Открытое коррекционно-развивающее занятие В мире профессий (9 класс)
Коррекционно – развивающее занятие « В мире профессий».
Цели:
Обучающая – формирование знаний по профессиям с целью профориентационной работы и подготовка учащихся к самостоятельной жизни
Коррекционно – развивающая – коррекция эмоционально – волевой сферы детей, развитие общей и мелкой моторики, выразительное рассказывание стихов
Воспитательная-воспитывать интерес к профессиям: повар, маляр, шофёр, швея, столяр, слесарь, желание трудиться по этим специальностям.
Подготовка-оформлена выставка детских работ по теме.
Оборудование и материалы: компьютер, экран, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, видеоурок «Ты и твоя будующая професия», «Калейдоскоп профессий».
План занятия.
1.Организационный момент
2.Вводная часть:
Беседа. Наше занятие называется «В мире профессий». Человек часто в своей жизни сталкивается с проблемой выбора. Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу.
3.Основная часть.
Что же такое профессия? Ответы детей. (Профессия - это работа, для которой человеку нужны знания).
Слово «профессия» латинское, оно переводится как «объявлять своим делом», «говорить публично». Профессия означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и является источником существования.
-А почему люди выбирают ту или иную профессию? (чтобы трудиться, зарабатывать деньги)
- Для каждого человека в жизни очень важно правильно выбрать профессию. Тогда человек работает с удовольствием и доставляет радость себе и окружающим людям. Но при любом выборе профессии знайте, что все они важны и нужны.
Воспитатель: Сегодня мы с вами не только познакомимся с профессиями, но и постараемся узнать и выявить ваши склонности к тем или иным профессиям. Но для начала проведем игровую разминку в виде игры.
Игра “Угадай профессию”
(О каких профессиях идет речь?)
Куй железо, пока горячо. (Кузнец).
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак).
Не игла шьет, а руки. (Портной, швея).
Не взявшись, за топор, избы не срубишь. (Плотник).
Кто пахать не лениться, у того и хлеб родится. (Пахарь).
Не надевай хомут с хвоста, не начинай дела с конца. (Конюх).
Алфавит.
-А много ли вы знаете профессий? Попробуйте в течение 5 минут написать как можно больше профессий. (Учащиеся пишут, результаты оглашаются)
Игра “Кто это?” (закончи фразу)
Трактор водит - …(тракторист)
Электричку – (машинист)
Стены выкрасил – (маляр)
Доску выстругал – (плотник)
В доме свет провел – (электрик)
В шахте трудится – (шахтёр)
В жаркой кузнице – (кузнец)
Кто все знает – молодец!
Играя, мы освежили свою память и вспомнили много разных профессий и специальностей. Чтобы выбрать профессию, нужно узнать, какие профессии существуют.
Видеофильм. «Все профессии нужны, все професси важны».
А теперь внимание! Люди, каких профессий работают в нашей школе-интернате?
(Учитель, воспитатель, библиотекарь, врач, медсестра, бухгалтер, сторож, техничка, няня, электрик, сантехник, дворник, повар)
Как вы думаете, а сможете ли вы сейчас устроиться на работу? Почему? (Ответы ребят).
Нет, сначала нужно закончить учиться в школе, затем получить знания по выбранной профессии, а потом только можно устроиться на работу.
Сначала нужно приобрести профессию. Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться.
Так что же такое профессия? Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?
Воспитатель: Выбор профессии зависит от интересов человека. Кто – то ясно и четко видит свое будущее уже в детстве. Например: Кристина мечтает стать ветеренаром лечить животных и шить красивую одежду, Ваня хочет строить дома, чтобы люди жили в тепле и красоте, Артём не мыслит себя без отверток, гаек, механизмов, Юра мечтает перевозить грузы и людей, Дима мечтает работать в магазине, продавать людям товар.
В процессе выбора нам помогают родные, друзья, справочники.
Видео. Калейдоскоп профессий
Куда нужно обращаться по трудуустойству на работу? (в центр занятости)
Скажите, ребята, а директор профессия? (Нет, должность. На неё выбирают по ряду качеств таких как умение общаться с людьми,)
Воспитатель: Чтобы закрепить знания о различных профессиях, я предлагаю вам отгадать загадки.
