Качество планирования урока и управление учебным процессом коучинг


Тема занятия: Качество планирования урока и управление учебным процессом
Общие цели: Создать условия для мотивации педагогов школы и необходимость четко формулировать «SMART» цели урока, вовлекать учителей в постановку целей и эффективно использовать время урока.
Результаты обучения: Учителя проанализируют «SMART» цели урока с постановкой цели к каждому этапу.
Ход занятий
Этапы проведения занятия Время 95 минут Действия преподавателя и действия участников
Введение
Тренинг
7 мин
15 мин Занятие начинается с приветствием участников процесса
Деление групп по смайликам:  смелые, умные, добрые, скромные.
 
«Резюме стола»
Составьте список людей, которые сидят за вашим столом.
Сложите возраст всех участников за вашим столом, чтобы получить общий возраст.
Сложите стаж работы в сфере образования всех участников за вашим столом.
Составьте  количество родителей, детей, внуков, бабушек и дедушек участников вашего стола.
Опишите настроение членов вашего стола в «цвете» или в рисунках.
Дискуссия 10 мин Какие шаги нужно предпринять для достижения цели? (обсуждение в группах)
Шаг 1. Сначала нужно четко представить себе результат, который Вы намерены получить.
Шаг 2. Цель ясна. Теперь начинаем искать возможности.
Шаг 3. Подумал! И тут же применил!
Шаг 4. Действуем! Ошибаемся! Думаем! Снова действуем!
Теоритическая часть 5 мин Тема коучинга: Качество планирования урока и управление учебным процессом
(Чтобы качественно планировать урок и управлять учебным процессом необходимо знать критерии оценивания урока. 14 критерии оценивается по дескрипторам. Одним из условие качественного преподавания в школе является критерии «Качество планирования урока. Если будет грамотно составлен урок, то все критерии будут учтены)Презентация 8мин «SMART» цели
Что такое цели SMART? Это цели – конкретные, измеримые, достижимые, реалистичные и ограниченные во времени.
S (specific) -   конкретная. Необходимо ответить на вопросы   Кто: кто вовлечен? Что: что я хочу выполнить? Где:      определить местоположение. Когда: установить временные рамки. Убедитесь, что поставленные вами цели конкретны, просты и прозрачны для учеников.
M (measurable) – измеримая. Существует очень расхожее на Западе выражение: “If you can’t measure it, you can’t manage it” — если Вы не можете это измерить, Вы не можете этим управлять . Возможность измерения степени достижения цели. Следует устанавливать конкретные     критерии для измерения прогресса, критерии оценок.
А (аchievable)- достижимая. Вы при постановке цели, вы  должны быть уверены, что она достижима именно на этом уроке и именно с данными детьми.
R (Realistic relevant, ) – реалистичная и актуальная. Имеется в виду реалистичность достижения цели как вообще, так и в конкретном случае. В рамках имеющихся ресурсов, знаний и времени. Например, цель не будет реалистична, если она противоречит системе ценностей, внутреннему миру человека. Актуальность проверяется вопросом: зачем, для чего?
T (time-based) – определенная во времени.
Практическая часть 25мин
10 мин 1.Представление экспертов (сертифицированные учителя)
2.Составление плана урока по критериям. (предметники: рус.яз англ.яз – Акишева Б.М., каз.яз-Абенова Г.К., историки-биология-химия-Баймагамбетова А.А., физика-математика-…,)
3.Слово экспертам
Рефлексия 10 мин «Где я?»
4 мин коуч предлагает участникам коучинг занятия подвести итоги коучинг занятия – путем маркера нарисовать цветок по цветам:
ожидание
наслаждение
просветление
неопределенность
недоумение
радость
Завершение 3 мин Мы можем узнать по рисунку, какое настроение преобладает
«Резюме стола»
Составьте список людей, которые сидят за вашим столом.
Сложите возраст всех участников за вашим столом, чтобы получить общий возраст.
Сложите стаж работы в сфере образования всех участников за вашим столом.
Составьте  количество родителей, детей, внуков, бабушек и дедушек участников вашего стола.
Опишите настроение членов вашего стола в «цвете» или в рисунках.
«Резюме стола»
Составьте список людей, которые сидят за вашим столом.
Сложите возраст всех участников за вашим столом, чтобы получить общий возраст.
Сложите стаж работы в сфере образования всех участников за вашим столом.
Составьте  количество родителей, детей, внуков, бабушек и дедушек участников вашего стола.
Опишите настроение членов вашего стола в «цвете» или в рисунках.




