Анализ сказки П.Бажова Серебряное копытце


Методическая разработка занятия для обучающихся 1-4 классов.
Тема: «Золотое сердечко»
Форма проведения: занятие-практикум
Цель: Развитие нравственных качеств у обучающихся через анализ сказки П.Бажова «Серебряное копытце». Задачи: формирование у обучающихся универсальных учебных действий:
познавательные: раскрыть смысл «золотого сердечка», когда сердечко становится «золотым»; доброе слово и дело – один из пяти талантов «золотого сердечка»; наполнить социокультурным содержанием слово «добро»;личностные: вызвать желание говорить добрые слова и совершать добрые поступки; воспитывать вежливость, внимание, уважение к людям;коммуникативные: умение слушать и слышать, сотрудничать, сопереживать другому; способствовать созданию доброжелательной атмосферы в классе, формированию групповой сплоченности; самораскрытию детей;регулятивные: управлять своей деятельностью, контроль и коррекция поведения, инициативность и самостоятельность; адекватно оценивать свои поступки.
Педагогические технологии: информационно-коммуникативные, рефлексия совместной деятельности, проблемное обучение.
Оборудование занятия: презентация, музыкальное сопровождение, фрагмент мультфильма «Серебряное копытце» по сказке П.Бажова.
Этапа занятия Ход занятия Формирование УУД
Подготовительный Присоединение «Круг Добра»
Введение в тему Знакомство с рассказом «Золотое сердце»
Знакомство с темой
Работа в четвёрках
Цветовой диктант
Игра «Что в шкатулке?»
Физкультминутка «Солнце»
Тренинг (развивающий) «Доброе дело»
Просмотр видеофрагмента из мультфильма.
Анализ просмотренного.
Итог занятия
Рефлексия Доброе утро, ребята. Я рада новой встрече с Вами на занятии по Истокам. Для начала, встанем в круг Добра, поприветствуем друг друга, подарим свою улыбку, согреем теплом своего сердца и вместе отправимся в путь за новыми знаниями.
-Доброе утро, солнце!
-Доброе утро, небо!
-Доброе утро, всем нам!
-Доброе утро, мир!
-Что вы чувствовали, приветствуя друг друга? (тепло, любовь, дружбу, радость).
-Послушайте небольшой рассказ и попробуйте ответить на вопрос: « Почему к героине рассказа тянулись все животные, птицы и люди?»
Золотое сердце.
«В одном городе жила-была девочка. Ничем не отличалась она от других детей. Была веселой, живой, открытой, любила пошалить и побегать. Как-то окружающие стали замечать, что к девочке тянутся разные зверушки: злобные дворовые псы ходили за ней, виляя хвостами, кошки так и норовили потереться о ноги, птицы смело садились на протянутую руку. Потом взрослые обратили внимание, что самые отъявленные хулиганы рядом с девочкой становились тише и вежливее. Люди говорили, что у неё золотое сердце. Выросла девочка и превратилась в красивую девушку. Люди к ней тянулись самые разные. И для каждого находила она немного доброты и тепла, нужное слово, отдавая кусочек своего сердца. Они с удовольствием уносили эти кусочки. Жизнь их налаживалась. А девушка ничего не просила взамен. Она радовалась успехам других, была счастлива тем, что люди тянулись к ней. Она знала про то, что сердце у нее золотое и про то, что она приносит удачу своим близким. Знала и дарила себя людям».
- Почему к героине рассказа тянулись все животные, птицы и люди?
-Как вы, ребята, понимаете выражение «золотое сердце»?
-А человеческое сердце какого цвета?
Словосочетание «золотое сердце» используется для описания необыкновенно доброго, милосердного, чуткого человека. И наоборот, про человека безжалостного, жестокого говорят: «У него каменное сердце».
-А теперь давайте прислушаемся к своему сердечку. Знаете где у вас сердечко? Положите руку. Чувствуете, как оно бьётся?
-Может ли оно сразу стать золотым?
-Что нужно сделать, чтобы сердечко стало золотым?
Об этом мы и поразмышляем сегодня на занятии.
Тема нашего занятия «Золотое сердечко».
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на занятии? (Попытаемся раскрыть смысл выражения «золотое сердечко», когда сердечко становится «золотым», будем говорить о добрых словах и добрых делах).
Оно имеет 5 талантов. А что такое талант? Талант - это дар, дарование, способности.
Первый талант – доброе слово и дело.
Второй талант – честное слово.
Третий талант – слово о родителях.
Четвертый талант – труд и подвиг.
Пятый талант – святое слово.
На занятиях курса «Истоки» мы будем говорить об этих 5-ти талантах. А сегодня подробнее остановимся на одном из них, а каком, вы определите сами.
Задание: составить пословицу из фраз и прочитать ее у доски. Индивидуальный этап: 1 мин.
Обсуждение в четверках: 2 мин.
Учитель: Что объединяет эти пословицы, что у них общего?
На листочках записаны слова из пословиц. Соберите эти пословицы и прочитайте вслух.
Добра желаешь, добро и делай.
Добро поощряй, а зло порицай.
Доброе дело само себя хвалит.
С добрым словом жить в радости.
От доброго дерева - добрый плод.
Доброе слово дарит доброе тепло.
-Что объединяет эти пословицы, что у них общего?
Мы поговорим о первом таланте «Золотого сердечка»- добром слове и добром деле.
Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах. Посмотрите, как много пословиц о добре сложил народ, значит добро очень важно для людей. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
- Скажите, что видите, слышите и чувствуете при слове «добро»? (солнце, мама, любовь, друг, улыбка, радуга и т. д.). Раскрасьте эти добрые слова тем цветом, с которым они у вас ассоциируются. То же самое проделайте и с плохими, сердитыми словами (ненависть, злоба, недруг, ложь, грубость, и т. д.). Какие из получившихся оттенков приятнее вам? Почему? Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово.