Он бревно отешет ловко,
Стены сделает, навес.
У него смолой спецовка,
Как сосновый пахнет лес /плотник/
Кто в дни болезни всех полезней
И лечит нас от всех болезней?/доктор/
На пастбище ведет он рано
Стада коров, овец, баранов /пастух/
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несёт в секрете,
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу/пограничник/
Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать?/учитель/
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?/повар/
Белые волосы, брови, ресницы.
Утром встаёт он раньше, чем птицы /пекарь/
С хоботом, но не слон,
С ластами, но не лягушка /водолаз/
Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз - и помним вас /фотограф/
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро /маляр/
Задымила наша печь,
Пироги не хочет печь.
Мастер тут пришел умелый,
Повязал он фартук белый.
Кирпичи поправил в кладке
И намазал глиной щель...
Печь у нас теперь в порядке,
Не дымит она теперь /печник/
Работник этот хоть куда!
Сопровождает поезда /проводник/
С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы?/пожарник/
Я на свете всех нужней,
У меня сто малышей /воспитатель/
Он не летчик, не пилот,
Он ведёт не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?/космонавт/
Есть у Андрюши старший брат –
Отличной выправки солдат.
Несет он службу, но притом
Вооружен водой, багром.
Он на посту в мороз и в зной.
Скажите, кто же он такой?/пожарник/
В жёлтом море корабль плывёт.
Кто корабль по морю ведёт?/комбайнер/
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем /строители/
Сценка.
В кафе входит клиент. Оглядывается, присаживается за стол. Подходит официант и подаёт меню. Клиент смотрит в меню и выбирает.
-Чего жилаете?
- Первое.
_Супчик?
-СупчиК.
-Горяченький?
-Горячинький.
-С курицей?
-С курицей!
-Нету.
-Как нету?
- Ели, ели да весь съели.
-Ну тогда дайте мне второе!
-Картошечку?
-Картошечку!
-Горяченькую?
-Горяченькую!
- С котлеткой?
-С колеткой!
- С подливкой?
- С подливкой!
- Нету!
-Как нету? (Раздражённо).
- Ели, ели, да всё съели.
- Ну тогда дайте мне кампот.
- Кампотик?
-Кампотик!
-С яблоками?
-С яблоками!
-Сладкий?
-Сладкий!
-Нету.
-Как нету? (возмущённо).
-Пили, пили, да всё выпили.
-Тогда дайте мне жалобную книгу!
-Жалобную книгу?
=Да!
Маленькую?
-Маленькую.
-Синенькую?
-Синенькую!
-Толстенькую?
-Толстенькую.
-Нету!
-Как нету?
-Писали, писали, да всё списали.
-Ну тогда, извольте мне пригласить директора.
-Директора?
-Да!
-Низенького?
-Низенького.
-Толстенького?
-Толстенького.
-Лысенького?
-Лысенького.
- В шляпе?
-В шляпе.
-Нету.
-Как нету? (возмущённо)
-Ел, ел, да и лопнул!
Клиент встаёт. Очень зло говорит:
-Так что у вас есть?
-Я и моя столовая. При этом разводит своими руками показвая свою столовую.
Физкультурная пауза.
Мы в профессии играли
Вмиг мы лётчиками стали
В самолёте полетали
И шофёрами вдруг стали
Руль теперь в руках у нас
Быстро едет дружный класс
А теперь на стройке мы
Кладём ровно кирпичи
Раз кирпич, и два, и три
Строим дом мы, посмотри
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора.
Воспитатель: Вы прекрасно знаете, что каждый человек должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле.
Задание «Собери пословицу». На полосках бумаги написаны пословицы, разрезаны пополам и перепутаны. Нужно правильно собрать пословицы: «Без дела жить, только небо коптить», «Кто рано встает, тому бог подает», «Глаза страшатся, а руки делают».
Педагог: Любое дело подвластно тому, кто не боится труда.
