Конспект урока по литературному чтению Н.Н. Носов На горке
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе
Учитель: Батанова Н.Е. МБОУ СШ № 31 г. Волжский
ТЕМА: Н.Н. Носов «На горке»
ЦЕЛИ:
1. Познакомить учащихся с содержанием рассказа.
2. Учить находить главную мысль, формировать умение определять идею произведения.
3. Развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание.
4. Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Литературное чтение» 3 часть, автор О. В. Кубасова, презентация, дидактические материалы с заданиями, картинки к рассказу, снежинки.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
* общеучебные – ознакомление с рассказом Н.Носова «На горке»; осознанное восприятия литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения; построение оценочных рассуждений.
Регулятивные УУД:• выполнение принятой учебной задачи ; адекватное восприятие оценки учителя и товарищей; планирование своих действий.
Коммуникативные УУД:• взаимодействие с окружающими, умение слышать, слушать и понимать партнеров, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильное выражение своих мыслей , оказание поддержки друг другу и эффективное сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками.
Личностные УУД: •умение высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Учитель. – Весёлый прозвенел звонок, мы начинаем наш урок.
- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание.1. Эмоциональный настрой. Учитель. - У нас урок литературного чтения – это урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»- Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…
Дети хором произносят текст:
Привет, сосед! Слайд 2Улыбнись мне в ответ.Я хочу, чтобы ты не грустил,Всем улыбки сегодня дарил.2. Речевая разминкаУчитель.
– Мне очень приятно видеть в ваших глазах радость.- Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.
Ок-ок-ок - падает снежок
Ип-ип-ип- слышу снега скрип Слайд 3
Ре-ре-ре – горы в снежном серебре
- Прочитайте первое предложение с вопросительной интонацией.
- Прочитайте второе предложение с восклицательной интонацией.
- Выделите при чтении слово снежном.
- Прочитайте чистоговорку шёпотом и медленно.
- А теперь прочитайте её громко и быстро.
3. О Н.Н. Носове
- Определите, к каким произведениям сделаны эти иллюстрации. Слайды 4 - 6
- Назовите автора этих произведений.- Ребята, вы правильно догадались - это произведение написал Н. Носов.
– Именно о его книгах мы поговорим на сегодняшнем уроке. Слайд 7
Вот его портрет. Н. Носов родился 23 ноября в городе Киеве, в семье актера. В юности увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием. Работал кинорежиссёром и постановщиком мультипликационных фильмов. Н. Носов – писатель-юморист. Он написал такие произведения: «Фантазеры», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки и его друзей»
- Как вы понимаете писатель – юморист? Да, но его рассказы не только смешные, но и поучительные.
Н.Н. Носов умер более 30 лет назад. Но все до настоящего времени с удовольствием читают его произведения.
4. Анаграмма
- Сегодня мы познакомимся с замечательным произведением Николая Николаевича Носова. А сейчас я предлагаю отгадать название произведения..
Дети разгадывают анаграмму: Слайд 8
Г - - Ь
О - - - Ь
Р - - - - Ь
К - - - - - Ь
А - - - - - - Ь
Отгадать слова вам помогут загадки:
- В перьях ходит, не спешит, часто на людей шипит,
Я чуть-чуть его боюсь. Угадали? Это ……………… (гусь)
- Лес разделся, неба просинь, это время года ……… (осень)
- Если мы опустим наши руки, он удержит наши брюки. (ремень)
-По волнам дворец плывет, на себе народ везет. (корабль)
- Нанесет она узор, очень трепетный и нежный,
Будь то небо или бор, иней, тонкий, белоснежный,
Зеленеющий апрель – все раскрасит ……………… (акварель)
- Какое слово разгадали? (горка).
Прочитайте название нового рассказа Н Носова. («На горке») Слайд 9
- Назовите тему сегодняшнего урока.
- Чему мы сегодня будем учиться на уроке? (Познакомимся с произведением Н. Носова «На горке», будем учиться составлять план, отвечать на вопросы, выполнять творческие задания.
5. Подготовка к первичному восприятию текста
- Как называется словарь, с помощью которого мы узнаём значения слов?
(ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ) Слайд 10
Сейчас вы узнаете, что обозначает слово «горка».
- «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь». Слайд 11
- А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды. Слайды 12- 13
-Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.
