Конспект организованной образовательной деятельности «Герои Великой Отечественной войны – наши земляки» (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51
Конспект организованной образовательной деятельности
«Герои Великой Отечественной войны – наши земляки»
(подготовительная к школе группа)
Автор:
Жаровцева Светлана Викторовна,
воспитатель, первая квалификационная категория
г. Ковров
Задачи:
Обучающая задача: формирование первичных представлений о коврочанах – героях Советского Союза, служивших в различных родах войск в годы Великой Отечественной войны и защищавших нашу страну от врагов.
Воспитательная задача: формирование уважительного отношения к подвигам земляков-ковровчан во время Великой Отечественной Войны.
Развивающая задача: развитие диалогической речи в общении со взрослыми и сверстниками при поиске нужной информации о героях Великой Отечественной Войны – наших земляках; совершенствование умения владения связной речью, как средством составления рассказов о подвигах ковровчан; обогащение активного словаря: артиллерист, пограничник, танкист, летчик.
Материалы и оборудование:
фонограмма песни «Священная война» муз. А. Александрова;
фотографии ковровчан – героев Великой Отечественной войны,
иллюстрация – Золотая звезда героя Советского Союза,
фотографии стел с Аллеи героев г. Коврова;
дидактическая игра «Определи рода войск по знакам отличия»;
картинки военной техники: танк, пушка, пулемёт, самолёт;
мультимедиа презентация «Герои Великой Отечественной войны – наши земляки».
Взаимосвязь с видами детской деятельности:
До организованной образовательной деятельности:
слушание песни «День Победы» музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова, «Три танкиста» музыка Дм. и Дан. Покрасс, слова Б. Ласкина;
рассматривание иллюстрации с изображением военной техники и военных разного рода войск;
рассматривание фотоматериалов с Аллеи Героев города Коврова;
ситуативная беседа «Отличительные особенности формы и снаряжения военных»;
чтение рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату»;
дидактическая игра «Собери военную технику».
После организованной образовательной деятельности:
подготовка информационных сообщений о герое Советского Союза по выбору детей с дальнейшей презентацией воспитанникам других групп детского сада;
конструирование военной техники из строительного материала с использованием схем;
сюжетно-ролевые игры «Военный госпиталь», «Военный аэродром», «Разведчики», «На заставе», «Мы – танкисты»;
рисование сражений Великой Отечественной войны для оформления альбома «Герои Великой Отечественной войн – наши земляки».
Взаимодействие с семьёй:
дети совместно с родителями собирают и изготавливают коллекцию макетов военной техники;
оказание помощи в поиске информации о ковровчанах – героях Советского Союза;
дети совместно с родителями оформляют альбом «Герои Великой Отечественной войны – наши земляки»;
совместно с детьми участвуют в презентации альбома «Герои Великой Отечественной войны – наши земляки».
Процесс вовлечения
Воспитатель утром вносит фотографии наших земляков, получивших звание героев Советского союза в Великой Отечественной войне, фотографии стел с Аллеи героев, иллюстрацию с изображением Ордена золотой звезды (приложение).
Дети рассматривают появившиеся фотографии, узнают достопримечательность города Коврова – Аллею героев, замечают, что на памятниках изображены те же люди, что и на фото. Ребята задаются вопросом, кто эти люди и почему им поставили памятники. Воспитатель спрашивает мнение детей. В ходе рассуждений дети предполагают, что это наши земляки – герои войны, совершившие подвиги и получившие награды.
Приход детей в ДОУ,
до утренней гимнастики, после завтрака
Процесс
целеполагания
Ребята спрашивают у воспитателя, за какие подвиги могли получить награды эти люди. Педагог интересуется, как думают сами дети. Ребята высказывают свои предположения и задаются целью узнать о подвигах героев.
3 мин.
Процесс
планирования
Дети самостоятельно вспоминают, где можно найти информацию: узнать самим в каких войсках служили и какой военной техникой пользовались эти герои, спросить у взрослых и найти в интернете информацию об их подвигах.
1 мин.
