Конспект урока по литературному чтению во 2 классе Н. Носов «На горке»


Конспект урока по литературному чтению во 2 классе
Н. Носов «На горке»
Цель – познакомить учащихся с творчеством Н. Носова посредством стилистического анализа художественных образов в рассказе «На горке»
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с рассказом Н.Носова «На горке»
- расширять читательский кругозор учащихся, учить ориентироваться в художественной литературе;
- учить детей осознанному чтению вслух и про себя художественного текста;
- развивать умение выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы.
Развивающие:
- развивать речь, мышление, память учащихся;
- учить понимать текст, расширять словарный запас учащихся;
- формировать способность формулировать нравственные суждения.
Воспитательные:
- воспитывать желание трудиться, уважать чужой труд, чувство товарищества, доброту, отзывчивость, стремление совершать добрые дела;
- воспитывать интерес к обучению.
Планируемые результаты:
Личностные:
- умение установить личностный смысл учебной деятельности на данном уроке;
- умение высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения;
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Познавательные:
- читать и слушать, извлекая нужную информацию;
- самостоятельно находить информацию в материалах учебника;
- осознанное восприятие литературного произведения;
- формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- выполнение принятой учебной задачи;
- адекватное восприятие оценки учителя и товарищей.
Коммуникативные:
- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- умение слушать и вступать в диалог;
- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
- умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
- оформлять свою мысль в устной речи высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
Межпредметные связи: русский язык.
Ресурсы: учебник «Литературное чтение» 2 класс, О. В. Кубасова, презентация.
Ход урока
Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Орг. момент
Цель - подготовка учащихся к работе на уроке
Приемы:
упражнения для артикуляционного аппарата
2. Актуализация знаний
антиципация по имени и фамилии автора
постановка учебной задачи
3. Подготовка к первичному восприятию текста
антиципация по названию рассказа
опора на опыт детей
4. Проверка первичного восприятия текста
5. Физминутка
6. Вторичное восприятие, анализ образов, стилистический
жужжащее чтение, словарная работа
подготовка к чтению по ролям
схема-модель (кластер)
словарь
настроений образа героев
чтение
по ролям
7. Итог урока
выставление отметок
рефлексия
Личностные УУД
умение установить личностный смысл учебной деятельности на данном уроке
Коммуникативные УУД
Умение слушать и вступать в диалог участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; оформлять свою мысль в устной речи высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
Регулятивные УУД
умение принимать и сохранять учебную задачу
Познавательные УУД
читать и слушать, извлекая нужную информацию; осознанное восприятие литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения.
Познавательные УУД
самостоятельно находить информацию в материалах учебника
Регулятивные УУД
выполнение принятой учебной задачи;
адекватное восприятие оценки учителя и товарищей.
Личностные УУД
умение высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения; - Здравствуйте, ребята!
Начинаем урок литературного чтения. Я вижу, что все к уроку готовы, настроение у всех хорошее!
- Перемена быстро пролетела
Нужно браться нам за дело!
Слушать вам надо внимательно,
Работать вам надо старательно,
Побольше нового узнать
И получить отметку «пять»!
- Перед тем, как мы узнаем тему сегодняшнего урока и сформулируем учебную задачу, давайте проделаем несколько упражнений.
Посмотрите на слайд (Слайд 1)
П Р А
С Н И
С Т О
М К У
Д В А
- Давайте прочитаем все гласные буквы.
- А теперь по строчкам слоги (согл. + глас.)
- Прочитаем слоги (согл.+согл.+глас.)
- Какие из этих слов являются словами?
- К какой части речи эти слова относятся?
- Молодцы!
- Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением известного нам автора. Прочитайте имя и фамилию этого автора, читая только русские буквы. (Слайд 2, 3)
- Какие произведения этого автора вы знаете?
- Кто является главными героями произведений Николая Носова?
- Какой характер имеют эти произведения?
- А учат ли они нас чему-нибудь?
- Хорошо!
- Так кто же сформулирует учебную задачу урока?
- Ребята, а что вы помните о Николвае Носове?
Николай Николаевич Носов (1908 - 1976), советский прозаик, драмматург, киносценарист, лауреат Сталинской премии 3-ей степени (1952 г.)
Родился 10 (23) ноября 1908 г. в Киевев семье актера эстрады. Детство его прошло в пос. Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик начал учиться в гимназии. Разносторонне одаренный мальчик с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством – наряду с шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством, был газетным торговцем и т.д.
