Преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в школе в условиях ФГОС (из опыта работы)

Преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в школе в условиях ФГОС (из опыта работы)



Основная цель введения ФГОС заключается в создании условий, позволяющих повысить качество образования.
В условиях перехода к ФГОС учитель информатики должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Для этого, каждому учителю важно понять, что следует изменить в своей деятельности, для чего и каким образом.
В данной статье приводятся некоторые аспекты преподавания курса информатики из личного опыта работы учителя.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика». В учебном (образовательном) плане основного общего образования на изучение курса информатики отводится по 1 часу в неделю в VII-IX классах с общим количеством часов – 105. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). Характерной  чертой нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Приоритетом является отказ от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков [1].
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Во-первых, место в образовательном процессе.
Урок утратил роль главной и единственной организационной формы образования. Его конкуренты: информационное, домашнее и дополнительное образование.
Во-вторых, изменилась структура урока.
На смену традиционному уроку (орг. момент, проверка д/з, объяснение нового материала, закрепление) приходит современный, включающий:
1) организационный этап;
2) проверку домашнего задания, воспроизведение и коррекцию опорных знаний учащихся. Актуализацию знаний.
3) Постановку цели и задач урока. Мотивацию учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые), в изменённой ситуации (конструктивные).
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

6) информацию о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7) рефлексию.
В-третьих, изменилось содержание (теория в практике, общее в частном, целое в части, от задачи к проблеме, от проблемы к знанию);
Организационные формы (индивидуальные, групповые, дифференцированно-групповые, фронтальные; академические, досуговые, интерактивные)
Методика (проблемное, исследовательское, проектное обучение; развивающее, личностно-ориентированное, рефлексивное обучение, продуктивные технологии)
Так, например, на уроке информатики в 5 классе по теме: «Преобразование графических изображений» выделены следующие планируемые результаты:
предметные:
умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами;
личностные:
умение слушать и выделять главное, запоминать; 
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; 
понимание значения различных видов информации в жизни человека; 
формирование интереса к изучению информатики через творческие задания, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
метапредметные:
Регулятивные: умение определять цели урока, уметь самостоятельно контролировать своё время, планировать пути достижения цели; находить рациональные способы работы
Познавательные: сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям; поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации; структурирование знаний.
Коммуникативные: задавать вопросы; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; работа в группе; развитие ИКТ-компетентности.

Как же спроектировать урок информатики с метапредметным подходом? По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его. Независимо от многообразия и специфики типов любое учебное занятие должно выполнять следующие функции и соответствующие им этапы [2] .
Первая функция - введение обучаемых в учебную деятельность.
Вначале учебного занятия надо сделать две важные вещи: заинтересовать обучаемых и сделать так, чтобы они поняли, чему будут учиться.
Вторая функция - создание учебной ситуации, т.е. построение такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить определённый результат своего труда, в котором будут достигаться учебные цели.
Третья функция - обеспечение учебной рефлексии.
Примерные вопросы для организации учебной рефлексии:
«Что ты делал?» (вопрос аналитического жанра, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия);
«Что у тебя не получилось?» (вопрос нацелен на поиск учащимся «места» затруднения, ошибки);
 Если ученики не могут построить своей версии ответа, то необходимо им в этом  помочь. Важно подчеркнуть, что в подобной ситуации исчезает проблема «отсутствия интереса у детей к учебе».
Четвертая функция - функция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых.
На уроке учитель должен контролировать изменения, происшедшие в ученике. Именно эти изменения являются действительным продуктом учебной деятельности. Для самого обучаемого, контроль над правильностью выполнения задания, означает направленность сознания на собственную деятельность. Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.
Вернемся к уроку по теме: «Преобразование графических изображений» и проследим, как реализуются все выше перечисленные функции на отдельных его этапах.
Этап урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Деятельность обучающихся. Детям предоставляется возможность самостоятельно определить личностные и учебные цели на уроке и оценить  свои знания и умения по данной теме по результатам выполненных заданий.
С помощью проектора на экран выводится изображение, нарисованного в редакторе Paint, аквариума с рыбками. Учитель формулирует проблемный вопрос: Как быстро «заполнить аквариум рыбками?»
Учащиеся предлагают нарисовать одну рыбку и скопировать её. Учитель обращает внимание на различные размеры рыбок, их цвет, направление движения и т.д. Ученики предлагают применить к рыбкам такие действия, как изменение масштаба, цвета и т.п. После обсуждения обучающиеся сами формулируют тему урока и задачи:
Вспомнить, что такое редактирование.
Узнать о приемах редактирования изображений.
Научиться выполнять редактирование изображений с помощью графического редактора.
Этап урока. Первичное закрепление в знакомой ситуации.
Деятельность обучающихся. Класс делится на группы и каждой группе предлагается индивидуальное задание.
Например, каждая группа получает карточку с изображениями. Требуется определить, какие преобразования были произведены с каждым изображенным объектом, и указать последовательность выполнения действий для этих преобразований.
Для выполнения этого задания учащимся потребуется найти и изучить необходимую информацию в учебнике, а затем применить эти знания.
После того, как все группы выполнят задания, необходимо озвучить их ответы. Учащиеся сами оценивают свою работу.
Этап урока. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
Особенность учебных заданий состоит в том, что они нацелены на усвоение способов действий, в ходе которых происходит развитие их мышления, формируются познавательные процессы. Именно в процессе решения задач данного урока, на преобразование графических изображений и применении их в разных областях деятельности человека, происходит реализация метапредметности.
Деятельность обучающихся. Выполнение практической работы. Оценивание  своих знаний и умений по данной теме по результатам выполненных заданий.
Этап урока. Итоги урока. Рефлексия.
Можете ли вы назвать тему урока?
Вам было легко или были трудности?
Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
Какое задание было самым интересным и почему?
Как бы вы оценили свою работу?
 Таким образом, проектируя замысел современного учебного занятия по информатике, учитель должен стимулировать учебные мотивы, активизировать учебную деятельность, обеспечивать рефлексию и контроль за процессом и результатами деятельности обучаемого.
Список использованных источников
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос.Федерации. М. : Просвещение, 2011. - 48 с.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] : пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2 изд. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
CorelDRAW 8.0 Graphic