Доклад на тему: ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧЕНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧЕНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС Никитеева Наталья Анатольевна, учитель географии МБОУ «Осинская СОШ№1» В Концепции модернизации российского образования зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования». Ключевые компетенции ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования. Цель - обеспечение положительной динамики развития информационной компетенций учащихся при изучении географии посредством развития критического мышления и применения информационных технологий.Задачи:-необходимость учитывать особенности восприятия детьми информации; -необходимость понимать, как усваивается информация;-необходимость подбора эффективных приемов, методов и технологий для развития и формирования у школьников умения находить, хранить, преобразовывать различную информацию. Актуальность опыта - соответствие идеям, заложенным в Концепции модернизации образования, концепции развития образовательного учреждения - направленность на формирование не столько специальных способностей, сколько универсальных, которые являются базовыми в любой деятельности функции ученика: функции учителя:ставит цели и достигает их, управляет процессом самостоятельно перерабатывает обучения информацию и применяет имеющиеся знания на практике Модель СУ. Основные компоненты. Организационный - организация класса в течение всего урока. Готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. Мотивационный - определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и во всем курсе. Коммуникативный - уровень общения учителя с классом. Содержательный - подборка материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы.Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного урока, для данной темы, для данного класса.Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока. Практическая модель традиционного и современного урока Традиционный урок Современный урок Тема урока: стандартный заголовокН-р: «Виды движения Земли» (6 класс)«Формирование населения Латинской Америки» (11 класс)Орг. момент: учитель проверяет готовность класса к урокуЦель урока: сообщает учительУчебные действия: объяснение учебного материала учителем, фронтальная беседаЗакрепление материала: учитель задает вопросы по теме урока вопросительный заголовок рефлексию (процесс анализа мыслительной деятельности)«Почему на Земле происходит смена дня и ночи, времен года, эпох?»«Чем объясняется разнообразие культур, языка, традиций Латиноамериканского региона?»Учитель применяет арт-технологии, сообщает интересные факты, ставит проблемные вопросы, использует жизненные ситуацииУченики формулируют самостоятельно, определяют сферу своей деятельности через учебные задачиИндивидуальная и групповая работаУченики составляют интеллект-карты, кластеры, анализируют диаграммы, таблицы, составляют опорные схемы Традиционный урок Современный урок Рефлексия: учитель подводит итоги урокаД/З: задает учитель всему классуКонтроль: тест (типовые задания)Н-р: Установите соответствие: горная порода – ее происхождениегранит; 2. мрамор; 3. известняк; 4. глина;А) осадочнаяБ) магматическаяВ) метаморфическая Учитель обучает детей оценивать свою деятельность, осуществляет их самоконтрольУченики выбирают самостоятельно из предложенных учителем вариантов с учетом индивидуальных особенностей учащихся, творческие заданияКОЗ:Перед вами памятники Всемирного культурного наследия. Вопросы: 1) Из какой горной породы они были построены?А) Гранит; Б) Известняк; В) Глина; Г) Мрамор 2) Какое происхождение имеет эта горная порода? 3) Назовите причину разрушения данных объектов. 4) Какая горная порода в списке вариантов ответа оказалась «лишней», почему? Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД воспитывающий Аспекты современного урока:мотивационно – целеполагающий;деятельностный (познавательный);развивающий;воспитывающий Методы обучения *Применение интерактивных форм обучения*Создание условий для проявления самостоятельности (учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.)*Индивидуализация обучения (индивидуальная и групповая работа) Оценка- результат Проведение рефлексииРЕФЛЕКСИЯ СЕБЯ В УРОКЕ Я МЫ ДЕЛО Я – как работал?допускал ли ошибки?Мы – насколько мне помогли одноклассники, учитель; а я – им? Дело – понял ли материал? Узнал ли больше?Внимание не только на правильность ответа, но и на его оригинальность, рациональность путей и способов выполнения Информационные технологииблизки ученикам и сокращают отрыв научной теории от жизненной практики, позволяют разнообразить учебный процесс и формировать навыки, необходимые для жизни в информационном обществе. Специфика технологии развития критического мышления-учебный процесс строится на научно обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации,- преподаватель максимально гибок и аутентичен в каждой учебной ситуации в каждый момент времени, -обучение проводится на основепринципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Интеграция предполагает: Самостоятельное «добывание» знаний учащимися Активное использование предшествующего опыта и знаний, систематизацию информационных ресурсовСтимулирование к высказыванию собственной позиции, обмену мнениями, в том числе через дистанционные формы общения и возможности социальных сервисов Развитие потребности к аргументации суждений и выводов в соответствии с правилами делового общения и сетевого этикетаПриобретение нового опыта, через участие в сетевых проектахУспешную социализацию учащихся в современном информационном обществе Опорный конспект по теме:«Природный комплекс» ВОЗДУШНАЯ МАССА –это Большой V воздуха с одинаковыми свойствами ţ влажностью запыленностью ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ, СХЕМЫ сухие влажные поглощает 2/3 тепла за год с океана испаряется 1 м3 воды океан поставляет влагу на сушу ОСАДКИ Круговорот воды в природеНа побережьях -> морской климатМуссоны -> муссонный климатТечения распредел. тепло -> отепляют северные широты, охлаждают «жаркие» Происхождение человека моноцентрич. полицентрич. саплентация (30-40 тыс. лет назад) процесс расообразования (15 тыс. лет назад) 3 основные расы европеоидная монголоидная негроидная ? австралоидная 70 % населения метисы самбо мулаты другиемикрорасы 30 % населения Прием «Составление кластера» Стадия ТРКМ: осмысление Интеграция с ИКТ: подходы к взаимодействию с информацией, средства обучения уснувшие типы строение действующие образование профессии потухшие Вулкан Прием «Групповая дискуссия» Стадия ТРКМ: вызов, осмысление Интеграция с ИКТ: подходы к взаимодействию с информацией, проводник информации Прием «Ментальная карта» Стадия ТРКМ: осмысление, рефлексия Интеграция с ИКТ: средства обучения, проводник информации Спасибо за внимание!