имени в форме звездочек , плакат для рефлексии в виде лестницы, магнитофон, кассета с записью музыки.
В результате выполнения работы
обучающийся должен:
Уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности
Знать:
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении
Овладеть ОК1., ОК 2., ОК 4, ОК 5, ОК 6.
Подготовить к овладению: ПК 1.2., ПК 1.3,К 1.4.
Средства обучения: ручка, бумага, карандаши, ластик.

Задание 1. Оценка уверенности в себе.
Цель: с помощью теста «Уверенность в себе» оценить насколько вы уверенный или самоуверенный человек.
Уверенность в себе и своих силах - одна из черт характера, способная достаточно сильно влиять на жизнь человека. Так, к примеру, недостаточно уверенный в себе человек может из за своей неуверенности упустить свой шанс на удачу или же не сможет возразить там, где это необходимо. Однако и излишняя самоуверенность также может негативно повлиять на человека - ведь в таком случае человек переоценивает свои силы и возможности. Насколько уверенны в себе вы поможет определить этот тест.
   Другое название данного теста - тест Райдаса. Здесь предлагается 30 утверждений, описывающих различные типы поведения. По каждому утверждению надо отметить степень соответствия:    5 — "очень характерно для меня, описание очень верное",    4 — "довольно характерно для меня — скорее да, чем нет",   3 — "отчасти характерно, отчасти не характерно",    2 — "довольно не характерно для меня — скорее нет, чем да",    1 — "совсем не характерно для меня, описание не верно".
Текст опросника
   *1. Большинство людей, по-видимому, агрессивнее и увереннее в себе, чем я.    *2. Я не решаюсь назначать свидания и принимать приглашения на свидания из-за своей застенчивости.    3. Когда подаваемая еда в кафе меня не удовлетворяет, я жалуюсь на это официанту.    *4. Я избегаю задевать чувства других людей, даже если меня оскорбили.    *5. Если продавцу стоило значительных усилий показать мне товар, который не совсем мне подходит, мне трудно сказать ему «нет».    6. Когда меня просят что-либо сделать, я обязательно выясняю, зачем это.    7. Я предпочитаю использовать сильные аргументы и доводы.    8. Я стараюсь быть в числе первых, как и большинство людей.    *9. Честно говоря, люди часто используют меня в своих интересах. 10. Я получаю удовольствие от общения с незнакомыми людьми.    *11. Я часто не знаю, что лучше сказать привлекательной (ому) женщине (мужчине).    *12. Я испытываю нерешительность, когда нужно позвонить по телефону в учреждение.    *13. Я предпочту обратиться с письменной просьбой принять меня на работу или зачислить на учебу, чем пройти через собеседование.    *14. Я стесняюсь возвратить покупку.    *15. Если близкий и уважаемый родственник раздражает меня, я скорее скрою свои чувства, чем проявлю раздражение.    *16. Я избегаю задавать вопросы из страха показаться глупым.    *17. В споре я иногда боюсь, что буду волноваться и дрожать.    18. Если известный и уважаемый лектор выскажет точку зрения, которую я считаю неверной, я заставлю аудиторию выслушать и свою точку зрения.    *19. Я избегаю спорить и торговаться о цене.    20. Сделав что-нибудь важное и стоящее, я стараюсь, чтобы об этом узнали другие.    21. Я откровенен и искренен в своих чувствах.    22. Если кто-то сплетничает обо мне, я стремлюсь поговорить с ним об этом.    *23. Мне часто трудно ответить «нет».    *24. Я склонен сдерживать проявления своих эмоций, а не устраивать сцены.    25. Я жалуюсь на плохое обслуживание и беспорядок.    *26. Когда мне делают комплимент, я не знаю, что сказать в ответ.    27. Если в театре или на лекции мне мешают разговорами, я делаю замечание.    28. Тот, кто пытается пролезть в очереди впереди меня, получит отпор.    29. Я всегда высказываю свое мнение.    *30. Иногда мне абсолютно нечего сказать.      Ключ
Найти сумму баллов для вопросов, не отмеченных звездочкой (номера 3, 6, 7, 8, 10, 18, 20, 21, 22, 25, 27, 28, 29).    2. Найти сумму для отмеченных звездочкой вопросов (номера 1, 2, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 23, 24, 26, 30).    3. Прибавить к первой сумме число 72 и вычесть вторую сумму.