Начал публиковать рассказы в 30 лет. По словам самого Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей – дошкольников.
В 2008 г. – к 100-летию со дня рождения Н. Н. Носова Центральный банк РФ выпустил серебряную монету.
- А сейчас мы узнаем название произведения, которое сегодня будем читать. Оно спрятано с словах. номер буквы соответствует порядковому номеру слова. (Слайд 4, 5)
- Хорошо! А как вы думаете, о чем этот рассказ?
- А у вас есть горки во дворах?
Любите ли вы на них кататься?
С кем вы ходите на горку?
Какое настроение у вас, когда вы катаетесь на горке?
- Сейчас я буду читать рассказ, а вы послушайте и после прочтения расскажите о том, какие чувства и эмоции у вас возникнут.
- Итак, какие чувства и эмоции вы сейчас истытываете? Какое у вас настроение?
- Кто является главным героем рассказа?
- О чем этот рассказ? Оправдались ли наши предположения?
Раз – подняться, подтянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – ноги шире
Пять – руками помахать
Шесть – на место тихо сесть.
- Теперь возьмем в руки карандаши и шепотом, читая рассказ, отмечаем ? слова героев и их описание, так как в конце урока будем читать по ролям. Если у вас возникнуть затруднения, можно поработать в паре.
- Встретились ли вам незнакомые слова?
- А кто знает, что это за слово? А как вы думаете, что оно обозначает?
- Верно! Слово «Дворницкая» - устаревшее, так как сейчас оно встречается редко. Оно обозначает строение, в котором дворник хранит свои инструменты.
- Кто главный герой рассказа?
- Какие герои еще встречаются в рассказе?
- Каким словом автор характеризует Котьку в начале рассказа?
- Каким вы представляете себе Котьку Чижова?
- Что можно сказать о ребятах? Какими они нам представляются?
- Какое чувство охватило Котьку, когда он помогал ребятам засыпать горку?
- Как же относились ребята к Котьке? Изобразим схему отношений на доске.
Котька Чижов ребята
(не понимал их, насмехался)

Ребята Котька Чижов
(не доверяли, дружелюбно)
- Какие отношения с ребятами были у Котьки до того, как он хотел сломать горку и после своего проступка?
- Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?
- Что автор хотел сказать этим произведением?
- А теперь давайте распределим роли.
- Теперь читаем по ролям. Те ребята, которые не будут читать, оценят тех, кто читал за героя. Получится ли им передать образ, правильно ли прочитают, эмоционально ли?
- Итак, ребята, с каким произведением какого автора мы сегодня познакомились?
- Для чего Николай Носов написал этот рассказ? Чему учит нас?
- А были ли у вас в жизни такие ситуации?
- Что бы вы хотели пожелать таким детям, как Котька?
- Скажите, пожалуйста, возникли ли у вас сегодня на уроке какие-нибудь трудности? Если да, то какие?
Спасибо за урок!
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настроиться на урок.
А, И, О, У
ПА, РА
СИ, НИ
СО,ТО
МУ, КУ
ДА, ВА
ПРА
СНИ
СТО
МКУ
ДВА
Сто, два
Это имена числительные
Николай Носов
«Находчивость», «Фантазеры»
Дети
Юмористический, сатирический
Учат, как правильно вести себя с друзьями.
Продолжить знакомство с творчествои Николая Носова, сравнить его произведения.
Он писал о детях, с ранних лет увлекался музыкой, театром, сочинял и т.п.
На горке
Мнения детей
(О детях, которые катаются на горке или сторят ее…)
Высказывания детей
Дети слушают рассказ
Весело, смешно
Котька Чижов
О детях, которые строили горку и Котьке, который чуть не сломал ее.
Дети работают с рассказом самостоятельно
Да, дворницкая
Устаревшее
(мнения детей)
Котька Чижов
Ребята
Хитрый
Хитрым, наглым…
Дружелюбные, добрые, вежливые
Чувство радости. Он даже приделал ступеньки, чтобы было лучше взбираться на горку
Сначала – плохое, а после - дружелюбное
Он уже вместе с друзьями строит горку, он веселый.
Нужно быть добрам, делать все сообща и не портить то, что сделали другие.
Котька
Автор
Ребята
Три человека читают по ролям
Николай Носов «На горке»
Нужно быть добрым и не портить то, что делают другие, помогать
Высказывания детей