Интегрированный урок географии и биологии 11класс. Глобальные проблемы человечества.
Дата:23.04.2015г.
Конспект интегрированного занятия внеурочной деятельности по географии и биологии 11класс проведённого в рамках недели географии.
- Учитель: Дунина Татьяна Сергеевна учитель географии МОБУ СОШ№15 МО Кореновский район.
Тема: ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Цель занятия:
О – сформировать у учащихся понятие «глобальные проблемы человечества», дать современные представления о глобальных проблемах (сущности и характере их взаимосвязей), о роли и задачах науки в целом, и географии в частности, в разработке стратегии и методологии их решения.
Систематизировать знания учащихся о глобальных проблемах человечества.
Научить учащихся применять полученные знания на практике.
Показать, что человек – не просто часть природы, а социальное существо.
В – способствовать развитию экологического мышления учащихся и формированию единой картины мира.
Р – развитие логического мышления, памяти, речи учащихся. Расширение кругозора учащихся.
Тип занятия: нетрадиционный.
Вид занятия: Экскурсия, пресс-конференция.
Методы обучения:
Словесные: беседа, пресс-конференция,
Наглядные: метод граффити,
Практические: создание панно.
Средства обучения:
Наглядные: атласы, опорные конспекты, информационные бюллетени.
Практические: тесты, схемы.
Оборудование и материалы:
Физическая карта мира;
Политическая карта мира;
Экономическая карта мира;
Атласы;
Панно.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.
Географ:
По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера. Но все же это была далекая предыстория, своего рода «инкубационный период» современных глобальных проблем. В полной мере эти проблемы проявились уже во второй половине ХХ века и, в особенности, в последней четверти ХХ века, то есть на рубеже двух веков и, даже, тысячелетий. Они были вызваны к жизни целым комплексом причин, отчетливо проявившихся именно в этот период.
ХХ век – переломный не только в мировой социальной истории, но и в самой судьбе человечества. Принципиальное его отличие от всей истории состоит в том, что человечество утратило веру в свое бессмертие. Ему стало доступно понимание того, что его господство над природой не беспредельно и чревато гибелью его самого.
В связи с этим особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения.
В прежние времена понятие «безопасность» отождествлялось преимущественно с обороной страны от агрессии. Теперь же под ним подразумевается также защита от угроз, связанных со стихийными природными бедствиями и техногенными катастрофами, экономическим кризисом, политической нестабильностью, распространением подрывной информации, нравственной деградацией, оскудением национального генофонда и др. эта обширная проблематика является предметом забот, как в отдельных странах, так и в рамках мирового сообщества.
Все это привлекло внимание к глобальным проблемам не только политики, но и науки.
Тема занятия: «Глобальные проблемы человечества».
Биолог:
Наше занятие – необычное, интегрированное, совместное по географии и биологии.
Вопросы:
Что такое глобальные проблемы?
Какие же проблемы человечества являются глобальными на данном этапе?
Когда они возникли?
Как их решить?
На эти и некоторые другие вопросы мы постараемся ответить на этом занятии.
( по ходу – вешает на доску таблички с вопросами:
ЧТО?
КАКИЕ?
КОГДА?
КАК?)
За ответом на эти вопросы мы отправимся на открытие Всемирного музея цивилизации.
Эпиграфом нашего занятия будут слова (вешает на доску):
«Быть или не быть – вот в чем вопрос»
У. Шекспир
Итак, начнем.
Актуализация опорных знаний.
Биолог:
Мы с вами находимся во Всемирном музее цивилизации (вешает таблички).
Для того, чтобы выяснить, какие проблемы человечества являются глобальными на данном этапе, мы посетим мастерскую, где работают художники-авангардисты.
Задание: за 7-10 минут изобразить методом граффити проблемы, которые волнуют человечество на данном этапе.
(По 3 человека от каждой группы в течение 7-10 минут рисуют на листах ватмана глобальные проблемы человечества, которые им известны, методом граффити. В это время остальные учащиеся отвечают на вопросы географа)
Географ:
Вопросы:
Сколько населения проживает на планете в настоящее время?
(6 млрд., атлас, с. 7)
Сколько государств на современной политической карте мира?
(235, из них 193 - независимые)
Назовите и покажите типы стран мира по уровню экономического развития:
развитые страны «большой восьмерки»;
(атлас, с. 1)
развивающиеся страны;
(Аргентина, Индия, Египет)
постсоциалистические и социалистические страны.
(Чехия, Украина; Куба, Лаос, Вьетнам)
Назовите крупнейшие международные организации.
(Атлас, с. 2-3)
Назовите формы правления государством.
(Республика. Монархия: абсолютная (Саудовская Аравия), конституционная (Великобритания), теократическая (Ватикан). Атлас, с. 1)
Какие бывают формы устройства государства?
(унитарные (Франция, Украина, Израиль), федеративные (Россия, США, Индия))
Что такое «урбанизация»?
Всегда ли человеческая деятельность способствует выживанию человека как вида?
Проверка и оценивание результатов работы:
Биолог – анализ и оценивание результатов работы художников:
По 1 баллу за правильно названную проблему и ее обоснование.
(По ходу ответов на доску вывешиваются таблички с названиями проблем)
Географ – оценивание работы учащихся по опросу.
(Результаты – в оценочные листы)
Биолог:
Вопросы:
1. А есть ли еще какие-либо проблемы, которые волнуют человечество на данном этапе?
2. Какое будущее ожидает нашу цивилизацию?
Географ:
Для выяснения этого вопроса мы с вами переходим в конференц-зал, где скоро начнется пресс-конференция по вопросам глобальных проблем человечества.
Изучение нового материала.
Биолог:
На нашей пресс – конференции присутствуют (представляет участников):
Представители различных Всемирных организаций:
Мэр мегаполиса Сан-Сан
ЮНЕСКО
ЕЭС
ВФОП
Совета Безопасности ООН
МАГАТЭ
МСОП
ИЛО
Экономического и социального совета ООН
ИМО
ФАО
ВОЗ
ЮНИДО по промышленному развитию
МОТ
Корреспонденты различных газет и журналов мира;
Художники, которые заканчивают свою работу над созданием панно на тему «Цивилизация будущего».
