Методический материал из опыта работы по теме Активные формы и методы работы на уроке начальной школы
1.Методика: «Волшебная линеечка».
Цель: развитие умения учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку по однозначному критерию.
Эта методика эффективно применяется на самом первом этапе формирования котрольно-оценочной самостоятельности т.е. в 1 – 2 классах. Дети учатся оценивать себя и работу товарища по какому – то одному критерию. Критерии:1 Правильно ~ неправильно. (П. -Н.) 2 Легко - трудно. (Л. -Т.) 5 Интересно - неинтересно. На самом верху «линеечки» может поставить крестик тот ученик, который задание выполнил правильно, а внизу - кто выполнил задание неправильно. Таким образом, выполнив задание, ребенок ставит «крестик» и начальную букву критерия на условной шкале в соответствии с тем, какое место занимает его результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Учитель тоже ставит свой «крестик» на линеечке, пастой другого цвета. Очень важно чтобы оценки ученика и учителя совпадали. Несовпадение оценок говорит о неадекватном оценивании, требует разъяснения.
2.Методика: « Солнышко»
Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения.Перед уроком детям выдается карточка в форме круга, в центре которой нарисовано солнышко без лучиков. Учитель предлагает учащимся дорисовывать в течение всего урока по желанию по 3 лучика солнышку, если при выполнении задания не испытывал затруднений, настроение было хорошим.
При подведении итога урока дети прикрепляют свое «солнышко» на доску рядом со словами: - я доволен уроком, потому, что ……- я не доволен уроком, потому, что …
(Далее проводится рефлексия собственной деятельности:- Я доволен уроком, потому, что узнал новое, выполнять задания мне было интересно и т.д.)3. Методика: «Оцени себя».
Цель: развитие умений учащихся объективно оценивать свою деятельность, формирование положительной мотивации учения.
Данную методику учитель применяет для проверки уровня сформированности реалистичной самооценки учащихся.
Детям выдаются карточки, на которой изображен круг.
- Весь круг это все добрые дела, которые ты совершаешь каждый день. Если ты считаешь, что каждый день совершаешь только хорошие поступки, то поставь точку в самом центре круга. Если иногда ты поступаешь не так , как нужно, то поставь точку ближе к краю круга. Если ты считаешь, что совершаешь только злые и никогда хорошие, то ничего не отмечай.
(Ключ: Точка в самом центре круга означает завышенную самооценку, ближе к центру- реалистичную, точка за кругом- заниженную самооценку);
(на доске учителя тоже нарисован круг, дети выходят к доске и прикрепляют свой кружок на большом круге. Учитель делает вывод об уровне сформированности реалистичной самооценки)4. Методика: «Древо творчества»
Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения.
Данная методика используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме.На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки. Рядом с которыми указаны критерии оценивания: яблоко – урок прошел плодотворно, лист – пропащий день, цветы – довольно неплохо.При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа.
5. Методика: «Состояние моей души».
Цель: развитие умений учащихся объективно оценивать свою деятельность, формирование положительной мотивации учения.
При подведении итога урока учитель просит учащихся подойти к доске и прикрепить своего «пушистика» на лесенку.
6. Методика: «Радуга».
Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции.Учащимся выдается карточка – круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой – зеленым цветом, 3 и более ошибок – желтым цветом. Эффективно используется на обобщающих уроках.
7. Методика: «Зажги огонек»Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции
Методика используется после введения понятия «числовой отрезок». Учащимся предлагается поработать с карточкой, на которой изображен числовой отрезок. Цифры на числовом отрезке соответствуют № задания.
Правильно выполненное задание дети отмечают точкой зеленого цвета, если при выполнении допущено 1 – 2 ошибки – желтого цвета, 3 и более – красного цвета. При подведении итога урока наглядно видно
МБОУ «Первомайская ОШ»
Методическая
копилка методик
из опыта работы
Конеевой Э.Э.
2015-2016гг.
На обобщающих уроках
Приём «Творческая мастерская»
К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект.
Для завершения урока
Приём «Ромашка»
Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.
Приём «Чистый листок»
Ученик берёт чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.
Приём «Мудрый совет»
Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые: еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.
Приём «Итоговый круг»
Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают.
Для рефлексии на уроке
Приём «Мордашки»
Ученики сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.
Приём «Резюме»
Ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю… Резюме даётся раз в неделю или в месяц.
Активные формы и методы работы на уроке
Памятка для учителей начальных классов
Составила Конеева Эмине Энвеовнучитель начальных классов
МБОУ «Первомайская ОШ»
Для настроя на учебную деятельность
Приём «Руки – ноги»
Вначале краткая инструкция: «Когда я хлопну в ладоши один раз, то я дам приказ вашим рукам — они должны поработать (подняться или опуститься). Когда хлопну два раза — это приказ ногам (согнуться или разогнуться, то есть встать или сесть)». После этого учитель быстрыми ритмичными хлопками, меняя темп и чередуя их последовательность, руководит действиями детей, пытаясь их запутать. Лишь начав играть и первый раз сбившись (например, при двух хлопках — сигнале ногам - сев и при этом, машинально опустив руки), дети обнаруживают скрытую сложность игры и множественность вариантов положения, они начинают смотреть на ведущего пристально, «ловить», а потом и стараться предугадать его движения.
Приём «Поздоровайся локтями»
Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников.
Приём «Дерево ожиданий»
Учащимся раздают заранее вырезанные из бумаги яблоки, лимоны и предлагают попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, и чего опасаются, записав и прикрепив на определенное дерево. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
Для проверки изученного материала
или закрепления нового:
Приём «Умный листок»
По трем рядам с последней парты передают вперед лист бумаги, на котором каждый ученик должен написать одно понятие из заданной темы. Выигрывает команда, справившаяся быстрее и точнее остальных. Это быстрый и веселый способ проверки материала.
Для сообщения нового материала
Приём «Инфо-угадайка»
На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»
Приём «Мозговой штурм»
Ученик понимает, что от его усилий зависит лицо всей группы. Важно четко сформулировать проблему, затем учитель или 2-3 ученика информируют класс о существе проблемы. Далее ставится практическая цель, ориентированная на возможный реальный поступок (помочь, составить). Затем дается время на обсуждение (5-6 мин.) После обсуждения слово предоставляется представителям группы, проводится общий итог. Никакой критики. Приветствуются любые предложения, какими бы нелепыми они ни казались. Чем более странной кажется идея, тем лучше.
Приём «Отсроченная отгадка
В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта при работе с новым материалом.
Для самостоятельной работы
Приём «Ульи»
Образование групп сменного или постоянного состава и обсуждение в группах.
Приём «Светофор»
Для проведения дискуссии и принятия решений. Во время дискуссии поднимаются карточки согласия – не согласия по цвету светофора.
Приём «На линии огня»
Каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем вопросы задают участники других групп, а они - защищаются.