ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MICROSOFT OFFICE EXCEL В УПРАЛЕНИИ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MICROSOFT OFFICE EXCEL В УПРАВЛЕНИИ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ


Зординова З.М.
Преподаватель информационных технологий
колледжа университета «Туран»

В ХХI веке компьютер стал незаменимым и уникальным инструментом для преподавателя и администратора учебного заведения для осуществления мониторинга и диагностики успеваемости. Поток информации, получаемой участниками образовательного процесса, с каждым годом многократно увеличивается. В связи с этим перед педагогами, а особенно перед администрацией образовательного учреждения встает вопрос об использовании современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации.
Для более эффективного управления учреждением образования в нем должна быть создана единая информационная среда, отвечающая следующим требованиям:
банк данных системы должен содержать максимально полную информацию обо всех элементах учебного процесса;
в системе должна быть предусмотрена возможность обмена сообщениями между всеми пользователями.
Многие функции и задачи внутриколледжного управления в современных условиях решаются более качественно, эффективно и экономично за счет использования программного обеспечения пакета Microsoft Office.
Программа MS Excel позволяет вводить базовые данные об учебном заведении, создавать банки данных по кадровому составу и контингенту учащихся, обрабатывать информацию успеваемости и т.д. Конечно, на начальном этапе потребуется много времени для создания банков данных, но при работе в многопользовательском режиме время можно намного сократить.
В электронной таблице информация отражает общую картину по учебному заведению. При изменении внутри группы достаточно только добавить или удалить строку в файле, содержащем список учащихся, автоматически произойдут соответствующие изменения во всех сводных таблицах. В итоговой таблице мы получим точную информацию на текущую дату.
Создание таблиц позволит освободить заместителя директора от монотонной работы по механическому подсчитыванию, а также предупредит возможность возникновения арифметических ошибок. Большие объемы статистической информации станут для администрации материалом для анализа и основой для принятия правильного управленческого решения.
Электронная таблица позволяет производить расчеты по формулам, представлять данные в виде диаграмм, структурировать данные, делать выборку из больших таблиц, создавать сводные и консолидированные таблицы и др. Использование возможностей современных информационных технологий позволяет автоматизировать процесс обработки результатов рубежных, тематических, итоговых проверочных работ (Таблицы 1,2,3).
Таблица 1
Успеваемость и качество знаний по дисциплине


Группа
Кол-во уч-ся
Успева емость,%
Кач-во знаний%
У ч а т с я н а
Средний балл





"5"
"4"
"3"
"2"


СФ-14-1
15
100,0
53,3
4
4
7

3,8

СУ-14-1
26
92,3
34,6
1
8
15
2
3,3

СПр-14-1
21
100,0
85,7
6
12
3

4,1

СПд-14-1
25
100,0
52,0
5
8
12

3,7

СТ-14-1
20
85,0
65,0
3
10
4
1
3,5

Итого
107
95,3
57,0
19
42
41
3
3,7


Таблица 2
Результативность работы преподавателей колледжа















Ф.И.О. Преподавателя
Дисциплина
Группа
Всего уч-ся
5
4
3
2
успева емость, %
кач-во знаний, %
Ср.Б.