ПРЕСС – КОНФЕРЕНЦИЯ
Географ:
Начинаем нашу пресс-конференцию.
(по ходу конференции биолог вешает на доску таблички с названиями проблем,
«художники» заполняют панно)
Корреспондент 1 (газета «Юманите»):
Какие проблемы человечества называются «глобальными»?
Представитель Международной организации труда (1):
«Глобальный» происходит от французского слова «global», что означает «всемирный, общий». Поэтому глобальные проблемы – это проблемы, касающиеся всего человечества и охватывающие все аспекты взаимоотношений между государствами, странами мирового сообщества, отношения между обществом и природой, вопросы совместного решения ресурсообеспеченности, обеспечения жизнедеятельности и качества жизни населения.
Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал, что, возможно, настанет день, когда станет трудно, а может и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что-либо на Земле, так как воздух загрязнен, вода – отравлена, почва – заражена радиацией или др. химическими веществами. Но многое изменилось с тех пор. И в нашем веке это вполне реальная угроза, и не многие люди осознают это. Такие люди – владельцы крупных заводов, нефтегазодобывающей промышленности, думают только о себе, о своем кошельке. Они пренебрегают правилами безопасности, игнорируют требования экологической полиции, ГРИНПИСа, порой им бывает неохота или лень купить новые фильтры для промышленных стоков, газов, загрязняющих атмосферу.
А какой может быть вывод? Еще один Чернобыль, если не хуже. Так что, может нам следует задуматься над этим? Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет – заслуга каждого из нас.
Это само по себе является свидетельством осознания того факта, что выживание и возможность развития человечества подвергаются угрозам, каких оно не испытывало никогда в прошлом.
Корреспондент 2 (журнал «GEO»):
Глобальных проблем, с которыми человечество столкнулось в ХХ веке, очень много. Какие же их них требуют первоочередного решения?
Представитель Совета Безопасности ООН (2):
Это проблема предотвращения войны и сохранения мира, потому что в мире, накопившем такое количество ядерного оружия и разработавшем ядерные технологии, локальный военный конфликт в любой момент может стать глобальным, всеобщим. Войны накладывали свой отпечаток на развитие общества во все эпохи развития человеческой цивилизации. А во второй половине прошлого столетия появилось ядерное оружие и возникла реальная возможность уничтожения целых стран и, даже, континентов, то есть практически всей современной цивилизации. В результате мир подошел к такой критической точке, когда знаменитый гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» встал уже не перед отдельными группами людей, а перед всем человечеством.
Ограничить влияние ядерной катастрофы на окружающую среду невозможно, что доказала авария на ЧАЭС, поэтому применение ядерного оружия просто уничтожит все живое на планете, и все остальные проблемы потеряют смысл. Разрешение глобальной проблемы войны требует прекращения гонки вооружений и разоружения.
Обратимся к цифрам (в бюллетене). Только в ХХ веке в 2 локальных войнах погибло более 100 млн. человек. Военные конфликты, которые происходили с 1945 до 1997 года (их было около 200), привели к потере около 12 млн. человек и материальным потерям на сотни млрд. долларов. Гонка вооружений ежегодно отнимает у человечества около 1 трлн. долларов (столько же стоил весь мировой рынок услуг, в 3 раза больше – полный оборот мировой внешней торговли), в армиях государств занято 26,5 млн. человек. Считают, что к началу 3 тысячелетия около 35 стран будут владеть химическим оружием, около 15 – иметь технологию производства биологического оружия, около 20 – самостоятельно производить баллистические ракеты, около 10 стран работают над формированием ядерного потенциала.
Представьте, как изменили бы лицо нашей планеты эти средства, вложенные в решение других глобальных проблем.
В январе 1992 года, после более чем двадцатилетних переговоров и обсуждений, была принята Международная конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении, которую подписали сразу 130 !!! стран.
ХХ век, принесший человечеству 2 невиданные до этого, по масштабам, мировые войны, еще более обострил значение проблемы войны и мира. В этот период развивается пацифистское движение, зародившееся в США и Великобритании после наполеоновских войн. Оно отвергает всякое насилие и любые войны, в том числе и оборонительные.
(на доске – табличка «Война и мир». На панно – самолет, бомбы, разрушения)
Корреспондент 3 (газета «Вашингтон-пост»):
Назовите страны-экспортеры (продавцы) оружия и военной техники.
Представитель Экономического и социального совета ООН (3):
США, Россия, Франция, ФРГ, Китай, Великобритания (показывает на карте).
Корреспондент 4 (журнал «Вокруг света»):
Можно ли назвать страны мира, лидирующие по объемам военных расходов?
Представитель Экономического и социального совета ООН (4):
Почти половина мировых военных затрат приходится на 2 государства – США и Россию (показывает). Некоторые страны, в первую очередь участники долговременных военных конфликтов (зона Персидского залива, Северная Корея и др. – показывает на карте), тратят на военные нужды более 10 % своего ВВП.
Пять государств современного мира являются «ядерными»: США, Россия, Франция, Великобритания и Китай (показывает). Их ядерные арсеналы представляют потенциальную опасность.
В конце ХХ века внешнеполитическая конфронтация постепенно стала вытесняться стремлением к взаимопониманию и сотрудничеству. В 1988 г. США и СССР заключили договор о ликвидации ракет среднего радиуса действия. В 1994 г. От статуса ядерной державы первой отказалась Украина, на тот момент обладавшая третьим по мощности ядерным потенциалом в мире. Вслед за Украиной от ядерного оружия отказались Казахстан и Беларусь.
