Конспект урока по литературному чтению во 2 классе Н. Носов «На горке» 
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе 
Н. Носов «На горке»
Цель – познакомить учащихся с творчеством Н. Носова посредством стилистического анализа художественных образов в рассказе «На горке» 
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с рассказом Н.Носова «На горке»
- расширять читательский кругозор учащихся, учить ориентироваться в художественной литературе;
- учить детей осознанному чтению вслух и про себя художественного текста;
-  развивать умение выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы.
Развивающие:
- развивать речь, мышление, память учащихся;
- учить понимать текст, расширять словарный запас учащихся;
-  формировать способность формулировать нравственные суждения.
Воспитательные:
- воспитывать желание трудиться, уважать чужой труд, чувство товарищества, доброту, отзывчивость, стремление совершать добрые дела;
- воспитывать интерес к обучению. 
Планируемые результаты:
Личностные:
- умение установить личностный смысл учебной деятельности на данном уроке;
- умение высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения;
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Познавательные:
- читать и слушать, извлекая нужную информацию;
- самостоятельно находить информацию в материалах учебника;
- осознанное восприятие литературного произведения;
- формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- выполнение принятой учебной задачи;
- адекватное восприятие оценки учителя и товарищей.
Коммуникативные:
- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- умение слушать и вступать в диалог;
- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
- умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
- оформлять свою мысль в устной речи высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
Межпредметные связи: русский язык. 
Ресурсы: учебник «Литературное чтение» 2 класс, О. В. Кубасова, презентация. 
Ход урока
Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся 
1.Орг. момент
Цель - подготовка учащихся к работе на уроке 
Приемы:
упражнения для артикуляционного аппарата 
2. Актуализация знаний 
антиципация по имени и фамилии автора 
постановка учебной задачи 
3. Подготовка к первичному восприятию текста 
антиципация по названию рассказа
опора на опыт детей
4. Проверка первичного восприятия текста
5. Физминутка 
6. Вторичное восприятие, анализ образов, стилистический 
жужжащее чтение, словарная работа   
подготовка к чтению по ролям  
схема-модель (кластер)
словарь
настроений образа героев  
чтение
по ролям 
7. Итог урока 
выставление отметок 
рефлексия
Личностные УУД 
умение установить личностный смысл учебной деятельности на данном уроке
Коммуникативные УУД 
Умение слушать и вступать в диалог участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; оформлять свою мысль в устной речи высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
Регулятивные УУД
умение принимать и сохранять учебную задачу 
Познавательные УУД
читать и слушать, извлекая нужную информацию; осознанное восприятие литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения. 
Познавательные УУД
самостоятельно находить информацию в материалах учебника
Регулятивные УУД
выполнение принятой учебной задачи;
адекватное восприятие оценки учителя и товарищей.
Личностные УУД 
умение высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения; - Здравствуйте, ребята! 
Начинаем урок литературного чтения. Я вижу, что все к уроку готовы, настроение у всех хорошее! 
- Перемена быстро пролетела
Нужно браться нам за дело!
Слушать вам надо внимательно, 
Работать вам надо старательно,
Побольше нового узнать
И получить отметку «пять»!
- Перед тем, как мы узнаем тему сегодняшнего урока и сформулируем учебную задачу, давайте проделаем несколько упражнений.
Посмотрите на слайд (Слайд 1)
П     Р     А
С     Н    И
С     Т     О
М      К      У
Д       В      А 
- Давайте прочитаем все гласные буквы. 
- А теперь по строчкам слоги (согл. + глас.) 
- Прочитаем слоги (согл.+согл.+глас.)
- Какие из этих слов являются словами? 
- К какой части речи эти слова относятся? 
- Молодцы! 
- Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением известного нам автора. Прочитайте имя и фамилию этого автора, читая только русские буквы. (Слайд 2, 3)
- Какие произведения этого автора вы знаете? 
- Кто является главными героями произведений Николая Носова? 
- Какой характер имеют эти произведения? 
- А учат ли они нас чему-нибудь?
- Хорошо! 
- Так кто же сформулирует учебную задачу урока?
- Ребята, а что вы помните о Николвае Носове? 
Николай Николаевич Носов (1908 - 1976), советский прозаик, драмматург, киносценарист, лауреат Сталинской премии 3-ей степени (1952 г.)
Родился 10 (23) ноября 1908 г. в Киевев семье актера эстрады. Детство его прошло в пос. Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик начал учиться в гимназии. Разносторонне одаренный мальчик с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством – наряду с шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством, был газетным торговцем и т.д. 