Добрые

Смелые

Скромные
Умные

ожидание
наслаждение
просветление
неопределенность
недоумение
радость
СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА :Этапы работы:
Вводная часть Содержание этапа Деятельность участников Время Ресурсы
1. Приветствие
 
Цель: создание коллаборативной среды.
Задачи: снять напряженность, создать благоприятный психологический настрой.
  Игра
«На борту корабля» 
  Участники коучинга под музыку выполняют действия и показывают:
-отплытие корабля с гавани
- драим палубу
-штор
-морская звезда: деление на группы (4,5,6)
Участники рассаживаются по группам 5мин «Ты морячка я моряк»
 
 
2. Мозговой штурм
 
Цель: Проанализировать необходимость правильно ставить перед собой цель и определять пути к её достижению.
Задачи: В совместной работе, в процессе дискуссии учителя придут к единому мнению о необходимости определения цели.
Методы: дискуссия
Рефлексия: стикерыКоуч включает мультфильм «Путь к успеху»

После просмотра предлагается вступить в дискуссию.
Как свинья добилась своей цели?
Какие шаги ей пришлось предпринять для достижения цели? Опишите на постерах. Участники коучинга продумывают шаги, этапы достижения цели свинкой.
 
Коуч обобщает работу групп:
Шаг 1. Сначала нужно четко представить себе результат, который Вы намерены получить.
Достижение любой цели начинается с четкого представления РЕЗУЛЬТАТА, который Вы намерены получить и который ЛЕГКО ПРОВЕРИТЬ на то, достигнут он или нет.
СЪЕСТЬ печенье, которое стоит на холодильнике. Еще раз делаю акцент. Не достать! А именно СЪЕСТЬ.
Как определить сбылась мечта свинки или нет? Просто ответить на вопрос: съела ли печенье свинка?
Шаг 2. Цель ясна. Теперь начинаем искать возможности.
Мечта свинки съесть печенье — недостижима. Ведь банка стоит так высоко! Ее невозможно достать!
Мечта свинки съесть печенье — недостижима только на первый взгляд! Вместо этого определите: «КАК я могу этого достичь»?
КАК свинка может съесть свое печенье? Нужно достать банку. А КАК достать банку?И тут начинается полет фантазии. Теперь мозг свинки настроен на поиск решения задачи.
Шаг 3. Подумал! И тут же применил!
Свинка так сильно желает съесть печенье, что не только с огромной скоростью генерирует новые идеиспособов достижения цели. Но и самое главное! Она моментально свои идеи ВОПЛОЩАЕТ в жизнь!
Шаг 4. Действуем! Ошибаемся! Думаем! Снова действуем!
Свинка не боится ошибиться. Она придумывает способ достижения цели — выстроить пирамидку из коробок. Пробует его — взбирается на самый верх. И совершает ошибку — падает. Теперь свинка ищет способ, как избежать уже совершенной ошибки и не упасть — находит выход, берет присоски и снова действует.Так и ребёнок , идя пред собой определённую, чётко поставленную цель с вашей помощью, с предложенными вами подходами и стратегиями дойдёт до цели и будет точно представлять в чём заключается его конечный результат на урок, чему он должен научиться.
  20мин Мультфильм «Путь к успеху»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Постеры, маркеры
 
 
 
 
 
 
 
 
 
         
3. Знакомство соSMART –целями.
Цель: раскрыть эффективность постановки SMART-цели и значение чётко поставленной цели для достижения результата урока.
Задачи: учителя научатся ставить одну цель к уроку и предвидеть результат к своему уроку.
Методы: предварительное анкетирование, «Карусель»
Рефлексия:
«Две звезды –одно пожелание»
  Задание 1.
Коуч предлагает группам написать цель к одному уроку.
 
Анализ анкет учителей.
Анализ анкет показал, что большинство учителей понимают необходимость постановки цели к уроку, но как видно из диаграммы они пользуются вовсе не своими планами урока, а берут уже готовые, предложенные издательством или разработанные другими учителями.

 
Беседа по презентации.
О теперь посмотрите и определите так ли написали цель к своему уроку. Задание 2:Перепишите свои цели так, чтобы они сталиSMART –целями.
Перепишите цель так, чтобы она стала SMART–целью.

Что включает в себя это понятие?
По стратегии «Карусель» защитите свою работу. Участники коуч-сессии составляют цель к одному уроку. 
 
Раскрытие понятия SMART –цель.
SMART содержит в себе 5 критериев постановки целей:
Specific - конкретная;
Measurable - измеримая;
Achievable - достижимая;
Realistiс - реалистичная;
Timed - определенная по времени
 
 
left000Презентация.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Участники принимают участие в обсуждении по итогам презентации.
Коуч раскрывает поэтапность написания цели и задач.
 