Однако на планете, к сожалению, продолжают существовать так называемые «горячие точки» - районы военных конфликтов: Ближний Восток, район Персидского залива, Индокитай, Латинская Америка, Африка (Эфиопия, Судан, Сомали, Мозамбик, Руанда), Кавказ, Балканы, Северная Ирландия (показывает на карте).
Корреспондент 5 (журнал «GEO»):
Каково решение данной проблемы?
Представитель Совета Безопасности ООН (5):
Разрешение военной напряженности требует не только разоружения, но и готовности конфликтующих сторон к ведению переговоров и определенным взаимным уступкам. Широкое международное сотрудничество и новое политическое мышление – основа сохранения мира на Земле.
Корреспондент 6 (газета «Монд»):
Численность населения Земли постоянно возрастает и уже превысила 6 млрд. человек, вызвав демографическую проблему перенаселения. Что Вы можете сказать по этому поводу?
(На доске – табличка «Демографическая»)
Представитель ИЛО (6):
Первоочередной является проблема народонаселения.
Демография – наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса.
Демографическая проблема – сумма социально-демографических проблем, которые касаются интересов всего человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс. Наиболее важные проблемы мирового масштаба:
быстрый рост населения (демографический взрыв) в развивающихся странах;
депопуляция (демографический кризис) в экономически развитых странах;
неконтролируемая урбанизация в развивающихся странах;
кризис больших городов в некоторых развитых странах.
Корреспондент 7 (газета «Женьминь жибао»):
Расскажите подробнее о демографическом взрыве.
Представитель ИЛО (7):
Началом демографической проблемы стал демографический взрыв 1950 – 60-х гг. в странах Азии, Африки и Латинской Америки (показывает). Подавляющее большинство населения современного мира проживает в развивающихся странах, причем доля этих стран в мировом населении постоянно растет.
Наблюдающийся в ХХ веке быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки связан, прежде всего, с освобождением этих стран от колониального ига и вступлением их в новый этап экономического развития.
Корреспондент 8 (газета «Индиан – экспресс»):
Каковы последствия демографического взрыва?
Представитель ФАО (8):
Новый «демографический взрыв» обострил проблемы, порожденные стихийностью, неравномерностью и антагонистическим характером развития человечества.
Продовольственная проблема определяет способность Земли прокормить население планеты сейчас и в будущем. Соотношение численности населения и объем продуктов питания является одной из самых важных глобальных проблем человечества.
Все это выразилось в резком ухудшении питания и здоровья населения. К стыду цивилизованного человечества, более 500 млн. людей (каждый 10) изо дня в день хронически недоедают, и это преимущественно в странах с самыми благоприятными условиями для развития сельскохозяйственного производства. Зона, в которой значительная часть населения страдает от голода и недоедания, охватывает на мировой карте обширную территорию: Африка, Южная и Юго-Восточная Азия, частично – Латинская Америка (показывает), то есть территории развивающихся стран.
В информационных листах представлены некоторые причины такой ситуации:
1) проблема «скрытого голода» - во многих районах Африки, Индии, Индонезии население питается богатыми крахмалом зерновыми и корнеплодами, но почти не потребляет мяса;
2) преобладание монокультуры, что придает пище однообразный характер (рис – страны Южной и Юго-Восточной Азии, кукуруза – Гватемала, бананы – Гондурас, просяные культуры – зона саванн Африки и др.);
3) неполноценное питание – рацион не отвечает физиологическим потребностям организма человека (72 % населения развивающихся стран);
4) география производства продовольствия далеко не совпадает с географией его потребления (США, Канада, Западная Европа имеют избыток продовольствия, но развивающиеся страны не имеют средств для его закупки в достаточных объемах).
Больше всего от недоедания страдают дети. По данным ВОЗ, ежедневно умирает 40 тыс. детей в возрасте до 5 лет. Это составляет около 15 млн. человек в год.
Корреспондент 9 (газета «Киевские ведомости»):
Каковы пути решения продовольственной проблемы?
Представитель ФАО (9):
широкое применение достижений генетики и селекции;
повышение биологической продуктивности Мирового океана;
эффективное использование солнечной энергии для фотосинтеза органической массы;
повышения плодородия земель;
широкое использование новейших методов агрономии.
(На доске – табличка «Продовольственная». На панно – трактор, люди, корова)
Корреспондент 10 (газета «News of world»):
Какие еще проблемы связаны с народонаселением планеты?
Представитель ЮНЕСКО (10):
Острой глобальной проблемой остается проблема образования. В настоящее время каждый 4-й житель нашей планеты в возрасте старше 15 лет остается неграмотным. Количество неграмотных увеличивается ежегодно на 7 млн. человек. Решение этой проблемы упирается в нехватку материальных средств для развития системы образования.
Не менее животрепещущими являются вопросы, в своей совокупности фиксирующие культурные, религиозные и нравственные проблемы процесса глобализации.
НО! Сама по себе увеличивающаяся численность населения мира не является положительным или отрицательным фактом. Проблема заключается в том, что возрастание численности населения по темпам превышает экономическое и социальное развитие, то есть увеличивается количество безработных, бедных, неграмотных, голодающих, ухудшается качество жизни.
Корреспондент 11 (газета «Sidney morning Gerald»):
Какова тенденция темпов естественного прироста населения в мире в целом?
Представитель ЮНЕСКО (11):
В целом в мире наблюдается устойчивая тенденция снижения темпов естественного прироста населения, однако, в отдельных странах и регионах высокие темпы роста населения привели к осложнению демографической ситуации. Разрешить проблему возможно при помощи проведения соответствующей государственной демографической политики. Индия и Китай, например, проводят демографическую политику сокращения рождаемости, повышая минимальный возраст вступления в брак, выдавая разрешение на рождение ребенка, вводя штрафные санкции.
Корреспондент 12 (газета «Sun»):
Существует ли демографическая проблема на Украине?