Начал публиковать рассказы в 30 лет. По словам самого Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей – дошкольников. 
В 2008 г. – к 100-летию со дня рождения Н. Н. Носова Центральный банк РФ выпустил серебряную монету. 
- А сейчас мы узнаем название произведения, которое сегодня будем читать. Оно спрятано с словах. номер буквы соответствует порядковому номеру слова.  (Слайд 4, 5) 
- Хорошо! А как вы думаете, о чем этот рассказ? 
- А у вас есть горки во дворах? 
Любите ли вы на них кататься? 
С кем вы ходите на горку? 
Какое настроение у вас, когда вы катаетесь на горке? 
- Сейчас я буду читать рассказ, а вы послушайте и после прочтения расскажите о том, какие чувства и эмоции у вас возникнут. 
- Итак, какие чувства и эмоции вы сейчас истытываете? Какое у вас настроение?
- Кто является главным героем рассказа? 
- О чем этот рассказ? Оправдались ли наши предположения? 
Раз – подняться, подтянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – ноги шире
Пять – руками помахать
Шесть – на место тихо сесть. 
- Теперь возьмем в руки карандаши и шепотом, читая рассказ, отмечаем ? слова героев и их описание, так как в конце урока будем читать по ролям. Если у вас возникнуть затруднения, можно поработать в паре. 
- Встретились ли вам незнакомые слова? 
- А кто знает, что это за слово? А как вы думаете, что оно обозначает? 
- Верно! Слово «Дворницкая» - устаревшее, так как сейчас оно встречается редко. Оно обозначает строение, в котором дворник хранит свои инструменты. 
- Кто главный герой рассказа?
- Какие герои еще встречаются в рассказе? 
- Каким словом автор характеризует Котьку в начале рассказа? 
- Каким вы представляете себе Котьку Чижова? 
- Что можно сказать о ребятах? Какими они нам представляются? 
- Какое чувство охватило Котьку, когда он помогал ребятам засыпать горку? 
- Как же относились ребята к Котьке? Изобразим схему отношений на доске. 
Котька Чижов                   ребята 
(не понимал их, насмехался)
Ребята                   Котька Чижов 
(не доверяли, дружелюбно) 
- Какие отношения с ребятами были у Котьки до того, как он хотел сломать горку и после своего проступка? 
- Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька? 
- Что автор хотел сказать этим произведением? 
- А теперь давайте распределим роли. 
- Теперь читаем по ролям. Те ребята, которые не будут читать, оценят тех, кто читал за героя. Получится ли им передать образ, правильно ли прочитают, эмоционально ли? 
- Итак, ребята, с каким произведением какого автора мы сегодня познакомились? 
- Для чего Николай Носов написал этот рассказ? Чему учит нас? 
- А были ли у вас в жизни такие ситуации? 
- Что бы вы хотели пожелать таким детям, как Котька? 
- Скажите, пожалуйста, возникли ли у вас сегодня на уроке какие-нибудь трудности? Если да, то какие? 
Спасибо за урок! 
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настроиться на урок. 
А, И, О, У
ПА, РА
СИ, НИ
СО,ТО
МУ, КУ
ДА, ВА
ПРА
СНИ
СТО
МКУ
ДВА
Сто, два
Это имена числительные 
Николай Носов 
«Находчивость», «Фантазеры»
Дети 
Юмористический, сатирический 
Учат, как правильно вести себя с друзьями. 
Продолжить знакомство с творчествои Николая Носова, сравнить его произведения. 
Он писал о детях, с ранних лет увлекался музыкой, театром, сочинял и т.п.
На горке 
Мнения детей
(О детях, которые катаются на горке или сторят ее…)
Высказывания детей 
Дети слушают рассказ  
Весело, смешно 
Котька Чижов
О детях, которые строили горку и Котьке, который чуть не сломал ее. 
Дети работают с рассказом самостоятельно 
Да, дворницкая 
Устаревшее 
(мнения детей) 
Котька Чижов
Ребята 
Хитрый 
Хитрым, наглым…
Дружелюбные, добрые, вежливые 
Чувство радости. Он даже приделал ступеньки, чтобы было лучше взбираться на горку
Сначала – плохое, а после - дружелюбное 
Он уже вместе с друзьями строит горку, он веселый. 
Нужно быть добрам, делать все сообща и не портить то, что сделали другие. 
Котька 
Автор
Ребята 
Три человека читают по ролям 
Николай Носов «На горке»
Нужно быть добрым и не портить то, что делают другие, помогать 
Высказывания детей