Интерпретация
   0 - 24: очень неуверен в себе;    25 - 48: скорее не уверен, чем уверен;    49 - 72: среднее значение уверенности;    73 - 96: уверен в себе;    97 - 120: слишком самоуверен.
 Задание 2. Развитие навыков общения.
Упражнение 1. Навыки невербального поведения.
Попробуйте привлечь к себе внимания без речевого общения – средства мимики, пантомимики, зрения. Слушатели фиксируют ваши жесты и оценивают их. Упражнения выполняются парами. Изобразите удивление, волнение, гнев, смех, иронию. Тот, кто оценивает, в таблицу против каждого состояния ставить оценку по пятибалльной шкале. Затем пары меняются.
Упражнение 2. Не слышу.
Все участники разбиваются на пары. Задается следующая ситуация. Партнеров разделяет толстое зеркало (в поезде, в автобусе), они не слышат друг друга, но у одного из них срочное возникла необходимость что-то сказать другому. Нужно, не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробовать передать через стекло все что нужно и получить ответ. Каждая пара участников конкретизирует для себя данную ситуацию и выполняет упражнение. Результат понятого записывается в бланк отчета.
Упражнение 3. Фраза по кругу.
Ведущий предлагает какую-нибудь простую фразу, например» В саду падали яблоки» Участники. Начиная с первого игрока. Произносят эту фразу по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивленной, безразличной и т.п.). если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры. И так продолжается, пока не остается несколько (3-4) победителей. Может быть, игра закончиться раньше, если никто из участников не сможет придумать ничего нового. Победителям дополнительный балл к оценке.
Упражнение 4. Описание и интерпретация видеофрагментов.
Упражнение заключается в просмотре фильмов и видеороликов с выключенным звуком. Сначала описываются невербальные проявления актеров (преобладающая мимика, описание мимики по зонам↑, жесты и походка). После объективного описания высказываются предположения, какие чувства, эмоции, состояния испытывает герой видеофрагмента. Наконец, высказываются версии всего сюжета.
Упражнение 5. “Как говорят части тела”
Покажи:
как говорят плечи;
как говорит палец;как ноги;
как говорит голова;как говорит рука;
Задание 3.Ответеть на тест по теме «Невербальное общение»
1.Чтобы беседа была эффективной, необходимо смотреть собеседнику в глаза:А) все время разговора;Б) 2/3 времени разговора;В) половину времени разговора; Г) иногда. 2. Если во время разговора Ваш собеседник, сидящий напротив, откинулся на спинку стула и скрестил руки на груди, значит:А) он готов внимательно Вас слушать;Б) ему приятно с Вами общаться, он заинтересован;В) ему не интересна тема беседы, он не согласен с Вами;Г)ему просто некуда девать руки.3. Известно, что эмоциональное состояние влияет на походку человека. Самый широкий шаг человек делает, когда испытывает:А) скуку;Б) гордость;В) печаль;Г) досаду. 4. Какой из жестов говорит о превосходстве партнера, его доминировании?А) постукивание по столу пальцами;Б) потирание ладоней;В) руки в боки на пояснице;Г) почесывание шеи. 5. Если человек во время разговора касается Вас рукой, он показывает Вам:А) свою неприязнь;Б) свое желание Вас ударить;В) свою неуверенность;Г) свое расположение к Вам. 6. Если человек непроизвольно в разговоре с Вами повторяет Вашу позу, жесты, слова, мимику, то он, очевидно:А) неуверенный в себе человек, все копирует;Б) нервничает, взволнован;В) хочет поскорее расстаться с Вами;Г) расположен к Вам, согласен с Вами. 7. Если Ваш собеседник откинулся на стуле, закинул ногу за ногу и руки за голову:А) он устал, хочет расслабиться;Б) он демонстрирует свое превосходство, всезнайство;В) он открыт для равноправного диалога;Г) он сосредоточен, всецело поглощен темой разговора. 8. Если во время разговора собеседник начинает собирать с одежды несуществующие ворсинки, значит:А) он хочет произвести впечатление человека аккуратного, щепетильного;Б) он выигрывает время для раздумий; В) он сдерживает свою реакцию неодобрения;Г) он неуверен в себе, замкнут. 9. Верхом на стуле обычно сидит человек:А) замкнутый, необщительный;Б) показывающий свое превосходство;В) с низким уровнем культуры;Г) испытывающий нехватку времени. 10. Если человек свел руки за спиной и одна сжимает другую, это означает , что:А) он пытается себя сдерживать, контролировать;Б) он чувствует свое превосходство; В) он доволен ситуацией, расслаблен, искренен; Г) он оценивает Ваши слова.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Методы исследования общения (навыки ведения диспута, развитие навыков публичного выступления, на умение аргументировать и убеждать)
Раздел 1 Психология общения
Тема 1.5. Формы делового общения и характеристики
.