Работа с раздаточным материалом “Смысловые ниточки”.
Собрать пословицу и объяснить смысл:
Маленькое дело … (руки делают)
Глаза страшатся, а …(лучше большого безделья)
Терпенье и труд (не знают скуки)
Умелые руки …(все перетрут)
Скороговорка: пекарь пёк калачи в печи.
Далее детям предлагается угадать профессию по предметам труда.
Загадки:
Замечательный дружок:
Деревянная ручища,
Да железный обушок,
Да каленый гребешок.
Он у плотника в почете,
Каждый день с ним на работе (топор)
Наша тетушка игла строчку по полю вела:
Строчка в строчку, строчка в строчку,
Будет платье вашей дочке (швейная машина)
Древесину ест едок –
Сто зубов в один рядок (пила)
Железная нитка ныряет,
Хвост на волне оставляет (игла с ниткой)
Маленькая головка на пальце сидит,
Десятками глаз во все стороны глядит (наперсток)
Без рук, без ног лапшу крошит (нож)
Вывод по ответам детей.
Воспитатель: Каждый труд почетен. Не важно, кем человек работает. Но очень важно, как он работает. От того, как человек относится к своим обязанностям, зависит, достоин ли он уважения. В народе пользуются уважением люди трудолюбивые, а с ленивым работником никто не хочет иметь дела.
Задание: Определите, о каком (трудолюбивом или ленивом) человеке это сказано: «мастер своего дела», «работает спустя рукава», «золотые руки», «лень делает всякое дело трудным», «трудится не покладая рук», «работает, словно спит».
Настоящий мастер потому и настоящий, что работает на совесть. Труд его приносит людям радость. И тогда люди говорят спасибо мастеру:
Сапожнику – за … (удобную обувь).
Строителю – за … (уютное жилье).
Парикмахеру – за … (аккуратную прическу).
Врачу – за … (помощь людям).
Уборщице – за … (чистоту и порядок).
Портному – за … (красивую одежду).
Требования, предъявляемые профессиями к человеку: умения, трудолюбие человека. Достижение цели зависит от желания человека, целеустремленности и воли
Педагог: Чтобы добиться успеха нужно стать мастером своего дела.
Как вы думаете, что такое профессионализм? Это высокая профессиональная подготовка для выполнения задач вашей деятельности. Но это еще не все. Любому профессионалу не помешает простое человеческое обаяние. Некоторые люди его излучают, они и проблемы решают легко.
Итак, вы смогли определить, к какому типу профессии вы имеете склонности. Но кроме интереса и склонностей, нужно ещё иметь способности к профессии. Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности. Выбрав профессию, нужно прочитать о ней, расспросить взрослых, а лучше представителей этой профессии, какие способности нужны для работ, а затем сопоставить свои способности с необходимыми для выбранной профессии. Необходимые способности можно развивать.
Также можно выявить непригодность к выбранной профессии. Например, отклонения в здоровье, несовместимые с данной профессией (человек, имеющий аллергию на пыльцу растений, вряд ли должен становиться цветоводом),
IV. Игра “ Самая- самая”
Попробуйте ответить на вопросы с элементами юмора.
Назовите профессию:
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе);
Самая денежная (банкир, модель);
Самая волосатая (парикмахер);
Самая смешная (клоун, пародист, юморист);
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод);
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель);
Самая серьезная (сапер, хирург, психолог).
Задание «По нескольким словам угадать профессию»
Стопка ученических тетрадей, указка, классный журнал. (Учитель)
Самолет, небо, высота. (Летчик).
Сумка, газета, письмо. (Почтальон).
Комбайн, поле, зерно. (Комбайнер).
Дом, кирпич, цемент. (Строитель)
Книга, полки, читатель. (Библиотекарь).
Градусник, витамины, белый халат (Врач)
Кастрюля, кухня, вкусный обед. (Повар)
Видеоурок. « Ты и твоя будкющая профессия».
Основные факторы или условия выбора профессии являются аспектами
обоснованного профессионального плана, в котором учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах.