Перед вами волшебная шкатулка. В ней находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем. Это волшебные слова.
- Какие добрые слова вы знаете?
- Отчего зависит сила волшебных слов? ( Дети отвечают) Сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Добрые слова, сказанные от чистого сердца, порадуют человека, и у него станет приятней, радостней и легче на душе.
- Научиться по-настоящему быть добрым легко или трудно?
Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
- Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?
Выберите слова: ( милосердный, сердитый, добродушный, плохой, благодушный, скверный, добросердечный, гуманный, злой, человечный, душевный, жалостливый, жестокий, отзывчивый, достойный уважения, душевный, злобный, дурной).
-Продолжите фразу, используя данные слова: «Добрый человек – это тот, который…».
- А теперь оцените себя, выбрав эти качества? Посмотрите на себя со стороны? Какой я?
- Какие из этих слов не подходят для характеристики доброго человека?
А теперь встанем возле стульчиков, приготовим наши ручки.
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
Человек сорвал цветок. Жизнь цветка оборвалась. Это добро или зло?
Человек посадил яблоню. Дерево выросло и принесло плоды. Это добро или зло?
- Какие добрые дела вы можете сделать в классе? (Полить цветы, помочь одноклассникам, пропустить вперед девочек…)
- Дома? (Помогать родителям, соседям…)
- На улице? (Перевести стариков через дорогу…)
- В транспорте? (Уступить место старшим…)
- На природе? (Любить и беречь природу…)
Помните: Зло разрушает жизнь. Добрые дела сохраняют жизнь, продолжают ее, помогают жить в любви и согласии с людьми, окружающим миром. Совершить доброе дело – маленькое приятное чудо.
- Так что же такое добро?
Добро-
1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.
2. Имущество, вещи (разг.). Накопить добра.
- Какое добро важнее для человека: материальное – деньги, богатство или добро как нечто полезное и хорошее?
-А поможет разобраться в этом сказка П.П.Бажова «Серебряное копытце». (текст читает учитель стр. 58 Азбука истоков)
- Как вы думаете, увидела Дарёнка Серебряное копытце?
А вот что произошло дальше, вы узнаете из фрагмента мультфильма.
- Почему же Дарёнке и Коковане так хотелось увидеть Серебряное копытце? Выберите правильный ответ:
каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо;
герои были бедными, надеялись продать камни и зажить богато.
Герои сказки заслужили это чудо. Они были добрыми, говорили добрые слова, совершали добрые дела.
«Кокованя полшапки камней нагреб, да Даренка запросила:
- Не тронь, дедо, завтра днем еще на это поглядим.
Кокованя и послушался. Только к утру-то снег большой выпал. Все камни и засыпало. Перегребали потом снег-то, да ничего не нашли. Ну, им и того хватило, сколько Кокованя в шапку нагреб.
Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку. У Коковани с Дарёнкой не было корыстных (корысть – это страсть к приобретению, к наживе; жадность к деньгам, к богатству) целей. Серебряное копытце испытывало героев богатством, но они не подались искушению, не жадничали («полшапки нагрёб»), прекрасно понимая, что богатство - не главное в жизни.
Ребята, а можно про героев сказки сказать, что у них золотое сердце? ( Жили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу).- Можно сказать, что они были счастливы? (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей). Сказка закончилась чудом. Мы тоже можем совершить чудо. Хотите?
Украсим наш домик драгоценными камнями (на доске домик). У каждого на столе «Драгоценный камень», он должен засверкать добрыми делами. Вспомните добрые дела, которые вы уже совершали или которое хотите совершить. (Дети выходят к доске и прикрепляют «драгоценные камни» на крышу домика).
Посмотрите, сколько добрых дел мы уже совершили и сколько можем ещё сделать добра.
Так что же важнее для человека ДОБРО - ИМУЩЕСТВО или ДОБРО - ХОРОШЕЕ НА БЛАГО ДРУГИХ?
Перед вами 2 сундучка. Давайте поглядим, что в них лежит.
-Как можно назвать одним словом то, что лежит в первом? (богатство).
-Можно ли его потрогать руками?
-А теперь заглянем во второй сундучок. Почему мы поместили их (качества) во второй? Можно ли их потрогать руками?
-В каком же из сундучков наиболее ценное богатство? Какой сундучок вы выберите и почему? ( Нет ничего дороже богатства души человека. Оно проявляется в его отношении к людям, к делу).Часто сказки заканчиваются такими словами: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок ». А какой урок извлекли вы из сегодняшнего занятия?
-Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни? (Богатство – не синоним счастья. Желаешь себе добра – делай добро другим).Давайте положим руку к сердцу. Прислушайтесь... Чувствуете? Ничего не изменилось у вас к концу занятия? А может ваше сердечко стало золотым?
Я благодарю за эти минуты доброты, которые мы друг другу подарили. И хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с добрых дел и не стеснялись улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем прохожим. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты, потому что добрые дела и поступки живут вечно. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми. Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – поднимите тучку.
На прощание мне хотелось бы вам пожелать, чтобы трудились не только ваши руки и голова, но и ваша душа.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Коммуникативные УУД
Умение слушать и слышать, сотрудничать