- Посмотрите на обложку книги Н. Носова и скажите: про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку) Слайд 14
- Ребята, что нужно для строительства снежной горки?
- Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.
- Ребята, а вы любите бывать на горке?
- Почему?
- Как вы думаете, о чем будет этот текст?
6. Словарная работа
-Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте выясним значение трудных слов, которые встретятся в тексте. Слайд 15
Дворницкая – помещение для дворника, работника, поддерживающего порядок и чистоту на улице.
На четвереньках - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги.
Напортил - сломал.
7. Первичное восприятие текста
-Начинает читать текст до моего сигнала ... Остальные внимательно слушают и следят, так как дальше могу спросить любого. Слайд 16
-Чьё чтение вам понравилось больше всего?
8. Проверка первичного восприятия текста
– Что вы читали? (рассказ «На горке») Слайд 17 - Кто его написал? - Какие признаки указывают на то, что это рассказ? Докажите.(Это произведение – рассказ, потому что в нём говорится об одном событии, которое произошло за небольшой промежуток времени. Оно небольшое по объему. В нем мало героев.)
- Кому понравился рассказ? Почему? - Какой момент рассказа вам особенно понравился?
9. Графический диктант.
Слайд 18
Учитель. - Проверим, как вы внимательно слушали рассказ. Прочитайте вопросы, выберите правильные ответы. (Дети самостоятельно работают на листочках).
-Ребята во дворе строили горку.
- Главного героя звали Мишка Чижов.
- Мальчик не мог забраться на горку, т.к. она была скользкая.
- Чтобы не падать, он посыпал её солью.
- Ребятам пришлось снова заливать горку.
- Котька сделал ступеньки.
– Проверим работу. Слайд 18 (взаимопроверка)
(Один ученик зачитывает правильные ответы)
10. Физкультминутка.
Слайд 19
Раз, два, раз, два- (хлопаем в ладоши) Начинается игра. Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения) Строим горку во дворе. Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево) Двор украшен в декабре. Раз, два, раз, два (ритмично топаем) Вот и кончилась игра.
11. Выборочное чтение. Анализ произведения.- Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)- Что делали ребята?- Прочитайте, как они строили горку.- А что делал Котька, когда ребята трудились? -Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)-Какой он? (хитрый)- Что произошло, когда ребята ушли обедать?- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.- А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться)- Что из этого вышло?- Прочитайте.-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).- Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)- Понравилось ли Котьке работать?- Подтвердите словами из текста…- Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше)- Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)
12. Определение главной мысли рассказа. Работа с пословицами.
- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа: Слайд 20 1. Поспешишь – людей насмешишь.2. Семь раз отмерь, а один отрежь.3. Умел ошибиться, умей и поправиться.- Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?Учитель. - Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.13. Работа в группах.
Каждая группа получает задание Слайд 21 Задание 1 группе. «Художники» - Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Но картинки перепутались. Вам надо расставить картинки по порядку. (картинный план) Задание 2 группе. «Артисты»
Инсценировка.
Сценка «На горке»
Ребята целый день трудились – на дворе строили горку. Ребята полили водой горку и побежали домой обедать. Котька быстро оделся, надел коньки, пошёл на горку. Скатился с горки. Поскользнувшись, упал. Много раз падал. Чтобы не было скользко, начал таскать песок из ящика. Попробовал скатиться – бух – упал. По песку коньки не едут! Вышли ребята. Они рассердились на Котьку. Дали лопату и велели таскать снег на горку, после работы полили водой. Котьке эта работа понравилась. Он лопатой даже лесенки приделал.Задание 3 группе. «Писатели»Написать Котьке письмо. Дать оценку его поступку.14. Итог урока.
- Быстро время пролетело и идёт к концу урок. Так давайте без задержки подведём всему итог.
- С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»?- Все выводы верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать. Заканчивается встреча с замечательным литературным произведением. Молодцы, вы хорошо поработали! А закончить урок я хочу пожеланием: пусть у вас будет добрая душа, будьте трудолюбивы, играйте дружно, помогайте друг другу, и тогда у вас все получится!15. Домашнее задание.
Слайд 22
16. Рефлексия. - Ребята, перед вами лежит снежинка, возьмите её. Поставьте на ней в середине отметку, которую вы бы себе поставили за этот урок. А сейчас мы построим с вами свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.
Слайд 23
Слайд 24