Внеклассное мероприятие «Юные орнитологи» предшкола
Внеклассное мероприятие «Юные орнитологи» предшкола
Старкова Н.Н.
Цели и задачи: дать представление о зимующих и перелётных птицах;
познакомить с мероприятиями по охране птиц;
воспитывать бережное отношение к птицам;
развивать речь, мышление, внимание, память учащихся.
Оборудование: иллюстрация зимующих, перелётных птиц, раздаточный материал, кормушка
Звучит музыка.
Ведущая: У берега несмело Ложится хрупкий лед. Печально туча серая По дну пруда плывет. Суровой дышит осенью Прозрачная вода. Деревья листья сбросили, Встречая холода.
- О каком времени года говорится в этом стихотворении. Какие изменения происходят в природе осенью?
Дети: Стало холодно, насекомые спрятались, птиц стало меньше, выпал первый снег.
Ведущая: Но что я слышу, что за разговор? Сюда кто-то летит. (Сценка с перелётными птицами)
ЦАПЛЯ: Здравствуй, скворушка!
СКВОРЕЦ: Что ты такая печальная, цапля?
ЦАПЛЯ: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть это правда?
СКВОРЕЦ: Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал и на севере, и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето. (Улетают)
Ведущая: Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? Да потому, что многие птицы улетают от нас в теплые края. Их называют перелетными птицами. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год . Вы их встречаете каждый день. Кто же это? (ворона, голубь, воробей).
(выставляются картинки с изображением этих птиц)
- А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).
- Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.
- У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.
- Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).
- Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.
- Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).
- Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.
Он часто стучит по дереву, а зачем он это делает вы узнаете, если поиграете со мной.
Пальчиковое упражнение «Дятел»
Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палецЧервячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчкуХоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.Все равно он будет мой.
Ведущий: Ну а теперь посмотрим, как хорошо вы запомнили зимующих птиц.
Игра «Какой птички не стало?»
На доске четыре пять картинок с изображением зимующих птиц. Ведущий незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает:
- Какой птички не стало?
Игра «Найди лишнюю птицу»
Ведущий показывает картинки с изображением птиц, а дети называют «лишнюю» и объясняют почему.
1ряд: воробей, ласточка, снегирь
2 ряд: сорока, синица, аист
3 ряд: дятел, голубь, воробей (в этом ряду нет «лишней» птицы, так как это все зимующие птицы)
Дидактическая игра «Назовите ласково»
-Назовите ласково:
*Синица- синичка
*снегирь- снегеречек
*воробей- воробушек
*клюв- клювик
*хвост-хвостик
*перо-перышко
*крыло-крылышко
- гнездо-гнездышко
Игра «Собери картинку».
Раздаются детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены зимующие птицы.
- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их. Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.
- Расскажите, что получилось после того как вы сложили картинку.
Физминутка «Ворон на зарядке»
Утром ворон встал на лапки встать со стула
Приготовился к зарядке руки на поясе
Повернулся влево, повернулся вправо
Приседанье сделал славно присесть, руки вперед
Клювиком почистил пух повороты головы влево, вправо
И на стульчик тихо плюх сесть на стульчик
Ведущая: Ребята, а почему все эти птицы могут зимовать в наших краях и переносить суровую зиму?
Да, ребята, потому, что они питаются не только насекомыми, но и семенами и плодами деревьев и кустарников, а также пищевыми отходами.
Сценка «Доживем до весны».
Вылетает Воробей, Синица.
Синица:
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра ни крошки!
Червячков и мошек нет.
А без них - какой обед?!
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Появляется сорока.
Сорока:
Добрый день, синичка, здравствуй!
Чик - Чирикин как дела?
Ой, не терпится похвастать –
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам что поесть.
Рассказала мне подружка
Про какие – то кормушки.
Дескать, дети есть такие –
Ну, совсем совсем, не злые,
А, как раз наоборот –
Помогают птицам!
Вот!
Воробей недовольно:
Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете.
Не поверю никогда
Будто где – то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны!
Синичка задумчиво:
А вот я бы полетела.
Что – то кушать захотела.
Воробей:
Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.
(Все улетают на кормушки.
Через некоторое время появляются не спеша синичка и воробей)
Синица:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну дела!
Воробей:
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый- то желудок
Нам, пернатым, ерунда.
И любое время суток,
и снега и холода!»
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?
Синица :
Да! Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!
(Птицы улетают)
Ведущая: Так куда прилетают птицы зимой пообедать?( к кормушке).
Мы объявляли конкурс кормушек и сейчас подведем его итоги. Какая кормушка наиболее удобная для птиц? Проводится награждение победителей.
Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?
Учащиеся показывают корма и рассказывают о них:
- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.
- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.
- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.
- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.
- Семена репейника – основной корм щеглов.
- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сырое (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.
- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.
Ведущий: Ребята, вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы?
. А сейчас познакомьтесь и запомните правила подкормки птиц.
Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала.
Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.
Выполняйте эти привила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих младших товарищей, братьев и сестер.
Покормите птиц зимой,Чтоб со всех концов К вам слетались, как домой,Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, Горсть одна нужна.Горсть одна – и не страшнаБудет им зима.
Приручите птиц в морозК своему окну,Чтоб без песен не пришлосьНам встречать весну!
ЦАПЛЯ: Здравствуй, скворушка!
ЦАПЛЯ: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть это правда?
СКВОРЕЦ: Что ты такая печальная, цапля?
СКВОРЕЦ: Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал и на севере, и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето. (Улетают)
Синица:
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра ни крошки!
Червячков и мошек нет.
А без них - какой обед?!
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Появляется сорока.
Синичка задумчиво:
А вот я бы полетела.
Что – то кушать захотела.
Синица:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну дела!
Синица :
Да! Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!
Сорока:
Добрый день, синичка, здравствуй!
Чик - Чирикин как дела?
Ой, не терпится похвастать –
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам что поесть.
Рассказала мне подружка
Про какие – то кормушки.
Дескать, дети есть такие –
Ну, совсем совсем, не злые,
А, как раз наоборот –
Помогают птицам! Вот!
Воробей недовольно:
Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете.
Не поверю никогда
Будто где – то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны!
Воробей:
Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.
Воробей:
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый- то желудок
Нам, пернатым, ерунда.
И любое время суток,
и снега и холода!»
(Обращается к синичке)
Ты со мной согласна?
15