Коммуникативные УУД
Участие в продуктивном диалоге. Монологические высказывания разного типа.
Регулятивные УУД
Целеполагание - соотнесение того, что уже известно обучающимся и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные УУД
Умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение, учиться работать в группах.Регулятивные УУД
Управлять своей деятельностью, контроль и коррекция поведения, инициативность и самостоятельность. Регулятивные УУД
Развитие воображения.
Познавательные УУД
Раскрыть смысл выражения «золотое сердечко».
Познавательные УУД
Познакомить с одним из пяти талантов «золотого сердечка».

Регулятивные УУД
Анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
Личностные УУД Вызвать желание говорить добрые слова и совершать добрые поступки. Коммуникативные УУД
Воспитание гуманности: понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия.

Познавательные УУД
Наполнить социокультурным содержанием слово «добро».

Регулятивные УУД
Адекватно оценивать свои поступки.

Коммуникативные УУД
Способность к состраданию,
сопереживанию, доброжелательности.
Личностные УУД
Воспитывать вежливость, внимание, уважение.
Регулятивные УУД
Развитие навыков рефлексивных действий.

Используемая литература:
Азбука Истоков «Золотое сердечко». Методический комментарий под редакцией И.А. Кузьмина.
Бандяк О. А., Синицына В. Н., Кузьмин И. А. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1-4 кл.) // Истоковедение. – Т. 1. – М.: TBS, 2001.
Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин «Азбука Истоков «Золотое сердечко» 1 класс. Учебное пособие.
О.А. Бандяк «Воспитание на социокультурном опыте». 1 класс. Методическое пособие. Активные формы обучения. Системная разработка.