Представитель ЮНЕСКО (12):
Украина стоит перед проблемой «старения нации», однако в данный момент можно отметить как положительную тенденцию определенную стабилизацию: смертность перестала превышать рождаемость. Еще в 1997 г. Естественный прирост был отрицательным (– 7 человек на 1000 жителей), сейчас он близится к 0.
(работа с атласом, с. 4)
Корреспондент 13 (газета «Бильд»):
Связана ли проблема урбанизации с неравномерностью распределения населения на земном шаре?
Мэр мегаполиса Сан-Сан (13):
Урбанизация – увеличение доли городского населения и городов в развитии общества.
Этапы урбанизации:
XVII – конец XIX века – локальные процессы урбанизации охватывают некоторые страны Западной Европы (особенно Великобританию) и Северную Америку;
первая половина ХХ века – рост городов и городского населения в большинстве регионов мира, урбанизация приобретает глобальные масштабы;
вторая половина ХХ века – характеризуется интенсивной урбанизацией в условиях НТР;
первая половина ХХI – НТР, роботизация и кибернетизация производства и человеческой деятельности будут определять преимущество социально-экологических факторов над производственными и техническими.
Динамика урбанизации выглядит так (в информационном бюллетене):
1800 г. – 5,1 % городского населения;
1850 г. – 6,3 %;
1900 г. – 13,3 %;
1950 г. – 29,2 %;
1900 г. – 45,2 %;
2000 г. – (прогноз) - 51,1 %.
По данным 1997 года наибольшую долю городского населения имеют развитые страны (показывает):
В Европе: Бельгия – 97%; Исландия – 91 %,;
В Северной Америке: США – 79 %; Канада – 78 %.
В Латинской Америке: Венесуэла – 91 %; Аргентина – 87 %.
В Азии: Израиль – 92 %, Кувейт – 97 %;
В Африке: ЮАР – 60 %, Тунис – 55 %.
Растет количество больших городов. В 1997 году насчитывалось 2200 городов с населением более 100 тыс. человек, из них более 400 городов – более 1 млн. человек и 45 городов – более 5 млн. человек.
Проблемы урбанизации:
в развивающихся странах (Боливия, Мозамбик, Мьянма и др., показывает) урбанизации приняла особо стремительный и неуправляемый характер;
взрывной рост городов идет с образованием трущобных районов с антисанитарными условиями жизни.
Корреспондент 14 (газета «Известия»):
Что вы можете сказать об энергетической проблеме?
Представитель ЕЭС (14):
История развития человечества теснейшим образом связана с получением и использованием энергии. Уже в древнем мире люди использовали тепловую энергию для обогрева жилищ, приготовления еды, изготовления из бронзы, железа и других металлов предметов быта, инструментов и т.д.
С древнейших времен известны уголь и нефть – вещества, дающие при сжигании большое количество теплоты. Сейчас формулировка «топливо» включает все вещества, которые при сжигании дают большое количество теплоты, широко распространены в природе и (или) добываются промышленным способом.
Энергетическая проблема – одна из глобальных проблем человечества – свидетельствует о том, что развитие технической цивилизации на Земле в ХХ веке характеризуется быстрым ростом энергопотребления. Эта проблема связывается прежде всего с ограниченностью важнейших органических и минерально-сырьевых ресурсов планеты. За 1945 – 1995 годы человечество использовало 2/3 всего топлива, добытого человечеством за время его существования. Ученые предупреждают о возможности исчерпания известных и доступных для использования важнейших ресурсов.
В информационных листах представлены современные проблемы энергообеспечения:
1) истощение ресурсов заставляет вырабатывать ресурсосберегающую политику, широко использовать вторичное сырье;
2) развитие энергосберегающей технологии и всемерная экономия энергии во всех сферах человеческой деятельности;
3) постепенно изменять структуру топливно-энергетического баланса за счет развития альтернативной энергетики;
4) разработка новых технологий по удешевлению добычи энергоносителей, их транспортировки и переработки.
(На доске – табличка «Энергетическая». На панно – АЭС, лампочка)
Корреспондент 15 (газета «Жиче Варшавы»):
Каковы перспективы дальнейшего развития проблемы энергообеспечения?
Представитель МАГАТЭ (15):
Характерной особенностью перспективного развития мировой энергетики будет постоянный рост доли преобразованных энергоносителей в конечном использовании энергии (в первую очередь – электрической энергии). В перспективе, когда ядерные источники энергии будут играть более заметную роль, чем в настоящее время, следует ожидать стабилизации или даже снижения стоимости электроэнергии.
Одной из первоочередных задач в стратегии развития энергетики в регионе развивающихся стран должен стать немедленный переход к новым источникам энергии, способным сократить зависимость этих стран от импорта жидкого топлива и положить конец недопустимому уничтожению лесов, служащих для этих стран основным источником топлива.
Корреспондент 16 (газета «Советская Беларусь»):
Перечислите меры, направленные на изменение негативных тенденций в сфере энергетики.
Представитель МАГАТЭ (16):
повышение эффективности использования энергии;
изменение структуры топливно-энергетического баланса за счет развития альтернативной энергетики (солнечные электростанции, ветросиловые энергоустановки, приливные и геотермальные электростанции, энергия водорода и др.);
уменьшение вредных выбросов в атмосферу;
необходимо повысить надежность АЭС, чтобы полностью исключить возможность аварий.
Необходимо дальнейшее развитие международного сотрудничества путем усиления и расширения экономической и технической помощи развивающимся странам со стороны развитых.
Корреспондент 17 (газета «Нихон Кейдзай»):
Сможет ли человечество обеспечить себя всеми необходимыми ресурсами в самое ближайшее время?
Представитель МСОП (17):
Проблема обеспечения хозяйственной деятельности человека природными ресурсами - ровесница самой хозяйственной деятельности человека. Забота о запасах необходимых ресурсов не только на данный момент, но и на перспективу, всегда была свойственна людям, однако в настоящее время потребление ресурсов достигло огромных масштабов и не прекращает возрастать.
