Тезисы научно-исследовательская деятельность по физике на тему: Оптические иллюзии
Уважаемая аудитория!
Тема нашей работы: «Оптические иллюзии».
(Слайд 1)
Цель работы: доказать то, что иллюзия в реальной жизни существует.
Задачи работы:
Изучить литературу по теме
Сформировать понятие «иллюзия»
Выяснить причины их появления
Пронаблюдать иллюзии
Гипотеза:
Методы исследования:
обзор и анализ литературы
эксперимент
сравнение и обобщение; (Слайд 2)
Наша жизнь полна неожиданностей, и основное место в нем, конечно же, занимают иллюзии. Но что значит иллюзия? В толковом словаре С. И. Ожегова дано понятие слову иллюзия. Иллюзия – обман чувств, нечто кажущееся; болезненное состояние – ошибочное восприятие предметов, явлений, нечто несбыточное, мечта. По моему мнению это, прежде всего, оптический обман. Для некоторых оптических обманов не предложено до сих пор никакого объяснения. Для иных, наоборот, имеется слишком много объяснений. Вспомним знаменитую, обсуждаемую уже со времени Птолемея иллюзию увеличения светил у горизонта: для нее предложено, кажется, не менее шести удачных теорий, каждая из которых страдает лишь тем недостатком, что имеется еще пять столь же хороших объяснений. (Слайд 3)
Почему возникают оптические иллюзии? Зрительный аппарат человека - сложно устроенная система. В нее входят: глаза, нервные клетки, по которым сигнал передается от глаза к мозгу, и часть мозга, отвечающая за зрительное восприятие. (Слайд 4)
В связи с этим выделяются три основные причины иллюзии:
1) наши глаза так воспринимают идущий от предмета свет, что в мозг приходит ошибочная информация;
2) при нарушении передачи информационных сигналов по нервам происходят сбои, что опять же приводит к ошибочному восприятию;
3) мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, приходящие от глаз. (Слайд 5)
Например, сколько людей можно найти на этом рисунке? (Слайд 6)
Еще один пример иллюзии параллельны ли красные линии друг другу? (Слайд 7) На самом деле они параллельны.
Мы провели опыты, подтверждающие существование иллюзий в нашей жизни.
В первом опыте нужно расслабиться и смотреть, не отрываясь, 30 секунд на 4 маленькие точки в центре. Потом перевести медленно взгляд на стену (или что – то большое и одноцветное) возле себя. Вы увидите, как образуется светлый круг. Пару раз моргните и увидите, как в этом кругу образуется фигура. (Слайд 8)
Во втором опыте нужно зафиксировать центральную точку и двигать головой «вперед – назад». Вы увидите как круги вращаются. (Слайд 9)
В последнем опыте мы повторили опыт с разрезанием руки человека. Суть опыта заключается в том, что с расстояния в 1м нельзя отличить подмену настоящего предмета его изображением, если оно выполнено на матовой бумаге в натуральную величину и помещено в небольшой черный ящик. Подмена возможна потому, что черный ящик при наблюдении объемную картинку нельзя отличить от её плоской копии. Эта иллюзия является наиболее эффектной из искусственных иллюзий. К тому же её сложность позволяет поставить её в кабинете физики. Мы сделали изображение предмета – кисть руки, “ прокатив” собственную руку на ксероксе. Наиболее естественный цвет кисти получился, когда руку положили на белую ткань. После этого мы начали разрезать руку. С расстояния, более 1 метра казалось, что мы разрезали настоящую руку, но это было не так. В итоге, рука осталась целой и невредимой. (Слайд 10)
Итак, мы убедились в том, что, все – таки, иллюзии существуют, продемонстрировав опыт с разрезанием руки человека, но не стоит забывать, что 90% информации приходит в наш мозг через глаза. Даже если человек живет без розовых очков, он не всегда сможет реально оценить увиденную ситуацию. Так устроен наш глаз. Зная особенности зрения, человек может анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение полностью реально. Подобные знания могут существенно облегчить жизнь, избавив от неприятностей, связанных со зрительными обманами. Помогут лучше понимать некоторые природные явления, устройства некоторых предметов (светофор). Не стоит забывать, что оптические иллюзии сопровождают нас в течение всей жизни. Поэтому знание основных их видов, причин и возможных последствий необходимо каждому человеку. (Слайд 11)