Интегрированный урок (чтение и Изо) Зимушка-зима конспект


МКОУ «Богородская школа №8»Конспект открытого урока
по изобразительному искусству
4 класс
Тема урока: «Зимушка – Зима»
Учитель Изо: Меркулова Е.Н.
97090810481900

План урока
Цели: формирование духовной культуры учащихся; приобщение к культурным ценностям человечества; овладение культурным наследием.
Задачи:
применение на практике полученных умений и навыков; творческое отображение окружающего мира; развитие зрительной памяти, пространственного воображения, навыков композиции; закрепление умения пользоваться мазком, методом тычка, цветовыми контрастами, как средствами художественной выразительности;
воспитание точности, аккуратности, взаимопомощи;
умение объективно оценивать свои работы и работы других.
Оборудование, материалы
Презентация
Таблицы с образцами деревьев (береза, сосна, ель)
Краски, кисти, палитры, тонированные листы бумаги, емкости для воды, салфетки
Связь с другими предметами
Чтение
Развитие речи
Природоведение
Музыка
Ход урока
Учитель: Сейчас на улице февраль, последний месяц зимы и сегодня к нам в гости пожаловала сама госпожа Зима, послушаем её (презентация слайд №2)
«Зимушка»: Дорогие ребята, я знаю, что вы умеете и любите рисовать. Моя подруга «Золотая Осень» мне рассказала, что часто наблюдала за вами, стоя за окном, и любовалась картинками, которые вы рисовали про неё. Мне тоже очень хочется, чтобы вы нарисовали картинки про меня. Я очень люблю украшать природу в свой зимний наряд. Я приготовила для вас подсказки, чтобы вы догадались, какую картину я хочу увидеть в ваших рисунках. Мои сестренки-снежинки помогут мне в этом. Посмотрите на них и догадайтесь, а я выберу время и загляну к вам, полюбоваться на ваши рисунки.
До встречи,
ваша Зимушка-Зима
Учитель: Так вон оно что! Это, оказывается, «Зима» прислала к нам своих сестренок-снежинок с подсказками, она хочет, чтобы мы нарисовали картинки про неё. Ну что, порадуем «Зимушку»?
Тогда нам нужно разгадать, что же она желает увидеть в наших рисунках (на слайдах №3-7 снежинки и отрывки стихов)
Да это же строки из стихотворений о зиме. Я, кажется, поняла, как вам помочь разгадать эти загадки-подсказки. На уроках развития речи вы учились находить в тексте важные слова. Как они называются? (Ключевые или опорные) Я буду стараться голосом выделять слова, нужные в данный момент, а вы будьте внимательны, слушайте и называйте мне их.
Текст на снежинках:
432943013589000Первая снежинка - Поет зима – аукает,
(слайд №3) Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака. (Выбрать слова)
475043512827000
Вторая снежинка - Белый снег пушистый
(слайд №4) В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. (Выбрать слова)
Третья снежинка - Заколдован невидимкой,
(слайд №5) Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (Выбрать слова)
Четвертая снежинка – Вырастала елка в лесу на горе,
(слайд №6) У неё иголки зимой в серебре.
У неё на шишках ледышки стучат,
Снежное пальтишко лежит на плечах. (Выбрать слова)
Пятая снежинка - И стоит береза в сонной тишине,
(слайд №7) И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Посыпает ветви новым серебром.(Выбрать слова)
Учитель: Молодцы, ребята, а теперь давайте нарисуем словесную картину. (Читают подчеркнутые слова)
Словесная картина:
Зима. Мохнатый лес. Плывут седые облака. Снег падает, кружится. Сосна в белой косынке. У ёлки снежное пальтишко. Береза в серебре (слайд №8)
Уч. Ребята, вы догадались, что мы должны нарисовать (дети отвечают – «Зимний лес»)
Верно – зимний лес.
А мохнатый – это какой? (пушистый, с бахромой)
Облака седые – это, какого цвета? (серого)
Какие деревья мы должны нарисовать? (сосны, ели, березы)
Сосны и ели – это, какие деревья? (хвойные)
А береза? (лиственное)
Чем они отличаются?
Что мы должны помнить, когда будем рисовать березу? (она без листьев)
Что это за белая косынка у сосны? (снег)
Снежное пальтишко у елки? (снег)
У березы серебро? (снег)
- Молодцы! Снег падает и ложится на ветви деревьев.
Как одним словом можно назвать то, что мы сейчас описали? (природа)
А как называется в живописи картина, на которой изображена природа? (пейзаж)
А если это зима? (зимний пейзаж)
Какого цвета нам понадобятся краски? (зеленая, коричневая, серая, белая)
Как получить серый цвет? (развести на палитре черный и белый)
- Сегодня мы будем учиться рисовать зимние деревья. Посмотрите, чтобы сосна и ель получились пушистыми, что нужно применить метод тычка. Для этого нужны жесткие кисти.
(Показать образцы изображения ели и сосны. Вариантов ели может быть несколько) Зимнюю березу мы ещё не рисовали, но зато рисовали её осеннюю. Я думаю, вы посмотрите на образец и нарисуете её самостоятельно.
Как вы думаете, как нам изобразить снег на ветвях деревьях, чтобы он был пушистым? (методом тычка)
Что нужно помнить при этом? краска должна высохнуть, перед тем, как положить белуюА сейчас я вам представлю презентацию «Зима в картинах художников»
Физкультминутка:
Сосны до неба хотят дорасти,
(дети тянутся на носочках, поднимая руки)
Небо ветвями хотят подмести.
(плавные движения руками)
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.