Проведенные расчеты доказали, что абсолютной нехватки минеральных ресурсов на данный момент не существует и не предвидится в перспективе. Однако есть относительная ограниченность сырьевых ресурсов, которая обусловлена возможностями геологоразведки, ухудшением природно-географических условий добычи многих видов минерального сырья, сложностями его доставки из мест разработки, обычно удаленных от районов потребления, неравномерностью размещения и др.
Корреспондент 18 («Экономическая газета»):
Как можно разрешить сырьевую проблему или хотя бы уменьшить ее остроту?
Представитель МСОП (18):
Этот вопрос стал остро в 1970-х годах, когда разразившийся нефтяной кризис прежде всего сказался на транспорте, а затем – и на мировой экономике в целом. Первым отреагировало автомобилестроение, предложив новые экономичные модели, изготовленные из меньшего количества дефицитных материалов (прежде всего металлов) и потребляющие меньшее количество топлива. Остальные отрасли переняли практику ресурсосбережения и минимизации, открыв широкую дорогу внедрению микротехники.
Пути разрешения сырьевой проблемы не только разработаны, но и достаточно активно используются развитыми странами. Речь идет о внедрении новых ресурсосберегающих технологий и технологических процессов, рационального использования ресурсов в производстве (например, питьевая вода не должна использоваться для промышленных нужд, а металлы – там, где их можно заменить пластмассами, и др.), использованием вторичного сырья.
Полуотравленная газом,
По нефтяным болотам – вплавь
Куда ты рвешься? Где твой разум?
Взгляни в себя разумным глазом.
Нельзя же все богатства разом –
Чуть-чуть грядущего оставь.
М. Дудин
Корреспондент 19 (журнал «GEO»):
Сырьевая проблема очень тесно связана с экологической проблемой. Когда впервые было отмечено резкое ухудшение качества окружающей среды?
Представитель ЮНИДО по промышленному развитию:
Четверть века назад. Особенно резко возросла нагрузка на окружающую среду во 2 половине ХХ века. На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор, как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объем этого вмешательства.
Корреспондент 20 (Еженедельник «Древо познания»):
Перечислите современные экологические проблемы.
Представитель ЮНИДО по промышленному развитию(20/1):
Экологическая проблема – проблема взаимоотношений общества и природы, сохранения окружающей среды. Влияние человека на природу стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход невозобновимых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так как на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы – той части планеты, где существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию. При этом можно выделить несколько наиболее существенных процессов, любой из которых не улучшает экологическую ситуацию на планете (Атлас, с.15)
Посмотрите в информационном бюллетене:
загрязнение воздуха, гидросферы и почв;
рост шумовых нагрузок;
засорение отходами человеческой жизнедеятельности обширных территорий;
обеднение видового состава растительного и животного мира;
уничтожение лесов;
разрушение озонового слоя;
парниковый эффект;
процесс опустынивания;
дефицит чистых пресных вод;
загрязнение Мирового океана нефтяной пленкой;
загрязнение околоземного космоса остатками космических аппаратов;
ухудшение жизни населения в крупных городах и др.
Современная экологическая ситуация характеризуется чрезвычайной напряженностью, поскольку сущность экологических проблем заключается в конфликте между растущей природопреобразовательной деятельностью человека и процессами, которые регулируют динамическое равновесие в биосфере.
(на доске – табличка «Экологические». На панно – жители водоема, завод)
Представитель ИМО (20/2):
Бурное развитие техники и технологии, расширение границ территориального разделения труда – все это привело к широкому вовлечению в хозяйственный оборот ресурсов Океана, а его проблемы приобрели глобальный характер. Это проблемы опасного загрязнения Океана, снижения его биологической продуктивности, освоения богатых минеральных и энергетических ресурсов, достижения справедливого распределения ресурсов. В числе других неблагоприятных факторов можно назвать следующие (в информационном бюллетене):
стремительно растет добыча и переработка биологических ресурсов океана;
в широких масштабах развернулась добыча нефти и газа, работает около 900 плавающих нефтебуровых платформ. Начинает добыча других видов сырья - железомарганцевых конкреций, содержащих около 30 различных металлов;
выросла рекреационная нагрузка на побережье. Только на пляжах и курортах Средиземного моря ежедневно отдыхает около 100 млн. человек.
Интенсивная хозяйственная деятельность привела к растущему загрязнению Мирового океана. Использовать пространства и ресурсы Океана необходимо так, чтобы не загрязнять его.
Почему угроза экологического кризиса обрела реальность и приобрела планетарные масштабы?
Представитель ВФОП (21):
Угроза экологического кризиса обрела реальность вследствие того, что индустриальное развитие цивилизации долгое время продолжалось по принципу вседозволенности:
вырубалось столько леса, сколько требовало производство;
из-за моды на мех, кожу или кость полностью уничтожались некоторые виды животных;
для нужд мелиорации бездумно отбиралось количество воды, невосполнимое естественным путем, и т. д.
Появился мрачный прогноз об «экологическом самоубийстве человечества». К сожалению, биосферная катастрофа вполне возможна. Поэтому необходимо честное осознание масштаба экологической угрозы и интеллектуальное бесстрашие перед лицом этого вызова человечеству. Дело в том, что изменения в биосфере, в том числе и катастрофические, происходили и будут происходить независимо от человека, поэтому речь должна идти не о полном послушании природе, а о гармонизации природных и социальных процессов на основе гуманизации НТП и коренного переустройства всей системы общественных отношений.
Глобальность экологических проблем требует таких же глобальных, всеобщих действий.
Корреспондент 22 (газета «Аргументы и факты»):
Вы можете привести примеры таких действий?
Представитель ВФОП (22):
Удачным примером может служить ряд международных договоров, охраняющих Мировой океан:
запрет на захоронение в его водах радиоактивных отходов;
мораторий на добычу исчезающих видов китов, морских выдр – каланов и прочие соглашения.
Глобальный переход к всеобщей охране природной среды декларирован конференцией ООН по проблемам окружающей среды (Рио-де-Жанейро, 1992).