Время выполнения 80 мин.
Цель занятия: узнать правила деловой беседы, переговоров, совещаний; условия эффективности общения;
В результате выполнения работы обучающийся должен:
Уметь:
применять техники и приемы эффективного общения профессиональной деятельности пользовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
Знать:
Основные элементы коммуникации;
роли и ролевые ожидания, виды общения
Овладеть ОК 2, ОК 5, ОК 6, ОК 7,
Подготовить к овладению: ПК 1.2, ПК 1.3. ПК 1.5, ПК 1.6, ПК 1.8, ПК 2.3, ПК 2.5, ПК 2.6. ПК 3.3.
Средства обучения:
бланки, представляющие собой стандартные листы бумаги, ручка, карандаш, ноутбук, аудиозаписи телефонных разговоров.
Требования по теоретической готовности обучающихся к выполнению практической работы:
1.Каковы основные элементы коммуникации?
2.Что такое вербальная коммуникация и коммуникативные барьеры?
3. Дайте характеристику деловой беседе?
4. Каковы психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений?
Задание № 1.
 Оценить этикет делового общения по телефону.
Составить словесный портрет деловой женщины.
Дать оценку правильности служебного приема.
Задание 1.1.Провести деловое совещание в форме ролевой игры .Дать оценку проведения делового совещания (пед. совета)
Результат решения заданий оформить в письменной форме отчетом.
Задание 2.Приведите примеры телефонных разговоров:
Телефонный разговор.
Прослушивание телефонных разговоров (аудиозапись различных телефонных разговоров) и оценка их с точки зрения:
а) правильности построения разговора
б) этикета делового общения по телефону
в) речевых правил и особенностей телефонных разговоров
Задание 3. Правильный разговор по телефону.
К заданию № 1: Рекомендуется действовать в следующем порядке; речевые правила и особенности телефонных разговоров; некоторые правила этикета при ведении телефонных разговоров; прочие советы.
Задание 4. Внимание на экран!
Посмотрим фрагменты из фильма "Служебный роман" и видеоролика "Прогноз погоды" и озадачим себя для ответа на вопросы:
1. Как изменился образ деловой женщины?
2. С какой деловой женщиной приятнее общаться?
3. Какой тип коммуникаций присутствует?
Эталоны ответов. Посмотрели и отвечаем на вопросы.
На все случаи жизни есть писанные и неписанные правила общения, но деловая женщина, прежде всего - личность, которой не чужда любовь.
Яркие, сильные чувства движут личность, вдохновляют и одухотворяют к достижению успеха, взлету творческой мысли, блестящей карьере.
Личность, карьера, успех - понятия неразделимые.
И дай Бог, чтоб Вы были любимыми и любили.
Особое внимание уделим правилам поведения на работе женщин, т.к. именно от них зачастую зависит атмосфера общения, сложившаяся в коллективе.
Познакомьтесь с правилами поведения женщин на работе самостоятельно, преследуя цель их использования в будущей практической работе, а сегодняшняя задача - составить словесный портрет деловой женщины.
Вопрос 1. Служебный прием - что это?
Служебный прием - это индивидуальная беседа руководителя с подчиненными.
Вопрос 2. Какова главная цель беседы?
Вопрос 3. Почему актуален вопрос приема на работу?