Процесс
осуществления
деятельности
Ребята вспоминают, по каким признакам можно определить в каких войсках служили эти люди. В итоге приходят к общему мнению, что на форме должны быть знаки отличия родов войск.
Ребята рассматривают фотографии и определяют, в каких войсках служили герои войны (дидактическая игра «Определи рода войск по знакам отличия»).
Дети в итоге получают информацию, что герои-ковровчане служили в танковых, пограничных, лётных, артиллерийских войсках.
Воспитатель подтверждает, что ковровчане воевали, как пелось в довоенной песне «на земле, в небесах и на море», служили в разных родах войск: кто-то из них был танкистом, кто-то был летчиком, пограничником и артиллеристом. В борьбе с врагом им помогала военная техника.
Дидактическая игра «Найди для военного военную технику».
Затем дети самостоятельно выбирают картинки военной техники и ставят рядом с фотографией военного, сопровождая фразой: «Танком управляет танкист. Из пушки стреляет артиллерист. За штурвалом самолёта – лётчик. Из пулемёта строчит пограничник».Далее воспитатель располагает на магнитной доске поочерёдно картинки с изображением военной техники и проводит с детьми фонопедические упражнения «Наше оружие» (на стихи А.Усачева).
Воспитатель читает стихотворения, дети выполняют упражнения.
Картинка – пушка.
Если враг пошел в атаку,
Пушка встала на пути:
Мимо вражескому танку
Ни проехать, ни пройти!
«Пушка». Исходное положение основная стойка, руки внизу. Произносить «ба-бах!» (первый слог – как можно более низким голосом, второй – в высоком регистре), поднимая обе руки постепенно вверх, а затем вернуться в исходное положение.
Картинка – самолет.
Это вид штурмовика:
Он штурмуем облака
Тучи расступаются,
Птицы разлетаются.
«Штурмовик». Исходное положение основная стойка, руки внизу. Делать глиссандо на звук «у» с самого высокого регистара до самого низкого, поднимая руки постепенно через стороны, изображая крылья самолета, а затем вернуться в исходное положение.
Картинка – танк.
А у танка норов крут:
Грохот, пламя, дым, салют
И от выстрела такого
Аж захватывает дух.
«Танк». Исходное положение основная стойка, руки внизу соединить вместе, поднять их вверх, изображая дуло танка. Произносить на выдохе «Д-д-д», а затем вернуться в исходное положение.
Картинка – пулемёт.
Затрещал пулемет.
Стихло птичье пенье в рощах
Не волнуйтесь! Не пройдет
Враг через границу.
«Пулемет». Исходное положение основная стойка, руки согнуты в локтях. Произносить звук «р» на выдохе, ощущая вибрацию и сжимая пальцы в кулаки.
Далее ребята спрашивают у воспитателя, что ей известно о подвигах ковровчан – героев войны. Воспитатель сообщает, что тоже интересовалась этим вопросам, изучала книги в библиотеки, сведения в интернете. И собрав информацию, подготовила следующую презентацию.
Показ мультимедиа презентации «Герои Великой Отечественной войны – наши земляки» (приложение).
1 слайд
Воспитатель: Многие тысячи ковровчан прошли по дорогам Великой Отечественной войны. 13 наших земляков получили высшую награду - Золотую Звезду Героя Советского Союза.
2 слайд
Гвардии сержант артиллерист Иван Степанович Носов получил звание Героя 9 февраля 1944 г. за отвагу и мужество, проявленные при форсировании Днепра. Только за один год артиллерист Носов из своего орудия уничтожил 12 вражеских танков, 8 пулеметов, подбил 2 орудия и истребил до двух рот вражеской пехоты.
3 слайд
Летчик-истребитель Владимир Александрович Бурматов воевал в Заполярье. Звание Героя ему было присвоено 31 мая 1944 г. Всего он сбил 12 самолетов врага.
4 слайд
Иван Васильевич Першутов, летчик-штурмовик, бил фашистов на грозном штурмовике "Ил-2". Першутов совершил 93 боевых вылета и в результате уничтожил: 65 танков, 175 автомашин, 20 зенитных точек, 9 полевых орудий, 28 железнодорожных вагонов, несколько самолетов и около 1500 вражеских солдат и офицеров. 9 февраля 1944 г. он погиб в неравном бою, освобождая Украину, звание Героя Советского Союза лейтенанту Першутову было присвоено посмертно.
