Психолого-педагогическое, медицинское сопровождение обучающихся. Социальное сопровождение куратором.


ГАПОУ СО «Базарнокарабулакский техникум агробизнеса»
Психолого-педагогическое, медицинское
сопровождение обучающихся.
Социальное сопровождение куратором.
Подготовила:
Преподаватель русского языка и литературы
Истрашкина И.В.
“Не важно, что ты делаешь, а важно как ты делаешь”.
Проблема взаимодействия с обучающимися – одна из наиболее актуальных в педагогической деятельности. Ключевые слова: учебная группа, мотивы учения, учебная деятельность, учебная адаптация. Кураторство в учебных заведениях играет важную роль в психолого-педагогическом сопровождении студентов на всем протяжении их обучения. В условиях нашего техникума куратор учебной группы, наряду с психолого-педагогическим сопровождением студентов, осуществляет целый ряд функций, обеспечивающих преемственную связь в становлении системы отношений субъектов педагогического взаимодействия В целом же, куратор учебной группы реализует следующие функции:
а) осуществляет индивидуальный и групповой контроль и анализ посещаемости студентами учебных занятий;
б) изучает особенности профессиональной направленности и
мотивацию учебной деятельности студентов на различных этапах обучения;
в) оказывает консультативную помощь в решении индивидуальных проблем обучающихся в условиях учебно-воспитательного процесса.
Куратор учебной группы осуществляет контроль учебной (более широко — социальной) адаптации студентов на различных этапах их обучения в вузе. Соответственно этому, функциональная направленность деятельности куратора расширяется, что положительно отражается на таких показателях учебного процесса, как:
успеваемость,
становление профессиональной компетентности,
готовности к будущей профессиональной деятельности по избранной специальности.
Такие факторы как:
уровень когнитивно-личностного развития,
социально-бытовая организация жизнедеятельности,
психолого-педагогическая готовность к освоению професси нальной направленности личности по избранной специальности,
круг интересов и мотивация поведения,
личностные потребности и пр.
Указанные факторы становятся предметной областью научно- методической работы преподавателя вуза и, в частности, куратора учебной группы. Детерминанты учебной деятельности студентов выступают важным мотиватором освоения профессии и положительно влияют на дальнейшую социальную адаптацию в целом. Образовательная среда техникума прямо или косвенно выступает одним из центральных звеньев формирующейся внутренней учебной мотивации, относящейся к будущей профессии. Поэтому психолого-педагогическая атмосфера, исходящая от кураторов, педагогов приобретает особое практическое значение, поскольку именно педагог является носителем и «передатчиком» знаний, умений и навыков, приобретаемых студентов в процессе обучения. При этом меняющиеся условия образовательной среды связаны со спецификой предметно-профессиональной подготовки студентов, когда теоретическая часть наполняется практическими занятиями, практикой, значительно порождающей интерес к профессии, т. е. выступает обусловливающим фактором развития профессиональной мотивации будущей деятельности. А поскольку общей конечной целью обучения в техникуме является профессиональная подготовка специалистов, то отношение студентов к своей будущей профессии можно рассматривать как форму и меру принятия конечных целей обучения. С учетом актуальности поставленных перед куратором учебной группы задач.
При анализе психолого- педагогической характеристики учебно-образовательной среды, оптимальные критерии которой формировались у студентов на различных этапах обучения. К данным характеристикам отношу:
а) психологическую готовность к обучению;
б) сформированные навыки и умения учиться;
в) особенности учебной адаптации студентов;
г) интересы и мотивы учения.
Характеристики-детерминанты успешности учебной деятельности рассматривала в контексте итоговых задач, которые стояли перед педагогом-куратором учебной группы. Освоение кураторами групп возможностей применения различных психолого — педагогических процедур изучения студентов позволило повысить уровень их профессионально-педагогической компетентности, управления процессами учебной адаптации, успеваемости и становления профессиональной направленности личности по избранной специальности.
Куратор учебной группы анализирует индивидуальную и групповую посещаемость, а также индивидуальную и групповую успеваемость по определенной учебной дисциплине. Наряду с этим проводилось экспериментальное изучение мотивов учения, то есть учебной деятельности в связи с получением профессии по избранной специальности.
Психолого-педагогическая характеристика оформлялась с учетом требований, где содержалась следующая информация — описание (паспорт) учебной группы:
факультет и специальность, по которой обучаются студенты,
курс и количество студентов в группе,
посещаемость занятий каждым студентом и группой в целом
успеваемость каждого студента и группы в целом.
При анализе посещаемости внимание обращали на причины, обусловливающие пропуск занятий:
а) уважительная причина;
б) без уважительной причины.
Важно также знать мотивы пропусков занятий, чтобы в дальнейшем определиться в тактике взаимоотношений со студентами, найти пути оптимизации в реализации учебных занятий.
Индивидуальный и групповой показатель успеваемости студентов документировался в процессе выполнения студентами различных учебных занятий по той или иной дисциплине. Как правило, педагог ведет журнал, в котором выставляются оценки (в традиционном смысле)
Таким образом, анализ индивидуальной и групповой успеваемости студентов, что позволяет видеть частную и общую количественную характеристику усвоенных студентами знаний. Однако наряду с этим важно уметь осуществлять и качественный анализ процесса успеваемости студентов, что связано с навыками анализа ошибок, трудностей и прочих показателей, детерминирующих средние и низкие оценки знаний по учебной дисциплине.
Кураторы учебных групп, должны выступать в роли исследователей, осваивать методы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, что определяет роль в учебно-воспитательном процессе, в формировании установок учебной деятельности студентов на различных этапах их обучения в техникуме. Кроме того, кураторы учебных групп должны осваивать методический аспект организации и проведения педагогических исследований, позволяющих изучать и корригировать мотивационные предпочтения в процессе освоения студентами различных дисциплин предметно-профессиональной подготовки.
Все это будет свидетельствовать о позитивных тенденциях в формировании успешной мотивации учения в связи освоением предметных дисциплин будущей профессиональной деятельности.
Показатели индивидуальной и групповой посещаемости занятий тесно связаны с оценкой успеваемости студентов.
Таким образом, возможности применения методов психолого- педагогического сопровождения студентов техникума педагогами-кураторами учебных групп свидетельствуют об улучшении и оптимизации учебно-воспитательного процесса в целом, когда индивидуальные и групповые показатели успешности обучения влияют на мотивацию учения студентов, формирования у них представлений в конкретной области изучаемой учебной дисциплины.
Педагог-куратор учебной группы имеет возможность отслеживать динамику участия обучающихся в различных формах учебной деятельности, развивать и корригировать навыки и умения учиться, раскрывать интерес в конкретной области знания и будущей профессиональной деятельности, в которую интегрируются студенты по мере освоения различных учебных дисциплин и видов практики.
Формирование и корригирование мотивационных компонентов учения у студентов техникума осуществляется в ходе интерактивных отношений субъектов образовательного процесса, где роль куратора учебной группы становится неотъемлемой в общей цепи учебно-образовательных программ, направленных на успешную учебную адаптацию и формирование компетентности будущего специалиста.