***
На предыдущем уроке мы затонировали бумагу: синим, голубым цветом, желто-голубого цвета (наполовину), немного зеленого…
Почему в такие цвета? (можно нарисовать лес в разное время суток – день, ночь, утро или вечер)
И сейчас, без предварительного наброска, сразу краской (применяя тонкую кисть) будем рисовать деревья. Белую краску будем наносить после высыхания, как бы одевая деревья снегом (учитель показывает, как выполнять работу)
Начинайте рисовать. А я тихонько включу музыку. Это музыкальное произведение называется «Лунная соната», композитор Бетховен. Музыка поможет вам лучше представить красоту зимнего леса, его безмолвие, холод.
Еще, я вам открою маленький секрет о волшебной соли. Уже на готовый рисунок, еще не высохший, мы посыпим соль, чтобы засверкали снежинки, заискрился снег. Еще, можно воспользоваться манной крупой и клеем ПВА, для придания объема и завершения картины…
(звучит музыка)
Индивидуальная работа с детьми.
Анализ работ.
(всё ли нарисовано, как нарисовано, выполнено ли, что задумано, аккуратно ли выполнена работа)
Учитель: Кто считает, что работа удалась, всё задуманное выполнено, всё нарисовано аккуратно, можете повесить свою работу на левую сторону доски.
Кто считает, что работа не совсем получилась, не всё задуманное выполнено, кто не совсем доволен своей работой, повесьте свою работу на правую сторону доски.
Мы потом все вместе определим, верно ли оценена работа.
(дети вешают свои работы)
Как красиво! Как будто мы в зимнем лесу оказались! Даже в классе прохладней стало. Так и хочется воскликнуть:
-1803402921000 - Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица – душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима!
Зимушка: Я всё это время стояла под окном, слушала и смотрела, как вы рисовали, да и не утерпела, как увидела ваши рисунки. Какие же вы молодцы! Порадовали меня, спасибо! На память о себе я оставляю вам снежинки. Помните, что я ваш друг. Играйте в снежки, стройте снежные крепости, катайтесь на коньках и не обижайтесь, если я кого-то ущипну за нос и щеки. Будьте здоровыми и веселыми! До свидания.
Итог урока: Понравился вам урок? Чем мы занимались? Что понравилось? Что запомнилось?
Самоанализ урока
Урок по изобразительному искусству.
Тема урока: «Зимушка-зима»
Для 5 класса коррекционной школы VIII вида
Разработала учитель Изо Меркулова Е.Н.
Урок проводился с 5 «б», в классе присутствовало 11 учащихся с разным уровнем обученности, поэтому при планировании урока были учтены следующие особенности учащихся – расторможенные и гипперактивные дети были рассажены с более спокойными и уравновешенными. Учебный материал давался дозированно. Чтобы не перегружать детей использовались физкультминутки и динамические паузы в виде просмотра презентации. Чтобы сконцентрировать внимание учащихся, в начале урока был проведен оргмомент, в виде знакомства детей с материалами с которыми они будут работать на этом уроке: особая бумага для акварели, два вида кисточек, акварельные краски с палитрой, в которые была добавлена белая гуашь.
Урок по теме «Зимушка-зима» является обобщающим в тематическом рисовании, связанном с художественным образом зимы. На предыдущих уроках учащиеся рисовали на темы: «Зима в школьном зале» (пригласительный билет на новогодний бал), «Зимние развлечения». Так же была проведена беседа по картинам «Зима в картинах художников».
Цель обобщающего урока:
формирование духовной культуры учащихся; приобщение к культурным ценностям человечества; овладение культурным наследием.
Задачи:
применение на практике полученных умений и навыков; творческое отображение окружающего мира; развитие зрительной памяти, пространственного воображения, навыков композиции; закрепление умения пользоваться мазком, методом тычка, цветовыми контрастами, как средствами художественной выразительности;
воспитание точности, аккуратности, взаимопомощи;
умение объективно оценивать свои работы и работы других.
Урок проводился по плану:
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. (3 мин.)
Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией презентации «Зима в картинах художников».(15 мин.)
Объяснение последовательности рисования деревьев(5 мин.)
Физкультминутка (2мин.)
Практическая часть. Самостоятельное рисование пейзажа. (15мин.)
Заключительная часть. Подведение итогов.(5 мин.)
Тип урока: тематическое рисование.
Вид урока: смешанный (сочетание различных видов на одном уроке).
Форма организации учебной деятельности: фронтальная.
Основные методы и технологии, используемые в рамках урока:
• здоровье - сберегающая технология;
• технология проблемно-диалогического обучения;
• информационно-коммуникативная технология;
• технология оценки учебных успехов.
На протяжении урока применялся музыкальный ряд, как сопровождение слайд-шоу и во время работы детей: для организации внимания во время демонстрации презентации, и с целью релаксации во время самостоятельной работы детей.
Применение компьютерной техники на данном уроке было обоснованным, т.к. дало возможность:
активизировать работу на уроке
использовать яркую и красочную наглядность
Коррекционная направленность прослеживалась на всех этапах урока:
-метод работы по образцу, способствовал развитию логического и зрительного восприятия;
- словесный метод способствовал развитию речи на основе формирования навыков ответа на поставленные вопросы, в составлении словесной картины-заказа.
Воспитательная задача формирования у школьников эмоциональной отзывчивости на художественные произведения, взаимопомощи, аккуратности в работе, умении объективно оценивать свою работу решалась на протяжении всего урока. Проявлялась в анализировании картины-образца, взаимопомощи в выполнении задания, итогового вернисажа выполненных работ.
Выбранные методы и технологии позволил сохранить учащимся интерес учащихся к материалу на протяжении всего урока, применить уже имеющийся опыт работы с красками, получить новые знания и умения.
Все эти психологические и педагогические приёмы развивали детей и способствовали коррекции их недостатков.
Вывод:
Проведенный самоанализ урока показывает, что поставленные учителем цели и задачи были успешно решены.