Экологические проблемы «не признают» государственных границ и поэтому они могут быть разрешены только при широком международном сотрудничестве.
Корреспондент 23 (газета «Фигаро»):
Каковы пути решения экологических задач?
Представитель МСОП (23):
Экологические проблемы требуют решения 3 задач:
оздоровление среды и улучшение ее качества;
охрана природной среды и здоровья людей;
предотвращение вредного влияния хозяйственной деятельности человека.
Для решения экологических проблем необходимо (в информационных листах):
улучшить структуру производственных комплексов путем повышения удельного веса производства с высоким уровнем экологичности;
совершить переход к новым технологическим процессам, которые будут способствовать комплексному и полному использованию природных ресурсов;
улучшить методы очищения и утилизации вредных отходов и выбросов;
построить предприятия экологической индустрии, которые будут перерабатывать отходы;
усилить рационализацию использования природных ресурсов, что будет способствовать улучшению проведения мероприятий по охране окружающей среды.
Корреспондент 24 (журнал «Здоровье»):
Прокомментируйте следующее выражение Эдмунда Маски, сенатора от штата Мэн:
«При установлении стандартов мы должны брать за основу влияние на здоровье людей наиболее уязвимой части населения, а не здоровых людей».
Представитель ВОЗ (24):
Данное предложение, безусловно, заслуживает внимания, поскольку многие загрязнители выступают в качестве фона, на котором усиливается воздействие обычных заболеваний (грипп, бронхит, астма, сердечно-сосудистые заболевания и др.). люди с ослабленным здоровьем в данном случае выступают в роли своеобразных индикаторов, особо чувствительных к этому виду загрязнения или совокупности таковых. Так, обычный конъюнктивит может принимать серьезные формы на фоне высоких уровней загрязнения и фотохимического смога.
Корреспондент 25 («Экономическая газета»):
Что вы можете сказать о проблемах развивающихся стран? Каким образом отсталость некоторых стран сказывается на всем мире?
Представитель ЮНЕСКО (25/1):
Проблема отсталости развивающихся стран, на первый взгляд, не сильно затрагивает интересы государств с более высоким уровнем социально-экономического развития. Однако мы живем в эпоху глобального мира, где отделить себя от своих близких или далеких соседей просто невозможно.
Существует несколько аспектов данной проблемы.
Представитель МСОП (25/2):
Экологический. Экономическая отсталость развивающихся стран препятствует развитию экологической деятельности, тем самым нарушая всемирный экологический баланс. Так, хищническое уничтожение экваториальных лесов Африки и Латинской Америки (показывает) сокращает «зеленые легкие» планеты, производство чугуна в Китае (показывает) приводит к загрязнению атмосферы и др.
Представитель ВОЗ (25/3):
Эпидемиологический. Зачастую именно на территории развивающихся стран возникают очаги эпидемий, которые оттуда распространяются на территории других стран, угрожая здоровью человечества. Низкий уровень развития медицины и социальной защиты в этих странах не только не препятствует распространению инфекционных заболеваний, но зачастую способствует мутациям болезнетворных микроорганизмов, повышающим их жизнестойкость и опасность.
Представитель Совета Безопасности ООН (25/4):
Миграционный. Низкий уровень жизни и напряженная военно-политическая обстановка в развивающихся странах становятся основными причинами возрастания потока беженцев. Граждане развивающихся стран иногда практически вынуждены эмигрировать в другие страны, нарушая ограничения на въезд. нелегальные иммигранты (например, из Грузии, Армении, Мексики, Вьетнама и др.) (показывает) провоцируют активизацию преступной деятельности - контрабандных перевозок людей.
Правоохранительный. Слабое развитие экономики не позволяет нормально работать правоохранительным органам развивающихся стран, в результате чего повышается уровень преступности.
Представитель ЮНЕСКО (25/5):
Культурный. Перенаселение, низкое качество жизни проводят к уничтожению исторических ценностей:
В Индии, например, для уплаты внешнего долга были переплавлены в слитки тысячи уникальнейших произведений искусства;
широко известна «пиратская» специализация некоторых поселений в Азии: многие поколения «расхитителей гробниц» продают исторические ценности, добытые варварским способом, иностранным туристам.
В итоге мы сталкиваемся с общей проблемой торможения, сдерживания общемирового поступательного развития.
Корреспондент 26 (газета «Урядовий кур’єр»):
Как мировое сообщество может смягчить проблему отсталости развивающихся стран?
Представитель Экономического и социального совета ООН (26):
Различные международные организации и фонды оказывают посильную материальную и гуманитарную помощь:
Основывают совместные предприятия;
Инвестируют капитал;
Развивают индустрию, туризм;
Обучают кадры.
Подведение итогов пресс – конференции
Биолог:
Наша пресс-конференция подошла к концу. Спасибо всем ее участникам. Заключительное слово предоставляется нашим художникам для ответа на вопрос: «Что ожидает человечество в будущем?»
(Художники обосновывают результаты своей работы, объясняют полученные «положительные» и «отрицательные» картины «Цивилизации будущего»)
Пора бы человечеству понять,
Богатства от природы отбирая,
Что Землю надо тоже охранять.
Она, как мы, такая же живая.
Ирина Трофимова,
Географ:
Вопрос:
Какие же глобальные проблемы человечества были рассмотрены на конференции?
(Перечисляют на основании табличек на доске)
Обобщение, систематизация и закрепление полученных ЗУН.
Биолог:
Количество глобальных проблем варьирует в очень широких пределах: от 10 до 40 и более. Но, если иметь в виду главные проблемы, то их не более десятка:
Проблема мира и разоружения, предотвращение новой войны.
Экологическая проблема:
обезлесение;
опустынивание;
загрязнение атмо- и гидросферы.
Демографическая проблема:
демографический взрыв и кризис;
неконтролируемая урбанизация;
переселение беженцев.
Энергетическая проблема.
Сырьевая проблема.