На занятиях по профориентации объяснить детям, что существуют профессии, которые они не способны освоить. Для их получения требуется высшее образование, а после окончания нашей школы можно получить специальное образование.
Да, ребята, на свете много интересных профессий, но вы должны думать в реальной жизни о реальных шансах, то есть о тех профессиях, которые можно получить после окончания нашей школы:
Штукатур- маляр, столяр, слесарь, швея,
А сейчас вы внимательно посмотрите Видеоурок. «Ты и твоя будкющая профессия» и скажите к какому типу профессии принадлежит ваш выбор.
Подведем итоги тестирования.
- К какому типу профессий по вашим интересам вы относитесь?
«Человек- человек»-
“Человек – природа
“Человек – техника”
Человек – “Художественный образ «
Итак, вы смогли определить, к какому типу профессии вы имеете склонности. Но кроме интереса и склонностей, нужно ещё иметь способности к профессии. Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности. Выбрав профессию, нужно прочитать о ней, расспросить взрослых, а лучше представителей этой профессии, какие способности нужны для работы, а затем сопоставить свои способности с необходимыми для выбранной профессии. Необходимые способности можно развивать.
Кем быть?
Быстро как бегут года,
Скоро восемнадцать
Думать надо нам сейчас,
Чем мы будем заниматься.
Кто рисует, кто поёт
Кто в цеху металл куёт
Хочешь, можешь хлеб растить,
Спутник в космос запустить
Много на Земле работы
Всё попробовать охота
Чтоб профессию иметь
Надо лень преодолеть
В школе хорошо учиться,
Чтоб могли тобой гордиться.
Твоё призванье.
Строитель нам построит дом
И мы в нём дружно заживём
Костюм нарядный, выходной
Искусно нам сошьёт портной
Даст книги нам библиотекарь,
Хлеб испечёт в пекарне пекарь.
Учитель выучит всему-
Научит грамоте, письму.
Письмо доставит почтальон
Я думаю, и мы подрастём
И дело по душе найдём.
Воспитатель: На земле много разных профессий, но все они связаны между собой, все он нужны друг другу.
Стихотворение Юрия Тувима
Всё для всех.
Каменщик строит жилища,
Платье- работа портного,
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну, а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, наточает?
Стало быть, так и выходит:
Всё, что мы делаем, - нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
4.Заключительная часть.
Воспитатель: О разных профессиях мы сегодня вспомнили и поговорили. Но главное в каждой профессии - уметь трудиться, быть трудолюбивым. А к труду нужно приучаться с детства.
Соовременный труд требует от человека не только умений, но и знаний управлять сложными машинами, работать у станков без знаний невозможно.
Сегодняшнее занятие я хочу закончить таким стихотворением
Профессий много есть на свете,
Но выбрать вы должны лишь ту,
Что всех дороже вам на свете,
Чтоб посвятить себя труду.
Очень важно, чтобы каждый из вас выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается своим любимым делом. О таком человеке говорят, что он на своём месте или, что у него руки золотые. Пройдёт немного времени и вы будете делать свой выбор, а сейчас ваш главный труд- учёба за школьной партой. Учёба и хорошие знания - тоже труд и труд не простой.
Но главное вы должны помнить всегда:
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой.
Куда по свету белому отправиться с утра.
Как путь не был бы долог,
Иди прямой дорогой,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Песня «Дорогою добра»
Вопросы:
Как называлось наше занятие?
О чём мы с вами говорили?
Что нового узнали на занятии?
Понравилось ли вам наше занятие?
С какими профессиями познакомились?
Что означает слово «профессия» Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.
Что вы лично для себя уяснили, отметили? А почему люди выбирают ту или иную профессию?
Воспитатель: Для каждого человека в жизни очень важно правильно выбрать профессию. Тогда человек работает с удовольствием и доставляет радость себе и окружающим людям. Но при любом выборе профессии знайте, что все они важны и нужны.
Появилось ли у вас какое – либо решение, желание?
http://littlehuman.ru/700/http://www.solnet.ee/sol/002/z_103.htmlhttp://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/zanyatiya-po-proforientacii-s-9-11-klassom