1.
Иванова Г.П.
физика
СФ-14-1
15
4
4
7
 
100%
53%
3,8

2.
Калиева К.К.
физика
СУ-14-1
26
1
8
15
2
92%
38%
3,4

ИТОГО
 
 
9
8
10
 
96%
45%
4,0

3.
Леонова В.А.
русский язык
СФ-14-1
15
4
6
4
1
93%
71%
4,0

4.
Фирсова Е.А.
русский язык
СУ-14-1
26
4
4
18
 
100%
31%
3,5

 
ИТОГО

 
8
10
22
 
97%
51%
3,7

5.
Смагулова А.А.
информатика
СФ-14-1
15
3
5
7
 
100%
53%
3,7

6.
Сидоров И.Н.
информатика
СУ-14-1
26
6
13
7
 
100%
73%
·
4,0

ИТОГО
 
 
9
18
14
 
100%
63%
3,8


Таблица 3

Сводная ведомость за 1-е полугодие 2015-2016 учебного года


СФ-14-1 ФИО студента
химия
географ
информ
Рус-яз
Рус-лит
физика

1
Абдурахманов Шамиль
3
4
3




2
Айданова Алтынай
4
3
3




3
Айтбаева Рашида
3
4
3




4
Архарова Раушан
2
3
2





ВСЕГО учащихся
Формула СЧЕТ


Средний балл
Формула СРЗНАЧ


Количество 5
Формула СЧЁТЕСЛИ 5


Количество 4
Формула СЧЁТЕСЛИ 4


Количество 3
Формула СЧЁТЕСЛИ 3


Количество 2
Форпоула СЧЁТЕСЛИ 2


Количество не яв. (н)
Формула СЧЁТЕСЛИ Н


Качество знаний, %
Формула


Успеваемость, %
Формула



Наглядно иллюстрирует достигнутые успехи электронная таблица «Анализ успеваемости за __лет» (Таблица 4). Она позволяет иметь объективную информацию по каждой дисциплине. По ней можно проследить уровень успеваемости и усвоения учебного материала в течение нескольких лет

Таблица 4
Анализ успеваемости за 2 года



Учебный год
2014-2015
2015-2016


Предметы
5
%
4
%
3
%
5
%
4
%
3
%

1.
Русский язык
3
11
15
58
8
31
2
6
20
63
10
31

2.
Математика
7
27
9
35
10
39
8
19
4
10
30
71

3.
Физика
1
4
10
39
15
58
2
6
8
25
22
69

4.
История
6
23
12
46
8
31
6
35
6
35
5
29


Отслеживать их динамику, представлять результаты в наглядном виде, используя возможности мастера диаграмм (Диаграмма 1). Это, в свою очередь, создает условия для своевременной корректировки содержания и методики обучения, целенаправленного достижения образовательного стандарта.


Внедрение программы Excel в работу администрации колледжа повышает эффективность управления образовательным учреждением за счет автоматизированного сбора статистической информации и отчетных материалов, оперативного структурированного представления информации, использования электронного документооборота.
Есть объективная необходимость создания в колледже следующего материала с использование программы Microsoft Excel:
банк данных по отслеживанию результатов обучения
банк данных по всеобучу
банк данных о выпускниках колледжа и др.
Использование перечисленных банков данных позволяет минимизировать сроки создания отчетности, проведения мониторинга обученности обучающихся, отслеживания повышения профессионального мастерства учителей.
Благодаря этим данным за короткий промежуток времени выдается результат по динамике учебного процесса в различных разрезах. Данные могут быть использованы руководителями для изучения причин полученных результатов, ознакомления родителей, формулировки целей и задач на учебный год, выявления тенденции сложившейся ситуации и сделать соответствующий прогноз на будущее.
Информационные технологии дают огромные преимущества и учащимся, и преподавателям. Все, что создается с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, можно охарактеризовать тремя словами: эстетично, быстро, качественно. И самое главное – это возможность оперативного доступа к информации, возможность редактирования, получения твердой копии и передачи ее по локальной сети или Интернет-каналам.
Литература:
Исаков, В .Л. Педагогический мониторинг как средство повышения эффективности учебного процесса Текст. : дис. . канд. пед. наук / В.Л. Исаков. Чайковский, 2007. 197 с.
Баратова, В.В. Мониторинг качества образовательного процесса Текст. / В.В. Баратова // Образование в современной школе. 2008. - №1. - С. 3-9.
Бабурина, В.В. Формирование и развитие познавательной активности в процессе дидактического мониторинга Текст.: Дис. . канд. пед. наук / В.В. Бабурина. Пенза, 2004. - 165 с.