Вопрос 4. Что главное при прохождении собеседования?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Разработка этических норм своей профессиональной деятельности
Раздел 3.Этические формы общения
Тема 3.1. Общие сведения об этической культуре.
Время выполнения 80 мин.
Цель занятия: Сформировать умения этических форм общения.
В результате выполнения работы обучающийся должен:
Уметь:
применять техники и приемы эффективного общения профессиональной деятельности пользовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
Знать:
этические принципы общения.
Овладеть ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, О 6, ОК 8, ОК 11
Подготовить к овладению: ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5.
Средства обучения:
бланки, представляющие собой стандартные листы бумаги, ручка, карандаш.
Требования по теоретической готовности обучающихся к выполнению практической работы:
1.
Задание 1. На основе анализа теоретического материала разработать этические нормы своей будущей профессиональной деятельности.
Профессиональными моральными нормами были и остаются: вежливость, предупредительность, тактичность, трудолюбие.
Вежливость – это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству. В основе вежливости лежит доброжелательность, которая проявляется в приветствиях и пожеланиях. При встречи с партнерами, сослуживцами первое с чего начинает профессионал – это с приветствия.
Сродни вежливости нравственная норма – корректность, которая означает умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях и особенно в конфликтных. Корректное поведение проявляется в умении выслушать партнера, в стремлении понять его точку зрения. Вежливость обуславливается тактом и чувством меры. Быть тактичным – значит умело сделать замечание, не унижая достоинство человека, предоставить ему возможность выйти из затруднения с честью.
Совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу, входит в понятие профессиональная этика.
Джен Ягер сформулировала шесть основных заповедей делового этикета:
1. «Делайте все вовремя».
Опоздания не только мешают работе, но и являются первым признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип «вовремя» распространяется на отчеты и любые другие поручаемые вам задания.
2. «Не болтай лишнего».
Смысл этого принципа в том, что вы обязаны хранить секреты учреждения или конкретной сделки также бережно, как и тайны личного характера. Никогда никому не пересказывайте того, что вам приходится иногда услышать от сослуживца, руководителя или подчиненного об их личной жизни.
3. «Будьте любезны, доброжелательны и приветливы».
Ваши клиенты, заказчики, покупатели, сослуживцы или подчиненные могут сколько угодно придираться к вам, это неважно: все равно вы обязаны вести себя вежливо, приветливо и доброжелательно.
4. «Думайте о других, а не только о себе».
Внимание должно проявляться не только в отношении клиентов или покупателей, оно распространяется на сослуживцев, начальство и подчиненных. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Не начинайте сразу огрызаться, когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.
5. «Одевайтесь как положено».
6. «Говорите и пишите хорошим языком».
Задание 2.Ролевые игры, направленные на формирования этических форм общения.
Варианты игры:
Участники: бармен, посетитель
Информация: бармен принимает заказ по телефону с целью бронирования места в ресторане с элементами уточняющих вопросов: Режим работы ресторана, Какая кухня и уровень цен, Как добраться до ресторана, Сколько наименований вин, Есть ли какое- то конкретное блюдо и т.п.
Задание для студентов: Разыграть сценку и проанализировать телефонный разговор.
Участники: два сотрудника
Информация: обеденный перерыв. По служебному телефону (пользование сотовыми телефонами в компании запрещены) один сотрудник говорит на какую-то личную тему. Другому сотруднику необходимо позвонить точно в определенное время по важному вопросу.
Задание: привлечь внимание человека, который говорит по телефону, и попросить разрешение на свой разговор и разыграть сценку.
Дополнительная информация: Человек, который говорит по телефону, старается избежать контакта, насколько можно притворяясь, что не замечает коллегу, который тоже хочет позвонить.
Обсуждение ролевых игр.
Какие сложности испытывали участники игры? Что мешало и что помогало выполнить упражнение?
Удалось ли избежать конфликтной ситуации?
Всегда ли соблюдались правила этикета и этики деловых отношений?
Какие механизмы общения были использованы в процессе игры?
Домашнее задание
Проанализируйте результаты практической работы
Подготовка к контрольной работе: повторение теоретического материала учебной дисциплины «Психология общения»
Литература:
1. Ягер Дж. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса – М.: Джон Уайтли энд Санз, 1994