Конспект урока по музыке на тему Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель) (4 класс)


Тема: Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).
Тип урока: получение новых знаний.
Формы работы: Индивидуальная, фронтальная.
Цель: Познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, группой струнных смычковых инструментов (виолончель, скрипка). Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов как А. Бородин, Й. Гайдн.
Задачи:
Обучающая: Дать представления о струнных музыкальных инструментах (скрипка, виолончель).
Развивающая: Развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство. Развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию.
Воспитывающая: Пробудить у учащихся интерес к музыке, желание слушать ее в концертном исполнении. Воспитывать духовность, нравственность, интерес к музыке, любовь к искусству.
Формируемые УУД:
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с познавательной задачей.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций ролей в совместной деятельности.
Оборудование: компьютер, презентация, видеоролик «отрывок скрипка, виолончель», фонограмма песни «Где музыка берет начало?», оценочный лист для учащихся, аудиозапись произведения А. Бородина «Ноктюрн».
Время проведения: 40 минут

Ход урока
Этапы Время Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые
УУД
Организационный момент. 1 минута Мотивация к учебной деятельности,
включение в учебную деятельность. Здравствуйте ребята, меня зовут Оксана Владимировна, урок музыки у вас проведу я. Садитесь! Приветствуют учителя. Садятся за парты. Коммуникативные: использовать простые речевые средства.
Подготовка к восприятию музыкального произведения. 2 минуты Создание проблемной ситуации, в результате чего обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде гипотез. На этом уроке нас ждет много интересного, но сначала послушайте загадки и скажите, о чём идет речь?
В симфоническом оркестре её голос самый главный,Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.Голос трепетный, высокий узнаём мы без ошибки.Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный ... .
Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду.
Мне дивный инструмент поможет по – разному звучать он может:
То нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко.
Он звуком бархатным поёт и сразу за душу берёт,
Не контрабас и не свирель, зовут его…
Верно! Молодцы!
Скажите, а что такое виолончель и скрипка, какого тема нашего урока?
Правильно!
Ребята, откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число 25 января, классная работа и тему нашего урока «Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель)». Слушают загадки. Скрипка, виолончель.
Это музыкальные инструменты.
Записывают в тетрадь число, классную работу, тему урока. Коммуникативные: следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
Слушание музыки. 17минут Организовать действие по обобщению:
анализ признаков объекта;
выделение главных признаков;
объединение словом или предложением;
оформление вывода о понятии
Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Виолончель и скрипка – родственные музыкальные инструменты, которые вместе с альтом и контрабасом составляют семейство струнных. Родились виолончель и скрипка в Италии почти 500 лет назад.
Скрипка - наиболее распространенный смычковый струнный инструмент, пользующийся невероятной популярностью еще с XVI века. ( запишите в тетрадь )
Виолончель - струнный смычковый музыкальный инструмент, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка, но значительно бо́льших размеров.( запишите в тетрадь)
Виолончель нередко называют басом. Поднимите руку, кто помнит басню И.Крылова «Квартет»? О чем она? « Ты с басом, Мишенька, садись против альта, я , прима, сяду против вторы…» Речь здесь идёт об ансамбле в который входят 4 инструмента: две скрипки, альт и виолончель. Виолончель назвали «Басом», потому что он самый низкий по звучанию инструмент в квартете.
Давайте, послушаем и вспомним, как играли музыканты- медведь, осёл, козел и мартышка на инструментах. И ответите мне на вопрос: получилась ли у них красивая музыка? Почему?( нет, у них получилась бессмыслица; А вы, друзья, как ни садитесь,Все в музыканты не годитесь.)
А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разнообразная музыка – звучит красиво, выразительно, увлекательно. Поэтому мы прослушаем профессиональное исполнение музыкального произведения, вторую часть струнного квартета А. Бородина – «Ноктюрн» (что в переводе с французского – ночной). Внимательно послушайте и подумайте: Какое состояние души передает «Ноктюрн»? Какие чувства вызывает эта музыка? (Эта напевная, лирическая пьеса печального, мечтательного характера. Её мелодия звучит в разных регистрах – сначала у виолончели, а затем у скрипки.) Это исполнение вам понравилось больше, чем в басне?
Молодцы!
Вы уже знаете о русском народном оркестре?(Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские
народные инструменты). Кто знает о симфоническом оркестре? (Симфони́ческий оркестр — большой коллектив музыкантов исполняющий музыкальные произведения на классических инструментах).Кто – нибудь слышал о нем? А кто из вас бывал на концерте симфонического оркестра?
Предлагаю вам поприсутствовать на одном из концертов симфонической музыки и посмотреть отрывок соло скрипки и виолончели в произведении австрийского композитора Йозефа Гайдна.
ВИДЕОРОЛИК
Голоса каких музыкальных инструментов вы услышали в этом отрывке?
Как вы можете охарактеризовать произведение?
Какие эмоции вы испытали при прослушивании отрывка произведения? Слушают учителя.
Слушают, далее записывают в тетрадь.
Слушают, далее записывают в тетрадь.
Ответы учащихся.
Слушают и отвечают на вопросы.
-Нет. Потому что это не возможно слушать, это ужасная музыка, не приятная.
Слушают учителя.
Слушают произведение и отвечают на вопросы.
Ответы детей. – Да.
Ответы учащихся.
Внимательно смотрят видеоролик.
Скрипка и виолончель.

Оно веселое, бодрое, легкое, романтичное, нежное, мягкое, чувственное.
Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
Личностные: первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений.
Коммуникативные: следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
Познавательные: расширять свои представления о музыке.
Исполнительская деятельность 15минут Повторение певческого материала. Формирование навыка пения, звуковедения. Вы побывали на концерте симфонического оркестра и оказались в роли слушателей. Я вам предлагаю побыть в роли исполнителей.
Для этого мы разучим песню. Но после того как мы с вами немного потанцуем. (Включаю видеоролик ирландского танца.)
Сядьте правильно (спина прямая, могут положить руки на стол для удобного чтения текста песни). Мы готовы к работе, а это значит, что сейчас мы с вами разучим песню, которая называется «Где музыка берет начало», создателями которой являются композитор Е. Крылатов и поэт Ю. Энтин. Для начала вы её внимательно прослушаете, а затем ответите мне на вопросы. Где же музыка берет начало? Слушают учителя.
Танцуют под видеоролик.
Присаживаются на свои места, выполняют правильную посадку.
Разучивают песню вместе с учителем после прослушивания.
Слушают песню. Отвечают на вопросы. Регулятивные: осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.
Коммуникативные: следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
Итог урока. Рефлексия. 5 минут Самооценка результатов своей деятельности. Итак, о чём сегодня на уроке шла речь? Что нового вы узнали? Что такое симфонический оркестр? (Симфони́ческий оркестр — большой коллектив музыкантов исполняющий музыкальные произведения на классических инструментах).
1.Выучить слова песни «Где музыка берет начало?».
2.Выполните творческое задание по вариантам:
1в. Изобразить скрипку и найти интересные факты об инструменте, о создателях скрипки.
2в. Изобразить виолончель и найти интересные факты об инструменте, о создателях виолончели.
Ребята, оцените свою работу.
У вас на партах лежат оценочные листы контроля. Вспомните свою работу на уроке и допишите конец предложений.
Наш с вами урок подошел к концу, мне было приятно с вами работать. До свидания! Ответы детей.
Оценивают свою работу на уроке.
Прощаются с учителем. Регулятивные: выполнять действия в устной форме.