Расработка внеклассного мероприятия Вирус сквернословия для 8 класса


Внеклассное мероприятие для 8 класса.
Тема: Вирус сквернословия.
Цель: создать условия для осознания проблемы сквернословия и формирования коммуникативной культуры детей.
Задачи:
- воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества;
- побуждать к нравственному самосовершенствованию;
- повышать сознательную дисциплину;
- повышать требования к себе и окружающим.

Используемое оборудование: компьютер, презентация
Действующие лица;
Ведущий
Филолог
Психолог
Социолог
Историк
Физиолог
Перед проведением классного часа раздать учащимся анкеты «Сквернословие в моей жизни» (см. приложение 1). Анкетирование должно проводиться анонимно. Анкета поможет узнать, насколько эффективно прошло мероприятие, и сколько детей, действительно, задумались над данной проблемой.
Ход мероприятия.
Ведущий: Здравствуйте. На экране вы видите высказывание философа Сенеки: Речь - это показатель ума. (клик) Предположите, каким будет предмет нашего разговора. (подождать и выслушать ответы детей) (клик)
Может вам помогут слова Сократа: Каков человек, такова его и речь? (подождать и выслушать ответы детей) (клик) Или сакраментальное выражение Словом можно убить ? (подождать и выслушать ответы детей) (клик)
Тема нашего разговора « Вирус сквернословия». Сквернословие – это, действительно, проблема. Сегодня эту проблему с нами обсудят специалисты: филолог, историк, психолог, физиолог и социолог. В аудитории работает пресса.
Что же такое сквернословие на ваш взгляд? (клик) (подождать и выслушать ответы детей)
Филолог: Давайте я отвечу. Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, мат, матерщина, нецензурная лексика, и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». (клик) А в толковом словаре Владимира Даля читаем: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, нечистота, грязь, нравственное растление, все богопротивное». (выключить проектор)
Историк: Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, сквернословие (мат) является языком общения с демонами. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие, призывая себе на помощь демонов зла.
Психолог: Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Употребляя мат в разговоре , современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день на свою голову и на голову своих близких. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Историк: Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Наши предки знали, что бранить детей матом нельзя, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться? Оставалось одно место – поле.
Филолог: Да-да! Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.
Историк: Спасибо, коллега. Сквернословие на Руси не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. Лишь в XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
(включить проектор) (клик)
Социолог: В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой. Мы опросили целевую аудиторию. Сегодня мы представим некоторые обобщенные результаты нашего исследования. (клик) На вопрос «Почему ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства)?» наши респонденты ответили следующим образом. (показать указкой на диаграмму, прочитать слайд) (клик ) А на вопрос «От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?» мы получили следующие ответы. показать указкой на диаграмму, прочитать слайд) (клик)
Почему же некоторые подростки используют нецензурную брань? (подождать и выслушать ответы детей) (клик) Действительно, сквернословие в глазах подростка — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников. (клик) Психолог: Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.
Филолог: Но, по-моему, сквернословие отражает лишь скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации эмоционального подъема (радости или гнева). (клик) Физиолог: Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, а 54% молодёжи не способны окончить среднюю школу. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Российские ученые пришли к выводу, что ДНК способна воспринимать человеческую речь. То есть, добрые слова молитвы оздоравливают гены, пробуждают резервные возможности организма, а сквернословие, как и проклятие травмирует, вызывает мутации, ведущие к вырождению. (клик) А японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. (клик) На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (клик) Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком, организм которого на 80 процентов состоит как раз из воды! (клик) Социолог: К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. Представим данные соцопроса. (клик) На вопрос «Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?» наши респонденты дали следующие ответы. (показать указкой на диаграмму, прочитать слайд) А на вопрос «Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?» нами получены такие результаты. (показать указкой на диаграмму, прочитать слайд)
Филолог: Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!
Историк: Есть слова пострашнее, чем порох, Чем снаряд над окопными рвами. Я советую людям при ссорах Осторожнее быть со словами
Социолог: Мир устроен на этой основе, И достаточно, в общем, серьёзно: О любом опрометчивом слове Пожалеете, рано иль поздно.
Психолог: Вы к словам проявляйте терпение, Не берите в расчет кривотолков. Ведь от них остаются ранения, Как от мелких, но острых осколков.( клик)
Социолог: В заключение хочется привести мнение наших респондентов. (клик) На вопрос «Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова?» они ответили так. (клик)
Что же нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? (подождать и выслушать ответы детей) (клик) А это ответы наших респондентов на этот вопрос (клик)Филолог: В городах России проходит акция. Школьники участвуют в конкурсе слоганов о чистоте речи и о вреде бранных слов. Каждой группе предлагается придумать, записать и представить свой слоган из 2 или 4 строчек на эту тему. (выключить проектор)
Группы учащихся в течении 5 минут сочиняют слоганы. Затем их представляют.
Ведущий: Сегодня мы вели научные беседы, занимались творчеством, и всё для того, чтобы каждый из сидящих здесь понял…(говорят хором) МАТ – НЕ НАШ ФОРМАТ!