5 слайд
Артиллерист противотанкового орудия сержант Федор Герасимович Коньков, кавалер двух орденов Славы, совершил подвиг при освобождении Польши. В одном бою 5 октября 1944 г. он подбил 7 немецких танков. Наградой стала Золотая Звезда Героя.
6 слайд
Майор Василий Григорьевич Кабанов служил в кадровой армии еще до войны. Пройдя всю Великую Отечественную, к началу 1945 г. он командовал танковым батальоном. За взятие польского города в январе 1945 года Кабанов получил звание Героя. За три недели до Дня Победы, майор Кабанов погиб в битве за Берлин.
7 слайд
Танкистом был и Григорий Васильевич Прованов, прошедший всю войну и дослужившийся до звания подполковника и звания Героя Советского Союза. Прованов лично уничтожил 8 танков, 12 орудий, 6 миномётов, 25 огневых пулемётных точек, 350 автомашин и до 700 солдат и офицеров противника.
8 слайдКомандир противотанкового орудия сержант Павел Семенович Маштаков получил свою Золотую Звезду в марте 1945 г. В ожесточённом бою, заменив убитых и раненых товарищей, он один продолжал сражаться и не дал немцам прорваться к штабу полка.
9 слайд
Сержант Виктор Иванович Ястребцев 22 февраля 1944 г. во время военной операции в тяжелом бою повторил подвиг Александра Матросова, закрыв своей грудью амбразуру вражеского дзота. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
10 слайд
Виктор Антонович Заевский, бывший начальник Ковровского аэроклуба, получил Золотую Звезду за успешное выполнение воздушной разведки в феврале 1944 г.
11 слайд
Командир минометной роты капитан Алексей Петрович Генералов воевал в Заполярье, защищал подступы к Мурманску. 13 октября 1944 г., возглавляя контратаку своего батальона, отважный офицер погиб. Звание Героя он получил посмертно.
12 слайд
Командир бомбардировщика капитан Алексей Петрович Мартынов за время войны совершил около тысячи боевых вылетов. Последние удары его самолет наносил уже по Берлину. Звание Героя за отличное выполнение боевых заданий летчику было присвоено через год после окончания войны.
13 слайд
Командир самоходного орудия лейтенант Павел Константинович Ранжев в одном бою подбил четыре вражеских танка, подавил 26 опорных пунктов врага. Самоходка Ранжева была подбита, сам он ранен в голову, но уцелел. А было это в центре Берлина, в одном из самых последних сражений Великой Отечественной войны. За этот бой отважному самоходчику было присвоено звание Героя Советского Союза.
14 слайд
Из всех ковровских Героев, лейтенант Владимиро-Волынского пограничного отряда Алексей Васильевич Лопатин встретил врага первым. В самом начале июля 1941 г. он и погиб, до последней капли крови защищая границу Родины. А звание Героя Советского Союза ему было присвоено позже остальных через 15 лет после гибели.
20 мин.
Рефлексия
Воспитатель предлагает ребятам вспомнить, что они узнали о героях Великой Отечественной войны.
Игра «Что я узнал о героях войны».
Дети рассказывают о том, что они узнали интересного и нового для себя.
Воспитатель интересуется, с кем можно поделиться полученной информацией. Ребята предлагают рассказать родителям, другим детям детского сада, своим знакомым.
Педагог спрашивает у детей, что для этого им необходимо. Ребята предлагают нарисовать рисунки, собрать фотографии и поместить их в один альбом.
Воспитатель спрашивает у детей, что ещё они хотели бы узнать о героях. Ребята могут изъявить желание узнать о детстве героев, кем работали до начала и после войны и др.
Педагог спрашивает, где можно найти подробную информацию? Дети предлагают посетить библиотеку, узнать из книг, совместно с родителями поискать в интернете.
Эта тема может стать перспективой работы – сбором и подготовкой информационных сообщений об одном из ковровчан – героев Советского Союза.
5 мин.