Разбивка целей на задачи
Когда учитель сформулировал цель, ему необходимо выработать ориентиры, которые помогут её достичь. Это те шаги по которым свинка добивалась своей цели. Постановка задач определяется этапами, которые следует предпринять, чтобы добиться цели.
Например: Учащиеся
1) будут понимать значение имени существительного как части речи
2) будут применять имена существительные-синонимы в своей речи
3) смогут согласовывать имена существительные с именами прилагательными
Чтобы ученик достиг цели урока он должен следовать к ней пошагово, т.е он должен видеть как он к ней идёт. Осуществляемые шаги или этапы к цели можно называть по - разному: критерии успеха, параметры, ожидаемый результат. Для этого хорошо дать ориентиры в виде стратегий. Они могут начинаться со слов: Я знаю… я могу…я умею… Эти цели, критерии можно записывать на доску или заполнить в виде таблицы на листах. В конце урока (за 5 мин до звонка) учитель должен вернуться к записям, чтобы уточнить чего достигли его ученики за урок.
 
Переписывают цель к своему уроку. Проводится стратегия «Карусель» 30мин Презентация
4. Рефлексия
Цель: проанализировать понимание учителями понятия SMART-цель.
Задачи: Через стратегию «Солнышко» учителя определят эффективность применения SMART-цели для достижения эффективности урока.
  Участникам коучинга предлагается оставить рефлексию.  
5мин Стратегия «Солнышко»
 
РЕФЛЕКСИЯ:
Всем известно, что цель, поставленная учителе к уроку является индикатором усвоения учебного материала учащимися. Но постановка цели ещё не есть результат качества знаний учащихся. Зачастую учителя ставят цель не продумывая глубину и точность её определения. Как раскрыть необходимость правильно формулировать цель, чтобы она не была не решённым результатом, а носила четкий, определённый, ясно выраженный результат деятельности учащегося на уроке. В этом помогают проводимые коучинги с учителями. Одним из ключевых идей коучинга является то, что «коучинг - весьма эффективный способ оказания помощи учителям в их профессиональном развитии и совершенствовании». («Руководство для учителя/Коучинг и менторинг», стр.235) Этот вид совместного сотрудничества даёт возможность в коллаборативной среде найти пути решения данной проблемы. Цель коучинга: раскрыть эффективность постановки SMART-цели и значение чётко поставленной цели для достижения результата урока. Подготовительным этапом к коучингу было проведённое среди учителей анкетирование. Анализ анкет показал, что большинство учителей пользуются готовыми планами к уроку, знают о необходимости постановки цели к уроку, но не задумываются о её значимости. А о SMART-цели никто не знает. Анализ анкет помог мне спланировать этапы к коучингу и подобрать ресурсы к нему. Для создания коллаборативной среды и положительного психологического настроя на первом этапе я предложила игру «На борту корабля». Удачно выбранный подход, динамичная музыка позволило снять напряженность среди участников коучинга, на котором присутствовали учителя из партнёрской школы. Чтобы смотивировать участников коучинга и подвести их к теме, я предложила посмотреть мультфильм «Путь к успеху», а провокационный вопрос «Всегда ли наши ученики успешны на уроке» включил участников встречи в дискуссию. Учителя обсудила почему ребёнок не всегда успешен. И большинство пришли к мнению, что у ребёнка низкая мотивация. Чтоб дать возможность каждому высказать своё мнение я предложила составить постер, в котором учителя должны отразить этапы достижения цели, успешности ученика на уроке. Каждая группа проанализировала и вывела этапы достижения цели. Интересный ресурсный материал и актуальность темы помогли оживить беседу, учителя искали пути, но много было разногласий в процессе дискуссии. А после того как учителя написали цели к одному уроку, и я зрительно их просмотрела, то могу отметить, что большая часть учителей ставили цель традиционно: от учителя! Это говорит о том, что преподаватели ещё не точно видят конечный результат, не умеют спрогнозировать ожидаемы результат своего урока. Предложенная презентация помогла раскрыть понятие о SMART-цели. А ресурсный материал (Приложение 1) помог учителям справиться со вторым заданием и переписать свои цель к уроку так, чтобы они стали SMART. Хотя предложенный материал был достаточно понятным, но не все учителя справились с поставленной задачей. Это говорит о том, что им ещё предстоит более подробно изучить предложенную литературу. Анализ рефлексии учителей по окончании коучинга показывает, что понятие SMART-цель ещё для многих остаётся не совсем раскрытым. Проанализировав свою работу я сделала вывод, что я не смогла, видимо, чётко донести до учителей это понятие, т.к. коучинг проходил в конце рабочего дня и учителя пришли на него после уроков, то нерациональное использование времени на определённых этапах было тоже причиной недопонимания учителями понятия SMART-цель. Однако, общее впечатление о коучинге положительное. Учителя получили ресурсный материал, который могут использовать для постановки SMART-цели.