Продовольственная проблема.
Проблема использования Мирового океана.
Проблема мирного освоения космоса.
Проблема борьбы с:
- наркоманией и наркобизнесом;
- организованной преступностью и терроризмом.
Ликвидация неграмотности.
Кризис культуры и нравственности и др.
Все эти проблемы порождены разобщенностью человечества, неравномерностью его развития. Сознательное начало еще не стало важнейшей предпосылкой человечества как единого целого. Отрицательные результаты и последствия несогласованных, непродуманных действий стран, народов, отдельных людей, накапливаясь в глобальных масштабах, стали мощным объективным фактором мирового экономического и социального развития. Они оказывают все более существенное влияние на развитие отдельных стран и регионов. Их решение предполагает объединение усилий большого количества государств и организаций на международном уровне.
Географ:
Глобальными (по М. М. Максимовой, 1981) называют те проблемы, которые:
касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев;
приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации;
требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.
Глобальные проблемы человечества стали важным объектом междисциплинарных исследований, в которых участвуют и общественные, и естественные, и технические науки. Среди отдельных таких наук можно назвать следующие: философию, экономику, социология, право, географию, биологию, экологию, физику, химию, океанологию и др.
Важное место среди них занимает география, в структуре которой в 80-е годы возникло новое направление, получившее название геоглобалистики. В рамках его развития были рассмотрены все глобальные проблемы в совокупности и определено место географии в изучении опасных глобальных тенденций и поиске путей их разрешения.
Задания:
Перечислить основные факторы, которые способствуют возникновению глобальных проблем человечества.
Назвать причины этих явлений.
(Работа с информационными листами)
Основные факторы, которые способствуют возникновению глобальных проблем человечества.
Причины
быстрый рост численности населения;
постоянный рост промышленного и сельскохозяйственного производства;
увеличение объема добычи полезных ископаемых;
строительство новых транспортных магистралей;
загрязнение окружающей среды и др.
нерегулируемый прирост населения во многих странах;
низкий уровень внедрения ресурсо- и энергосберегающих производств;
быстрая урбанизация населения;
сокращение сельскохозяйственных угодий и лесов;
быстрая автомобилизация;
милитаризация экономики отдельных стран;
неэффективная региональная экономическая политика на всех уровнях.
Географ:
Мы видим, что понятие глобалистики и глобальных проблем очень обширное и неоднозначное. Понятие «глобалистики» вряд ли можно считать достаточно четким. И не случайно многие авторы по-разному трактуют ее существо.
(Работа с таблицами 1 и 2 информационных листов)
Биолог:
Задания:
Используя свои знания, атласы, таблицы 3 и 4, объяснить аббревиатуры Международных организаций.
Используя схему 1 взаимосвязи глобальных проблем человечества, показать взаимосвязи этих проблем на схеме 2.
(Работа в малых группах по 4 человека)
Сам термин «глобалистика» вошел в научный обиход на рубеже 60-70 годов, когда вышли в свет первые доклады Римскому клубу. Тогда же сформировалось и само понятие о глобальных проблемах.
(Работа с информационными листами)
В 80-е годы русский ученый Ю. Н. Гладков классифицировал и выделил основные положения глобалистики.
Таблица 1
1.
Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера.
Предотвращение ядерной войны и сохранение мира;
Обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им.
2.
Проблемы преимущественно природно-экономического характера.
Экологическая;
Энергетическая;
Сырьевая;
Продовольственная;
Мирового океана.
3.
Проблемы преимущественно социального характера.
Демографическая;
Межнациональных отношений;
Кризиса культуры, нравственности;
Дефицита демократии;
Охраны здоровья;
Терроризма (в какой-то мере).
4.
Проблемы смешанного характера, нерешенность которых нередко приводит к массовой гибели людей.
Региональные конфликты;
Преступность;
Технологические аварии;
Стихийные бедствия.
5.
Проблемы чисто научного характера.
Освоение космоса;
Исследование внутреннего строения Земли;
Долгосрочное прогнозирование климата.
6.
«Малые» проблемы «синтетического» характера, сопровождающие все развитие человеческой цивилизации.
Бюрократия;
Эгоцентризм.
Все глобальные проблемы (по М. М. Максимовой, 1981) можно объединить в 3 группы.
Таблица 2
1.
Проблемы экономического и политического взаимодействия государств (интерсоциальные).
Глобальная безопасность;
Глобализация политической власти и структуры гражданского общества;
Преодоления технологической и экономической отсталости развивающихся стран и установления нового международного порядка.
2.
Проблемы взаимодействия общества и природы (эколого-социальные).
Предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды;
Обеспечение человечества необходимыми ПР (сырьем, энергией, продовольствием);
Освоение Мирового океана и космического пространства.
3.
Проблемы взаимоотношений людей и общества (социокультурные).
Проблема роста народонаселения;
Проблема охраны и укрепления здоровья людей;
Проблемы образования и культурного роста.
Итоги занятия.
Учитель отмечает удачные доклады и вопросы, анализирует возникшие в ходе «конференции» трудности, выставляет оценки.
Легко быть зверем
И легко быть богом,
Быть человеком –
Это тяжело.
Евгений Винокуров
Домашнее задание.
Задания:
Предложить свою схему классификации и взаимосвязей глобальных проблем человечества.
Заполнить таблицу 5, используя свои знания и принципы решения проблем.
ЛИТЕРАТУРА
Экономическая и социальная география мира: 10 кл. – К., 1999.
Общая биология: Учебн. для 11 кл. сред. Общеобразоват. учебн. завед. / Н.Е. Кучеренко, Ю.Г. Вервес, П. Г. Балан, В. М. Войцицкий. – К., 2001.
Економічна та соціальна географія світу: Атлас для 10 кл. – К., ДНВП „Картографія”, 2003.
Круглая Н. Я., Довгань Г. Д. Экономическая и социальная география мира. 10 кл.: Пособие для учителя. – Харьков, 2002.
Тарасенко М. Г. Економічна та соціальна географія світу. – Донецьк, 1999.
Ефименко В. И. География Украины. Экономическая и социальная география Украины и Луганской области. – Луганск, 2002.
Все страны мира. Энцикл. справ. / Автор-сост. Родин И. О., Пименова Т. Н. – М., 2003.
Економічна та соціальна географія світу: атлас для 10-11 кл. – К., ЗАО „ІПП”, 2002, 2003.
Масушко І. О. Економічна та соціальна географія світу: 10 кл. Робочий зошит з програмними практичними роботами. – Луганськ, 2003.
Стадник А. Г. Экономическая и социальная география мира. 10 кл.: Тетрадь для практических работ с комплектами контурных и цветных карт. /Под ред. проф. А. И. Сиротенко. – Харьков, 2002.
Челомбітько З. В. Економічна та соціальна географія світу. 10 кл.: Заліковий зошит для тематичних оцінювань навчальних досягнень. – Харків, 2002.
Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
ТЕСТ1. Энергия, энергия, энергия!.. Сколько же энергии можно производить? Не перегреем ли мы свою планету?
А) можно и не перегревать;
Б) обязательно перегреем;
В) ничего ей (Земле) не сделается.
2. Чем страшна пленка нефти толщиной всего в «одну молекулу» на поверхности океана:
А) мешает дышать живым организмам;
Б) препятствует испарению;
В) уменьшает поток энергии океана?
3. Были ли в древние времена законы об охране природы?
А) возможно, и были;
Б) конечно, не было;
В) не было в этом необходимости.
4. Как вы думаете, где лучше строить промышленное предприятие в большом городе?
А) вообще не строить?
Б) прямо в городе;
В) в зеленой зоне.
5. А что стоит автомобиль помыть?
А) определенной суммы денег;
Б) определенного количества воды;
В) этого и еще кое-чего.
6. Альтернативные виды энергии. Что это такое?
А) новые, искусственно созданные;
Б) естественные, традиционные и забытые;
В) старые, но преобразованные.
7. Можно ли избавиться от всемирной беды – скопления полиэтиленовых пакетов и пластиковых бутылок?
А) невозможно;
Б) есть надежда;
В) абсолютно невозможно.
8. Можно ли АЭС заменить электролампочками?
А) Странная замена;
Б) Конечно, нельзя;
В) Вполне возможно.
9. Может ли гриб завод-загрязнитель правосудию выдать?
А) конечно, не может;
Б) может быть, и может;
В) вполне может.
10. Стоит ли заниматься сбором грибов возле автомобильной дороги?
А) не стоит, пожалуй;
Б) почему бы и нет;
В) Собирай, сколько душе угодно.
11. Кто сильнее: люди или вулканы?
А) нельзя сравнивать;
Б) можно сравнивать;
В) лучше не сравнивать.
12. Во что обойдется природе ядерное разоружение?
А) загрязнением недр;
Б) загрязнением вод;
В) И не только их.
13. Кто такие ВОЗ и ФАО и какое они имеют отношение к экологии?
А) самое прямое;
Б) никакого;
В) шпионские организации.
14. Чем занимаются МСОП и ВФОП?
А) распределением продуктов;
Б) природоохранительным просвещением;
В) космическими исследованиями.
15. Сколько нас на Земле?
А) не так уж и много;
Б) много;
В) очень много.
16. Сколько же мы «нагадили» на нашей Земле по «самым скромным подсчетам»?
а) еще недостаточно;
б) достаточно много;
в) «под завязку».
17. Что нас ждет в ближайшем будущем по «большому счету»?
а) ничего хорошего;
б) светлое будущее;
в) никакого будущего.
18. Что в реки сливаем?
А) все, что попало;
Б) определенные гадости;
В) и не только определенные.
19. Когда мы поняли, что экология, экономика и нравственность понятия неразделимые?
А) в начале «перестройки»;
Б) только сегодня;
В) в годы первых пятилеток.
20. И все же сколько нас сейчас на Земле?
А) около 7 млрд.;
Б) всего 4 млрд.;
В) более 10 млрд.
21. А как с запасами продовольствия на планете?
А) их не хватает;
Б) их избыток;
В) их вполне достаточно.
22. Опасен ли завод в городе?
А) не всегда;
Б) очень опасен;
В) совсем не опасен.
Таблица 5
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Проблемы
Принадлежность
(природа)
Всемирные организации
Принципы
Пути решения
Примечания
Сырьевая
Природа:
Г - географические,
Б - биологические,
С - социальные,
О – общие.
Энергетическая (энергообеспечения)
Экологические
Взаимодействия общества и природы
Принципы:
Рациональность
Осознанность
Прогнозирование
Безопасность
Природопользования
Продовольственная
Войны и мира
Пути решения:
1– альтернатива
2 – безопасность
3 – комплексность
4 – направленность
5 – новизна
6 – прогнозирование
7 – расширение
8 – рациональность
9 – сотрудничество
10 – улучшение
11 – усиление
12 – экономия
13 – экономность
14 – эффективность
Демографическая
Отсталости развивающихся стран
Борьбы с преступностью
Борьбы с терроризмом
Борьбы с болезнями века
Невротизация
Схема 2
Схема 1
ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
13PAGE 14115
13PAGE 14115
Кризис культуры и нравственности
Бюрократия
Сохранение мира
Межнациональные отношения
Энергетическая
Мировой океан
Охрана здоровья
Терроризм
Дефицит демократии
Урбанизация
Экологическая
Демографическая
Продовольственная
Сырьевая
Крушения и аварии
Отсталость
Продовольственная
Отсталость
Экологическая
Сохранение мира
Энергетическая
Сырьевая
Мировой океан
Кризис культуры и нравственности
Охрана здоровья
Терроризм
Крушения и аварии
Бюрократия
Дефицит демократии
Урбанизация
Межнациональные отношения
Политическая
Демографическая
Социальная
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915